Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Жизнь во Христе ‹  Младостарчество и православная традиция ‹ Духовное отношение к больному и болезни

Духовное отношение к больному и болезни

Видеть настоящее положение духовных руководителей необходимо,
чтоб охраниться от обмана; вместе должно очень остеречься
от осуждения их, непрестанно обращаясь ко вниманию себе.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Выявление характерных признаков младостарчества подобно анамнезу болезни, а это всегда сложно и для больного, и для врача — без боли такой разговор невозможен. Однако здесь нужна предельная честность и точность, иначе неправильно поставленный диагноз может привести к тому, что мы начнем лечиться от «насморка», хотя больны «раком». Мы все страдаем крайностями: или осуждаем кого-то, или, наоборот, обожаем. Но ни ненавистью, ни обожанием не врачуется духовная хворь. Поэтому здесь необходимо трезвое беспристрастное рассуждение.

Беда начинается с самой главной духовной болезни — гордыни, которая приводит к прелести. Но прелесть и гордыня, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, — это болезни всеобщие. «Прелесть, — пишет он, — есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиной». (Игнатий Брянчанинов, свят. Сочинения. М., 1993. Т. 1. С. 229-230.) Поэтому лечиться нам следует всем; и искать симптомы недуга лучше в себе. Больной всегда найдет чувство сострадания к больному. Тот, кто обнаружит в себе описанные здесь признаки и отождествит их с симптомами болезни, уже начал лечиться. Однако все дело в том, что сама болезнь эта протекает скрыто, и больным-то в подлинном смысле является тот, кто этой болезни в себе не замечает. Поэтому и сама болезнь врачуется не столько обличением, сколько усердною молитвою, милосердием и проявлением подлинной заботы.

Подлинная забота заключается в том, чтобы увидеть в младостарце положительные качества. Тогда тот, к кому мы обращаем свое внимание в таком ракурсе, поворачивается и к нам лучшей стороной своей души, мы помогаем ему воспитывать в себе хорошие качества. Это относится даже к нашим врагам (любите врагов ваших, Мф. 5,44). Так постепенно можно врага сделать другом. Но если и врага возможно сделать другом, то уж гораздо легче сделать другом заблуждающегося.

Младостарчество — это болезнь детского духовного возраста. Поэтому преодолеть ее возможно только духовным взрослением, а взросление происходит через страдание. Христос, как совершенный Человек, явил все качества, присущие человеку, в совершенстве, — поэтому Он явил и совершенную взрослость. Но явил Он ее на кресте — в страдании. Взросление — это одухотворение и уподобление Богу. Страдание — это единственный выход и для младостарцев, и для тех, кто попал по детской наивности в сети младостарца. Врачуется эта детская болезнь отеческой и материнской любовью. Процесс излечения может растянуться на долгие годы.

Болезнь должна быть преодолена, это грех; его надо ненавидеть, но нельзя переносить эту ненависть на человека. Иначе она будет переходить и на то подлинное, что несет в себе каждый человек. Младостарец находится в бедственном положении — и нуждается в сочувствии. Мы должны оспорить ложное убеждение, но не презирать самого человека.

Далее нарисован психологический и духовный портрет прельщенного человека. В пастыре, конечно, такие черты смотрятся непривычно и вызывают наибольшее отвращение. Надо иметь в виду, что приобретаются они не сразу, а постепенно и незаметно. Один грех порождает другой грех и потому вызывает целую цепь грехов. Портрет этот собирательный, так сказать, результативный — в нем сведены воедино различные стороны младостарчества. В той или иной мере они проявляются в различных священниках, но в действительности такого человека не существует.