Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Исповедь.
Страниц: 1 ... 43 44 [45] 46 47 ... 54 Вниз Печать
Автор Тема: Исповедь.  (Прочитано 622996 раз)
ТатьянаЧ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6216



« Ответ #660 : 17 Августа 2013, 11:51:10 »

три исповеди
Записан

Отец Небесный, не оставь меня и укрепи меня, немощную.
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #661 : 17 Августа 2013, 14:28:44 »

СпасиБо! Очень понравилось описание.
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #662 : 17 Августа 2013, 20:50:34 »

Спасибо! Жизненно!
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #663 : 17 Августа 2013, 21:38:37 »

 И мне понравилось.
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #664 : 17 Августа 2013, 21:39:03 »

ИСПОВЕДЬ ДОЛЖНА БЫТЬ КРАТКОЙ И КОНКРЕТНОЙ
Автор: Схиархимандрит Авраам (Рейдман)


Кто такой духовник, и нужен ли он мирянину? Как правильно исповедоваться? Что должен сделать человек, чтобы получить от священника правильный совет? На эти и другие вопросы отвечает Духовник Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни схиархимандрит Авраам (Рейдман).

- Отец Авраам, кто такой духовник? Чем он отличается от обычного приходского священника, к которому идут на исповедь?

- Духовник должен обладать особым даром, который считается высшим в православной аскетической традиции, – рассуждением. Любой священник может совершать Таинства, но не всякий, даже и ревностный, священник имеет рассуждение.

В Греческой Церкви, например, существует такая практика: там духовники назначаются, и только они и могут принимать исповедь. В Русской Церкви иная традиция. Но в любом случае, главное, что можно посоветовать тем, кто желает найти духовника, – чтобы они искали человека, имеющего жизненный опыт, рассудительного и здравомыслящего.

И нужно понимать при этом, что дар рассуждения может проявляться в разной степени: одно дело – рассуждение богоносного старца, подвижника, а другое дело рассуждение простого духовника, тем более исповедующего мирян.

- А вообще нужен ли мирянину духовник?

- Конечно, мирянину желательно иметь духовника. Однако нужно помнить один важный момент. Люди часто обращаются к духовникам, прося совета в практических, житейских вопросах. Но духовник – в этом не советчик. Например, инженер спрашивает о чем-то в связи со своей профессиональной деятельностью. Но священник в этой области может быть некомпетентен, и потому не должен ничего советовать.

Это должны понимать и сам духовник, и духовное чадо. Духовник – специалист в нравственной области. Он нужен для того, чтобы помогать христианину рассматривать любую жизненную ситуацию с духовно-нравственной точки зрения.

- Чему скорее должен учить своего прихожанина священник — послушанию или самостоятельности и ответственности?

- И тому, и другому. Необходимо и послушание, во всем нужен совет. Но нужно учить человека и самостоятельности, потому что не может духовник непрестанно, так сказать, быть на связи со своим духовным чадом, чтобы дать ему в любое время нужный совет.

В принципе, послушание и является средством к тому, чтобы приучить человека к самостоятельности и ответственности. Не нужно противопоставлять эти две вещи. Когда человек через послушание приобретает навык к нравственной жизни, он потом может и самостоятельно сделать нравственный выбор для того, чтобы избежать греха и поступить добродетельно.

- Нужна ли мирянину добродетель послушания, и в чем она должна состоять?

- Конечно, мирянин должен слушаться священника, но не для проформы и не потому, что просто так нужно. Послушание необходимо для того, чтобы тебе подсказали, как вести себя по-христиански в той или иной жизненной ситуации, причем подсказал человек, который обладает большим, чем у тебя, рассуждением. Вот в чем ценность духовника.

Собственно, следовало бы говорить не о том, нужна ли мирянину добродетель послушания. Правильнее было бы так спросить: нужно ли мирянину жить по-христиански? Если он христианин, то это естественно вытекает из его возвышенного звания. Но не всегда мы можем самостоятельно разобраться и правильно применить ту или иную заповедь к определенным обстоятельствам жизни. И поэтому нам нужен советчик в этом отношении, более опытный человек.

Желательно, чтобы это был духовник, но иногда, в исключительных случаях это может быть какой-нибудь добродетельный рассудительный мирянин, наш духовный друг. Есть такая пословица, очень мудрая: «С кем поведешься, от того и наберешься». По рассуждению святителя Тихона Задонского, если мы дружим с людьми благочестивыми, это показывает, что мы и сами благочестивые.

Собственно, послушание – это ревность к тому, чтобы жить нравственно. И понятно, что это необходимо. А духовник – это наш старший товарищ, который превосходит нас по рассуждению, и мы поэтому прибегаем к нему за советом.

- А вообще в наше время добродетель послушания возможна? Святитель Игнатий Брянчанинов писал об «оскудении живых сосудов Божественной благодати», из-за чего послушание в классическом понимании стало невозможно. С другой стороны, старец Силуан Афонский говорил о том, что послушание – это таинство. Где истина?

- Послушание – это вещь, без которой существовать нельзя. Ведь мы слушаемся не только духовника. Мы слушаемся наших начальников, наших родителей, наших друзей. И если мы будем слушаться начальника, старательно и ревностно, для того чтобы сделать карьеру, а духовника слушаться не будем, то это значит – в нашей жизни явный перекос. Если мы слушаемся друзей в каких-то житейских ситуациях, а мнением духовника пренебрегаем, то это еще более сильный перекос. Поэтому без добродетели послушания обойтись невозможно.

Другое дело – как ее понимать. Если мы вспомним, что говорит святитель Игнатий о послушании, то увидим, что он не отрицает его, как считают некоторые, но ограничивает, объясняя, что не во всех случаях можно беспрекословно слушаться своего духовного руководителя. В то же самое время он говорит о пользе откровения помыслов, о послушании старшим в монастыре.

Еще он говорит, что по причине истинного послушания дьявол может даже брань возбуждать. Он пишет: если так случилось, что ты нашел истинного руководителя, то это уже служит для дьявола поводом, чтобы воздвигнуть брань. Поэтому мы не должны говорить, что добродетель послушания невозможна в наше время. Невозможно в наше время беспрекословное повиновение. И святитель Игнатий не отрицал полностью послушание, но говорил об общем порядке вещей в связи с тем, что истинных духовных руководителей стало мало.

В особенности мирянину невозможно найти такого человека, которого можно было бы беспрекословно слушаться. Поэтому нужно воспринимать духовника как советчика, как более опытного человека. А не так, чтобы просто делать всё, что он говорит, ничего ему не растолковывая, не объясняя свою ситуацию.

Это можно сравнить для образности с тем, что происходит в других областях нашей жизни. Нужна ли человеку медицина? Конечно, нужна. Но это не значит, что если мы обратились к врачу, то он сразу нас вылечит. Бывают у врачей ошибки, бывают более опытные и менее опытные врачи. Но из-за этого мы не перечеркиваем медицину. Нужно искать врача поопытнее, понимать, что врач не сразу может назначить необходимое лекарство, он подбирает его постепенно.

В каком смысле мы говорим, что нужна медицина и нужен врач, в таком же смысле нужно послушание и нужен духовник. Рассчитывать же на то, что обыкновенный священник будет обладать пророческим даром, – это было бы самонадеянно. Да мы, наверно, даже и такого человека не послушались бы и, вполне может быть, что большему подверглись бы осуждению от Бога за то, что, столкнувшись с таким человеком, проявляли своеволие. А так нам оказывается большее снисхождение.

- Что такое «откровение помыслов», кому и для чего оно нужно?

- Это особый вид послушания, который приличествует монашествующим: когда человек рассказывает не только о своих поступках, но обо всей внутренней жизни, постоянно находясь во внимании самому себе. Эта добродетель мирянам несвойственна, да и не нужна.

Если бы даже они захотели, то не смогли бы этого делать, потому что, находясь в постоянной деятельности, или, как принято говорить, в мирской суете, они не могут столь внимательно следить за собой. Да и возможности постоянно открывать свои помыслы духовнику у них нет. Если они могут видеться со своим духовником раз в неделю, то это можно считать за счастье. Рассказывать же ему за целую неделю всё, что мы переживали внутренне, это было бы отягощение и ему, и нам.

- Как научиться следить за мелкими каждодневными грехами и помыслами? Как при этом «не оцеживать комара и не поглощать верблюда»? Ведь зачастую мы мелочи замечаем, а жестокосердия, гордыни, равнодушия – нет…

- Тут должно быть разумное отношение, чтобы не поддаваться чрезмерной внимательности. Это не приличествует людям, живущим в миру. Действительно может получиться так, что они будут оцеживать комара и всякие свои мысли перебирать, будут погружены внутрь себя, и в то же самое время не будут следить за своими поступками.

Нужно следить не за мелочами, а за тем, что навязчиво действует в нашем уме. Если навязался какой-то помысел, значит, его нужно исповедать. Если мы совершили какой-то проступок, значит, о нем нужно рассказать духовнику и быть готовыми выслушать от него замечание и, может быть, даже получить епитимию. То есть следить за собой нужно, но не впадать в чрезмерную мнительность.

Мнительность – это такая кажущаяся добродетель, когда нам представляется, будто мы внимательно за собой следим, каемся, а на самом деле мы просто провоцируем чрезмерную мыслительную деятельность.

- Как должна проходить правильная исповедь?

- Исповедь должна быть краткой и конкретной. Мне кажется, в этих двух словах заключен ответ, что такое правильная исповедь. Если мы будем говорить чрезмерно подробно, то можем на какую-то второстепенную вещь обратить внимание, а самое главное упустить. Не нужно рассказывать о каких-то сопутствующих обстоятельствах, если они не имеют прямого отношения к тому, что мы исповедуем.

В то же самое время нужно говорить конкретно, то есть точно говорить о том или ином грехе, который мы совершили, или о вопросе, который нас волнует. Потому что если мы будем расплывчато рассказывать, то тогда духовник нас не поймет. И тогда по нашей собственной вине, именно по причине того, что мы говорим слишком пространно и неточно, может получиться, что духовник даст нам неправильный совет. И виноват будет не он, а наше чрезмерно мнительное отношение к тому, что с нами происходит.

- Как быть, если головой знаешь, что поступаешь дурно, а сердцем этого не чувствуешь?

- Если человек знает, что поступает дурно, то, хотя сердце его и молчит, это уже какой-то шаг навстречу покаянию. По крайней мере, будем каяться в том, что мы осознаем как грех. А постепенно придет и сочувствие к добродетели, и появится отвращение ко греху. Если же мы будем искать сразу высшей степени, пренебрегая той, на которой мы стоим, то мы можем и вовсе никак не продвинуться. Будем стоять на месте, и никакого движения в смысле нравственного развития у нас не будет.

- Какие грехи сегодня самые опасные и распространенные, как Вам кажется?

- Я считаю, что это, во-первых, грех самонадеянности, или, как мы иначе ее называем, гордость, и, во-вторых, грех нерадения, или, иначе, лень. Лень в духовно-нравственном отношении. От этих двух грехов происходят все прочие.

За гордость нас оставляет благодать, и мы находимся в опасности впасть в блудные грехи, пьянство и многое другое совершить, о чем мы понимаем, что это плохо, но не можем удержаться, водоворот страсти нас увлекает. И все это оттого, что гордость лишила нас благодатного покрова.

Нерадение тоже чрезвычайно опасно, потому что мы ждем, когда всё само собой произойдет, не проявляем ревности, самопонуждения, и поэтому также можем впасть в самые страшные грехи.

До тех пор это всё будет происходить, пока мы не поймем, что нужно, с одной стороны, смиряться и искать помощи у единого Бога, понимая свое совершенное бессилие, с другой стороны – нужно крайнее понуждение себя, ведь если мы сами ничего делать не будем, то Бог нам не поможет. Как говорит преподобный Пимен Великий: если мы будем бороться, то и Господь будет поборать за нас, а если мы будем бездеятельны, то и Господь нам не поможет.

"Русская Неделя"
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #665 : 18 Августа 2013, 11:09:12 »

Все каются, и ты кайся, иначе племя тебя не примет.

http://www.pravmir.ru/nexristianskoe-pokayanie/
Записан
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #666 : 18 Августа 2013, 13:52:38 »

Спасибо, Павел!
 У меня тоже разные подобные мысли бывали (имею в виду "покаяться на всякий случай" в чем-нибудь). Это всегда было в то время, когда я теряла "связь" с Богом. Благодать отступала, и тут уж все несуразицы и глупости моего "Я" начинали действовать в полную силу.
Наверное, эти люди тоже потеряли с Богом связь. Или вообще Его не знают.
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #667 : 18 Августа 2013, 18:30:37 »

Паша, большое тебе спасиБо! Каждая исповедь - экзамен. И никак иначе.
Записан
р. Б. Вера
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1936



Email
« Ответ #668 : 19 Августа 2013, 08:45:21 »

Татьяна, Спаси Бог!
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #669 : 17 Сентября 2013, 19:13:01 »

Да поможет нам Бог избавиться от болезненных стереотипов, в которых мы застряли, а епископам и священникам да подаст мудрости и силы, чтобы приблизить людей ко Христу.

http://www.bogoslov.ru/text/3494522.html
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #670 : 17 Сентября 2013, 19:24:27 »

  Паша, мы одновременно с тобой рассматривали разные статьи об одном.

Вниманию читателей предлагается комментарий протоиерея Андрея Кордочкина на проект документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
http://www.pravmir.ru/prot-andrej-kordochkin-kommentarij-k-proektu-dokumenta-mezhsobornogo-prisutstviya-o-podgotovke-ko-svyatomu-prichashheniyu/

Буквально несколько дней назад епископ Троицкий Панкратий сказал в интервью: “Если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии”.

“Превращение исповеди и таинства Покаяния в обязательное условие причащения не только противоречит Преданию, но его действительно искажает. Оно искажает учение о Церкви, создавая в нем две категории членов, из коих одна — миряне — в сущности отлучаются от Евхаристии, как самого содержания и исполнения своего членства, как его духовного источника.… Искажается учение о таинстве Причащения, которое начинает восприниматься как таинство для немногих достойных и чистых, а не как Таинство Церкви: грешников, безмерной любовью Божией всегда претворяемых в Тело Христово. И искажается, наконец, само христианское понимание покаяния: превращается в некое формальное условие для причастия, и на деле все очевиднее заменяет собою настоящую подготовку к причащению, то подлинное внутреннее раскаяние, которым вдохновлены все молитвы перед причащением. После трехминутной исповеди и разрешительной молитвы человек чувствует себя вправе приступить к Чаше, достойным и даже безгрешным, т. е. чувствует, по существу, обратное тому, к чему ведет подлинное приготовление к причастию”.
Записан
Ольга )
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6534


Серафима


« Ответ #671 : 24 Сентября 2013, 13:22:31 »

Все о том же!

Священник Феодор Людоговский со своим аргументированным мнением и тезисами.

Исповедь должна быть отделена от причастия — в том числе во времени и пространстве: недопустимо исповедовать во время службы и, особенно, во время литургии — это вредно и для священника, и для мирянина, поскольку большая часть службы проходит мимо.

Тезисы к альтернативному проекту «Об участии верных в Евхаристии
Записан

Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём

Блаженный Августин
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #672 : 24 Сентября 2013, 13:24:19 »

Ну и когда время у священника будет исповедовать внимательно?И когда люди смогут попасть на исповедь при современной жизни,когда везде бегом?
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #673 : 24 Сентября 2013, 13:32:42 »

А если священник один в храме? Тяжеловато придется ему... И службы, и после служб в храме, и на требы ездить, и т.д. и т.п. Матушки точно будут против 
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Ольга )
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6534


Серафима


« Ответ #674 : 24 Сентября 2013, 13:34:25 »

Сестры, вы прочтите всю статью, и вам станет понятна такая категоричность.

Предложение революционное, как говорит сам о. Феодор, но каждая его позиция аргументирована. Интересно для всех нас.  
Записан

Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём

Блаженный Августин
Страниц: 1 ... 43 44 [45] 46 47 ... 54 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Исповедь.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines