На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ О терпении ‹ О терпении
О терпении
Кто желает благоугодить Богу и стать наследником Божиим по вере, чтобы ему наречься и сыном Божиим, рожденным от Духа Святаго, тот прежде всего, взявшись за великодушие и терпение, должен мужественно переносить встречающиеся ему скорби, бедствия и нужды, - будут ли то телесные болезни и страдания, или поношения и обиды от людей, или различные невидимые скорби, какие наводят на душу лукавые духи с намерением привести ее в расслабление, нерадение и нетерпеливость, а тем воспрепятствовать ей войти в жизнь; наводят же по Божию домостроительству, попускающему каждой душе быть искушенною различными скорбями, чтобы явными стали любящие Бога от всей души, как скоро они мужественно переносят все, что наводит лукавый и не теряют упования на Бога, но всегда по благодати с верою и великим терпением ожидают избавления; почему приходят в состояние выдержать всякое искушение, и таким образом, улучив обетование, делаются достойными царствия.
Посему душа, последуя слову Господню, должна по написанному, ежедневно брать на себя крест свой (Мф.10:38), т.е. быть готовою потерпеть для Христа всякую скорбь и всякое искушение, явное ли то или тайное, и в Господе всегда утверждаться упованием, потому что в Его власти, чтоб душа, по Его попущению, подвергалась скорби, и Им же была избавляема от всякого искушения и скорби. А если душа не мужается и не переносит с твердостью всякого искушения и всякой скорби, но огорчается, унывает, негодует, тревожится и нерадит о подвиге, или даже отчаивается, как уже не имеющая надежды на избавление (ввергнуть же душу в уныние и нерадение есть ухищрение того же лукавого): то такая душа, не сохранив в себе упования, которое с несомненною верою ожидает милости Божией, конечно, не делается достойною жизни, потому что не последовала всем святым и не ходила по стопам Господним.
Смотри и наблюдай, как издревле отцы, патриархи, Пророки, Апостолы и мученики, прошедши сей путь скорбей и искушения, возмогли угодить тем Богу; мужественно претерпев всякое искушение и всякую скорбь, в затруднительных положениях радовались, в уповании на ожидаемое мздовоздаяние, как говорит Писание: что, аще приступаеши рабоати Господеви, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое, и потерпи (Сир.2:1.2). И Апостол также говорит: еще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12:8); и еще в другом месте: все встречающееся с тобою принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога. И Господь говорит: блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа, на небесех. И еще: блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное (Мф.5:10-12). Разумеются же изгнанные или явно от людей, или тайно от лукавых духов; потому что они противоборствуют душе, любящей Бога, ввергают ее в различные скорби, чтоб воспрепятствовать ей внити в живот. Подвергаемся изгнанию вместе и для того, чтоб претерпением всякой скорби, сохранением упования до конца и засвидетельствованием, что души чают избавления, искушены они были, действительно ли любят Бога. Напротив того, душа унывающая, нерадивая и ослабевающая в надежде окажется не действительно любящею Бога. Различные же скорби и искушения показывают, которые души достойны и которые недостойны, которые имеют веру, надежду и терпение и которые не имеют; так что, если души окажутся во всем благоискусными, верными и достойными, претерпевшими до конца и сохранившими упование веры, то, сподобившись избавления по благодати, по всей справедливости, сделаются они наследницами царствия.
Посему всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняет мужественное терпение и упование; в таком случае возможет она противостать всякому восстанию лукавого и скорби. Ибо Бог не попускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтоб дойти ей до отчаяния и впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести, как говорит Апостол: верен Бог, иже не оставит нас искуситися, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести (1Кор.10:13); потому что лукавый не в такой мере искушает душу и подавляет скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Только душа, перенося мужественно, да держится упования по вере, ожидая от Бога помощи и заступления; и невозможно, чтоб она была оставлена. Напротив того, чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и надеждою, и, несомненно, ожидая от Него помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всякой одержащей ее скорби. Ибо Он знает, сколько душа должна подвергаться испытанию и искушению, - столько и попускает: только бы она пребывала терпеливою до конца и не постыдилась, как сказано: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим.5:3-5). И еще: якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах и т.д. (2Кор.6:4). И Господь говорит: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22); и еще: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). И в другом месте говорит: кто верова Господеви, и постыдеся? или кто пребысть в слове Его, и оставися? или кто призва Его, и презре и (Сир.2:10)?
Люди, не много имеющие смысла и ума, умеют испытать и различить, какую тяжесть и поклажу может нести каждое животное, напр., лошак или верблюд, и такое бремя кладут по силам животного. Если горшечник, сделав сосуды, не положит их в печь, чтобы обоженные отвердели, то не бывают они годными к употреблению людям; но знает он, сколько времени надобно держать их в огне, пока не сделаются годными, и не оставляет их в печи сверх надлежащего времени, чтоб не остались недоделанными и негодными к употреблению. Итак, если люди в рассуждении тленного и видимого имеют столько разборчивости и знания, то кольми паче Бог, непостижимый в ведении и разумении, и совершенная Премудрость, знает, сколько имеют нужды в испытаниях и искушениях души, желающие благоугодить Ему и вожделевающие улучить вечную жизнь, чтоб, таким образом, мужественно, с готовностью и с упованием, претерпев всякую скорбь до конца, потом уже сделаться им благоискусными и способными к получению небесного царства?
Как пенька не бывает годною для пряжи из нее самых тонких ниток, если не треплют ее много раз, и чем больше колотят ее, тем она делается чище и способнее к пряже, так и боголюбивая душа, подвергаясь многим испытаниям и искушениям и мужественно претерпевая скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию истончания, и, наконец, удостаивается наследовать небесную область царствия. Как сделанный вновь сосуд, только что брошенный в огонь, негоден еще для употребления людям; или, каким образом младенец не способен к делам мирским, потому что не строит городов, не может ни садить, ни сеять, ни сделать другого какого мирского дела; ибо он еще младенец: так и души соделавшиеся причастными Божией благодати, по причине младенчества их, благодатию Господнею оставляются в услаждении и покое духа, еще не испытанные от лукавых духов различными искушениями и скорбями, в которых обнаруживается терпение; но пребывают пока младенчествующими, и, скажу так: непригодными для царствия, как сказано: аще без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. Таким образом, скорби и искушения полезны человеку, делают душу благоискусною и твердою, если она мужественно, охотно, с доверенностью к Богу и с упованием переносит все случающееся, с несомненною верою ожидая избавления от Господа и милости Его. И ей невозможно не получить обетования Духа и избавления от порочных страстей: но сподобится она сего, как благоискусная и верная в терпении, до конца сохранившая упование на Господа.
Святые мученики, как видим, терпели многие мучения и, приближаясь к смерти, с упованием на Господа устояли в добром исповедании, и таким образом, оказавшись благоискусными, сподобились получить венцы правды. И которые перенесли более мук, и притом тягостнейших, те приобрели большую славу и дерзновение пред Богом; а которые, убоявшись скорбей и бичеваний, отступили от веры, не устояв до конца в добром исповедании, те оказываются робкими и постыжденными, и здесь, и в день суда. Таким же образом и души, преданные скорбям для испытания, невидимо и различно мучимые лукавыми духами, как тайно, внутреннею тяготою скорбей, или лукавыми помыслами, так явно, телесными страданиями, - если будут мужественно терпеть, сохранять упование и ждать мздовоздаяния от Господа, то сподобятся венцов правды, имея внутри себя то же избавление, и в день суда приобретут одинаковое с мучениками дерзновение пред Богом. Ибо одинаково мучение в скорбях, одними претерпеваемое на кресте, другими от лукавых духов, на них действующих. И чем большие терпят скорби и нападения от лукавого, до конца сохраняя упование, тем большую приобретают себе славу у Бога. И здесь еще, по упованию своего чаяния, будут они избавлены, и сподобятся утешений Духа, и там соделаются наследниками вечных благ и царства. А которые души поддаются робости и страху, не вытерпев скорбей, даже доходят до нерадения, нетерпеливости и отчаяния, совращаются с праведного пути, и не ожидают до конца Господней милости; те, как оказавшиеся неправедными, как возмогут улучить вечную жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа за нас умершего, до самой смерти бывает обязана великодушествовать, терпеть до конца и сохранять упование на Него, чтобы таким образом сподобиться вечного спасения.
Ибо все, желающие совершенно избавиться вечной геенны, в которой мучатся грешники, и улучить вечное царство, здесь постоянно терпят геенские скорби, по причине искушений, наводимых лукавым. И если до конца терпят, с верою ожидая Господней милости, то по благодати избавляются от искушений и скорбей, удостаиваются внутреннего общения со Святым Духом, а там избавятся вечной геенны и наследуют вечное царство Господне. Сам Господь определил, чтоб таков был путь вводяй в живот, по написанному: узкий и тесный; почему мало идущих по оному (Мф.7:14).
Итак, поелику такая предлежит нам надежда и такие даны обетования нелживым Богом, то мужественно будем переносить всякое восстание лукавого и всякую скорбь, в уповании на уготованное нам на небесах. Ибо какие бы скорби ни терпели мы ради Господа: имеют ли они какое сравнение с будущею, обетованною нам, вечною жизнью или с утешением Святаго Духа, свыше подаваемым душам, пребывающим в терпении, или с избавлением от греховной тьмы и с теми долгами, какие лежат на нас от множества грехов наших, как сказано: судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32); и еще: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Как мужественные воины будем готовы умереть за Царя своего. Когда были мы в мире, когда занимались делами житейскими, тогда не терпели столько, не подвергались таким скорбям: а теперь, поелику решились мы благоугождать Господу, воздвигает на нас лукавый таковые восстания, и искушения, и скорби. Видишь, что терпим мы ради Господа, потому что лукавый завидует нам, покушается совратить с пути жизни, привести в расслабление и нерадение, чтобы, благоугодив Богу, не спаслись мы. Итак, сколько бы ни восставал на нас лукавый, в терпении можем обрести мужество. Если будем тверды, ревностны, готовы, дав обет, терпеть даже до смерти по упованию на Христа; то все козни врагов разрушатся; потому что нашим защитником и заступником - Христос, Который и нам скорбящим и уповающим на Него дает терпение, и их посрамляет, между тем как от Господа приемлем мы за труды награду, т.е. царствие. Будем подобны наковальням; если и бьют нас, то не покажем на себе от бичей и искушений даже следов расслабления, нерадения и уныния. Принимая на себя удары, подвергаясь гонению, будем побеждать противника терпением. Ибо так и Господь наш совершил подвиг сей: бичуемый, поносимый, изгоняемый, осмеянный, заплеванный, наконец, предан Он беззаконными бесчестной смерти на кресте; и все сие претерпел нашего ради спасения, оставив нам образец жизни, чтобы каким путем скорби, искушения и смерти шел Он, таким же путем шли истинно верующие в Него и желающие быть сонаследниками Ему, чтобы, как он по многих страданиях, умерши потом на кресте, распятый победил и умерщвленный умертвил и осудил грех, плотию низложив сопротивные силы, как сказано: совлек начала и власти на кресте, изведе в позор, изобличив их в Себе (Кол.2:15), так и мы мужественно и охотно, даже до смерти, претерпевая всякое восстание лукавого и всякую скорбь, если противостанем противнику верою, терпением и упованием на Господа, то соделавшись чрез сие благоискусными, и здесь сподобились Его избавления, и исполнились святыни Духа, и там соделались наследниками вечной жизни; потому что в духовной борьбе победа над сопротивником приобретается страданиями и смертью. С готовностью страждущие и умерщвляемые ради Господа, победим мы сопротивника.
Посему всякую скорбь и все искушения почитайте не трудными и жестокими, но легкими. Воспротивимся всякому восстанию врага, с вожделением имея всегда пред очами смерть для Господа; и как сказал Господь, ежедневно подъемля на себя крест, т.е. смерть, будем следовать за Ним, и с легкостью переносить всякую скорбь как тайную, так и явную. Ибо если ожидаем претерпеть смерть за Господа, и с желанием имеем ее всегда пред очами, то кольми паче с легкостью, охотою и радостно претерпим скорби, сколько бы тяжки они ни были. Ибо, если с нетерпеливостью почитаем скорби тяжкими и обременительными, то сие потому, что не имеем пред очами смерти для Господа, и мысль не всегда устремлена к Нему с любовью. Кто вожделевает быть наследником Христовым, тот в сообразность с сим да во вожделевает и пострадать, как пострадал Христос. В том и познаются любящие Христа, что всякую скорбь, их постигающую, переносят мужественно и с готовностью, по упованию на Христа. Итак, будем молить Господа, чтоб Он дал нам разумение к познанию воли Его и к ревностному исполнению оной со всяким терпением и великодушием в радости, каковую сам Он дарует нам, укрепив нас на всякое благоугодное дело, чтобы, оказавшись благоискусными и достойными Его, улучили мы вечное спасение о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава, держава и сила во веки веков! Аминь.
Чем будут хвалиться люди нерадивые, ленивые и равнодушные? Ужели своею изнеженностью, беспечностью и погибелью? Горе им, что вознерадели.
Приидите, друзья мои, приложим старание; приидите, припадем к Богу: будем неотступно плакать и проливать пред Ним слезы, чтобы даровал нам душевное просвещение. Уразумейте козни врага и сопротивника нашего, сего ненавистника добра, который устрояет нам на пути поползновения и соблазны, вред любостяжательности, превозношение века сего, плотское удовольствие, а также чаяние долговременного продолжения настоящей жизни, боязнь подвигов, леность к молитве, сон во время псалмопения и плотский покой. Сколько он старателен, столько мы нерадивы и беспечны; сколько он коварен, столько мы небрежны, зная, что дни наши сокращены, что настало время, и Господь славы грядет в благолепии красоты Своей, с страшными силами царства Своего, воздать каждому по делам его. Боюсь, братия мои, чтобы на нас не исполнилось слово Господне: приидут от восток и запад и севера и моря, и возлягут со Авраамом и Исааком во царствии небесном. Вы же изгнани будете вон (Мф.8:11.12).
Умоляю Тебя, Христе, свет истины, рождение Благословенного Отца, образ и сияние ипостаси Его, сидящий одесную величествия Его, непостижимый Сын, неисследимый Христос, недоведомый Бог, хвала и радость любящих Тебя, жизнь моя, Христе, спаси меня грешного в царствии Твоем и не воздай мне по делам моим, но спаси меня по благодати Твоей и ущедри меня по благоутробию Твоему. Ибо Ты благословен и препрославлен во веки веков! Аминь.
Святые отцы о терпении скорбей и оскорблений
Кто намеревается сделаться подобным Христу, тому преимущественно нужно благодушно и терпеливо переносить скорби: телесные болезни или обиды, укоры людей или козни невидимых врагов (Преподобный Макарий Египетский).
Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (Преподобный авва Исаия).
Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни... Потерпи Господа в день скорби, чтобы Он покрыл тебя в День гнева... Оттого что не терпим подчинения и уничижения ради Господа, мы лишаем себя праведных утешений... Человек оскорбил тебя? Неужели из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим - значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение (Преподобный Ефрем Сирин).