На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Русский батюшка по фамилии Тэор
Русский батюшка по фамилии Тэор
6-го декабря празднуется память святого благоверного князя Александра Невского. У псковского воинского храма его имени - престольный праздник. Мое знание о святом князе Александре долгое время ограничивалось известными малозначительными фактами школьной программы. Но по воцерковлении идет коренная переоценка ценностей и все встает на свои места: встал на свое место в моей жизни и великий Князь.
К тому же мне довелось три года общаться по службе с настоятелем первого воинского храма в России, открытого после революции для богослужения, митрофорным протоиереем отцом Олегом Тэором, который заново открыл мне святого.
Отец протоиерей отвечает в Епархии за связь с армией, собственно, храм св. А.Невского находится на территории военного городка. Знаю только одного батюшку в нашей Епархии, который по своим общественным послушаниям, своему служению занят, возможно, более других священников Псковской епархии, но у отца Олега все равно есть время покрестить умирающего, причастить больного в раннее ли утро, поздней ли ночью, без устали и отговорок.
Отец Олег легок на ногу, быстр, за ним не угнаться: только ряса развевается, как парус, да сапоги командирские чуть касаются земли. В общем, летит, а иначе ему не успеть. Сапоги помогают и с горки ледяной скатится вместе с детками в паломничестве, и по занесенному снегом деревенскому кладбищу пройти, разыскивая могилы погибших в Чечне воинов, чтобы отслужить литию.
Он скрупулезно знает православную историю Псковщины, им открыты ее многие неведомые страницы. За много лет отец протоиерей собрал уникальную библиотеку в 30 тысяч томов, есть ли такая в столичных Духовных учебных заведениях, сомневаюсь. В музее храма хранится личное Евангелие с пометами Царя-мученика Николая II; записи дореволюционного клиросного пения одного из разрушенных московских монастырей, которые как мне рассказали служительницы храма, как-то прослушивали на старом патефоне, а вместо иголки был шип от розы: батюшка благословил, иглы патефонной не нашли.
Я помню его рассказ о паломничестве по православным приходам Франции, где его ждали и знают. Этого батюшку знают и в России, и за рубежом. Хорошо знают отца Олега и в Пскове даже люди, далекие от храма. Еще в советское время его можно было часто увидеть в автобусе, или пешим, непременно в рясе. Городской пейзаж без отца Олега был непредставим. Это сейчас его возят на авто, а раньше и на рейсовом, и на попутке, и пешком вся наша Псковская земля была им исхожена и изучена.
К тому же, отец Олег служил на многих приходах до того, как стать настоятелем храма А.Невского.
Как -то в разговоре отец протоиерей обратил мое внимание вроде бы на незначительный факт: оказывается, в некоторых столицах западного мира стоят храмы во имя А.Невского: в Париже, Хельсинки, Вене, Таллине, Софии, есть храмы во имя нашего святого князя в Германии, Швеции, Грузии, Азербайджане, Литве. А тут услышала: недавно разобрали храм А. Невского в Ташкенте.
За три года мне довольно часто приходилось вместе с отцом Олегом бывать на освящении зимнего и летнего лагерей под Стругами наших артиллеристов из десантной дивизии. Иногда батюшка прямо в лагере крестил желающих принять Православную веру. Как-то приехали, а командир полковник А.М.Сгибнев сказал батюшке: "Вы в прошлый раз забыли освятить нашу палатку, так она чуть не сгорела, теперь начните с нашей командирской".
Храм принимает паломников, которые ночуют прямо в храме, отец Олег исповедует уже далеко за полночь, а утром опять к престолу. Храм А. Невского единственный в Пскове, где можно заказать чтение Псалтири у гроба усопшего, работает до позднего, до 23 часов, а открывается в шесть утра. Литургию служат ежедневно.
К Рождеству Христову и Пасхе отец протоиерей рассылает всей дивизии поздравления: от солдата до командующего, а также родственникам погибших из нашей дивизии в военных действиях в современных войнах. Батюшка молится об убиенных воинах всех войн, служит панихиды на кладбищах и воинских захоронениях. Молится о спасении многострадального народа Сербии и о здравии воинства России; служит панихиды по жертвам геноцида армянского народа.
Отец Олег Тэор окормляет Ильинский храм в Выбутах, что на родине великой княгини равноапостольной Ольги, храм Климента папы Римского на берегу Великой в Пскове. Не однажды я участвовала в Крестных ходах вокруг Пскова, которые ведутся по благословению нашего Владыки Евсевия каждый месяц для благоденствия горожан и укрепления в вере живущих. Отец Олег со своими прихожанами в Крестном ходу навещает воинские захоронения, служит литию, не оставляет без молитвы погибших воинов.
Один Крестный ход храма св.А. Невского, помню, был во имя уменьшения аварий на дорогах.
В Ольгинский день, когда наши прихожане из своих храмов идут Крестными ходами в Кремль на молебен, самый красивый Крестный ход храма отца Олега: идут десантники с хоругвями и иконами. И так красиво, что сразу веришь, что все у нас будет хорошо, что Господь нас не оставит, спасет от падения нашу страну.
Говорит отец Олег мало и коротко, но слово его золотое. Глаза у протоиерея голубые и все время смеются, он кроток и смирен, но если повысит голос, то значит надо вразумить. Говорят из его паствы, что батюшка прозорлив, в чем сама неоднократно убеждалась, а духовные чада, которых немало по всей России и за ее пределами, тихо обожают батюшку. Что-нибудь выпытать у отца Олега из собственной его биографии - мука мученическая, поэтому мое интервью с отцом протоиереем, признаюсь честно, не очень удачное, но отец Олег сказал в нем главное и важное, и за это Слава Богу. Похвала священнику нашей Церковью не одобряется, но это и не похвала, а виденое и слышаное. Правда.
р.Б. Наталья
Родился батюшка в 1944 году в православной семье, на Волге, куда была эвакуирована из Пскова его мать, пережившая первые бомбежки города. Потом вернулись обратно, в Псков. Рукоположен Олег Тэор во диакона был в 1970 году, на Вознесение Господне, и десять дней прослужил в этом сане в Свято-Успенском Печерском монастыре. А потом, как он рассказывает, через десять дней, на Троицу, "меня рукоположили в Троицком Соборе во священника. И вокруг престола меня водил отец Иоанн (Крестьянкин). Мы вместе с ним из монастыря приехали". Еще много лет назад батюшка был в городе "справочным бюро", и всем вопрошающим рассказывал, где и какие есть псковские святыни, как их найти, как доехать, каким автобусом.
-Батюшка, из какой Вы семьи?
-Родители в Бога веровали, Бога признавали. Даже, когда был вопрос о моем вступлении в октябрята и далее - у нас в семье были против этого. И я не был ни октябренком, ни пионером.
-А фамилия Ваша откуда?
-Тэор - фамилия эстонского происхождения.
-Какими дорогами, отец Олег, пришли к Богу?
-Уже со школьной скамьи прислуживал в деревенском храме св. Николая на Псковщине, а потом церковь закрыли. У меня не было данных для пения, слуха не было. В то время петь в церкви требовалось по нотам, священник должен был уметь красиво петь и иметь слух. Поэтому я не готовился быть священником. Но при Хрущеве увидел, что храмы закрываются, и лишь бы какой священник служил, даже бесслухий. Тогда многие люди уже вымерли, которые стояли за строгое пение. И чтоб лишний замок не был бы на храме, я решил посвятить себя служению в Церкви и быть священником. И мне сказали, что я могу быть священником. Был бы открытый приход, хоть для нескольких человек, чтобы удовлетворить их духовные нужды.
-И где Вы начинали служить?
-Я начинал в Троицком Соборе и в Дновском районе, село Белая. Там пятипрестольный храм Рождества Богородицы. Его должны были закрыть, но с Божией помощью, и я старался, храм стал действующим, каждый престол - на своем месте. Храм был холодный, мы восемь печей сделали.
-Батюшка, многие наблюдали в телевизионных репортажах, в начале 90-х годов историю с храмом Александра Невского (1907-1908гг.). Это была трудная история, с этапами Вашего стояния и прихожан за храм. Вы служили возле него, а там тогда был аптечный военный склад. А еще раньше там был военный клуб, молодежь танцевала, знакомились, веселились в церкви.
-Я видел, что такой храм Пскову очень нужен, большой храм, удобный для современного Богослужения. Когда народу много, служителям трудно выполнять в храме необходимые обрядовые действия, особенно, когда служит Владыка. Когда стали отвоевывать его, я увидел, что такого храма в Пскове удобного нет, как этот. Храм св. благоверного князя Александра Невского после Троицкого Собора - самый большой в Пскове. Это был храм Омского полка.
-А как складываются Ваши отношения с армией? Вы же и в Чечню летали с нашими десантниками.
-И не один раз, да и в Сербию летал. Я поначалу не думал о связи с армией, но у меня было много знакомых военных, ко мне обращались с горем или с чем-то еще, я им отвечал. По армейским вопросам обращались, и когда мы открывали храм - военные нам его не отдавали. А мы им говорили, что это здание наши предки строили не для аптечного склада, а для того, чтобы молиться.
-Теперь Вы дружите с военными?
-Да, дружим. И тогда приехали с Верховного Совета люди и стали предлагать сделать воинский храм, чтобы ходили в храм военнослужащие, чтобы была помощь какая-то духовная. Даже некоторые батюшки в Москве, которые окормляли военных, говорили: "Надо же, во Пскове воинский храм есть!" Тогда в России не было таких действующих храмов. Официально мы начали служить в 1992 году, а зарегистрировали нас в 1991- м, но уже на улице служили намного раньше.
-Чем же Вы помогаете нашим солдатам?
-А всем, чем можем. И гуманитарной помощью, духовной литературой.
-Зачем в Чечню летаете, отец Олег?
-А чтобы их поддержать и служить. Солдаты рады, они нуждаются в этом. Нуждаются в моем посещении, что мы ради них приезжаем. Посылали бумагу, чуть ли не тонну, конверты. Собирали ручки, мыло, зубную пасту, сладости.
-Помогает Вам армия сейчас?
-Больше мы им помогаем, нам сейчас передали старые дома памятники архитектуры, разваливающиеся казармы Омского полка, а мы хотим, чтобы они жили. И я пригласил военнослужащих помочь нам мусор убрать, мы будем потом ремонтировать, начнем первый этап восстановления.
-У Вас при церкви еще есть музей, церковный архив, библиотека.
-У нас и сайт свой, есть электронная почта.
-Есть компьютерщики, батюшка?
-Постоянных нет. У храма нет столько денег, но помогают нам те, кто хочет этим заниматься, и опыта сами набираются, работая с компьютером. Для храма.
-Что Вы думаете, отец Олег, о современной жизни, что характерно для нее сейчас?
-В разное время бывают по-разному. После революции тоже голые ходили физкультурницы. И были люди, которые на это внимания не обращали, в церковь ходили, людей много в церкви было. И в концлагеря верующие шли с пением.
-А с каким грехом ныне Вы особенно часто сталкиваетесь в исповедях?
-Пьянство и разрушение семьи, измена, непостоянство.
-Есть ли надежда выкарабкаться, батюшка?
-Надо, чтобы глаза открылись, очи духовные, надо жить по-православному. И сейчас такие люди есть, только нужна на это решительность. Случилось - упал. Встал. Поисповедовался, пошел дальше. Не падать духом. Просить у Бога помощи. Человек сам ничего не может, и он должен это понять. С Божией же помощью все сделает.
-Чтобы Вы хотели пожелать, сказать людям, батюшка?
-Я желаю, чтобы у людей открылись духовные очи.
-А как?
-Когда грехи бросят, будут жить по Божиим заповедям. И это сделать очень просто и доступно в лоне Православной Церкви.
-Как грехи-то бросить? Мы и не замечаем, что грешим, с чего начать?
-А надо посмотреть на себя.
-Как посмотреть на себя?
-Сличить с заповедями Божиими свою жизнь: в чем она сходна, в чем не сходна. И в чем не сходна - покаяться. И когда этот процесс начнется по-православному, так и дальше пойдет, а если не по-православному, то человек уйдет в сторону, в крайности, уйдет в прелести или в самообольщение, потому что он будет ослеплен. Надо открыть глаза.