На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Игумен Спиридон, наместник Никандровой пустыни
"На какую-то ступеньку всходишь, уже чувствуешь потребность идти дальше".
Древнее монашество первых веков христианства начиналось с пустынножительства. Собственно, первым монахом стал по образу жизни Креститель Господа нашего Иисуса Христа – Иоанн Предтеча, живший в Иудейской пустыне. В русском языке безлюдным местом, некоей параллелью пустыне стали дремучие леса, болота, острова – русская пУстынь. Что такое монашеское пустынножительство современный человек плохо представляет и не понимает. Зачем уходить от людей, почему надо претерпевать мучения и физические, и духовные в одиночестве? Зачем нужно молиться в безлюдье, если можно это делать в храме? Но в совершенном одиночестве голос Бога более слышен, и ценой лишений и духовной борьбы, происходит непосредственное молитвенное общение с Богом.
Преподобный Никандр - единственный из псковских святых закончил свою физическую жизнь в пустыни, в порховских лесах, и еще при своей жизни указал, где взять храмовую икону и построить сам храм. Благовещенская церковь была построена на месте погребения святого, а пустынь превратилась в богатейший монастырь, полностью разрушенный большевиками в 20-е годы XX столетия, были утрачены и святые мощи преподобного. Когда мы там были в середине девяностых годов, помню восстановленную деревянную часовню, настил перед ней, на котором игумен Павел (Кравец) служил первую литургию: праздновалась память святого. Это был октябрь, и отец игумен призвал молящихся к «веселому терпению» - уже был легкий морозец, а народ молился «на свежем воздухе». Помню, какое-то тепло подхватывало меня, и за три часа литургии и молебна Никандру-пустынножителю никакого холода не почувствовала. Счастье было пережито большое.
Приехав через несколько лет в эти порховские края, пустынь не узнала: высились два прекрасных рубленных деревянных храма, названных по благословению нашего Владыки Евсевия во имя святых Царственных мучеников и образа Божией Матери «Взыскание погибших», на месте разбитого огромного Благовещенского храма аккуратно лежали кирпичи для стройки. Подумала про себя, как же восстанавливать храм, если монахов нет и десяти, трудников маловато... но Господу всё возможно, и уже воздвигнуты колокола на восстановленный Благовещенский храм. Слава Богу! А тогда, в 2006 году 7 октября в день памяти преподобного Никандра еще лежали эти кирпичи на будущей стройплощадке, и мы разговаривали с наместником монастыря игуменом Спиридоном (Иващенко). С монахом сильно не разговоришься, да и вопросы наши были простые, как и ответы игумена.
р.Б. Наталия
- Отец Спиридон, наши псковские святые, преподобные похожи своим смирением, кротостью, чудотворением, но они – разные. А какой он - преподобный Никандр?
- Во-первых, он пустынножитель, простой монах. И если в его душе созрело желание уйти в пустынное место, это тоже подражание древнему пустынножительству. Монастыри фактически начинались с пустынножительства: буквально уходили в пустыню первые монахи Антоний Великий и Макарий Египетский. В душе каждого монаха, который стремится к совершенству, рано или поздно созревает желание уединения для молитвенного общения с Богом. Но для этого надо смирение и готовность к такому образу жизни, а жить в полном одиночестве не каждый готов. Эту готовность обычно проверяли старцы, духовники, которые определяли и видели: посильно это жительство иноку или нет, и благословляли. Монах уходил, и не безрезультатно: под конец жизни люди его узнавали и сразу получали результат своих просьб в молитвах пустынножителя.
Еще в атеистическое время в справочниках по аномальным зонам Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных на земном шаре, о которой говорили, что здесь хрономиражи и время идет по-другому. И неспроста это. В советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и просто ночевали здесь, молились в лесу, видели Преподобного: он обходил монастырь с крестом и благословлял. А по-научному это называли тогда хрономиражи. Для нас, верующих, еще одно доказательство молитвенного подвига Преподобного.
- Результат пустынножительства – появление мощной духовной силы?
- Господь дает пустынникам и дар прозорливости, и дар чудотворения и, достигнув такого совершенства, человек может принести намного больше пользы и обществу, и страждущим.
- А у Вас был совершенно осознанный выбор, Вы так и шли к цели – монашеству?
- Да... У меня родители верующие. Мать пошла в школу, помню, и сказала: «В пионеры вступать не будет - и все». В комсомол я уже сам осознанно не вступал. Служил в строительных частях, штукатурил, и сейчас приходится показывать нашим работникам, что и как делать. Год служил в Узбексистане, год - под Москвой. У нас многие батюшки служили в строительных частях, у кого не спросим – служили в стройбате. Но армией я, в общем-то, доволен. Там отношения во многом складываются от того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если ты молодой - тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив – тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, что можно, а что нельзя.
- Разные есть люди, отец Спиридон, и кто-то может сказать о монахах: им хорошо, они взяли и ушли, а мы тут в миру остались. Им и посты легче исполнять - нет рядом холодильника, и молиться легче - ничто не отвлекает, нет телевизора и т.п. Так ли это? Что же в пустыни на самом деле?
- Есть и физические трудности, но идет еще сильная духовная борьба, мысленная. А зачастую она переходила в борьбу с реальными явлениями: привидения устрашали...Но здесь так: на какую-то ступеньку всходишь - уже чувствуешь потребность дальше идти.
- Когда Вы были пострижены?
- В 1988 году, постриг принял в Псково-Печерском монастыре и там подвизался четырнадцать лет.
- Понятно, что все делается в этом мире Промыслом Божиим, но вот возрождать самому монастырь – это можно определить как великое счастье?
- Конечно, это Промысл Божий, и у нас все делается по благословению чиноначалия. Владыка присмотрел меня в Печерах и послал сюда.
- Просто вот так увидел? Отметил взглядом?
- Да, но я у него на глазах был, потому что был ризничим. И, конечно, подготовка к праздникам, когда приезжает наш Владыка, а ризничий отвечает за все храмы материально и готовит все к богослужению.
- Ваше послушание – монастырская ризница в Псково-Печерском монастыре? Там же был известный ризничий отец Серафим (Розенберг).
- Да, я у него все и перенимал.
- Вы его застали, отец Спиридон? А что же можно вспомнить о легендарном ризничем?
- Все хорошее можно вспомнить. Он был очень трудолюбивый, старой традиции – у него ничего не пропадало, все было на своем месте. Сам он ходил всегда в заплатанной одежде.
- А с какого времени, отец Спиридон, возрождается Никандрова обитель, появились монахи?
- Владыка благословил с 2000 года, но почитание этого места было всегда, приезжали православные поклониться преподобному Никандру, и благочинный наш отец Павел (+ 2010 г.) здесь служил литургии в день преподобного Никандра, 7 октября. А я тут всего три года, были до меня иноки, и до нас расчистили территорию от леса. Все заросло, деревья огромные. Солдаты помогали из Псковской десантной дивизии, приобретали у нас опыт выживания.
- Сейчас Бог так помогает, что прямо на глазах поднимаются из праха разрушенные монастыри, но на это нужны деньги, чтобы покупать лес, нанимать рабочих, не все же во Славу Божию трудятся?
- Постоянных жертвователей у нас нет, самый крупный жертвователь – Владыка, он нам дает средства, а понемножку все помогают.
- За пять лет построили два храма в обители.
- Да, быстро построили, строили местные порховские плотники. Стараются. И лес наш, выписываем тут же.
- Почему, отец Спиридон, такой выбор в названии храмов – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и во имя Царственных мучеников?
- Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема – народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название – Взыскание погибших - говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь, а Царственные мученики – наши покровители, покровители России. На них закончилась одна эпоха и началась новая.
- Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на Псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди?
- Действительно в XYI-XYII веках был духовный подъем. И, я считаю, что, когда святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» - и тут же появлялось желание подражать. Читаешь житие монаха-пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице-Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково-Печерский монастырь.
- Сколько братии в Никандровом монастыре?
- Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати.
- А мощи преподобного Никандра не ищете?
- На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий – в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи прп. Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен...
- У Вас новые кирпичи лежат на месте Благовещенского храма, и какие впереди задачи?
- Владыка благословил восстанавливать монастырь, и мы потихоньку движемся. Руины являются памятником архитектуры, но государство благосклонно относится к тому, чтобы восстановить памятник. Нам приходится самим готовить проекты охранных зон, утверждать, готовить генплан монастыря, подходим к изготовлению проекта восстановления Благовещенского собора, но надо расчистить руины, чтобы сделать замеры.
- Значит, отец Спиридон, у Вас впереди возрождение Благовещенского храма?
- Да, мы на него уже подавали бюджетные заявки в Министерство культуры. При архимандрите Геннадии, который был приближен ко двору Императора Павла I, монастырь переживал расцвет. И у архимандрита были проекты расширения храма, потому что на праздник преподобного Никандра сюда съезжались от 15 до 20 тысяч верующих. И собор, который был к середине XYII века, расширялся несколько раз, был такой «расплюснутый», с двумя приделами. Территория храма большая, а архитектурно он выглядел не очень гармонично. И архимандрит Геннадий хотел его снести и построить что-то по типу Императорского храма.
-Часы с монастырской колокольни, которые сейчас идут на Доме Советов, у Вас есть желание попросить их обратно?
- Как Владыка благословит. Вот будет колокольня воссоздаваться, а сейчас такой необходимости нет.
- Отец Спиридон, что можно пожелать сейчас нашему народу в праздник обители нашего преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца?
- Бога не забывать. Народ стремится за счастьем, а счастье на самом деле не в материальном благополучии - душа наша должна общаться с Богом. Хватит уже, попробовали этих удовольствий в кавычках, пусть люди пытаются заходить в храм, молиться. Пусть даже свечу только поставить, но так часто бывает: поставил человек свечку и почувствовал на душе облегчение. Слава Богу!
Сейчас усердием братии и трудников в Никандровой пустыне восстановлен Благовещенский собор, построены храмы, келии, крепко сделаны срубы на святых колодцах преподобного Александра Свирского – святой часто являлся преподобному Никандру, укрепляя его в пустынножительстве. Есть колодец, где можно омыть святой водой глаза для их исправления, есть колодец самого преподобного Никандра, и колодец святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, причем, один замерзает зимой, а другой - нет. На территории обители пять святых источников, и тянется ручеек православных поклониться подвигу пустынножительства, укрепиться в вере и получить исцеление от недугов, телесных и духовных: «Господи, исцели душу мою, яко прибегну к Тебе».