На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ О посте ‹ Великий пост
Великий пост
Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения.
Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно подготовить себя к Пасхе. Великий пост продолжается в течение семи недель.
В 2009 году Великий пост продолжается с 02 марта по 18 апреля (по н.ст.). Пасха - 19 апреля 2009 года.
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения.
Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
Как поститься:
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом. В будние дни при этом полагается есть один раз в день, по субботам и воскресеньям – дважды в день.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В дни памяти самых почитаемых святых разрешается вкушать растительное масло.
В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Некоторые вообще в страстную пятницу ничего не едят.
Но пост - это не смирительная рубашка. Каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины могут освобождаться от строгого поста. Все эти вопросы нужно согласовывать со своим духовником. Как любое духовное делание, пост не терпит самочиния, а требует смирения и послушания.
Невозможно составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. п. Поэтому в Православной Церкви - очень мудро - в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить что все мы немощные, и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то что нам не по силам. Поэтому миряне, в большинстве случаев, как-то себе облегчают пост.
Итак, к правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом. (Вспомним как поступают бегуны, они же не сразу пускаются в марафонский бег, а подготавливаются к нему постепенно и долго).
Период Великого Поста и Пасхи является самым светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются с Прощенным Воскресеньем, когда мы у всех просим прощенья и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством «Воскресения Христова» - Пасхой. Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига.
Духовная подготовка состоит из уделения больше времени домашней молитве и исповеди, посещению богослужений, духовному чтению, добрым делам и удалению от всего греховного, усиленному соблюдению Заповедей Закона Божия и исправлению своих греховных привычек. Телесная подготовка состоит из того что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную).
Подготовительные недели.
Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.
Первая подготовительная неделя. Во время первой подготовительной недели нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. В воскресенье первой триоди читается из Евангелия «О фарисее и мытаре» (Луки 18:10-14). Эта притча задает тон на весь пост. Она нас учит как мы должны подойти к посту: смиренно, с покаянием и без гордыни. Только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему.
Вторая подготовительная неделя. Во время второй подготовительмой недели среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне» (Луки 15:11-32). В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Церковь зовет нас вернуться к Нему.
Третья подготовительная неделя перед Великим Постом называется «Мясопустною» или «Сырною» или по-народному «Масленица». В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; а молоко, яйца, рыбу и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения. Но при этом православные христиане не должны забывать, что сырная неделя устновлена для постепенного вхождения в Великий Пост. О том, что Масленица – преддверие поста, напоминает нам и весь строй богослужений. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелия о Страшном Суде (Матфея 25:31-46). Этим чтением Церковь напоминает нам что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. Евангельские чтения самой сырной седмицы посвящены страданиям нашего Спасителя. В богослужебных песнопениях Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении наших прародителей, происшедшем от невоздержания. В среду и пятницу сырной седмицы литургии вообще не служатся, а совершаются богослужения наподобие великопостных: с покаянной молитвой Ефрема Сирина и земными поклонами. В сырную субботу совершается воспоминание всех святых мужей и жен, просиявших в подвиге поста. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный.
Заканчивается эта неделя Прощеным Воскресением. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о том, что нужно прощать, о посте и о собирании небесных сокровищ. В этот день мы просим у друг друга прощения. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощения, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии и тогда же совершается чин прощения.
Евангелие и Святые отцы о посте:
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Мф. 6, 14-18)
Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.
(Святитель Василий Великий)
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.
(Святитель Иоанн Златоуст)