На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Протоиерей Александр Михайлов
"Как будто Церковь виновата во всем, что человек творит и что он делает, и как безобразничает"
6 декабря 2007 года мне довелось молиться на литургии в псковском воинском храме св. благоверного князя Александра Невского. Тогда на празднестве нашему православному герою-князю в храме служил и настоятель Никольского храма в Верхнем Мосту (Порховский район), один из старейших священников Псковской епархии, ветеран войны протоиерей Александр Михайлов. Батюшка служит на своем деревенском приходе почти пятьдесят лет и очень любит бывать в Пскове на праздничных богослужениях, в частности, в храме во имя своего святого покровителя Александра Невского. Проповедует батюшка за литургией так, что народ пробивает слеза. Та самая, которая размягчает наши сердца. Отец Александр внешне просто своим скобарским говорком, который невозможно передать в печати, доносит до нас Истину. Надеюсь, что вскоре Вы сможете прочитать интервью с отцом Александром, сельским священником.
р.Б. Наталья
"Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос пришел на землю спасти людей, спасти мир и человека. Закон нам дан через Моисея, а благодать и Истина произошли через Иисуса Христа. Мы всегда собираемся в храме для того, чтобы прославить Бога, мы ищем Бога, как и должно быть в нашей кратковременной жизни: искать Бога, пока еще человек живет на земле. Я вспоминаю всегда Адама, он так был любим для Бога, и так его ублажал и любил Бог, что Адам не мог быть даже малое время без такого свидания быть в одиночестве без Бога. Много к Адаму приходили зверей, животных, он им всем давал имена, они все ласкались около Адама, лизали его руки, но Адам ждал вечернего сумрака, он ждал явления Господа Бога, Который вечером, в прохладу, всегда посещал Адама. И когда Адам согрешил, то почувствовал в себе необыкновенную перемену и изменение внутреннего своего содержания. Он уже не стал тосковать по Боге, он не стал ожидать Его сегодня, что Господь придет и поговорит с ним, а стал прятаться от Господа Бога, прятаться, чтоб Господь ему говорил: "Адам, где ты? - Вот я, Господи, - сказал Адам. - А почему ты спрятался? Не вкушал ли ты запрещенного дерева плода?" Адам сказал, что согрешил, вкушал, и Адам становится уже другим Адамом. Он не хочет смотреть на Бога, думать о Боге и стать Богом.
Как мы можем сейчас наблюдать в мире миллионы людей, которые даже не хотят смотреть на Церковь, как будто Церковь виновата во всем, что человек творит и что он делает, и как безобразничает. Когда я служил в армии, в Германии в 1945-47-х годах, мне часто приходилось слышать: "Михайлов, мы светлое будущее строим, мы не напрасно живем, вот какие у нас перспективы, а планы!" "Да, - говорил я им, - стройте! Светлое будущее приятно, но вот только один вопрос: светлое будущее строите, а завтра человека уже нет в живых? Так зачем же светлое будущее строить, если человек умер, и один за другим уходят из этого мира, и светлое будущее превращается в миф?" Много было такого, когда говорили: "ешь, пей, Михайлов, завтра умрешь, ты ничем не отличаешься от обезьяны, кроме того, что умеешь мыслить", но это были не ответы на волнующие меня вопросы.
Мы сегодня пришли в этот храм, и уже многие годы прослужили среди нас, присутствующие здесь. Его Высокопреосвященство много лет отдал Церкви и народу, и все мы ищем Бога, все мы идем к Богу, и это необъяснимый путь, таинственный путь. Если Адаму было так хорошо с Господом Богом, то можно представить, как Адаму было плохо, когда он потерял Бога, когда Бог уже был не с ним, не отвечал ему. И начался Адамов плач. О, если бы мы только по мудрости Божией могли представить картину плача, рыдания, которое было совершено после падения Адамом, когда вся вселенная замирала, все звери не двигались, все превращалось в уныние, печаль и молчание. Так что, если люди строили для себя светлое будущее, то мы хотим напомнить через наш опыт, что светлое будущее в Господе Боге. Он дает людям светлое будущее.
Почему так много рождаются людей уже больными, потому что уже внутри самой матери болезнь, и это уже катастрофа для нас. Надо переесть килограммы таблеток, чтобы выгнать какую-то болезнь, которая вселилась в тело матери как лихорадка, и точит и подтачивает сознание человека. Нет, возлюбленные, для чистого - все чисто, а для нечистого - все нечисто! Достоевский говорит: где нет Бога, там все дозволено! Если вы потеряли Бога, вы потеряли мать, вы потеряли отца, вы потеряли своих родных и самых любимых. Мы этого не осознаем, мы этого не замечаем, но это так. Достоевский был человек огромного масштаба, и эти слова он говорил и для нас. Не хочется думать о том, что наши семьи превратятся в какое-то посмешище, в какое-то глумление друг над другом, в какую-то ложь, которая царит и рушит благородные семейные устои. Нет! Бог, только Бог и только в Боге Одном есть Царство, есть жизнь, есть то, чему нет объяснения для человека.
Мы много знаем, что там есть что-то хорошее, но не видывал глаз, не слышало ухо, не приходило на сердце человека, чтобы сказать точно, что Сам по Себе благодатный Господь - спасение для мира и человека. Никодим приходил ночью к Иисусу, член Синедриона, начальствующее лицо, приходил, спрашивая: "Господи, ведь таких дел, которые Ты делаешь, не может другой человек делать, если с ним не будет Бога". Христос говорит: "Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может войти в Царство Небесное". Рожденный от вышних, есть вышний, а рожденный от нижних - есть нижний. "Я пришел спасти людей, пришел, как Свет в мир, но люди более возлюбили тьму, и не идут к свету. Потому что дела их злы, и кто делает добрые дела, тот идет к свету, и дела их в Господе соделаны", а кто не хочет идти к свету, тот, конечно, поклонник мрака, и там помрачен до костей мозгов, и втягивает в этот мрак часть большую демократии. Помоги нам Господи всем найти правду, найти истину, найти любовь!
Тело человека освящается не только под благодатными силами луча благодатию Божьей, а тело освящено Господом через служение человека Богу. Я вот к Высокопреосвященнейшему Евсевию, нашему Владыке, подхожу часто и с благоговением лобызаю его руку, и я чувствую, что это рука не простая, она благодатная, от нее исходит тепло, что-то приятное, что-то необъяснимое для нас, живущих на земле, поэтому не будем мы затруднять многими разговорами, а люблю я слова апостола Павла из Послания, и закончу его словами: "О, глубина богатства премудрости и благости Божьей! Как непостижимы пути Его, как неисчислимы пути Его! Кто познал ум Господень, кто был советником Ему, ибо все от Него, все к Нему, все от Бога, все Богу, Ему – слава! Аминь".