Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Жизнь во Христе ‹  Правила поведения в храме ‹ Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения?

Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения?

Церковь же непорочная, сущи невеста Христова,
должна никоковых же баснословных умствований
и самовымышленных толкований приимати, но на
самом Писании Божественном утверждатися и
толкования истинного великих вселенныя учителей,
а не простых бающих мужиков слушати.
Свт. Димитрий Ростовский.



Что нехорошего в том, если наука служит Богу? В идеале так оно и должно быть. Плохо, когда первая утверждает, что человек – мерило всех вещей, “звучит гордо”, и сам по себе работник в мастерской по имени Природа. Но ещё хуже те случаи, где исследователь Творца признаёт, однако, приписывает Ему те действия и слова, которые Бог не говорил или творил с точностью наоборот! Поэтому во все времена отцы Церкви призывали не мудрствовать лукаво, а быть очень осторожными в богомыслии. Так, св. Григорий Богослов утверждает, что не каждый, не со всеми и не во всякое время может рассуждать о догматах. В этом деле необходимы рассудительность и осмотрительность. Тем более, они нужны там, когда речь идёт об открытиях или исследованиях неизведанного. К сожалению, первооткрыватель в творческом порыве часто забывает о том, что не страстное желание сказать “в среде своей новое слово”, а стяжание Духа Святаго Божьего позволяют нам приблизиться к тайнам мирозданья.

На наш взгляд мысли, изложенные в книге имеют в своей основе более оккультную, нежели святоотеческую подоплёку. Для удобства чтения цитируемые места из книги А. Д. Малаховской даны курсивом.

Напрашивается вывод, что от святынь исходит Божественная сила, действие которой по природе своей скорее напоминает мгновенное действие лучистой энергии, только не с поражающим эффектом, а с исцеляющим (с. 3).

Эту силу в Апостольской Церкви принято называть благодатию Святого Духа. К сожалению, со времени оного, в народе существуют поверья о “намоленных” иконах, местах или предметах. Так называемые “намоленные” предметы обладают мистической силой сами по себе. Авторы подобных утверждений забывают о том, что, например, не все люди исцеляются прикладываясь к чудотворным иконам. Из святоотеческой литературы и церковных проповедей мы знаем, что без должного благоговения причащающийся величайших святынь – плоти и крови Христа, может и заболеть, будучи здравым. К сожалению, основная мысль всей книги Ангелины Доминиковны – это здравие телесное, о духовном мало говорится. К тому же, Божия благодать не от святынь, а через них действует.

Поразительным оказался факт, что в местах эпидемий были установлены на колокольнях колокола, со звучанием тембров, губительных именно для данного возбудителя болезни. Удивительно, но наши предки умели распознавать – какого звукового диапазона нужно создавать колокол от данной эпидемии! Работы в этом направлении могли бы дать богатейший материал для борьбы с новыми, постоянно изменяющимися видами вирусов гриппа, атипичной пневмонии, СПИДа и т.п. возбудителей (с. 6-7).

Тогда спросим: для постоянно меняющихся вирусов, не придётся ли каждый раз лить колокола с новым звуковым диапазоном? В этом случае исследования по данной тематике теряют элементарный смысл. К тому же, цель церковных колоколов и их звона совершенно другие, нежели представляет себе автор.

Оказалось, что если прочесть молитву “Отче наш” и осенить культуру крестным знамением (в православном сложении пальцев рук), то количество вредных бактерий уменьшалось в 7, 10, 100 и даже более 1000 раз! Это означает, что и молитва “Отче наш”, и Крестное Знамение обладают, как и колокольный звон – бактерицидными свойствами (с. 7).

Молитва – это разговор с Богом, а не пластырь или магическое заклинание с приписываемым тем или иным эффектом. Как крестное знамение будет действовать в то или иной ситуации на каждого конкретного человека или чем закончится эта беседа, знает только Господь. Часто встречаются заблуждения, что стоит только прочитать определённую молитву, как всё изменится! Например, распространены случаи так называемой “мирской отчитки” девяностым Псалмом. Мысль практикующих эту “отчитку” мирян заключается в том, что только произнеси условленные фразы, как демоны с горьким плачем и громкими воплями разлетятся кто куда. Но что говорит по этому поводу Писание? “Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на криле храма и говорит Ему: если ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею” (Мф.4;5-6). Мы видим, что, искушая Христа, диавол почти дословно цитирует стихи 11 и 12 девяностого Псалма! Господь явно нам показывает, что без Его промыслительных действий сам по себе набор фраз мало что значит.

…слова молитв адекватны действию не звуковых, как при обычной речи – волн, а световых! И так как скорость распространения звука в атмосфере лежит в пределах Vзв. ~ 340 м/сек, а скорость света ~ 300 000 км/сек, это значит, что молитва распространяется со скоростью, в миллион раз большей, чем звук! (с. 23).

Какими приборами измерялось действие молитвенных слов автор книги “Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения?” умалчивает. Однако это уже проделали отцы Церкви, в частности, Иоанн Златоуст: “Если же нельзя прийти в церковь, так можно и привязанному к судилищу помолиться, стоя там пред дверьми, потому что для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько известное положение тела, сколько расположение духа. И Анна (матерь Самуила) была услышана не потому, что испускала громкий и сильных голос, но потому, что вопияла внутренне, сердцем. Не было слышно голоса, говорит Писание (1Цар.1;13), но Бог услышал её. Поэтому мы делаем другой вывод: наши мысли Творец слышит мгновенно и рассматривает тотчас, а не по мере поступления из Владивостока или Санкт-Петербурга, ведь скорость распространения чего-либо зависит также и от расстояния.

Это означает, что обычная, водопроводная вода как бы “РАЗЛИЧАЕТ” (!) смысл произнесённых над ней молитв, запоминает это воздействие и хранит его сколь угодно долго – в виде увеличения значения оптической плотности (с. 24).

Вода различает даже степень веры: значение D воды, перекрещённой мирянином (и без нательного креста) намного ниже, чем от Крестного знамения верующего человека… Воистину – “по вере вашей – да будет вам”! (с. 30).


При освящении обычной водопроводной воды (православными молитвами и Крестным знамением) вода РАЗЛИЧАЕТ текст молитв (Малого и Великого освящения), что является подтверждением гипотезы о том, что вода имеет функцию ассоциативной памяти, отличает вносимую информацию и хранит её (с. 41).

Все эти исследования говорят об удивительно тонком механизме реагирования воды на все воздействия, включая мысленные внушения. Это наводит на мысль, что вода “живое” вещество, из которого по Мысли Творца – Создателя всего, могла родиться жизнь его Словом, что находит многократное подтверждение в различных текстах Священного Писания, где сказано, что Евангелие – не слово человеческое, а Слово Божие (с. 34).


Мы не можем не согласиться с евангельским утверждением о вере в процитированном, к сожалению, с ошибкой, на тридцатой странице книги двадцать девятого стиха девятой главы Евангелия от Матфея. Однако считаем вывод о том, что вода различает, реагирует и запоминает, даёт жизнь заблуждением, противным учению Православной Церкви. Библия говорит: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою” (Быт.1;2). Если Земля пуста и безвидна, то в ней не было жизни, но была она таким же сотворённым из ничего (евр. глагол “бара”) веществом. И не она дала жизнь, а только Бог един. Всё живое, в том числе и человек, получили жизнь от Господа. “Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. (1Кор.15:45). Также и сила Таинств не зависит ни от веры, ни от благочестия их участников: “Таким же образом мы считаем крайне ложным и нечистым то учение, будто не совершенством веры нарушается целость и совершенство Таинства” (Посл. восточ. патр. о прав. вере, чл. 15).

Заметим, что при православном сложении правой руки мирянином происходит как бы концентрация внутренних собственных потоков энергий, наподобие биолазера, что и приводит потом к изменению оптических свойств освящаемой крестным знамением воды значительному увеличению D.

Сложение пальцев священнослужителя даёт большую концентрацию энергии, и происходит большее изменение оптической плотности воды в короткой ультрафиолетовой области спектра (200-240 нм), в 2,5 раза (с. 30).


Отметим, что Василий Великий крестился одним пальцем, а Сергий Радонежский двумя. Так что, Дух через не тот “биолазер” у них не действовал? Иисус Христос даёт следующее объяснение: “Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и как уходит… (Ин. 3, 8). Бога невозможно посылать больше или меньше освящать воду даже очень правильно сложенными перстами, если только не считать Святой Дух силой, наподобие электричества, как проповедуют, допустим, Свидетели Иеговы. Мечтателям же манипуляций божественными энергиями Блаженный Августин даёт следующий ответ: “Итак, Дух жизни, который оживотворяет всё, и есть Творец всякого тела и Дух всякого творения – сам Бог, Дух во всех отношения несотворенный. В Его воле верховная власть, которая помогает добрым расположениям воли духов сотворенных, судит расположения злые, приводит в порядок всяческие и некоторым даёт власть, а некоторым не даёт. Будучи Творцом всякой природы, Он также и Податель всякой власти, но не всякого расположения воли. Злые расположения воли не от Него, потому что они противны природе, которая получила бытие от Него”.

В Евангелии от Матфея (5:28) сказано: “Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем”. То есть утверждается, что мысль равноценна действию, т.е. мысль материальна (с. 33).

С одной стороны, сколько бы ходило беременных женщин от мыслей вожделенных мужчин, с другой, по 17-му Правилу святых Апостолов в священный чин не может быть положен верный, который имел незаконное плотское соитие. За мысли так строго не наказывают.

Философски глубокое изложение вопросов о передаче мысли на расстояние с позиции православной веры изложено в трудах святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

…Крестное Знамение, выполненное мысленно глазами, также изменяет структуру воды - повысилась её оптическая плотность в короткой у/ф части спектра. Это исследование подтверждает, что мысль материальна, физически имеет природу света (с. 34).

Удивительно, А. Д. Малаховская ссылается на слова святителя Луки, но придает им совершенно иной смысл. Цитируем дословно что на самом деле сказал святитель: “Если признать, что существует телепатия, то нужно изменить только одно слово в этом предложении. Достаточно будет сказать: “вибрация человеческой мысли, вместо того, чтобы говорить о неизвестных вибрациях. Но ограничивать криптографию вибрацией человеческой мысли – это значит чрезвычайно суживать криптографию и, следовательно, её извращать.

Не раз приходилось говорить на эту тему с людьми, чуждыми “суеверий”, верящими только в науку, и всегда они находили простое объяснение всему этому “новому и страшному”: это только волны человеческой мысли, колебания молекул человеческого мозга, распространяющиеся подобно волнам радиотелеграфа.

Блаженны люди, для которых всё так просто и ясно. Им незачем утомлять своё поверхностное мышление глубокой работой изучения и объяснения нового и неведомого.

…Если волнообразное движение признаётся в физике основой материальных явлений, то почему оно должно быть обязательно приложимо к явлениям высшего порядка? Почему не допустить, что в этом мире действуют совсем другие, неизвестные нам законы, а духовная энергия, энергия симпатии и антипатии может действовать вне времени и пространства, без всякого волнообразного движения?”

В Бога автор рецензируемой книги, несомненно верит, но подход к рассматриваемым проявлениям Божественных энергий явно материалистический.

Это напоминает нам что: “В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог” (Ин.1;1). И что Словом Божьим изменяются свойства воды, веществ, что мир сотворен словом Божьим (с. 35).

Проведённые исследования служат и подтверждением, что ПЕРВИЧНЫМ АКТОМ мироздания, живой природы и человека является Слово Божие (с. 41).


Из всего контекста книги и рассуждений автора следует, что под Словом Божьим он понимает слово произнесённое. Большое значение придаётся правильному произношению слов и т.д.: “Результаты проведённых исследований подтверждают необходимость сохранения церковно-славянского языка в текстах Священного Писания, так как перевод на обычный разговорный язык лишает их уникальных целительных свойств, данных благодатию Божией” (с. 40). Оставаясь апологетом сохранения церковно-славянского в молитвенных и богослужебных текстах, не могу согласиться с рассуждениями Ангелины Доминиковны и беру себе в защиту изречение преподобного Иоанна Дамаскина: “Ибо не было [времени], когда Бог был без Слова. Но Он всегда имел Своё Слово, Которое от Него раждается и Которое не – безлично, как наше слово, и не изливается в воздух, но – ипостасное, живое, совершенное, помещающееся не вне Его, но всегда пребывающее в Нем”. Речь идёт о Второй Ипостаси – Иисусе Христе.

Проведённые исследования подтвердили приоритет Божественной энергии, ибо само Солнце было создано Творцом из Своего света (с. 37).

В православном богословии мы знаем о тварном и нетварном свете. Свой свет – это свет нетварный. Поэтому выражение “из Своего света” следует толковать буквально – из самого Существа Божьего, но из глубины веков мы слышим гневную проповедь Иоанна Златоуста: “Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чём не мысля богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражений (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О, неистовство! О, безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хочет служить ему!”. Это сказано о душе человеческой, что же говорить о Солнце?