Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Жизнь во Христе ‹  О браке ‹ Воздержание: правда и ложь

Воздержание: правда и ложь

Об этом понятии, вокруг которого нагромождены целые горы безграмотной и вредной информации, размышляет доктор психологических наук, зав. кафедрой педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии им. Сеченова, профессор Юрии Михайлович Орлов

Современные программы полового воспитания, средства массовой информации, маститые сексологи в один голос твердят: секс - естественная функция организма, человек доложен заниматься им исключительно ради удовольствия, и деторождение совсем не обязательно рассматривать как смысл и конечную цель интимных отношений мужчины и женщины. Молодежь учат "не стесняться себя", поскольку воздержание якобы вредит здоровью, развивает нежелательные психологические комплексы, делает человека скованным, несвободным, или, наоборот, агрессивным. Слово "ответственность" в таких рассуждениях становится излишним. Юношам и девушкам настойчиво рекомендуют пользоваться противозачаточными средствами - этим и ограничивается забота об их "репродуктивном здоровье". И некому подумать о том, что, отделяя секс от любви, от деторождения, от понятия "семья", мы обкрадываем и нашу молодежь, и себя самих.

Неразборчивые интимные связи могут привести к ущербности в половом развитии личности. Но как обычно рассуждают отцы взрослеющих дочерей? Они боятся, что дочку совратит какой-нибудь негодяй: а вдруг девушка забеременеет и создаст проблему для всей семьи? И никто из отцов не боится совращения сыновей: ведь мальчик-то уж точно не забеременеет! К тому же среди сильной половины человечества раннее начало половой жизни почитается за особую доблесть, признак мужества. В этом мы недалеко ушли от древних племен, у которых существовал обряд инициации - посвящения в мужчины: юноша должен был выдержать довольно суровые испытания, доказав, что он может быть охотником и воином; у некоторых народов этот обряд предполагал и первый интимный контакт.

На самом деле совращение мальчиков (я имею в виду вовлечение их в раннюю половую связь и дальнейшие беспорядочные контакты такого рода) по своим психологическим последствиям не менее тлетворно влияет на личность будущего мужчины. Дело в том, что вступление в интимную связь только ради полового удовлетворения всегда влечет за собой - впоследствии, вовсе не сразу! - неприятные переживания. Если же это повторяется часто и если к объекту своего полового влечения юноша не испытывает любви, а в некоторых случаях оценивает эту девушку весьма низко и даже презирает, то возникает психологический конфликт между половым влечением и способностью к любви. В чем он заключается? У юноши складывается определенная психологическая установка: объект влечения не может быть любим, с сексом связано нечто грязное, а любимый человек любим лишь в воображении и "платонически". Если это зашло далеко, у молодого человека может развиться так называемый пигмалионизм: любовь к недосягаемому, воображаемому, идеальному объекту. Так появляются люди, любовь которых живет до первого интимного сближения, а потом немедленно погибает под влиянием накопленного отрицательного опыта сексуальности, оторванной от любви.

Невоздержанность и неразборчивость приводят к неразрешимому конфликту между любовной установкой и половым влечением. Этому могут быть подвержены как мужчины, так и женщины.

То, что в нашем обществе распространены добрачные связи и терпимое отношение к ним, не должно рассматриваться как вседозволенность. Такое положение ставит под угрозу существование семьи как таковой, а значит, и устойчивость общества в целом. Как правило, мужчины, неразборчивые в интимных контактах до брака, плохо адаптируются в семье. То же можно сказать и о женщинах. Человек должен понимать: сексуальное влечение есть богатство, дар природы, который следует использовать разумно, без вреда для себя и последующих поколений - наших детей.

Юноша и девушка должны быть целомудренными не наивным неведением гимназисточки, которая до вступления в брак не имела представления о том, от чего появляются дети. Истинное целомудрие основано на знании закономерностей развития сексуальности человека, гигиеническом образе жизни и подготовке себя к семье. Это требует самодисциплины и воздержанности.

Воздержание - одно из средств окультуривания половой потребности. Я имею в виду не такое воздержание, когда, отказываясь от "удовольствия", юноша или девушка испытывают чувство потери, лишения, рисуют в воображении сцены, которых не было (а могли бы быть!), и доводят себя до отчаяния. Устойчивое чувство лишения, или, как говорят психологи, фрустрация, деформирует характер. Воздерживаться человек должен сознательно, по доброй воле, а не из страха или стыда. Добровольно наложенные на себя ограничения никогда не приводят к развитию психологических комплексов.

Что же касается представления о вреде полового воздержания для здоровья, то это самая опасная ложь, которая внедряется в сознание молодежи сексуально невоздержанными людьми или теми, кто не гнушается зарабатывать деньги, торгуя вседозволенностью. Ведь сегодня она - ходовой товар!