На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Лучшее время жизни - пасхальное
Лучшее время жизни - пасхальное
Особняком в нашем паломничестве по Дедовичскому благочинию тогда в 2007 году на Пасхальной седмице, был Рождественский храм села Белая Дновского района.
На праздновании третьего дня Пасхи, в Светлый вторник, праздновалась икона Божией Матери Иверская в селе Белая. На празднике служили десять человек духовенства, прихожан собралось около пятидесяти. Хотя настоятель храма Рождества Богородицы в Белой иеромонах Алексий о вечернем Пасхальном богослужении в Пасхальное воскресение сообщил: "Даже дверь не скрипнула, ни одного человека не было". Архимандрит Павел (+2009), возглавлявший литургию Светлого Вторника, сказал: "Третий день Пасхи здесь праздник заветный в честь иконы Божией Матери Иверской.
Была в храме особая чудотворная Иверская икона, которой молилась вся округа, а это более 50 деревень и сел. В послереволюционное большевистское лихолетье, в которое враг рода человеческого, дьявол, не терпел ни храмов, ни святынь, эта чудотворная икона жестокой, безумной рукой была изрублена вместе с иконостасом и другими иконами этого храма. Все было сброшено во дворе, чтобы сжечь, но одна добрая благочестивая женщина, рискуя, подкралась к этой горе икон и взяла одну досочку, как святыню, для своего дома, как щепочку от святыни этого храма. Она, возможно, даже не видела, что берет, для нее была важна доска. Но это был Промысл Божий: на доске был Лик Господа нашего Иисуса Христа Младенца от иконы Божией Матери Иверской, чудотворной. После открытия храма эта досочка была принесена в храм, потом мы заказали написание иконы Божией Матери Иверской, но вставили в новописанную икону частичку от самой чудотворной иконы, и определили эту икону на то место, откуда в этот храм двигалось все безобразие, где были расширены двери, через которые в храм загоняли трактора, сеялки - это была ремонтная мастерская МТС".
Когда-то в этом храме архимандрит Павел служил двадцать лет, о чем и рассказал нам:
"Люди в Белой были удивительными людьми, прекрасными, любвеобильными. Собралась община, выпросили священника, но священники не держались в Белой, ужасались разрухе, в которой находился храм. Тогда прихожане решили жаловаться Патриарху, потому что были разочарованы - Владыка не давал священника, и жизнь в храме не налаживалась. Приехали просить священника к Владыке Иоанну (Разумову), и Владыка отправил меня в командировку в Белую, просил послужить. А я тогда был иеромонахом и насельником Псково-Печерского монастыря, куда приехал из Новосибирской епархии.
В Белую приехал на Крестопоклонное воскресение, собралось довольно много народу, нормально прошла служба, я дал поцеловать крест и пошел в алтарь потреблять Святую Чашу. Зашла за мной алтарница и говорит: "Вас вызывают". Вышел из алтаря и поразился: ни один человек из храма не ушел, все стояли в храме, и когда я вышел к людям, многие опустились на колени и просили: "Батюшка, ради Бога, останьтесь у нас". Для меня это было искушение, и из меня, не знаю как, вырвалось: "Если благословит Владыка, я у вас буду служить. Сам проситься к вам не имею права, потому что я монах и живу в монастыре". Тогда они придумали требы и я походил день или два по деревням, причащая больных, а сами люди поехали впереди меня к Владыке просить, и когда я приехал доложить Митрополиту Иоанну о служении в Крестопоклонное воскресение, Владыка мне сказал: "Ну что ж, слово не воробей. Ты сказал, если Владыка назначит - ты согласен. Возьми указ". Поклонился Владыке, а он мне говорит: "Можешь принять Белую как милость Божию, или как епитимью за грехи юности" - было мне такое благословение с юмором от Владыки Иоанна, и я его никогда не забуду.
Мне было очень легко в Белой. Там добрые люди, там много было старых дев, чьи женихи погибли на фронте, много было вдов. Они работали в колхозе на тяжелейших работах, и стали такой подпольной бригадой, которая ежедневно приходила в храм: мы восстанавливали церковь. В храме бывали службы, но когда шел дождь, ставили тазики, а них клали банные веники, чтобы вода не хлюпала во время литургии. Икон было мало, храм в прошлом был мастерской МТС. Отец Олег Тэор, который тоже служил в Белой незадолго до меня, сделал доброе дело - организовал людей, уже была община, и я с этим церковным активом и дослужил до тех пор, пока Владыка Владимир не назначил меня на строительство храма в Дедовичах.
Между прочим, Дновский райком партии "обвел" меня красным карандашом, считая врагом номер один. Когда в начале 90-х годов начались какие-то движения в пользу Церкви, а в журнале "Наука и религия" появилась статья о том, что православный деревенский приход служит людям делами милосердия, когда сняли фильм "О небесном и земном" о нашем приходе в Белой, стали на нас по-другому смотреть.
Помогла нам партийная Продовольственная программа в СССР, потому что у нас на приходе было шесть коров, но записаны они были на наших прихожан - бабушек, при храме нельзя было держать коров. Моим диаконом был отец Всеволод, очень энергичный юноша, он сейчас настоятель храма Рождества Христова в Пожеревицах, иеромонах. Тогда мы были образцом исполнения Продовольственной программы на православной деревенском приходе: мы сдавали государству молоко, мясо, шерсть, и Дновский райисполком в лице его главы Груздова, личности яркой и доброй, нам подарил дорогой телевизор японский и видеомагнитофон за первое место по выполнению Продовольственной программы в районе.
В Белой была бабушка, которая не любила, когда ее называли бабушкой, она была целомудренной девицей за восемьдесят лет. Пела необыкновенно, будучи еще простой деревенской девушкой, она причащалась с Царской семьей в храме Спаса на Крови, много раз причащалась с рук дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского, о чем много рассказывала. Можете себе представить: я понимаю - богословие, Духовная академия - все это хорошо, но может ли какой-нибудь современный профессор богословия сравниться с этой бабушкой? Очень много было таких людей в моем окружении в Белой. Многие знали отца Симеона, ныне прославленного, в Псково-Печерском монастыре. Я окормлялся в свое время, и был на попечении у старца схиигумена Кукши Одесского, и мне рассказывали о старце Симеоне, я о нем слышал уже тогда, потому что дух у нас один - православный.
Помню, когда мы восстанавливали храм, на карнизе храма мы нашли много болтов, гаек, ветоши, потому что местные механизаторы, несчастные люди, которым опустошили сердца, бросали эти болты и гайки в иконы Архангелов, стреляли в свод храма из ружья, и здесь остались следы от дроби. Где эти люди? И в какой книге они записаны? Хорошо, если они успели раскаяться перед своей смертью и принесли Господу искреннее покаяние.
Покров Матери Божией был над этим святым местом: подошло благоприятное время, снова зажглись лампады, стало прославляться Имя Божие. Храм в Белой был обречен и уже никто не верил, что сюда возвратятся огоньки лампадочек и свеч. Народ нашей необъятной матушки - России был под безбожным бесовским давлением послереволюционного режима, но это развеялось как туман, и выглянуло во всех уголках нашей матушки-России солнце Православия, солнце нашей истинной веры.
Сегодня в этом храме мы празднуем торжество Воскресшего и торжество Православия - все-таки это место не погибло, этот кусочек Царствия Божьего на земле и сейчас принадлежит Богу, и раздает добрым людям благодать Божию. Сейчас мы приложимся к иконе Воскресшего, к Воскресению Христову, к иконе Божией Матери Иверской, где вставлена досочка от самой чудотворной иконы Божией Матери Иверской. Отец Александр Ельчанинов в своих записках пишет: "Люди со слабой верой ищут чудес, истинные христиане во всем видят чудо Божие". И то, что мы с вами - верующие в таком безбожном государстве - это чудо Божье, что храмы открыты сейчас и мы здесь с вами - это тоже чудо Божье. Я уверен, что нет ни единого уголка в России, чтобы в эти дни Пасхи Христовой не ликовали, не христосовались люди этим радостным Пасхальным приветствием: Христос Воскресе!"
Отец Павел поблагодарил отца настоятеля храма иеромонаха Алексия за поддержания чистоты и благолепия в этом намоленном храме. "Кто бы ни входил в этот храм, а я служил в нем двадцать лет, - сказал отец архимандрит, - все говорили: чувствует сердце, чувствует душа благодать Божию. У нас много святынь, и святыни не погибают. Сегодня многие пожилые люди помнят, как этот приход ликовал и торжествовал в Светлую седмицу, прославляя Божию Матерь и чествуя Ее святую икону Иверскую. Радость Пасхальная продолжается, храни вас Господи! Наш Владыка Евсевий просил передать всем вам, дорогие братия и сестры, святительское приветствие и поздравление с Пасхой Христовой, с праздником иконы Божией Матери Иверской, и Владыка шлет вам свое святительское благословение. Могу поделиться, нет такого уголка в нашей Епархии, с которым бы не соприкоснулось бы сердце нашего Владыки Евсевия. Христос Воскресе!"
На богослужении в Белой мы разговорились с пожилой прихожанкой - бабушкой. Она переживала, что служба большая, а дома коровенка голодная, надо идти кормить и доить. Рано ушла из дома, пока на автобусе ехала, да пешком до Белой шла три километра, да молилась - время прошло достаточно, а надо еще обратно идти. Но тут же она вспомнила, как однажды пошла вот так же на праздник, корова должна была вот-вот телиться: "Иду в церковь и думаю: Господи, как же быть, но идти на литургию надо. Пришла обратно домой, захожу в хлев - а она уже телилась, все нормально, Господь все управил".
Поговорили мы и с Сережей, который живет в Белой при храме, ему 35 лет, в пять лет мама отдала Сережу в детский дом, в 24 года его крестил отец Павел, и о Сереже он сказал: Божий человек. Сережа здесь все убирает, кладбище привел в порядок, яблоньки побелил, чтобы было красиво. Он - звонарь, алтарник, когда есть необходимость.
Сережа красивый и чистый человек, когда мы его спросили: "Сердишься на маму?" - Он ответил: "А чего на нее сердиться, я за нее молюсь". Такие люди, как Сережа, сейчас редкость. В благочинии отца Павла вся Россия как на ладони, и видно, как она жмется к храму, видны лучшие ее лица. Они - здесь. В церкви.
В Гаврово мы зашли в недавно построенную аккуратную часовенку в честь святых апостолов Петра и Павла. Часовенка деревянная, чистенькая, вся светится, с резьбой по карнизам. Здесь была икона святых апостолов Петра и Павла, и народ собирался на престольный праздник, прихожане села Белая служили молебен апостолам Петру и Павлу, водосвятный, поздравляли друг друга.
Осипов Григорий Николаевич, председатель здешнего хозяйства, согласился построить часовню по совету отца Павла, и сделали это очень быстро. Раба Божия Нина открывала для нас часовню, которая содержится в чистоте и порядке ее стараниями, и настойчиво звала на Пасхальное молочко архимандрита Павла с гостями. Видно, что здесь архимандрита любят. Но архимандрит сказал, что "к девушкам в гости не ходит", правда, девушке было далеко за шестьдесят. Но в эти Пасхальные дни попадался нам народ русский в лучшие свои мгновения жизни - Пасхальные. Народ воодушевленный. Только в праздники нашей Святой Церкви мы еще похожи на народ".
р.Б. Наталья