Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Жизнь во Христе ‹  О браке ‹ Брак и девство

Брак и девство


Мы и девство, соединенное со смирением, чтим, и воздержание, соблюдаемое с честностью и благочестием, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и честное брачное сожительство почитаем. (Книга правил святых апостолов)

Святитель Амфилохий Иконийский

Мы не вносим вражды между девством и браком - напротив, уважаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (Мф. 25, 1-13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его.

Святитель Иоанн Златоуст

Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань.

Брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, - это дело уже не его силы, а девства.

Вот чем ограничивается великая заслуга брака, тем, что за него не осуждаются, и не прославляются… вступивший в брак должен довольствоваться сведением, что он не согрешил.

Брак у нас разрушает девство, брак у Бога восстанавливает девство. У нас бывшая девою, вступив в брак, уже не дева; у Христа, бывшая блудницею <Церковь>, вступив в брак, делается девою.

Святитель Григорий Богослов

Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу. Но когда он разжигает грубую плоть, обкладывает ее тернием, и делается как бы путем к пороку, тогда и я скажу: лучше есть не женитися.

Брак не бесчестен, потому только, что девство честнее его. Я буду подражать Христу, чистому Невестоводителю и Жениху, который чудодействует на браке, и Своим присутствием доставляет честь супружеству. Да будет только брак чист и без примеси нечистых пожеланий.

Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть узнает, что добродетель не чуждается сей любви. В древности не только всем благочестивым любезно было супружество, но даже плодом нежной супружеской любви были тайнозрители Христовых страданий, <т.е.> пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля из себя породила… но все они порождение и слава супружества.

Супружество или вовсе удаляется от Христа, по причине гибельных воспламенений плоти и всякого рода мирских забот, или слегка касается Божественного. Как тот, кто смотрит сразу на две головы или на два лица, или видит на страницах вдвойне написанные буквы, не уловляет верно целого образа, хотя и желает, но одну часть объемлет, а другая убегает от слабого рассеявшегося зрения - так слаба любовь, если разделена между миром и Христом; а напротив того - тверда, если устремлена к Единому. Человек, или обладая всецело Христом, нерадит о жене, или, дав в себе место любви земной, забывает о Христе.

Снег приличен зиме, а цветы - весенней поре, седина - морщинам, а сила - юношеским летам. Однако же и цветы бывают зимой, и снег показывается в весенние дни, и юность производит седины, а случалось видать и бодрую старость, и старика с гораздо большими силами, нежели едва расцветающего юношу. Так, хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу, однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к небу. А потому, если бы стали винить один супружество, а другой девство, то оба сказали бы неправду.

Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу. Лучше остаться свободным от уз, все отдать Богу и горним. Бог не сопряжен, Ангелы бесплотны, а вещество сопряжено и исполнено тления.

Если жена может тебе дать то же, что и Бог, то супружеская жизнь равна безбрачной. А если не может, то и между сими родами жизни нет равенства.

Святитель Григорий Нисский

Мы относительно брака думаем так, что должно предпочитать (оному) заботу и попечение о божественном, но и не презирать того, кто может воздержанно и умеренно пользоваться учреждением брака… что же значит сказанное нами? То, что, если возможно, и не отступать от стремления к божественному, и не бежать от брака, ни на каком основании нельзя отвергать требования природы и осуждать честное, как бесчестное… Когда земледельцу, который проводит воду на какое-нибудь поле для орошения, бывает нужно провести небольшой поток в средине, то он допустит воде разлиться только в такой мере, какая требуется для удовлетворения предстоящей нужды, так чтобы она могла опять легко соединиться со всею водою; если же откроет для воды безмерный и широкий поток, то будет угрожать опасность, что, оставив прямой путь, вся она разольется, образуя рытвины по сторонам.

Таким же точно образом (<поскольку> для жизни необходимо и преемство рождений), если кто так будет пользоваться супружеством, что, предпочитая дела духовные, естественное (вожделение) ограничит умеренностью, по причине краткости времени (1 Кор. 7, 29), тот будет мудрым земледельцем, который по заповеди апостола (ст. 5) не постоянно бывает занят исполнением грубых оных обязанностей, но по согласию сохраняет чистоту души, для упражнения в молитве, опасаясь, чтобы пристрастившись к ним, не сделаться совершенно плотию и кровию, в которых не пребывает Дух Божий.

Если же кто так немощен, что не может мужественно устоять против влечения природы, тому гораздо лучше далее держать себя от таковых предметов, нежели решаться на подвиг, превышающий его силы, ибо угрожает немалая опасность, что, увлекшись испытанным удовольствием, он не будет ничего иного почитать благом, кроме того, которое с некоторым наслаждением получает чрез тело, и, отвратив совершенно ум свой от стремления к благам бестелесным, весь сделается плотским, гоняясь постоянно за плотскими лишь наслаждениями, так что будет более любить удовольствие, нежели Бога. Итак, поелику по немощи природы не всякий может соблюсти умеренность в такого рода вещах, а вышедший из границ умеренности находится в опасности погрязнуть, по псалмопевцу, в тимении глубины (Пс. 68, 3), то весьма полезно было бы, как учит сие слово, прожить, не испытывая таковых удовольствий, дабы под предлогом дозволенного, страсти не получили доступа к душе.

Как невозможно в одно и тоже время служить деятельностью своих рук двумя каким-либо занятиям, например: заниматься земледелием и вместе мореплаванием, или кузнечною работою и в то же время плотничною, но если кто хочет хорошо успеть в одном деле, должен оставить другое; так, поелику и нам предстоят два брака, из которых один совершается посредством плоти, а другой посредством духа, то стремление к одному из них, по необходимости отдаляет нас от другого. Ибо и глаз не может хорошо рассмотреть двух предметов вместе, если не будет обращен на каждый поочередно и в отдельности; язык также не может в одно и то же время служить различным языкам, произносить, например, в то же время речения греческие и еврейские; и слух не может в то же время воспринимать повествования о делах и нравоучительных слов: ибо разного содержания речи, если станут слушать их отдельно, производят в слушателях известное представление; если же обе, смешавшись, в одно и тоже время будут оглашать слух, то содержание их, сливаясь вместе, произведет в разуме какое-то неопределенное смешение.

Таким же образом и наша желательная способность не в состоянии вместе служить и телесным удовольствиям, и стремиться к духовному браку, ибо невозможно одинаковым образом жизни достигнуть предположенной цели того и другого, потому что с духовным браком соединяется воздержание, умерщвление тела и презрение всего плотского, а с плотским супружеством - все сему противное. Когда нам предлежит избрать между двумя господами, то, поелику невозможно в одно и тоже время быть послушными обоим (ибо никто не может работать двум господам), - благоразумный человек изберет более полезного из них; так и нам, когда предлежат два брака, поелику невозможно вступить в тот и в другой вместе (ибо не оженивыйся печется о Господних, а оженивыйся печется о мирских (1 Кор. 7, 32, 33)), не должно - я говорю о благоразумных - ошибаться в выборе полезнейшего из них, не должно также оставаться в неведении относительно пути, ведущего к нему, и который не иначе можно узнать, как при помощи некоторого сравнения. Как в телесном супружестве, не желающий быть отвергнутым много приложит забот о здравии тела, о приличном украшении, о изобилии богатства и о том, чтобы не иметь никакого пятна ни в своей жизни, ни в своем роде, ибо этим обыкновенно достигают желанной цели; таким же образом и желающий вступить в духовное супружество пусть прежде всего покажет себя юным, отрешившимся чрез обновление ума всякой ветхости…

Преподобный Ефрем Сирин

Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако чрез это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его. Кто осуждает брак, тот сокращает славу и девства; а кто одобряет брак, тот еще более возвышает девство и делает его более дивным и светлым.