На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Монастырская жизнь
Монастырская жизнь
Информационная служба Псковской епархии была основана по благословению нашего Владыки Евсевия в начале февраля 2005 года, а уже 15 февраля мы встречались и разговаривали в великий праздник Сретения Господня в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре с отцом наместником архимандритом Тихоном (Секретарёвым). Сретение - престольный праздник обители, на территории которой располагается храм в честь события.
Это было наше первое интервью и не просто со священником, но с монахом, более того, наместником единственной обители в нашей стране, где молитва не прекращалась со времени первых пришельцев в эти Псковские земли: преподобных Марка, Ионы и матери Вассы. Почти 550 лет обитель молится.
Архимандрит Тихон из большой семьи священника, его братья – священники, наместнику 55 лет, из них 35 – в монашестве. В 1976 году был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – иеромонаха. 15 лет отец наместник руководит монастырской братией. В Псково-Печерском монастыре подвизаются более ста монахов, есть послушники, много трудников. Монастырь хранит традиции русского монашества, известен своими великими старцами, доныне подвизается в монастыре старец архимандрит Адриан (Кирсанов). В современной жизни монастырь ведет сложную работу катехизации учащихся, и уже более десяти лет проводит Корнилиевские чтения под покровительством строителя монастырских стен преподобномученика Корнилия и при руководстве архимандрита Тихона.
В чтениях принимают участие духовенство, известные специалисты-ученые, учителя, ученики. Чтения необычайно интересны и полезны, о чем свидетельствую сама, будучи не однажды слушательницей этих чтений. К тому же очень уважаемый мной православный образовательный портал «Слово»
(www.portal-slovo.ru) единственный в своем роде на просторах Интернета, для учителей и учеников нашей страны, ведет игумен монастыря Августин (Заярный). Под его же руководством издается прекрасный журнал для родителей «Виноград» (www.vinograd.su). Такую деятельность я воспринимаю как интеллектуальное миссионерство очень высокого качества.
Тогда в 2005 году с отцом Тихоном у нас состоялся простой разговор, сделала много фотографий: был легкий морозец, солнышко, монастырь сиял, и всё давало надежду на хорошую погоду летом и милость Божью. А через год в монастыре погребали любимого старца Иоанна (Крестьянкина), тоже был февраль, мороз, и много-много православного народа, пришедшего отдать последний долг своему пастырю.
р.Б. Наталья
- Сегодня Сретение, отец наместник, великий праздник Русской Православной Церкви, который празднуется еще и как встреча человека с Богом. У Вас лично какая была встреча с Богом?
- История праздника Сретения многим известна. Старец Симеон встречает Богомладенца Христа и Пречистую Деву в Храме Иерусалимском, в сороковой день после Рождества Христова. И таинственно такая встреча происходит у каждого из нас в Церкви. Эта встреча происходит, в первую очередь, в Таинстве Исповеди и Причащения. Мы веруем и исповедуем, что в Таинстве Причащения мы приобщаемся Телу и Крови Христовой. Выше этого Таинства ничего нет на земле.
Кроме этого, каждый из нас встречается со Христом в добрых делах, которые мы делаем ради Христа. Замечено, что человек, делающий добро, всегда радостен, потому что он получает благодатную силу, поддержку, он с Богом. Дела делаемые ради Христа, по слову прп. Серафима Саровского, приносят благодать Святого Духа, радость, которая и свидетельствует о таинстве встречи души со Христом.
Такая же встреча происходит и для живущих в монастыре через старцев. Вот Господь так сказал Апостолам: «Слушающий вас – Меня слушает» (Лука,10.16). Послушник, слушающий старца – слушает Христа, который ведет его по жизни, помогает преодолеть грех в душе, помогает увидеть радость духовной жизни. Вот так и в нашей жизни происходит реальная встреча со Христом; реальная в Таинстве Причащения, реальная в добрых делах во Славу Божию. Бывает, иногда даже близкому человеку мы не можем простить что-то, но если мы знаем, что ради Христа мы должны простить - прощаем, и ради Христа мы должны почитать родителей, хотя иногда и это трудно делать. Но так мы поднимаемся на одну ступеньку - помощь престарелым родителям, примириться с родными, даже не с чужими, со своими. Приближается Прощеное Воскресение, когда мы говорим: «Простите ради Христа. Бог простит». Это и есть реальное присутствие Христа в нашей жизни - Причащение, добрые дела, прощение обид. Вот так встречи с Богом и происходят.
- Можно ли говорить, отец наместник, об интуитивном ощущение Христа? Мы Его не видим, но мы Его чувствуем.
- Не интуитивно, а в Духе Святом, я бы сказал. Как прп. Серафим Саровский говорил: «Цель жизни - стяжание Духа Святаго». После Воскресения Христова, после Пятидесятницы, Дух Святый живет в Церкви невидимо. А интуитивно – это что-то более грубое, человеческое. Дух же проявляет себя реально, мы его чувствуем реально, а не интуитивно постигаем. Ведь есть и плод духовный – любовь, милосердие, благость, вера, кротость. А самый простой признак стяжания Духа Святаго – умиротворенность. Душа встречается с Господом. Но есть и встреча «через забор». Это мистический опыт, общение с падшими духами. У нас, верующих, есть Дверь, Господь говорит: «Я Дверь, аще кто Мною вниидет – спасется» (Иоанн.10.7).
- Вход - через Церковь.
- Да, вот он вход - Церковь. К сожалению, современный человек забывает об этом, он растерян на дороге жизни. Вот Симеон услышал пророчество о рождении Сына Божьего и ждал не одну сотню лет, чтобы увидеть Господа нашего Иисуса Христа. И нам надо потрудиться, чтобы через Исповедь и Причащение встретится со Христом. Без экзальтации, скромно, спокойно, доброжелательно.
- Тогда у Вас, отец Тихон, встречи с Господом постоянны.
- У всех, я думаю, верующих людей, которые скромно себя ведут, скромно о себе думают таинственно в молитве, в тихой радости. А ведь люди сейчас так страдают, бедные, и забывают, что рядом есть журчащий родник воды живой.
- Отец наместник, что Вы можете сказать о смысле монашества, и изменился ли он со временем?
- Есть евангельская притча: молодой человек пришел ко Христу и говорит: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Господь перечислил заповеди, которые нужно выполнять по отношению к ближнему: чти отца твоего и матерь твою, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не завидуй. И когда юноша сказал, что он это исполнил, а что еще сделать? Господь сказал: Продай имение свое и иди за мной. Юноша огорчился и ушел. Здесь мы видим два пути ко Христу и со Христом: путь заповеди – путь в миру. И путь, когда человек оставляет все ради духовного совершенства через покаяние и работу над собой.
- К собственному совершенству?
- В первую очередь, к собственному, а потом помочь другим своею молитвой. Надо исполниться сначала заповеди, а потом научить других исполнять. Вот путь через старцев, и входит реальный Христос в человека - этот путь веками проверен, и, Слава Богу, что наши старцы: отец Иоанн, отец Адриан, отец Ириней, отец Таврион являются воплощением реальности этого пути. Мы себя не превозносим, что мы лучше других. Старцы о себе всегда скромно думают, но у них нет печали – душа-то вечная. Просто имея такую возможность, мы выбираем этот путь и идем по нему.
- Это тяжелый путь?
- Ну, я думаю, везде тяжело: и в миру, и в монастыре есть свои трудности. Без терпения, ограничения себя в чем-то любой человек не состоится, как личность, тем более, в монастыре. Я не скажу, что это тяжелее, чем в миру. Мы трудностей нигде не избежим, потому что Царство Божие нудится (приобретается трудом), то есть человек должен преодолевать себя, но в то же время надо сознавать, что без Бога мы ничто: « Без Меня не можете творити ничесоже» (Иоанн.15.2),- говорит Господь. Когда есть такое сознание, есть труд и человек использовал все возможности для своего совершенства – тут Господь вступает. Помогает. Работа над собой заповедана всем людям – возделывать рай и хранить рай в сердце своем. Но надо понимать, что это такое, не ошибиться бы. Надо взращивать в себе благодатное состояние – вот это и есть рай на земле. Как говорил прп. Серафим Саровский, рай и ад начинаются на земле. И нужно всегда помнить, что бывают разные моменты, особенно, когда Господь показывает, что на земле рай не построишь, но лучики благодатного света падают на человека. Войти в состояние доброжелательности ко всем – это и есть рай, который начинается на земле.
- Отец Тихон, а что такое младостарчество?
- Это отрицательное слово. Когда священники берут на себя, не имея опыта ни духовного, ни жизненного, решение важных вопросов, судеб людских. Настоящее старчество отличается рассудительностью.
- Это монашеское учительство – монастырские старчики?
- Это особый дар - старчество. Старец тот, кто действительно открывает волю Божию. И человеку верующему эта воля открывается через старцев. Они не диктуют, они просто высказывают в виде совета. Как сказала одна игуменья: «Схимник в монастыре руководится от Библии, монах – старцем, а мирской человек – обстоятельствами жизни. Они нас направляют и учат». Не всегда к старцу попадешь, их все меньше и меньше становится.
- Но как их правильно понимать нам, мирянам, эти обстоятельства?
- Жизнь по совету. Человек обязательно должен советоваться в жизни. Супруги между собой, дети с родителями, в монастыре есть наставники, духовники, которые советуют. Жизнь по совету плодотворна и, в некоторой степени, я бы сказал, безопасна.
- Вы почти тридцать лет в монастыре, видите монастырскую жизнь, участвуете в ней. Что Вы можете сказать о переменах, если они есть?
- Истина одна – это Христос и Его учение, оно не меняется. Меняются люди. И это заметно. В том смысле, что никто не может сейчас повторить внутренний путь тех, кто родился раньше нас. Молитва не меняется, а люди меняются. Нашему поколению намного больше нужно трудиться над собой, чем нашим предшественникам, хотя бы в начале ХХ века. Они с детства в вере воспитаны были, в иных условиях жили. Им легче было, а нам надо больше усилий. И чем моложе наши послушники, тем больше и больше им работать.
- Монастырь очень красивый стал, внешне благолепен, преобразился заметно для глаза. А для Вас, отец наместник, есть перемены: монастырь раньше и сейчас?
- Монастырь и тогда, и сейчас – один и тот же. Здесь совершается молитва, и это главное. Здесь людям помогают разобраться в жизни, получить духовные ориентиры. А внешне? Тогда красили российскими красками, а сейчас - финскими. И вся разница. Я сам ездил в Хельсинки за рулем, чтобы покрасить купола, у них на тринадцать лет гарантия сохранения цвета. Но мы прилагаем все усилия, чтобы монастырь не менялся в смысле богослужения. В смысле социального служения: даем более трехсот обедов благотворительных, помогаем наркозависимым, у нас есть Дом милосердия, достраиваем Воскресную школу (уже построена прекрасная школа, в которой преподают даже архимандриты), где могла бы общаться православная молодежь. Собираемся строить странноприимный дом, гостиницу для паломников(построены). Так что духовное бытие монастыря не меняется, а краски меняются.
- Сложный вопрос к Вам, отец архимандрит, храмы открываются, реставрируются, строятся новые, в Церкви нет гонений на верующих. Но, как сказал один священник, свобода открыла нам ворота тюрьмы, а мы оказались на пороге публичного дома. Церковь есть, а общество нравственно очень слабое. Почему?
- Слава Богу, что храмы открылись. Но это первый шаг к Богу и к самому себе, чтобы понять что ты - образ Божий. Мы сейчас живем в удивительное время: человек свободен. И что он выбирает, то он и выбирает. Свобода выбора все и определяет. Господь ведь первый дал нам свободу, и Он ее у нас не отнимает. Но надо всегда помнить, что свободный выбор, сделанный нами, всегда получит оценку.
- Где?
- На Страшном Суде. И все встанет на свои места. Ты выбрал - и получил. Все просто, но и сложно. Мы запутались в грехе, да и не всегда получается, как хотелось бы, но Бог неизменен и призывает нас. Нас упрекают, что иногда мы не дорабатываем, но мы-то видим, как трудятся наш Святейший Патриарх, наш Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, и мы стараемся в меру своих сил трудиться. Но свобода выбора человека все определяет. Тем Православие и замечательно, что оно не связывает, а предлагает. Предлагает вернуться к традиции, к корням, к проверенному веками опыту семейной жизни, жизни государственной, церковной. Слава Богу, и сейчас есть православные семьи, есть молодежь, есть государственные деятели, есть просто дедушки и бабушки, которые живут по церковным заповедям и стараются православные традиции усвоить. Богодарованная свобода определяет многое, но она получит оценку, повторяю, в момент Страшного Суда.
- У Вас этот выбор был, или Вы уже родились с четким знанием своего пути в Боге?
- Я думаю, каждый человек выбирает. Таких нет, чтобы не выбирал. Я в пятнадцать лет понял на службе в Михайловском соборе (в монастыре), и решил, что буду монахом и священником. И, Слава Богу, это осуществилось.
- В монастыре сложная работа: и духовная молитва, хозяйство, Вы окормляете и духовно, и кормите паломников. Как управляетесь?
- Мой наставник архимандрит Александр Васильев говорил: «Выделяй главное». Во всем надо выделить главное. Наше главное - молитва и помощь людям в духовной жизни - все мы делаем ради Христа. Молись, работай над собой, выполняй послушания - и все становится на свои места. Но я твердо убежден, и вижу это, ощущаю помощь Божией Матери. Она сказала: «Я не оставлю места сего». И я это исповедую, а, став Наместником, ощущаю Ее помощь еще сильнее. Божественное, небесное присутствует в жизни монастыря - это нам и помогает. Во всем связующим фундаментом должна быть православная вера с уважением к другим. Будем трудиться над собой и понимать, что без Бога – не до порога.