Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  О храме ‹  О храме свт. Василия Великого (на Горке) ‹ Каппадокия

Каппадокия


Каппадокия (греч. Καππαδοκια, перс. Katpatuka) — древнее название местности на востоке Малой Азии, между Киликийским Тавром, Евфратом, Черным морем и р. Галисом, большей частью ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, плодородными пространствами на юго-восточных склонах к р. Евфрату (местность Мелитена) и на север у Черного моря

Прибрежные части у древних писателей называются Каппадокией Понтскою и Понтом. Из рек Каппадокии главные Галис (ныне Кизиль-Ирмак) и Ирис с многоводным притоком Ликос; все эти реки несудоходны. В древнейшее время, вероятно, независимая, Каппадокия ок. XIII в. до Р. X. подверглась завоеванию хеттов (хеттитов), которым принадлежат древнейшие памятники страны; позже на страну обрушились нападения ассириян.

В связи с ассирийским завоеванием, вероятно, находится название греками местности около Синопа Ассирией или Сирией (позже Λευκόσυροι — «белые сирийцы» = каппадокийцы). После падения Ассирии Каппадокия подчинилась Мидии, а затем Персии; к этому же времени относится отделение от Каппадокии местностей Катаонии по обе стороны Антитавра и Мелитены на Евфрате, жители которых ни по языку, ни по нравам не отличались от каппадокийцев.

При персах страна становится более известной. Жители ее, по всей вероятности, были индоевропейцы; религия их очень сходна с западно-малоазиатскими: у них был свой бог неба, каравший за нарушенное слово, бог луны, великая богиня природы Ma, при оргиях в честь которой жрецы и поклонники наносили себе раны мечами, а женщины приносили в жертву свое целомудрие. Кроме местных божеств, почитались и персидские, с которыми в Каппадокию перешли и персидские названия месяцев.

Культура была невысока; большая часть населения находилась в крепостной зависимости от знати, другая часть принадлежала храмам; городов было мало (Тиана, Мазака, Амасия на Ирисе), но много больших деревень. Из персидских наместников Каппадокии особенно известен Датам. Александр Великий не затронул Каппадокии; правитель ее Ариараф (на монетах с арамейскими письменами — Ariorat) сохранил независимость, но после смерти Александра был захвачен греками и казнен, а страна его несколько лет переходила из рук в руки.

К началу III в. Каппадокия успела освободиться; она разделялась в это время на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном. Из позднейших царей Каппадокии Ариараф III Благочестивый (221-163) в 193 г. вел войну с римлянами, в союзе с Антиохом, за что должен был заплатить часть возложенной на Сирию контрибуции; с тех пор он был верным союзником пергамцев и римлян. В 182 г. ссора его с Фарнаком Понтским повлекла за собой общую войну всех малоазиатских государств. Армянские свои владения Ариараф принужден был уступить вновь возникшим государствам — Великой Армении и Софене.

В смутное время после смерти Apиарафа IV (156-131) Каппадокия подпала власти Понта. После того как Помпей победил Митридата, Каппадокия, как римское вассальное государство, управлялось родом Ариобарзана. Антоний передал власть над Каппадокией Архедаю, внуку Митридатова полководца; Август утвердил это назначение и передал ему и Киликию, но потом приставил к нему прокуратора.

После этого Каппадокия была сделана римскою провинцией, которой она осталась до времен сельджуков, успев совершенно эллинизироваться. Высшая греческая культура, однако, не проникла в страну, что доказывается весьма незначительным количеством античных развалин и надписей. В горах к западу от Мазаки сохранились пещерные жилища, принадлежащие, судя по всем данным, довольно поздней эпохе.

Перед глазами путешественников встает очень необычная картина, когда повсюду простирается море... застывших каменных волн, сотворенных из туфа и песчаника. Волны эти гуляют в разных направлениях: то круто взмывая вверх, то обрываясь вниз или выстраиваясь в ряд, напоминающий гигантские мехи растянутой гармони. В этих местах, изолированных от остальной части Малой Азии непроходимыми лесами и высокими горами, люди селились очень давно. В туфовых нагромождениях, легко поддававшихся обработке, они вырубали себе жилища и погреба, на плодородных землях долин выращивали зерно, овощи и фрукты.

В IV веке пустынные и уединенные пещеры долины Гереме привлекли монахов-христиан, которые стекались сюда из всех районов Римской империи. Они нашли пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, идеальным местом для отшельнического скита, где можно быть ближе к Богу. Пещер было много, а странной формы скалы можно легко выдолбить и превратить в жилища, в них можно было вырубить другие помещения и проложить множество ходов. Монахи усердно долбили пещеры, устраивая в них кельи и церкви, стены и своды которых украшали разноцветными фресками.

Церкви отличались друг от друга и по форме строения, и по своим размерам. Монахи недолго размышляли над названиями своих храмов. Церковные власти были далеко в Византии и не могли указать отшельникам на их легкомыслие. Потому большую церковь, где было темно, монахи назвали просто Темной; а другую — с растущими у входа яблонями — церковью Яблока.

В IV веке был основан монастырь Архангелов. По преданию, в 325 году на его месте был ночлег царицы Елены, когда она уже в весьма преклонных летах путешествовала в Иерусалим. Тогда явился ей во сне небесный архангел Михаил и возвестил, что Святой Крест Господень, скрытый в земле, извлечется ею оттуда. Обрадованная этим известием, мать императора Константина пообещала воздвигнуть храм на том самом месте, где ей явился архистратиг.

— Не здесь, не здесь, — сказал посланник Божий, — а на месте, поросшем тернием, куда я сам тебя поведу, построить обитель во имя Архангелов и всех бесплотных сил, которые хранят человека и споспешествуют праведнику стоять в правоте. Проснувшись, царица Елена увидела над собой огненную звезду, которая и повела ее в путь, а потом остановилась над местом, где лежал один камень. Здесь и был поставлен престол Архангелов, а поднятый из земли камень вделали в стену так, чтобы можно было видеть обе противоположные его стороны, различающиеся цветом.

Все храмы Каппадокии богато расписаны: стены, потолки, колонны и своды покрыты красочными фресками. Роспись делалась в IX—X веках, но в сухой прохладе фрески и до настоящего времени сохранили первозданную чистоту красок. Основу красок во всех фресках составлял яичный желток в сочетании с растительными и минеральными компонентами. Благодаря такой основе краски, плотно положенные на туфовый грунт, не боятся сырости и не трескаются. Лишь кое-где лики святых иссечены прямыми полосами — это следы от сабель сельджуков.

История не сохранила имена тех, кто создавал эти иконописные шедевры. В литературе лишь туманно упоминается, что среди украшавших пещерные храмы живописцев были армяне, а также греки из Киликии и Византии. Входы в подземные жилища и храмы тщательно маскировались, переходы из жилищ В церкви и монастыри перекрывались круглыми каменными блоками, которые выкатывались из потайных ниш. Наружу выводились дымоходы и вентиляционные стволы, не заметные для постороннего глаза.

Подземные города, а их в Каппадокии несколько, значительно старше по возрасту пещерных храмов. Исследователи считают, что их начали возводить eщe во втором тысячелетии до нашей эры. Люди, занимавшие подземные катакомбы, были выходцами из государств хеттов, ассирийцев и других районов Малой Азии. Здесь находили убежище рабы-беглецы и гладиаторы Римский империи, а позднее подземные города стали заселять рабы, бежавшие из Византийской империи.

Южнее долины Гереме находятся два города — Каймакли и Дерин-кЬю, в которых до сих пор ведутся археологические исследования. Небольшой город Каймакли интересен тем, что под ним находится еще один город— подземный. Это довольно просторный, хотя и несколько мрачноватый лабиринт из ходов и залов, расположившихся на четырех уровнях.

Город Деринкюю имеет восемь подземных уровней и уходит в глубь земли на 85 метров. Эти города-катакомбы, вырубленные все в том же туфе, располагались на 6—8 уровнях-этажах и потому могли служить убежищем сразу для нескольких тысяч человек. Все в городах было приспособлено для длительного проживания: продовольственные склады, колодцы, кухни, вентиляция, выдолбленные в камне чаны, в которых давили виноград и делали вино. Здесь жили, справляли свадьбы, рожали детей, умирали. В городах-катакомбах, кроме монастырей и церквей, имелись мастерские, даже конюшня и загон для скота.

Когда не было непосредственной опасности нападения, люди выходили из подземных городов на поверхность и занимались сельским хозяйством. В случае же опасности они снова скрывались под землей, тщательно замаскировав все ходы в свои жилища. Из поколения в поколение обитатели Каймакли и Деринкюю углубляли и совершенствовали свои подземные жилища, делали все возможное, чтобы обезопасить себя от вражеских нападений. Они сооружали ложные коридоры, которые заканчивались глубокими провалами, делами тайные переходы в жилые комнаты и залы. Воздух в городах был чистым и свежим, поэтому дышалось там легко. Через все этажи, под которыми протекают грунтовые воды, были пробиты вентиляционные шахты с проемами в каждом ярусе.

Ученые предполагали, что города Каймакли и Деринкюю, возможно, были соединены между подземным тоннелем, но найти его долгое время не удавалось. Но вот спелеологи совершенно случайно обнаружили в Деинкюю, на уровне третьего яруса, высокий и широкий коридор, который отходил в сторону от одного из тоннелей. Оказалось, что именно этот коридор и соединял два города, так что их жители, даже не выходя на поверхность, могли общаться между собой и помогать друг другу в борьбе с врагом.

В XIV веке могущественная Византийская империя пала под ударами турок, и на смену христианству пришел ислам. Турки знали о проживающих здесь христианах, но довольно терпимо относились к ним, не разрушали их храмы и жилища. Но впоследствии монастыри в долине Гереме распались, и монахи разбрелись в разные стороны. Действующих церквей здесь в настоящее время нет, так как нет христианского населения: последние христиане покинули Каппадокию в 1924 году.

Однако опыт христианских монахов переняли турки-крестьяне. Так как не было дерева для возведения домов, они тоже стали вырубать себе жилища в лавовых конусах. Такие дома даже имели некоторые преимущества: они ничего не стоили (кроме собственного труда), не требовали ремонта и защищали от грабителей. Кроме того, их можно было постоянно расширять, добавляя к основному помещению кладовые: а если семья разрасталась, то и новые комнаты. В таких жилишах обычно имеется большая комната высотой до трех метров, которая одновременно является и гостиной, и столовой. Посередине ее стоит большой стол, высеченный из камня, и каменные сиденья, которые тянутся вдоль стен. Они покрыты ковром и тонкими подушками; несколько ковров висят на стенах. Во всех помещениях вырублены обычно два окна.

Источники:
1. Энциклопедический словарь Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
2. bibliotekar.ru - Н.А.Ионина
3. Фото - eturkey.ru А.Доронов