На главную ‹ Жизнь во Христе ‹ О смерти ‹ Михаил Пселл. О смерти
Михаил Пселл. О смерти
Сочинение Михаила Пселла относительно вопроса "определения смерти" имеет некоторую неясность в своем заглавии. Издатели этого небольшого, но весьма содержательного трактата, озаглавили его с предельной краткостью, в результате чего - и неясность. И только изучив текст этого сочинения, можно выяснить, что является его темой.
Сочинение это посвящено теме предведения Божиего и предопределения. В сочинении изучаются следующие вопросы: определил ли Бог каждому человеку время и вид его смерти, или же это остается вне определения Свыше, остается, так сказать, "неопределенным"? Действительно ли Бог знает все? И если знает - что должно признать, - то с определенностью ведения Божиего можно ли сочетать и предопределение со стороны Его судьбы (в данном случае - смерти) каждого отдельного человека? Можно ли говорить, что предведение у Бога является вместе с тем и предопределением? И если это так, то можно ли говорить о свободе воли у человека и о моральной личной ответственности?
Вопросы эти являются древними. Еше Ориген, отвечая на вопрос: почему Христос допустил Иуде быть Его учеником, определенно зная, что тот Его предаст, - говорит так в 3-й книге "О началах": Иуда, как всякий человек, обладал свободой воли. Как и все люди, он имел возможность сделать выбор между Богом и злом. С другой же стороны, конечно, у Бога есть предведение. Но то, что предвидено, не обязательно должно совершиться. Бог предвидит то, что должно совершиться, но это не "судьба", которая играет с человеком, это не "всемогущий рок": Бог предоставляет человеку - актом его свободной воли при всемогущей помощи Божией - изменить то печальное и тяжкое, что человека должно встретить, если он не исправится [1].
На поставленные выше вопросы Михаил Пселл отвечает так: Бог знает и предвидит все; нет ничего, что остается или могло бы остаться неизвестным для Него; для нас, смертных, существует настоящее, прошлое и будущее: настоящее мы знаем отчасти, будущего же совершенно не знаем; для Бога же нет таких разделении во времени, потому что Он объемлет всю полноту времени. Но ведение (или: предведение) Божие не есть предопределение; судьба человека хотя и находится под Промыслом Божиим, но также подвластна и физическим законам и принадлежит власти свободы воли в человеке. Предведение Божие не связывает человека, не властвует над ним и отнюдь не определяет насильственно его судьбы или вида кончины. Да, Промысл Божий является благой заботой о человеке, но о таком человеке, который не отступил от Него и не ушел "в землю, далекую" от Него, но продолжает пребывать в "Отчем Доме" Его неги. В одном своем письме Пселл пишет следующее: "Все в жизни зависит от Божественного Промысла и решения Его, и ничего нет неразумного или неопределенного. За всем следит Неусыпное Око, Которое щедро воздаст за земные лишения и страдания" [2]. И однако Промысл Божий насильственно не принуждает человека быть добродетельным, но всецело способствует ему в делании добра и в спасении его души.
Сочинение Пселла - это ответ на письмо одного монаха, которое не сохранилось и на которое Пселл ссылается лишь в общих чертах.
Ответ ученнейшего Пселла на вопрос некоего монаха относительно определения о смерти
1. Твой вопрос, как ты мне поставил его, ученнейший отец, не так уж нуждается в моем исследовании его: потому что тем, в какой именно форме ты его поставил, ты предложил и готовое разрешение его. - Потому что действительно для Бога нет ничего, что было бы не определенным: ни жизнь, ни смерть, ни рождение, ни существование - ничего из того, что живет и существует. Потому что если Божество является Пределом всего, то как могло бы быть, чтобы что-то из всего этого осталось для Него не определенным? И если Он объемлет все время - можно же сказать: Им было установлено и то, что было до времени, и прежде веков, - и, ведая настоящее, каким образом Он мог бы быть в неведении относительно чего-то, имеющего быть в будущем? Такое неведение будущего свойственно нам, для которых время размерено и которые знаем настоящее, насколько события, совершающиеся в настоящее время, доходят до нашего сведения; будущее же мы отнюдь не знаем, потому что мы не живем в будущих событиях, но жизнью в настоящем совершенно отделены от оных. Итак, легко было ответить на твой вопрос.
2. Более же злободневный вопрос [дабы в основных чертах и в форме письма мне изложить тебе все вместе] представляют софисты [3] таким образом, чтобы он был вопросом не только о предопределении смерти, но и о всем другом, происходящем в мире.
3. Потому что они ставят вопрос так: действительно ли Бог знает будущее? Когда же собеседник ответит на этот вопрос утвердительно [потому что нельзя же идти против общепризнанного принципа], тогда они прибавляют: определенное ли у Него знание будущего, или же - как у нас, людей, - неопределенное? Когда же мы согласимся, что у Него знание такого рода определенное [потому что иное было бы нелепо утверждать], они немедленно, как следующий аргумент, вносят нечто абсурдное. Потому что они говорят так: если Он определенно знает, что один будет праведным, а другой - неправедным и умрет тем или иным образом, то тогда и праведный не является праведным сам по себе и неправедный не по своей воле вступил на путь неправды; да даже и убийца не является грешником: потому что для умершего пришел определенный ему Богом конец жизни; и поскольку Бог знал, каким образом тот умрет, постольку и последовало убийство. Потому что как могло бы произойти, чтобы Бог определенно знал, что данный человек будет убит, а тот вдруг избежал бы сего? Следовательно, убийца как совершитель Божественного Провидения не только совершенно не несет вины, но даже достоин и награды как исполнивший Владычню волю.
4. Таким, стало быть, образом эти ловкачи делают свои умозаключения. Мудрые же, со своей стороны, другим образом разрешают этот вопрос. Познание - говорят они, - занимая среднее положение между предметом познания и познающим, свою исходную точку имеет в познающем, вращается вокруг познаваемого предмета и становится соответствующим для познающего. Я поясню это: одно - психическое познание (инстинктивное), другое - умственное знание и опять же иное - Божие знание; первое действует по инстинкту, второе происходит от ума; а третье (т.е. Божие знание) превосходит ум и является трансцендентальным (uper noun kai epekeina). Знания же сами по себе не меняют положение вещей, но остаются в сознающих; существующие же вещи не отступают от своей природы. Итак, Бог, являясь высшим Пределом всего, в силу Своего совершенства знает положение вещей: знает определенно то, что - неопределенно, как необходимо имеющее случиться то, что (пока) находится в пределах возможного; потому что Он не изменяется вместе с существующими положениями вещей, но знает, как обстоит порядок природы всего сущего; а оно течет и движется согласно своей природе.
5. Но, ради Бога, скажи: когда предметы находятся в отдалении от Бога (будь то во времени или в пространстве), каким образом Бог знает их? Знает ли их как отдаленные: или же как неотдаленные? Или же: не неотдаленные? На это не ответишь иначе как таким образом: Бог не разлучается с ними ни глубиною, ни долготою, ни шириною, но неотступно имеет о них знание. Для того чтобы таким образом знать о предметах, изменил ли Бог расстояние между Собою и ими (т.е.- приспособил ли их к Своему осознанию)? - Согласно тому же понятию (которое было немного выше указано), Бог, сознавая природу паче естественно и неопределившееся видя как уже определившееся, ни природу не изменил, ни неопределенность вещей не переменил: потому что предведение не является причинностью того, что сбывается. Так что, если Он предвидел порочность одних людей и праведность - других, на основании сего не следует, что в силу необходимости одни стали дурными, а другие праведными; но Он, согласно Своей природе, обладает знанием всего того, что сбывается, а оно движется по своим законам. И знает Он, например, что некий человек повесится и таким образом завершит свою жизнь [и не выпусти из внимания то, что было раньше сказано, именно: что знание соответствует знающему], но не по причине сего знания (которое Бог имел о имеющей ему случиться смерти) он умер такой насильственной смертью, а потому, что свободной волей он послушался лукавого беса. И скажу в итоге, для того чтобы разрешить тебе твой вопрос; да, для Бога, поистине, согласно Его предведению, конец жизни каждого определен, потому что Он обладает знанием будущего; для нас же будущее является неопределенным; так что можно сказать, что, в одном смысле коней жизни каждого определен Богом; а в другом смысле, - не определен; тем, что Бог знает это, - определен; а тем, что предведение Божие само по себе не определяет будущее, - не определен. Внимай же словам Отиев наших, так что если найдешь, что одни из них говорят о том, что конец нашей жизни определен, а другие - что не определен, не подумай, что их учения противоречат друг другу, но сочти, что одно относится к одному [4], а другое- к другому [5].
6. К тому же, я хочу, чтобы ты знал, что наше естество не является каким-то простым, но мы - множественны и по существу, и по рождению, и управляемся как Промыслом Божиим, так и природными законами, а также - и свободной волей. И я говорю это не в том смысле, что что-либо стоит вне Промысла и Бога, но в том, что есть и нечто иное, что оказывает влияние на нашу жизнь и действует либо по законам природы, либо в силу свободного выбора нашей воли. Так, например, и сильный мороз и сильный зной лишают нас жизни, потому что мы причастны природе; и опять же, неуместные решения губят нашу жизнь в результате нашего произволения (свободы воли). Поистине, Бог определенно знает все, но оно действует согласно своей природе.
Вот, ты имеешь в краткой форме ответ на твой вопрос, ученнейший и почтеннейший для меня из Отцев. *
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. статью "Духовный Путь Иуды Искариотского// Православное обозрение. 1978. № 46. Декабрь. С. 41.
2. Цитата взята из статьи Я.Н. Любарского "Михаил Пселл"// Византийский временник. 1969. С. 84.
3. Слово "софисты" мы добавили от себя как отвечающее смыслу; оригинал: "более ловкие".
4. Т.е. к ведению Божиему.
5. Т.е. к тому, что ведение Божие не означает и предопределение.
* Р.G. Мignе. Т. 122. Со1 916-920.
Перевод с греческого, предисловие, примечания архимандрита Амвросия, доктора Богословия