На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Протоиерей Григорий Секретарев
"В Церковь надо идти не ради хлеба куса, а ради Иисуса"
Мне приходилось дважды встречаться и беседовать с настоятелем храма Сорока мучеников в Печерах (Псковская область) протоиереем Григорием Секретарёвым. Вместе с ним служит в храме клириком его брат протоиерей Леонид. Другой брат священника – Наместник Псково-Печерского Успенского монастыря – архимандрит Тихон.
Отец Григорий из большой семьи священника, и у самого батюшки немаленькая семья – пять детей. Старшему тогда было 24 года, младшему ребенку - 13 лет. В сан диакона батюшка был рукоположен в 1976 году, в 1983 году стал священником. Общаясь с нашим духовенством, которое в большинстве своем пришли в Церковь из невоцерковленных, а иногда и неверующих семей, стала замечать разницу. Священник из благочестивой семьи, выросший в православной традиции отличается от иерея «нового времени» смирением, скромностью, осторожностью в своих высказываниях.
Отличается внутренней сдержанностью, я бы сказала – православной дисциплиной. Всё-таки время оставляет свою четкую печать на служении и личностных особенностях священника. Это я просто констатирую, не собираясь определять «кто лучше, кто хуже». Молодому духовенству же “перестроечного времени”, когда рукополагали во священника с небольшим в двадцать лет вместо тридцати положенных, или людей и вовсе недавно вошедших в лоно Церкви, Господь преизобиловал благодать, и это верующие люди чувствовали. Но есть и публичные случаи, когда священник менял служение у престола на прежнее свое занятие, объясняя это тем, что надо содержать семью, а служением в храме не получается. Здесь, конечно, лукавство: перетянула батюшку прошлая светская жизнь, перетянул мир, враг победил.
В нашем разговоре тогда с отцом Григорием в мои задачи входило услышать от священника ясные ответы на простые вопросы, которые хотели бы задать и были бы понятны вновь пришедшим в нашу Церковь прихожанам.
р.Б. Наталья
- С каким событием, батюшка, связано название вашей церкви Сорока мучеников?
- Храм в честь 40 мучеников севастийских, пострадавших в городе Севастии (Армения) за веру христианскую, от которой требовали их отречения. Это были храбрые воины–каппадокийцы, принявшие мученическую смерть от холода на льду озера. В Севастии было и усекновение главы Иоанна Предтечи, во дворце царя Ирода. Когда-то наш храм относился к обители, был монастырским, а потом по нуждам прихожан, при игумене Корнилии в ХVI в., его вынесли за стены монастыря. И на этом месте всегда строили деревянные храмы 40 мучеников. Нынешний каменный храм построен в 1816 году.
- Отец Григорий, храм благолепный, интересно построен, много икон, есть ли чудотворные?
- Чудотворных икон у нас нет, но все иконы у нас дарственные. Вот наша икона 40 мучеников подверглась краже, ее украли в ночь на праздник святителя Николая, но все молились, просили и были найдены разбойники, нашли и икону.
- Храм красивый, а пол у вас «ходит», батюшка.
- Идет ремонт, первая часть сделана, готовимся ко второй части, будем полы ремонтировать.
- На чем держитесь, на жертвователях? Бедствуете?
- Как всякий приходской храм, наш храм существует ради верующих людей, и содержание храма зиждется на индивидуальном труде прихожанина. Все держится на добрых делах и добром расположении сердца прихожан. И если нет этого доброго расположения сердца, никакие финансы, и даже государственные, не помогут. Храм создан для верующих, и верующими содержится. Иногда у меня спрашивают: «Вот вы и то делаете, и это…Вы богатые». Ну, как я могу объяснить, что в церкви самое большое богатство – православные. На энтузиазме, вере все и построено. А деньги богатых часто на крови, на обмане, на неправде, их деньги надо выбрасывать. И пока в церкви есть верующие, искренние труженики, храм будет существовать. Он не будет богат, но его приберут, подремонтируют. Вот начали крышу ремонтировать, люди увидели, что лестницу поставили, бабушка приходит и говорит: «Я на смерть приготовила, возьмите». Вот на этом и держится храм.
- Вы из большого рода, православной семьи, наверное, естественно пришли к служению в Церкви?
- Быть священником это призвание, я к такому выводу пришел, и если мои дети сейчас не идут по моим стопам, то это нисколько не умаляет ни их положение, не обижает меня. Потому что быть священником – это призвание. И в Церковь надо идти не ради хлеба куса, а ради Иисуса. Если кто-то чувствует в себе это Божье призвание, как говорил наш Патриарх Алексий II, «с детства слышал в своем сердце Голос говорящий: иди за Мной». И если нет такого призвания, иди другим путем, где ты можешь послужить Церкви и спасению своей души.
- У нас семьи преимущественно невоцерковленные, в которых детям трудно выбрать правильный путь в жизни. Вопрос к Вам очень личный: как это произошло все-таки с Вами, что решило Ваш выбор?
- Я всегда говорю, что не являюсь примером для других.
- Почему?
- Потому что каждого человека Бог ведет своим путем. Просто надо каждому человеку, и я это говорю только для верующих, если стоит вопрос выбора пути, молиться и говорить: «Господи, укажи мне путь воньже пойду». Путь Божий не говорится прямо: кому-то показалось, кому-то приснилось. Он состоит в вслушивании, в глубоком слушании всем существом человека тех путей, на которые наставляет Бог. Голос Божий проявляется для нас в совете родителей, в обстоятельствах личной жизни.
- А как же все-таки у Вас это произошло?
- Расскажу, как пошел в Московскую духовную семинарию. Пришел из армии, служил в ВВС, и пошел послушником в монастырь. Хотел остаться монахом, но в какой-то момент отец эконом все время мне говорил: «Ну, этот-то пойдет в семинарию», а я думал: «но почему он меня толкает в семинарию, почему?» А потом сказал: «Ну ладно, раз толкает, пойду в семинарию». Но когда встал вопрос о выборе, я обратился к ныне здравствующему схиигумену Илию (ныне духовник Патриарха Кирилла), тогда он был игумен Илиан. Помолился и попросил: «Господи, скажи мне через батюшку, куда мне идти в монастырь, или в семинарию». И у игумена спросил, а он сказал: «Какие твои годы?» - «Двадцать лет». Он ответил: « В монастыре можно погибнуть, и в миру можно спастись. Иди в семинарию». И благословил меня. Так что выбор верующего человека - это обстоятельства жизни и его личное произволение. Должна быть еще и своя воля. Но надо молиться и прислушиваться: у каждого свой путь.
- Говорят, что по статистике православных 80 % у нас в России, а верующих, тех, кто ходит в храм – один процент. Вы можете так жестко сказать, что вот, настоящие православные это только те, кто ходит в храм регулярно?
- Нет. Но могу напомнить замечательные слова Серафима Саровского, когда он молился о здравии. А молился он так: «Спаси Господи и помилуй всех православных христиан», и добавляет: «и на всяком месте владычестве Твоего православно живущих». Он разделяет православных и тех, кто православно живет на земле, и это согласно со Священным Писанием. Можно редко ходить в храм, но надо знать, что спасение только в Церкви. Можно быть православным и нравственным человеком, жить нравственно, но спасение только в Церкви. Потому что, если мы не сходим в церковь - мы не причастимся Христовых Тайн, а Господь прямо говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имеет в себе жизнь вечную» (Ин.6,51). И отсюда – человек, не приступающий к Таинству, не имеет жизнь вечную, а может быть вполне честным, прекрасным человеком. Но спасение только в Церкви. Для того, кто не живет церковной жизнью, не причащается, как говорят святые Отцы, «спасение сомнительно».