Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Жизнь во Христе ‹  Интервью ‹ Брак - призвание или альтернатива?

Брак - призвание или альтернатива?

Первая женщина появилась на свет сразу женой. У Евы не было альтернативы. Почему она появилась у современных женщин, объясняет иерей Андрей ЛОРГУС, клирик домового храма св. вмч. Трифона в психоневрологическом интернате № 30, декан факультета психологии Российского православного института св. ап. Иоанна Богослова.

- В чем настоящее призвание женщины? Сотворив ее «помощницей», Господь изначально ограничил сферу ее деятельности?


- Проблема состоит в том, что Господь дал человеку жизнь «с избытком»: больше, чем человек может освоить, больше, чем ему нужно, чтобы стать тем, кем призван, даже больше, чем ему нужно, чтобы спастись. И человек это интуитивно предощущает. И… мучается. Потому что надлежит выбрать, что принять и осуществить, а что оставить в себе. А ведь человек свободен, Господь не ограничивает человека, только призывает кротко «Блаженны нищие…». И выбор человеку труден.

Женщина ощущает в себе великий личностный потенциал. Ведь и она может стать «творцом» и сделать карьеру. Однако вот беда, сердце женщины всегда несчастно, если она не реализовала себя как жена и мать.

Сказать, что Господь ограничил сферу деятельности женщины, нельзя. Лучше сказать, что изначала Господь призвал женщину на особое служение: служение жены и матери. И в этом дал ей великое блаженство! А апостол прямо говорит, что через это служение женщина может спастись. Для того Господь дал ей большую эмоциональность, заботливость, нежность, но вместе с тем консервативность, осторожность. Именно женщина - хранительница дома, традиций семьи, обрядов на уровне своего дома. У женщин вся телесная природа на уровне генотипа является женской, это же касается психологической и интеллектуальной областей. Женщина сотворена и существует иным образом, ей дана иная в сравнении с мужской - женская сущность.

Да, у мужчины иное призвание. Он преимущественно созидатель, и потому ему нужны свобода, чтобы творить, и бесстрашие, чтобы утверждать свою веру и предстоять перед лицом Божьим. Женщина в своем служении обращена вся вовнутрь (она хранительница внутрисемейных ценностей, в том числе и материальных), мужчина -- вовне. Он хранитель рода и общества, государства (вот почему он и политик, и начальник). Потому мужчина чаще альтруист, а женщина милосерднее.

Монашество - это риск, дерзновение, как и любое творчество, а к этому мужчина предназначен более, чем женщина. Хранители исихастской традиции, монахи-богословы, подвижники - это мужчины. Здесь мужчина имеет то же первенство.

- Поэтому у нас прославленных женщин-святых заметно меньше, чем мужчин?

- Кто по сути святой? Это - первооткрыватель, герой, человек, который идет в неизведанное. Эта не женская роль, простите. Женщине открывать новые земли не интересно. Видели вы женщину, которая мечтала уйти в леса? Я таких не встречал. А мужчину всегда тянет на асоциальность, в неизведанное, в духовный подвиг. А вот следом пойдут женщины-подвижницы.

Для мужчины проблема свободы и самореализации очень высока. Для женщины самореализация заключается в том, чтобы доказать что-то всему миру и прежде всего мужчине, а у мужчины - доказать самому себе. В основном женское монашество прославилось кропотливым ежедневным трудом, терпеливостью, преданностью, верностью. Молитвенность, именно домашняя молитвенность, - удел женщины. А мужское стремление -- это уехать в глушь, где никто не помешает вершить свой собственный путь подвига.

- Почему женщина оставляет свое предназначение, почему ей становится «тесно» в семье? Это искажение Божьего промысла, следствие грехопадения?

- Исторически женщина запуталась. Вернее, мужчина запутал женщину. Феминизм своим девизом поставил достижение мужского, как будто оно, мужское, - общечеловеческое. А это не так. У женщины свои цели. Эмансипация должна была привести не к заполнению женщинами мужских мест, но к созданию собственных. Феминизм оказался ловушкой: женщины, занимая мужские должности, отдыхая как мужчины, доказывают только то, что ничего оригинального придумать не могут. Но посмотрите, как много женщин преуспели, развивая собственно женские занятия: лечение, домашние профессии, уход за детьми, заботу о слабых и больных. Вот хорошие примеры женских успехов. А когда женщины поднимают штангу или воюют в армии, возникает отвращение от них как от женщин. Ведь смешно, когда женщине говорят: «Вы очень мужественны!»

- С чем связана повышенная религиозная активность женщин? Почему в храмах их сейчас (и было до революции) большинство?

- Средневековая религиозность была мужской по преимуществу. Распад средневекового общества, его уклада и сознания, привел и к распаду мужской культуры. Теперь женственная эпоха, эпоха реализованного социализма (не только в большевистском варианте, но в шведском, японском, американском).

Социализм женственен, как устройство, способствующее выживанию слабых. Здесь мужчина-герой не нужен. Это не мужская среда, за вычетом бизнеса и политики. Особенно это касается семьи и Церкви. И семья, и Церковь, как наиболее устоявшиеся институты общества, легко осваиваются женщинами. Когда нужно было Церковь защищать от еретиков, от сарацин, когда нужно было Ее утверждать, «создавать» (в плане земном и творческом), тогда нужен был мужчина. Теперь, когда церковное благочестие - устоявшееся и часто консервативное явление, оно ближе женщине.

- Что должно измениться в Церкви, в мире, в сознании, чтобы женщины не обижались, не рвались в священницы?

- Наверное, трудно отказаться от преизбытка дарований, трудно не мечтать. Но когда женщина входит в меру своей человеческой полноты, думаю, ей уже не хочется в священство. Совершенно очевидно, что большего горя у женщины нет, чем ее одиночество. Без мужчины как бы ни старалась женщина показать, что она самостоятельная личность, она все равно обращена к мужчине и для него старается. Это видно особенно в Церкви. Скажем, церковные активистки, которые стараются ради некоего священника, которого очень почитают и многие десятилетия работают ради него, отказываясь подчас от семейной жизни. Подменяя тем самым свое главное предназначение - быть женой. Есть это и в женском монашестве.

Счастье для женщины - как можно раньше принять и познать, что ее существование без мужчины, без брака с ним, бессмысленно. Но это вовсе не означает, что ее существование с мужчиной сводится только к служению ему. Женщина не вспомогательная сила. Считать так - ошибка. Без мужчины нельзя, а вот с мужчиной можно все: и работать, и активно участвовать в церковной жизни.

Мы можем веровать, что Господь посылает нам супруга или супругу, а может -никого не посылает. Но мы не можем знать, почему одному человеку удалось вступить в брак, а другому нет. Возможно, для кого-то Господь промышляет иной, нежели семейный, путь. У таких людей иной путь и иная форма бытия.

Хотя безбрачие и нельзя назвать «вариантом нормы», но, конечно, это не проклятие. Грехом повреждена природа и культура человека, есть много причин безбрачия: биологические, религиозные, психологические. Среди последних могут быть и наследственные, не только генетические, но и семейно-психологические. И безбрачие - это далеко не всегда личная «проблема» человека.

В Америке сейчас одна из самых больших ценностей в обществе - семья, брак, 4-5 детей. Женщина возвращается в политику в бизнес после 45 лет, когда детям уже по 20, или как минимум по 14, когда они могут уехать в колледж. Перерыв в карьере женщины на 20-25 лет - это нормально, и она появляется после этого перерыва с большим потенциалом, в отличие от молодых девушек, потому что она мать, она уже матрона по римским понятиям, она носительница удивительного опыта. Во многих традиционных обществах женщину незамужнюю вообще не признавали. А замужняя женщина даже в мусульманском мире может быть, например, премьер-министром. Статус жены несоизмеримо выше статуса свободной женщины. В этом подлинное духовное раскрытие женщины - быть женой.

Я вижу, как преображается личность женщины, когда она выходит замуж и когда осознает, что теперь то она не просто женщина, а жена, и в этом ее не природный статус, не биологический, даже не социальный, а духовный, онтологический статус.

К сожалению, приоритет онтологической и духовной природы брака в нашем современном православном богословии звучит не отчетливо. С одной стороны, потому что оно питается еще пережитками средневекового традиционного сознания, даже не уклада, укладов давно нет, а сознания. Средневековый уклад, т.е. «Домострой», унижает женщину. Это типичный средневековый перекос, в котором отсутствует понимание женской личности.

Феминизм начался именно как реакция на такое, мужское и несправедливое средневековое сознание, но он пошел сразу в перехлест, сразу не туда, как это часто бывает в истории. Это отразилось и в русской философии XX века, когда возникли идеи Софии, розановской женственности, когда возникли особая философия Павла Евдокимова («Женщины и спасение мира») и движение Брюсова-Мережковского, извратившее вообще все, что возможно, когда возникла «Этика преображенного эроса» Вышеславцева. Это была другая крайность, в которую качнулся маятник истории культуры. Христианство, давшее женщине сознание свободы и равноправия, оказалось врагом эмансипации и феминизма. Духовные корни феминизма языческие, восходящие к матриархату. «Феминизмом» болеют женщины, которые стремятся не к свободе, а к тому, чтобы занять место мужчины. Но счастлив человек может быть только в своем истинном предназначении.

У нас есть подлинный источник понимания женской сущности - это прежде всего учение о семье и браке, основанное на Библии, на Шестодневе, где говорится о сотворении женщины и семьи. Бог сотворил изначально не «свободную женщину», но жену. У Евы даже не было никакого девического периода. При этом Адам не просто мужчина, а муж. Мужчина и женщина не были свободными. Не блуждали они, и это очень важно.

- Но у Адама есть бытие до Евы.

- Да, но об этом бытии Сам Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному». Адам не сам просил у Бога себе помощницу. Именно Господь сказал: «не хорошо». И это «не хорошо» указывало на неполноту его бытия, значит, оно было неугодно промыслу Божьему, а в промысле была полнота и эту полноту Бог довершает созданием Брака. Первозданное бытие Адама и Евы есть бытие брачное. Они были созданы как брачная пара, причем, обратите внимание, они не выбирали друг друга, не заключали друг с другом брачного договора, они просто оказались мужем и женой.

- Но и выбирать было не из кого.

- Бог не дал им «поблуждать» по Эдемскому саду, поискать друг друга, Он не дал им даже свободно встретиться. Господь их просто поставил лицом к лицу, более того, он одну создал из недр другого. Увидев друг друга, они не могли представить двух разных существ, поскольку представляли собой в предыдущее мгновение единое существо, природу мужа. Но личности не сливаются в браке. «Одна плоть» - надприродное, психологическое единство, но не слияние личностей. Они были свободны, потому что были созданы по образу и подобию Божию. Все св. отцы говорят, что женщина так же создана по образу и подобию Божию, как и мужчина, и что для ее спасения нет никаких природных преград.

Именно в этом смысле апостолом Павлом сказаны слова, что «во Христе нет не мужеского пола ни женского». Мы все являемся наследниками Христа: и иудеи и эллины, и раб и свободный, и мужчина и женщина.

Беседовала Ирина ЛУХМАНОВА


Если человек по-настоящему воцерковлен, переживания, что не удалось вступить в брак, отходят на десятый план. Верующая женщина независимо от семейного положения не может чувствовать себя ущербной. В этом убежден священник Валентин УЛЯХИН, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ.

- Отец Валентин, мнение многих православных людей о бессмысленности жизни женщины вне брака основывается на том, что Господь изначально сотворил Еву как жену, установив и благословив брак. Получается, что незамужние - второй сорт?


- И неженатые тоже?! Я целибатный священник, принял сан в 46 лет. У меня никогда не было жены, хотя попытки женить меня предпринимались неоднократно. И мама моя очень хотела, чтобы я женился, и после ее смерти, незадолго до хиротонии, друзья мои тоже пытались устроить мою жизнь. Меня знакомили с разными девушками, я приезжал с ними к своему духовнику протоиерею Андрею Ускову (он умер в прошлом году почти в 95 лет) в храм Архангела Михаила села Михайловское. Отец Андрей всегда говорил: давай помолимся. Однажды мы положили на аналой к иконе Архангела Михаила две записочки: «благословляю» и «не благословляю». Прочитали акафист Архангелу Михаилу, потом отец Андрей предложил мне взять одну из записок. Я раскрыл - «не благословляю»*. Он сказал: «Я тоже не благословляю. Ты в семье рос один, без братьев и сестер, привык к одиночеству. И посмотри кругом (а это было в начале 80-х - советская власть). Куда ты?… Тебе легче спасаться одному». Сейчас мне 57 лет, и я благодарю Бога за то, что я один.

Нельзя строить схему - жизнь глубже и разнообразней. Церковь освящает текущее реальное состояние человека. Если человек живет один, но в Церкви, он становится женихом или невестой Христа, усыновляется, удочеряется Матерью Божией и уже не чувствует себя одиноким. Он - часть Тела Христова, и вопрос о семейном положении отходит на десятый план. Вот вне Церкви человек, действительно, может сойти с ума, если не удается вступить в брак. Особенно когда девица не может найти мужа, она часто доходит до умопомрачения. Но для глубоко воцерковленного человека этот вопрос снимается как праздный.

Если говорить о женщинах… Мы знаем, что апостол Павел в Послании к Римлянам 16-ю главу посвятил конкретным адресатам. Из двадцати шести названных имен четверть - женщины (в то время женщины играли в жизни Церкви огромную роль). Далеко не все они были замужем. Апостол приветствует замужнюю пару Прискиллу и Акилу, но и диакониcсу Фиву из Кенхреи. Причем диакониcсой она именуется в синодальном переводе, а в подлиннике - диаконос, то есть диакон. Таким образом женщине подчеркнуто присваивается мужская функция.

Только в 306 году Лаодикийский Собор запретил хиротонию женщин в диаконисcы, и этот запрет подтвердил Первый Вселенский Собор. Но во времена апостола Павла институт диакониcс был, они служили наравне с мужчинами. И не было никакой разницы между женатым и неженатым, замужним и незамужним служением.

- Сегодня многие считают, что если женщина годам к тридцати не вышла замуж, ей надо идти в монастырь. Согласны вы с такой точкой зрения?

- Конечно, нет. Не нужно красить жизнь в черно-белый цвет, она гораздо сложнее. Мы не можем войти в святая святых человека - его душу. Если он Самим Богом призван к одиночеству, девству, он останется монахом в душе в любых условиях, будь это монастырь, мир, а иногда даже и брак. Но именно когда Богом призван, а не нам кажется. Бывает, с виду человек рожден монахом (по нашему, человеческому, разумению), а когда его в монастыре «отвлекают» от умной молитвы и послушания дают не на клиросе или в алтаре, а заставляют кирпичи таскать, он не выдерживает и убегает. Вспомните преподобного Амвросия Оптинского. К нему пришли за советом две девушки И казалось очевидным, что одна - бойкая, ориентированная на социум - призвана к браку, а вторая - хрупкая, стеснительная, неотмирная - к монашеству. Но преподобный посоветовал как раз наоборот: первой - в монастырь, второй - замуж. Так и вышло. Святые видели сердце человека, мы же своим грешным умом можем лишь представить в своем сознании модель, которая складывается на основании наших отношений с Богом, с человеком. Но это ущербная модель - Бог выше, шире и глубже наших стереотипов. Семейный человек может быть духовно выше подвизающегося в монастыре.

Преподобный Антоний Великий просил Господа показать ему высоту подвига, и Господь направил его к александрийскому кожевнику. И когда преподобный Антоний спросил этого кустаря о его отношениях с Богом, тот ответил: «не знаю за собой, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе. По этой причине, вставая рано с постели, прежде чем выйду на работу, говорю сам себе: Все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один погибну за мои грехи». Вот вам монашество!

- Вы не считаете, что замужние женщины лучше преуспевают и в карьере именно потому, что их личность раскрылась в браке? Не ущербна ли женщина, сделавшая карьеру, если у нее не сложилась семейная жизнь?

- Знаете, в России и в прошлом, и особенно в позапрошлом веке многие прекрасные женщины достигли карьерных высот. И среди преподавателей были такие женщины. Поскольку красота прельщала студентов, то приходилось ширмочкой загораживать преподающую женщину от аудитории. Она преподавала и всю жизнь оставалась девственницей. Я считаю, что если женщина верит в Бога, по-настоящему воцерковлена, ни о какой ущербности говорить не приходится.

Господь благословил не только брак, но и безбрачие. Кто может вместить, да вместит. Есть скопцы ради Царствия Небесного, которые оставили все и прилепились к Богу без остатка. Эти слова благословляют и монашество в миру, когда человек по каким-то причинам не может идти в монастырь, но внутренне он остается монахом, от слова monos - один.

- Значит, проблема не в семейном положении, а в вере?

- Скажем, в состоянии души. Бывает вера до первого милиционера, то есть обстоятельства, как милиционер, как комиссар, врываются в жизнь, в душе все переворачивается, и человек отказывается от веры. А когда, как говорил апостол Павел «для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение», человеку ничего не страшно. Со смертью наша жизнь не кончается, а только начинается - в вечности мы восполним то, чего нам недоставало в этой жизнь. Когда мы по-настоящему осознаем, что наша временная земная жизнь - только школа, что 60-70-80 лет, которые для человека лишь труд и болезнь - это лишь подготовка к вечности, то перестанем замыкаться на том, несчастна ли незамужняя женщина, и других подобных проблемах.


Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ