На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ "Православие – это смысл жизни человека"
"Православие – это смысл жизни человека, и единственно верная религия"
Предлагаю нашему читателю интервью с человеком из тех, о которых Господь говорил, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому в Царство Небесное. Но этот человек является ктитором, благотворителем. Его стараниями был восстановлен из руин псковский храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Когда-то я видела эту церковь с большой ямой- воронкой внутри, стены были живы, а придел мученика Иоанна Воина хранил своды 16 столетия. Их камень, потеряв известку, так уплотнился, что стал похож на жемчужное ожерелье, в котором бусины одна к одной. Необычайной красоты своды.
Две тысячи лет назад два богатых человека погребали в Иудее распятого Бога - Иосиф Аримафейский и Никодим: один отдал Господу свой гроб (пещеру), другой принес дорогое алоэ, которым умащивали умерших. Они спеленали и приготовили Тело Христово к погребению. Телом Христовым мы называем доныне нашу Святую Церковь. Богатые ученики Господа Иосиф и Никодим изображены на антиминсе, без которого не может совершаться литургия. Наша Церковь, смею заметить, Церковь бедных. Тех, кто «труждающиеся и обремененные», но на пожертвованиях богатых ктиторов она возрастает своими плотскими стенами, украшается и живет в нашем мире, возносясь к небу крестами куполов.
Формальным поводом к разговору с руководителем промышленной группы "Технология металлов" Борисом Анатольевичем Федюком послужила награда РПЦ – орден Благоверного князя Даниила Московского III степени и Патриаршая грамота, врученные Борису Федюку нашим Владыкой Евсевием. Борис Федюк дал это интервью три года назад, но оно интересно и актуально доныне.
р.Б. Наталья
- Расскажите о себе, Борис Анатольевич, знаете ли Вы свой род? Кто Ваши родители?
- Я родился в Алма-Ате, столице Казахской республики, в СССР, в 1961 году. Там окончил школу и приехал учиться в Москву, в институт стали и сплавов. А моя семья попала в Казахстан в годы известных исторических перемен, происходивших в жизни нашего общества, отец приехал туда в 1954 году по хрущевскому призыву освоения целины, встретил мою мать, и остался в Казахстане. Семья мамы оказалась там после долгих скитаний по Питеру, Кубани, скрываясь, как я думаю, от преследований, но все равно вся семья была расстреляна как враги народа, правда, в дальнейшем были реабилитированы. Как ни странно, род мамы из Пскова, до сих пор существует дом, который мой прапрадед построил из кирпича в Порховском районе, его дочь перед революцией вышла замуж в Питере за казачьего офицера, и после революции им пришлось бегать по всей стране. Семья моего отца с Украины: Хмельницкая область, центральный район Украины, подверглась раскулачиванию. Мой дед из семьи, где было много детей, остался один, все погибли "на стройках народного хозяйства", на лесоповале. Он сам 30 лет проработал в Кандалакше в лесозаготовительном лагере и вернулся на родину только в 50-е годы, после смерти Сталина. Женился в Москве, и мы с моей супругой, а она врач, уехали работать в Заполярье. Работал на металлургическом комбинате Североникель шесть лет, пока не развалился Советский Союз, потом вернулись в Москву. У меня есть сын, который в этом году заканчивает школу. Слава Богу, живы мои родители Анатолий Владимирович и Галина Львовна, у меня есть брат Владимир Анатольевич.
- Ваша семья с мученической судьбой пострадала от власти, а в семье были православные традиции?
- Сложно сказать, что семья - мученическая, потому что в семье были люди, служившие верой и правдой советской власти. Мои родные занимали очень высокие посты, работая в Казахстане. А вот единственным верующим человеком в нашей семье была бабушка, от которой мы жили далеко.
- Как случилось, что Вы пришли к Православию?
- Когда наша компания "Технология металлов" пришла в Псков, я впервые встретился с игуменом Ионой, точнее он со мной. Батюшка искал людей, которые были бы готовы помочь ему в восстановлении храма Иоанна Богослова на Мишариной горе. Я впервые увидел священника и с ним поговорил, с этого началось мое общение с православными людьми, я узнавал, что такое Православие, что такое Православная вера.
- Этот путь выбора Православия был долог или все произошло моментально?
- Этот период занял несколько лет, пока мы сотрудничали с игуменом Ионой, восстанавливая храм, где были большие проблемы и сложности. В процессе общения с ним, я узнавал о вере, и отец Иона стал близким человеком для нашей семьи: он познакомился с моими родителями, позже их и повенчал. В сущности, это был человек, который со Словом Божиим пришел в нашу семью.
- Вы через него стали ощущать себя православным христианином? Но были ли какие-то скорби, испытания, которые привели к вере?
- Нет, скорбей в то время особенных не было, повлияло непосредственное общение со священником, с батюшкой...
- Приход отца Ионы повлиял на всю Вашу компанию?
- Не знаю, как в других коллективах, но у нас большая часть людей верующих православных, причем, без всякого принуждения. А игумена все помнят, тем более, он похоронен у своего храма, который мы вместе восстанавливали.
- Получается, что Апостол Иоанн Богослов стал покровителем Псковского кабельного завода и Вашим?
- Я надеюсь.
- Вы восстанавливаете храм, общаетесь с игуменом Ионой, познаете Православие и знакомитесь с родственником отца Ионы, братом его жены, отцом Львом (Дмитроченко), который становится Вашим вторым духовным водителем, как же это произошло?
- Когда скончался игумен Иона, я близко познакомился с его сыном, настоятелем Троицкого Собора отцом Иоанном Мухановым, который показал мне пример настоящего служения Православной Церкви, проживая тяжелую, напряженную жизнь, полностью отданную служению Богу и людям. Отец Иоанн мне и предложил познакомиться с отцом Львом, я с радостью воспринял эту идею, у меня были тогда проблемы, связанные с бизнесом и здоровьем, работа в горячем цеху давала о себе знать. Я познакомился с отцом Львом самым простым образом во время очередной командировки на Псков, вместе отцом Иоанном и отцом Андреем, духовным чадом отца Иоанна, мы приехали в Прибуж.
- Там и состоялась первая Ваша исповедь?
- Нет, первая исповедь была у меня в прекрасном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Друскининкае в 1994 году. Его настоятелем был отец Владимир, и, увидев, как тяжело и сложно приходится русским людям и православным в прибалтийских республиках после распада Союза, чем смогли мы тогда, тем помогли этому храму, и там, первый раз в жизни я исповедовался. Первое причастие проходило достаточно неосознанно. Батюшка был очень тронут нашей помощью и убедил нас с женой причаститься, хотя мы еще не были уверены.
- Общение со старцем Львом как-то отразилось на Вашей жизни?
- Оно сыграло значительную роль в моей жизни. Начал узнавать, что такое старчество, кто такие старцы, старался обсудить с ним свои беды, проблемы веры, попросить совета и молитвенной помощи.
- Считаете ли Вы для себя Православие единственно правильным и спасительным выбором, и почему?
- Когда я учился, был старательным учеником и школу закончил почти отличником, и Московский институт стали и сплавов закончил с красным дипломом. Вот и к Православию подошел так же основательно, старался много беседовать со священниками, задавая вопросы, что мне было непонятно, казалось противоречивым или несоответствующим реальности. Старался обсуждать эти темы с батюшкой, начал читать много православной литературы, начиная с популярной, с книг для детей, и так - до серьезных богословских трудов. Живя Православием, изучая Православие, я стал распознавать, что это целый мир, это целая жизнь. Раньше я относился к Православию "по-достоевскому", который говорил "русский, значит, православный, а если не православный, значит, не русский". И когда я пришел в Православие, я понял, что Православие – это смысл жизни человека, и, конечно, единственно верная религия. Но еще совсем недавно я рассуждал также, как и многие сейчас, что Бог один для всех, и ему можно молиться, не посещая церкви, посредники человеку не нужны. И убедился, как глубоко заблуждался, как это легковесно и глупо.
- Православное мировоззрение изменило Ваше отношение к работе, к конторе, к служащим?
- Не могу сказать, что мы работаем по религиозным канонам, я старался, чтобы отношения были человеческими, но никогда не был сторонником палочной дисциплины и всегда считал и считаю, что человека надо больше убеждать, чем наказывать.
- То есть определенный уровень нравственности Вы сохраняли всегда, просто пришло более глубокое осознание Самого Бога и отношения к Нему. В Вашей жизни помогает Вам сегодня то, что Вы поддерживаете духовную связь с отцом Львом, и каким образом?
- Очень помогает. Это один из столпов, на который я опираюсь в своей жизни, и само сознание того, что есть старец, к которому я могу обратиться за советом, и это будет не просто так. Старчество дает большую уверенность, спокойствие и серьезное утешение в проблемах каких-то, неудачах и скорбях.
- Часто ли видитесь с батюшкой?
- Всегда езжу в Прибуж, когда приезжаю в Псков, и встречаюсь с батюшкой. Да и батюшка, бывает, приезжает в Москву. Но есть периоды в моей жизни, когда я звоню по телефону отцу Льву каждый день.
- Является ли он для Вас примером в жизни, и в чем именно?
- Конечно, потому что он пример терпения, и этому он учит меня. Пример готовности отдать всю свою жизнь на служение Господу и людям. Знаю, что он с 14 лет ушел в монастырь, и в Прибуже на приходе он уже служит почти 50 лет. Но познать, понять и повторить такой путь современному человеку, на мой взгляд, невозможно.
- Какие качества отца Льва еще обращают Ваше внимание?
- Доброта, сопереживание.
- Как сегодня выстраиваются Ваши с ним отношения?
- Как отношения духовного наставника со своим духовным чадом.
- Вы всегда прислушиваетесь к его советам, ругает ли он Вас, призывает ли к тому, чего Вы не хотите, но вынуждены делать?
- Ругает не часто, хотелось бы почаще. Он не ругает и не осуждает, просто в беседе с ним становится стыдно за некоторые свои поступки, какие-то свои деяния, даже, если не рассказывать об этом отцу Льву.
- Было ли в Вашей жизни, когда Вы не слушались его совета, или случаи какой-то чудесной помощи от него?
- У меня была ситуация, когда бандиты, подкупив органы власти и милицию, пытались отнять у меня предприятие. Не буду говорить, в каком городе и какой области, но ситуация была крайне тяжелая и крайне сложная, а сделать ничего невозможно было. И тогда я получил от отца Льва огромную духовную помощь, молитвенную, а находился на грани отчаяния. Ситуация тогда разрешилась чудесным образом, потому что не должна была и не могла так разрешиться: вдруг эти недруги пошли на мировую, мы встретились, договорились, они покрыли, нанесенные мне убытки и затраты. Другой случай, у моего близкого друга с женой долго не было детей, и врачи уже ничего не обещали. Я съездил к отцу Льву, попросил его помолиться, и они попросили батюшку, и через девять месяцев родился чудесный ребенок.
- Вас поддерживает старец Лев, а Ваши близкие, родные поддерживают ли Вас в Вашей православной жизни?
- Да, я сейчас могу порадоваться за мою семью, которая раньше жила, не зная Православия и Бога, а сейчас мои родители, Слава Богу, стараются жить по вере, как живут православные люди. Сложнее с женой и сыном, здесь не всегда получается регулярно посещать храм, но заповеди и правила православной жизни не нарушаем. Мои родные знают отца Льва, он бывает в нашей семье.
- Нам известно, что Вы своим знакомым, друзьям всегда показываете псковские Святыни и знакомите со старцем?
- Мне неоднократно выпадала честь принимать высокопоставленных и не очень высокопоставленных людей из руководства России, и я всегда показываю главные Православные святыни: Троицкий Собор, Кремль, Георгиевскую церковь в Камно, Псково-Печерский монастырь, и, конечно, стараюсь познакомить с отцом Львом. Он признанный старец, один из самых уважаемых старцев в Епархии.
- Считаете ли Вы православное мировоззрение, православное миропонимание, православный образ жизни необходимыми для русского человека, и почему?
- Сейчас всем набила оскомину истина, что Россия находится в глубочайшем упадке, что русский народ вымирает, и всем ясно, что в ближайшее десятилетие этого не переломить. Мы переживаем кризис государственности, под угрозой находится само существование русского человека. И первой причиной я считаю то, что произошел этот перелом, распад СССР - глобализация. Русский человек не готов к этому процессу глобализации и должен или оставаться русским, или исчезнуть, как народ, как государствообразующий этнос, что, по-моему, всем предельно понятно.
Если каждый готов согласиться с тем, что русским нет места на этой земле, нет места для русского государства, ну, тогда все понятно – нужно ориентироваться на общечеловеческие ценности, на гуманизацию и демократизацию нашей общественной жизни, на поддержку всех национальных и прочих меньшинств. Тогда надо ставить крест на нашей тысячелетней истории. Если же каждый дает себе ответ: я русский, я хочу оставаться русским и гордиться этим, хочу иметь русское государство, то, единственно возможное состояние, конечно, Православие. Причем, Православие и дает ответы на вопросы о государственном устройстве. Все ответы на все вопросы нашей личной и государственной жизни существуют в Православии.
- Как Вы считаете, сохранит русский народ Православие?
- Здесь можно считать все, что угодно, но можно обратиться к русским и нерусским православным святым, которые давали пророчества о судьбе русского народа и России. Но все зависит от выбора самого человека. Останется русский человек с Богом, выберет ли он путь покаяния, и тогда русский человек - это будет звучать гордо на всей планете, ну а нет – все написано в Апокалипсисе.
- Сегодня Вы помогаете нашим храмам?
- У нас такое правило пока, каждое предприятие помогает какому-то храму в материальных, хозяйственных нуждах, в благоукрашении. До сих пор сохраняются наши связи с храмом Иоанна Богослова. А Троицкий Собор - уникальное явление не только Псковской земли, но и Русского государства. Можно долго говорить о его сакральной роли в нашей Православной истории, и, безусловно, мы, как можем, помогаем Собору помимо участия в материальной поддержке, оплате стройматериалов, оплачиваем охрану Троицкого Собора, которую должно вести государство.
- Вы награждены орденом РПЦ Благоверного князя Даниила Московского III степени, что для Вас означает эта награда?
- Самое главное, чтобы это была награда в глазах Господа, а для меня приятно, что отметили, заметили.
- Это было неожиданно?
- Вообще, да.
- У Вас еще есть награды РПЦ?
- Орден Преподобного Сергия Радонежского, награжден орденом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, награжден грамотами от ныне покойного, Архиепископа Арзамасского и Нижегородского Николая, от Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия.
- Многие сегодняшние люди в обсуждениях пытаются опошлить все, находясь в озлоблении сердца, в том числе, и о наградах Церкви говорят, что они куплены, Вас эта молва коснулась?
- Конечно, награды куплены, даже мы все куплены Кровью Спасителя, как говорил об этом Апостол Павел. Награды куплены затратами материальными, нервами.
- Вы определили для себя, зачем занимаетесь благотворительностью?
- Это долг, долг каждого человека. Если человек не понимает, что это такое, тогда оно – животное. Ни одно человеческое сообщество без этого не может существовать: один умеет и может делать дело, зарабатывать; один богаче, другой беднее, кто-то сильный, кто-то слабый, и, если свои таланты обращать только себе на пользу и не делиться ими, не будет общества человеческого, будет жесточайшая культура, где каждый сам по себе.
- Вы видите разницу между спонсором Церкви и благотворителем?
- Вижу. Спонсор тратит деньги якобы на благотворительность, ожидая какого-то возврата в виде политических дивидендов, популярности, известности. Спонсорство - это вид бизнеса, вложение капитала, а благотворительность - это и рекламировать не надо, и говорить об этом.
- Борис Анатольевич, Вы говорили, что Православие необходимо России, что только оно может спасти Россию, у вас есть колоссальный опыт руководителя промышленных предприятий, Вы знаете Церковь изнутри, все ли в порядке в нашей Церкви?
- Знаете, меня многое смущало раньше, смущала жизнь некоторых священнослужителей, но когда я стал понимать, чувствовать Православие, стал верующим человеком, у меня все вопросы отпали. Уровень нравственности может оставлять желать лучшего и среди правителей, и среди нищих, и среди священников – все мы люди, все грешные, но один человек мне как-то сказал слова, которые мне запомнились и стали для меня абсолютной истиной. Они дают мне возможность переживать неблаговидные поступки священства. Он мне так сказал: священник - это связь с Богом, которая была заповедана и установлена нашим Богом Иисусом Христом. Есть Таинства, которые священник должен осуществлять. Нищая паства и богатый священник - все дадут перед Богом ответ, и нищие, и богатые, и миряне, и священники. Но на дело нашего спасения это никакого влияния не оказывает, а нам, мирянам, вредно рассуждать и копаться в личной жизни священника. Надо искать грех в себе, бревно в своем глазу.
- Прокомментируйте, Борис Анатольевич, если возможно, ситуацию со СМИ, которые ныне являются нашими пастырями, и есть ли такая вероятность, что СМИ переродят наш народ, превратив его в безнравственную толпу?
- Мы живем сегодня в большей мере в виртуальном пространстве - это ТВ, электронные СМИ. Раньше мы общались с людьми и узнавали о мире через своих близких, теперь мы узнаем о мире через ТВ и прессу. Мы строим виртуальный мир и живем в нем. Что, кажется, может быть реальнее денег, но и деньги у нас тоже виртуальные, потому что на мировых биржах в обороте сейчас денег вращается в сорок раз больше, чем произведено в товарах и услугах по всей планете. Виртуальные деньги, виртуальные цены, виртуальные отношения, поэтому СМИ вполне реально управляют нами. Одна из причин краха СССР - это победа Запада в информационной войне с СССР. Не танки, не ракеты, не бомбы решили судьбу мировой сверхдержавы, а паршивые газетенки.