На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Новая Ева
Новая Ева
Много лет живу в Пскове, а он всё равно удивляет меня своей красотой, какой-то нерушимой гармонией. Во всём псковском пейзаже ощущается, что появление Пскова в Русской истории, появление этого города на Русской земле произошло особенно: по благословению Божьему через великую княгиню Равноапостольную Ольгу. Это дает возможность надеяться, что город наш непростой, а те, кто ломает город, уставляя его магазинной рекламой, которая уже почти закрыла весь старый Псков, ищут себе бесславие.
Несколько лет назад мы стояли с игуменией Елисаветой (+2010 г.) на улочке Некрасова, напротив храма Старого Вознесения, и говорили об основательнице Пскова, первой христианке на Руси, устроительнице Русской государственности великой княгине Ольге. Был июль, дни перед Ольгинским празднованием, тепло, немногочисленные прохожие оборачивалась, рассматривая необычную фигуру монахини в городском пейзаже. Игумения говорила о святой Ольге:
У Руси есть особенность – она находится под покровом святой Девы Богородицы, имеет особое покровительство Божией Матери, особое заступничество, особое ходатайство Ее за Россию, за русский народ. Россия – есть удел святой Богородицы, и для Руси важно материнское начало, потому что Матерь Божия - есть Матерь всех живущих. Новая Ева, Которая исполнила то, что не исполнила Ева первозданная. Сама Русь Святая проявится Промыслом Божиим через женщину, причем, через женщину, исполненную величия, мудрости глубокой, исполненную совершенства духовного и нравственного, мужества, которое свойственно обычно мужам, а не женам. Святая Равноапостольная княгиня Ольга была первым государственным человеком на Руси. Да, до нее были правящие князья, в том числе, и муж ее Игорь, но даже он, будучи князем, преклонился перед ее духовным и нравственным совершенством.
Она была незнатного рода, а он был князь великий первопрестольный, но он увидел ее чистоту, ее целомудрие. А история их супружества была такова: когда Ольга правила переправу, то князь Игорь - человек диких языческих нравов задумал нечестивое дело по отношению к этой простой девушке, но Ольга преподала ему серьезный урок. Она поставила его на место, встала на защиту своего целомудрия, и это заставило князя преклониться перед ней: он понял, что она будет истинной супругой. Истинной женой. И он не ошибся, потому что в ее лице он обрел спутницу жизни, которая показала преданность и верность своему супругу – язычнику всей своей жизнью.
Ольга стала, прежде всего, женой и матерью. Весь ее труд состоял в том, чтобы обуздывать мужа, хранить семейный очаг. Муж - язычник и воин совершал бесчисленные походы, а у Ольги – постоянные переживания за его жизнь, за судьбу страны. Бремя забот правителя страны – Игоря, ложилось и на плечи княгини Ольги. Она незримо несла этот крест, при этом, в силу своей нравственной чистоты, тянулась к истине, а истина тогда уже была известна, и эта истина была – Христос.
Поэтому княгиня Ольга первая на Руси из всех государственных людей сознательно принимает христианство. Причем, она сочувствует ему, принимает его всей душой, но находится в послушании у мужа и не принимает крещения, поскольку муж ее не был крещен, хотя пытается склонить его к крещению. Это ей не удалось, хотя она пыталась привести князя к Богу, и он уже был готов принять крещение, но боялся своих же соплеменников: все были язычники. Как они этот шаг воспримут. Что скажут. Вот этот фактор, это человекоугодничество не позволило ему исполнить послушание, которое хотела видеть от него его жена. В семье должно быть послушание жены - мужу, и мужа – жене. Жену же тоже Господь ведет, и она дана как опора мужу, а последствия этого непослушания князя Игоря были трагическими.
Если бы князь Игорь принял крещение, возможно, судьба его сложилась бы иначе. Чуткое женское сердце пыталось привести его в объятия истины, но, увы, он испугался и не послушал мудрой своей жены, что часто встречается и в нашей нынешней жизни. А дальше последовала его трагическая смерть. Она ее предчувствовала, поэтому и увещевала, торопилась с крещением. Ее поступок, который многие осуждают, когда отомстила она за смерть своего мужа. Но какое это было мщение? Древлянский князь, убивший ее мужа, «положил глаз» на Ольгу: она была мудрая, красивая, достойная женщина. И убийство Игоря, возможно, было связано с тем, чтобы завладеть ею, как добычей. Она это знала, и когда осталась беззащитной и осиротевшей, потеряв мужа, как она могла бороться с такой ратью? Тогда не было Закона, язычники могли сделать что угодно: завоевать Русь, взять всех в плен. Князя нет, главы государства нет. Ольга проявила величайшую мудрость - дала ему согласие, расположила его к себе, проявив женскую тонкую мудрость, потом попросила у него дары. Не было у нее другого выхода, и пришлось идти на крайнюю меру. Она истребила их потому, что ей нужно было отстоять свое целомудрие, свою чистоту, как жены, преданной своему мужу. И в этом плане она не подлежит суду, потому что женщина, которая отстаивает целомудрие и чистоту супружества, или девства, имеет право на все. Ее сам Господь оправдает.
Две чаши святые: материнство и девство, то, что так сейчас попирается и втоптано в грязь, на самом деле у Бога это очень высоко, и поступок Ольги оправдан. Она защищала свой дом, свою семью, свою честь и честь своего мужа. Жена - есть венец мужа, и ее честность, ее чистота - есть венец мужу. Благочестивая жена является наградой мужу. Княгиня Ольга, будучи язычницей, проявила высочайший уровень благочестия: не дала быть поругаему мужу через нее, и после его смерти. Она сумела себя защитить, свой дом и свою страну.
Судьба святой Ольги была очень тяжелой. Став женой киевского князя, она не посещала родину, не была в Пскове. Приехала сюда, когда он собирал дань, когда был убит. И пришлось ей брать бремя государственного правления на себя, потому что больше нести его было некому. Она увещевала сына своего Святослава, который был грубым язычником, принимал участие в походах, она пыталась склонить его к крещению, но и сыном не была понята. Трагедия, которая совершилась с ним, была следствием непослушания матери. Если вдуматься, сколько эта женщина перестрадала за близких, за мужа, за сына, сколько она вынесла. Ее не слушали, а результатом этого явилась смерть мужа и смерть сына. Но кого больше ранила эта смерть, как не ее сердце? И исполненная мужества, все упование свое она положила на маленького внука - князя Владимира. Этот ребенок, незаконнорожденный, был ею защищен, как орлицей. Она покрывала этого младенца всем тем, что накопилось в ней – горя, беды, а для младенца Владимира - как оберегательная рубашка.
И еще один решительный шаг. Ее почитали не только языческие князья за неженские, мужественные поступки, что вызывало почтение. Но даже византийские Патриархи, византийские императоры тоже знали об этой жене. Она была исполинского духа женщина, которая сумела на себя взять бремя всех тягот. Она принимает решение принять христианство в языческой Руси. Причем, ее зовет замуж византийский Император. Казалось бы, это и для государства, и для страны хорошо, но для нее святыня семьи и преданность умершему супругу - язычнику оказалась превыше всего. Выгодный уместный брак не состоялся. Цельность, неделимость внутренняя, духовная отличали Ольгу.
Как Господь определил ей супруга, так она была всю жизнь ему предана. Она обманывает и византийского Императора, согласившись стать его женой, поставила условие: крестить ее должен был византийский Патриарх. А крестным отцом попросила стать Императора. И после крещения она объявила ему, что крестный отец не может жениться на своей крестной дочери. Из чего видно, что она хорошо знала христианские законы, христианскую догматику, а христианская вера этого не разрешает. Потом он ей говорит: «Перехитрила ты меня, Ольга». Она сделала его своим родственником, духовным родственником и заставила его уважать себя, не озлобиться, не вознегодовать, а уважать.
Будучи совершенной матерью, совершенной женой, она стала совершенным общественным деятелем. Она родоначальница русского княжеского рода, русской государственности. Князь Владимир шел по ее стопам. Она строила храмы, она устрояла церкви, ставила поклонные кресты, рушила языческие капища. Она совершала величайшую духовную работу на Руси. И, конечно, ей была дорога ее любезная родина – Псков. Здесь как раз больше всего тех знаков, которые она оставила в память о христианстве, давая отметины тому, что она есть русская жена - христианка.
Наверное, сама Царица Небесная воздвигла эту Великую княгиню, русскую женщину, которая во всей истории вселенной стоит особняком, и ни один государственный муж не сравниться с нею, потому что в этом слабом сосуде женском явилось невероятное мужество, даже мужам, не свойственная сила духа, невероятная мудрость. Это был особый Божий дар великой княгини. И мы говорим о ней, как о нашей праматери для Руси. Она – Ева, духовная мать, которая покровительствует нам.
У нас и земля женская – Россия, и название женское. Мы не знаем всех Божественных тайн, а ведь в Царствие будущего века какая роль будет женщины? Здесь-то страдальческая, а может Там ее Господь возвеличит. Здесь - наказание за грех, от женщины пошло все непослушание, а, может, ее страданием Господь возвеличит жену. Для России характерно материнское женское начало, на этом стояла Русь и это лежит в основе государства, и то, что сейчас совершается, эта разрушительная работа, растление молодежи - это рубить Россию под корень. Это разрушение основ.
Если женщина чиста и непорочна - она путеводительница в Царствие Небесное, и ни один муж ничего не может сделать без жены. Ему дан талант, даны дары, а ей дано быть этим путевождем. Но именно она вдохновляет мужей и зовет к более высокому нравственному совершенству. Именно она поводырь слепого мужа, хотя роль ее незаметная, что Господом определено. Она в тени смиренно. Но если не будет рядом с мужем такой женщины, то не будет и мужа. Он не состоится без истинной жены.
Поэтому, наверное, у нас и нет мужчин, потому что исчезают истинные женщины. Подвиг Ольги мы очень мало осознаем и понимаем. На самом деле величие ее и святость просто неизмеримо значимы для Руси. Дай Господи, святыми ее молитвами, чтобы процветала наша Русская земля под великим благословением и покровом Ольги, особым ее служением перед Богом, как жены. Святая Ольга - пример величайший во всей истории человечества, и можно только с благоговением и страхом взирать на эту святыню ее величайшей небесной души. Нигде и ни в чем никого не предала истинная хранительница своего домашнего очага, а очаг был очень большой – целая Русская земля, и вся Русь для нее была родным домом и пеклась она о ней, как заботливая мать.