На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ Младостарчество и православная традиция ‹ Как бороться с этим пагубным явлением?
Как бороться с этим пагубным явлением?
Осознав всю опасность для Церкви разрушительной деятельности младостарцев, необходимо теперь ответить на последний вопрос; как же с этим явлением бороться. Ответ логически вытекает из самой постановки проблемы.
1. Мирянам можно посоветовать избавиться от ложного отношения к пастырю как к старцу, тем самым избавиться от идолопоклонства. Вот что говорит об этом святитель Игнатий: «Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угоды Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела». (Цит. по: Духовничество и послушание. Наставления святителя Игнатия Брянчанинова, избранные из его творений / Сост. свящ. Сергей Молотков. СПб., 2002. С. 29.) Тем же, кто уже попал в сети такого коварного обольстителя, святитель Игнатий, ссылаясь на мнение святых отцов, советовал немедленно уйти от такого наставника. Он писал: «Святые отцы завещевают избирать наставника непрелестного... Они предостерегают от учителей неискусных, чтобы не заразиться их лжеучением». «Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным , очевидно по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви». ( Цит. по: Осипов А. И. Ищущему спасения. С. 34.) Если же по каким-либо причинам такой уход невозможен, то здесь надо руководствоваться евангельским заветом: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 3). Младостарец осуществляет не Божью волю, а свою — и оставаться в послушании у такого «старца» означает быть у него в рабстве, потому что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы (Рим. 6,16).
Кроме того, мирянам можно рекомендовать не убегать от ответственности, ибо отвечать за все, что мы сделали, все равно придется нам самим. В этой ответственности и состоит наше крестоношение. А бегством от ответственности мы создаем благоприятную почву для появления младостарца.
2. Пастырям можно посоветовать заняться самообразованием, серьезным освоением православной святоотеческой традиции, чтобы, вступая на путь служения Богу, иметь для этого соответствующую подготовку. Они всегда должны помнить о соблазне, от которого их предостерегал святитель Игнатий Брянчанинов: «Не замени для души, к тебе прибегшей, собой Бога. Последуй примеру святого Предтечи». «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто. Радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния». (Осипов А. И. Ищущему спасения. С. 38.) Пастырь должен ощущать себя таким же ведомым единым Пастырем — Иисусом Христом, как и все остальные члены Церкви. Если это ощущение будет потеряно, то уберечься от соблазна младостарчества будет невозможно.
Кроме того, пастырю надо серьезно заниматься самопознанием — это приводит к трезвому взгляду на самого себя и освобождает от желания старчествовать. Самопознание полезно и для духовного становления и нормального возрастания в духе. Необходимо также пастырям помнить о том, что соблазн младостарчества возникает там, где нарушаются законы естественного возрастания, где внутреннее возрастание подменяется лишь внешним подражанием великим образцам благочестия. Христос для Своих учеников был воспитателем, который взращивал в них добродетели и не возлагал на них бремена неудобоносимые.
3. Архиереям же, Святейший Патриарх Алексий дал уже не совет, а приказ: «для прекращения такой практики» осуществлять «строгий контроль за детальным исполнением Синодального определения». Это значит, что в тех случаях, когда такие пастыри не поддаются внушению, архиереи могут лишать таких пастырей права проповеди и исповеди, а если это не привело к исправлению, запрещать их в священнослужении.
Важно отметить, что первые очень серьезные шаги для врачевания этого недуга сделаны. Эта проблема была поднята и были указаны методы преодоления такого соблазна. В постановлении Священного Синода есть такое обращение к пастве: «Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним. В связи с этим обратить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: "Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей"».
Так станем же исполнять то, на что нам указывает наше священноначалие в лице Святейшего Патриарха, Священного Синода, а также преподобного Симеона Нового Богослова, ибо слова, произнесенные им тысячу лет назад, сегодня имеют гораздо большую актуальность. Создается впечатление, что они через века сказаны именно для нас. И это так, потому что в Церкви нет разделенности временем и смертью, в ней все живы и предстоят в мольбе пред Богом.