Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Чтение Священного Писания и духовных книг
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 ... 25 Вниз Печать
Автор Тема: Чтение Священного Писания и духовных книг  (Прочитано 230286 раз)
ЮЛИЯ.
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 487



« Ответ #45 : 28 Января 2011, 08:04:43 »

Если честно, я в храме почти никогда чтение Апостола не понимаю. Ускользает внимание, и всё тут. Конечно, смотря кто читает и смотря какая акустика в храме. Очень многие так же.
Чтение Евангелия воспримимаю на слух и читаю только на церковно-славянском, а вот Апостольское чтение читаю дома на русском языке и в храме, когда читают на церковно-славянском много чего не понимаю.
Записан
НатальКа
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2849


Наталья


Email
« Ответ #46 : 28 Января 2011, 08:57:44 »

Евангелие стараюсь читать ежедневно по одной главе, читаю на церковнославянском, действительно, лучше понимаю, глубже, что ли. Раньше читала в переводе, но чтение на церковном открывает какие-то новые тайны, по-другому дает взглянуть на уже много раз прочитанные стихи... А вот Апостол никак не получается читать. То есть, читаю, но не улавливаю. Скачала аудио-файлы с прекрасным чтением, слушаю - и лучше понимаю. Но - на современном русском языке.
Записан
Ольга )
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6534


Серафима


« Ответ #47 : 28 Января 2011, 09:04:46 »

Я тоже Наталька, читаю Евангелие, вечером, после молитв, а Апостол, почему то нет. А вот вчера, пожалела, что не читала. Какое полезное учение!
Записан

Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём

Блаженный Августин
НатальКа
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2849


Наталья


Email
« Ответ #48 : 28 Января 2011, 09:09:07 »

Спору нет. Но у меня ка-то Апостол лучше воспринимается "со стороны". Когда слушаю по плееру, по "Союзу". В храме тоже почти ничего не понимаю, хотя и напрягаюсь чуть ли не изо всех сил  
« Последнее редактирование: 28 Января 2011, 09:45:18 от НатальКа » Записан
Дмитрий_В
Гость
« Ответ #49 : 28 Января 2011, 09:44:30 »

Рад, что предложенная тема нашла такой живой отклик у вас, Дорогие форумчане !  
Апостол действительно считается самой сложной для чтения и понимая из книг читаемых на богослужениях.
И у меня путь к нему был сложным...   Батюшка не раз говорил, о необходимости постоянного чтения его, а я открывал и... мало что понимая закрывал   А потом он посоветовал читать его не по главе, а Литургические чтения, но каждый день. Это я стал делать и сам почувствовал важность Апостола. А потом стал читать этот же текст на ЦС языке. Сейчас уже с Божией помощью читаю сначала отрывок на ЦС, а потом сверяюсь с переводом.
Действительно, читая Апостол есть над чем поразмыслить по поводу своей жизни...
« Последнее редактирование: 28 Января 2011, 09:46:58 от Дмитрий_В » Записан
Дмитрий_В
Гость
« Ответ #50 : 28 Января 2011, 17:47:40 »

Извини, что так поздно пишу ответ. Просто своим сообщением ты о многом заставила задуматься и многое вспомнить...
Близкие, если далеки от веры, с нами в неравных условиях. Они - не ведают Слова Божия, их можно и должно жалеть. А вот мы... С нас спрос другой. И мы гораздо больше грешим в наших отношениях, даже если просто молча осуждаем, про себя. А если не молча? У меня, например, молча почти не получается. Вот и на исповеди повторяю почти слово в слово одно и то же. Помнишь, Павел Малый писал о метанойе?
Полностью с тобой согласен по поводу близких.
Вот я... Я не только часто продолжаю поступать по старому  (хотя знаю, что это грех), но и толкаю близких моих на грех.  Я не промолчал во время, осудил и взаимные упрёки усиливаются - стена в итоге становится всё выше и толще 
А ведь я хожу в Церковь, исповедуюсь и Причащаюсь, слушаю проповеди, читаю христианскую литературу... А получается, что грош мне цена как христианину, если я имею всё это и не могу установить мир в семье 
И на исповеди я часто перечисляю грехи с ближними, подхожу к Чаше, а придя домой  повторяю эти грехи снова и снова... Твоё сообщение заставило меня мои прошлые мысли и ещё раз почитать о Покаянии. Вот на одном сайте прочитал (извините за длинную цитату):

Покаяние - это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия. Это возможно при условии, что исповедник
1) сокрушается о своих грехах;
2) твердо намерен исправить свою жизнь;
3) имеет несомненную надежду на милосердие Христа.

Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах.
Но это сокрушение кающегося должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, которого он оскорбил своей неблагодарностью.

Намерение исправить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.
Святитель Василий Великий рассуждает об этом же следующим образом: "Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, "обрел грех свой и возненавидел". Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве - продолжающему жить распутно".

Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречение от Христа.
Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннюю веру и надежду Господом была помилована Мария, сестра Лазаря, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая их своими волосами (См.: Лк. 7; 36-50). Был помилован и мытарь Закхей, раздавший пол-имения нищим и вернувший тем, кого он обидел, в четыре раза больше отнятого (См.: Лк. 19; 1-10). Величайшая святая Православной Церкви, преподобная Мария Египетская, будучи много лет блудницей, глубоким покаянием так изменила свою жизнь, что могла ходить по водам, видела прошлое и будущее, как настоящее, и была удостоена общения с ангелами в пустыне.

Знак совершенного Покаяния выражается в чувстве легкости, чистоты и неизъяснимой радости, когда исповеданный грех кажется уже просто невозможен.

 
Так должно быть... А я когда иду каяться в грехах сделанных мной в общении с ближними, то кроме собственно сокрушения о грехах у меня и нет ничего. В это время вся моя душа кричит, что всё равно ничего не измениться и грехи будут повторяться. Получается, что не достаёт мне намерения исправить свою жизнь и что ещё хуже, грешу я маловерием Милосердие Господа нашего 
Так что может я и написал об известных для всех вас вещах, но благодаря сообщению Аллы я пришёл к таким, очень важным для себя выводам. Спасибо тебе, сестрёнка !!!
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #51 : 28 Января 2011, 18:05:26 »

Неожиданно для себя пригодилась Дмитрию. Очень рада!  Дима, спасибо за цитаты, они всегда очень по делу и важны каждому.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #52 : 01 Февраля 2011, 17:16:12 »

    Цитаты о теплохладности и саможалении из книги Архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Грех и покаяние последних времен (О тайных недугах души)"
       ...Бездельнику , который постоянно ищет покоя и беспечности, оправдываясь немощностью, напомним высказывания отцовские:
     "Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения" (Антоний Великий)
     "Возненавидь все мирское и самый телесный покой: потому что они соделывают тебя врагом Божиим. Как воин, имеющий сопротивника, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, не допуская ему нежиться и расслабляться от излишнего упокоения" ( авва Исаия, отшельник)
       "Кто держит себя как должно, тот трудится, себя не жалея, себе внимая и возгревает в сердце религиозные чувства. Как только начинает он оттягивать от трудов по богоугождению, тотчас за ним следует блуждание мыслей и охлаждение сердца. Если не остановится, то быстро ниспадет в нерадение и безпечность, нечувствие и рассеянность. Это паралич душевный, или погрушение души в смерть" (епископ Феофан Затворник)
        " Себя пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и безпечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? - Вот он-то и есть саможаление со свитою его. Если будете поблажать ему хоть иногда, то это всегда будет как параличом разбивать всякое стяженное добро" ( епископ Феофан Затворник)
        " То правда, что саможаление и самоугодие не всякого ведут прямо к видимо худой жизни, но тем не менее всю жизнь делает бесплодною Кто страдает ими, тот ни тепл, ни хладен, ни то ни се.." ( епископ Феофан Затворник)

  Делюсь с тем, что задело..
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #53 : 01 Февраля 2011, 17:33:09 »

Спасибо, Надежда. Тоже задело.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Дмитрий_В
Гость
« Ответ #54 : 17 Июня 2011, 10:59:23 »

Сегодня на литургии читалось чтение дня и преподобного. Вот чтение преподобного, - Евангельское чтение Лк., VI, 17-23 :

17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.


И апостольское чтение - Гал., V, 22 - VI, 2:

22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 
23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.


Вот толкование его блаженным Феофилактом:
[/i]

"Плод же духа: любовь, радость, мир.
Дела дурные происходят только от нас. Поэтому он и назвал их делами плоти, которые вместе с тем совершаются с усилием и напряжением. Добрые же дела требуют не только нашей заботливости, но и содействия свыше. Поэтому назвал их плодом Духа, так как от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом – это зависит от Бога. Корень же всех благ он полагает, во-первых, в любви, а потом в радости. Ибо любящий всегда радуется, даже и когда переносит зло, потому что на причиняющего зло он смотрит, как на благодетеля. Но радуется о Боге, так как все для Него делает и переносит, и вследствие этого веселится с благой совестью. А от любви и радости он пользуется и миром душевным, потому что не волнуется помыслами и со всеми посторонними. А если, казалось бы, он и оказывает вражду к кому-нибудь, то враждует не против самих людей, а против их пороков; он любит их как братьев, и эту вражду он проявляет к их пользе, чтобы они исправились.
Долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Долготерпение по Писанию тем, по-видимому, отличается от кротости, что долготерпеливый после долгого размышления, не поспешно, но медлительно, полагает соответственное наказание на грешника; а кроткий совсем прощает. Как например, Моисей, простивший Мариам и Аарона, был назван кротким пред всеми живущими на земле. Благость же нечто более общее сравнительно с милосердием. Благ Господь ко всем вообще, но милосердие благодетельствует только достойным, по выражению: "ублажи, Господи, благия" (Пс. 24, 4). И о вере говорит не о простой, но о той, которая двигает горами, которая несомненно верит, что невозможное у людей возможно для Бота. Но выше всего воздержание не от яств только, но и от всего дурного.
На таковых нет закона.
Ибо душа, совершающая таковые дела Духом, не имеет нужды в наставлении закона, будучи сама выше его, подобно тому как от природы быстрые кони не нуждаются в биче. И в данном случае он устраняет закон не потому, что он плох, но потому, что он ниже подаваемой Духом мудрости.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Как бы на тайный вопрос: кто это так добродетелен, как ты говоришь? – он отвечает: те, которые Христовы, то есть те, которые составляют удел Христов, распяли плоть, то есть умертвили телесные помыслы. Ибо они не самих себя умерщвляли: под плотью ты разумей не существо плоти, а земные помыслы, так, чтобы не жили в них ни страсти гнева, ни похотения, но те и другие были распяты и умерщвлены. Или страстями он называет вообще страстные действия, происходят ли они от гнева, или от похоти. Итак, он говорит не только об умерщвлении таких действий, но и самих причин их, то есть пожеланий.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Если, говорит он, такова сила Духа, то ею и станем жить, и ею довольствоваться. Ибо выражение: по духу и поступать должны употреблено вместо: будем довольствоваться силой Духа и не станем искать помощи у закона.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Этим показывает, что обольстители их из тщеславия взялись за это (ибо в этом причина всех зол), вызывая друг друга на спор и распрю; подобно тому, как если бы кто-нибудь говорил своему противнику: если ты силен, давай померяемся силами. А так как от тщеславия происходит зависть, то он и запрещает ее.
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости.
Так как многие между ними, думая сдержать согрешающих, действовали при этом под влиянием собственных страстей, будучи движимы к тому любоначалием, то он говорит: если и впадет, то есть увлечен будет силой демонской, вы, духовные, исправляйте, то есть не наказывайте, а наставляйте в духе кротости. Не сказал – кротостью, но: в Духе кротости, показывая, что это Духу угодно, и снисходительное исправление грешников есть дар духовной благодати.
Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Дабы не возгордился исправляющий другого, он предостерегает его: смотри, говорит он, и береги себя, чтобы и тебе не впасть в то же самое, подвергшись искушению от противника. И выразительно сказал: наблюдая за собою, напоминая тем о человеческой слабости.
Носите бремена друг друга.
Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.
И таким образом исполните закон Христов.
Сообща все исполняйте, взаимно помогая друг другу, например, проворный пусть помогает медлительному, а медлительный пусть сдерживает его горячие стремления, и таким образом и первый не согрешит при содействии последнего, и последний – при содействии первого. Таким-то образом, подавая друг другу руки, вы при взаимной помощи исполняйте закон Христов, каждый своим содействием ближнему, восполняя то, чего недостает ему. Да и долг любви требует носить бремена друг друга, потому что в любви заключается исполнение заповедей Христовых. "
Записан
Дмитрий_В
Гость
« Ответ #55 : 29 Июня 2011, 08:58:35 »

Сегодня среда третей седмицы по Пятидесятнице.

На литургии читается: Рим., VIII, 2-13 :
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.


И Евангелие от Матфея (X, 16-22) :
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.


А вот толкование его Святителем Феофаном Затворником:
"Претерпевший же до конца спасется". А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть и спасение у нас, под руками. Претерпи все до конца и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить. Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя что все от Господа исходящее посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, сознай себя стоящим еще и не такой беды, - сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть то нечего.

Меня в нём поразили слова Святителя:"Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить".
Сегодняшние чтения и их толкования приоткрывают ответы на насущные для меня сегодня вопросы - и так было уже не раз. Я сейчас стараюсь после утреннего правила прочитать литургические чтения и толкования на них и считаю, что это приносит много полезного, а иногда задаёт тон всему дню...
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #56 : 29 Июня 2011, 09:30:11 »

В очередной раз спасибо, Дмитрий. Как всё правильно, перечитала два раза. А Послание к Римлянам - от первого до последнего слова в тему вчерашней дискуссии.

Действительно, задан тон всему дню.
« Последнее редактирование: 29 Июня 2011, 09:31:58 от Алла » Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Дмитрий_В
Гость
« Ответ #57 : 01 Июля 2011, 10:47:22 »

Вчера вновь открыл книгу "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова" иеромонаха Марка (Лозинского) и в главе "Постоянное бодрствование над собой" прочитал:

"Увидев в себе страсти, христианин не должен приходить в недоумение, но мужественно готовиться к духовной брани.

По премудрому усмотрению Божию, постоянная борьба со страстями способствует духовному преуспеянию христианина. Изведав на опыте пользу от духовных браней, епископ-подвижник писал: «Тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, смиряет надменный дух его, заставляет сознаться в состоянии падения, опытно обнаруживает это состояние, — заставляет сознаться в необходимости искупления, уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя». На поприще борьбы с пороком у каждого христианина бывают победы, но нередко бывают и невольные поражения. За победы христианин благодарит Бога, даровавшего силы к победе, а от поражений он не должен приходить в уныние. Каждое поражение послужит его духовному росту, если христианин будет после поражений усиливать свое покаяние и приходить к большему смирению.

Сколько бы раз воин Христов ни падал, сраженный грехом, если после каждого падения он будет укорять себя, смиряться и снова восставать на борьбу с пороком, то он в конце концов с Божией помощью выйдет победителем из духовной брани. В одном из писем, раскрывая законы духовной борьбы, Владыка сравнивает грехи с плевелами и пишет, что «…кто видит возникающие в себе плевелы, никак не должен удивляться этому, как чему-нибудь необыкновенному, не должен приходить в недоумение и малодушие. Так быть должно! Плевелы сердечные делают свое: растут, будучи выполоты, снова появляются. И мы должны делать свое: полоть и полоть плевелы. Таким положением укореняется в человеке смирение. К смирению нисходит милость Божия».

Труден подвиг борьбы со страстями, которые гнездятся в греховном естестве человека, и блажен тот, кто постоянно следит за каждым движением своего сердца и сразу же покаянием пресекает каждое греховное влечение и даже каждый порочный помысел. Любой грех, пораженный покаянием при самом его появлении, теряет свою силу, не может получить дальнейшего губительного развития и осуществиться делом. Но во много раз труднее подвиг борьбы с грехом, который овладел умом человека, свил себе гнездо в его сердце и, возможно, был совершен самим делом. Повторенный неоднократно, грех порабощает совершенно человека и становится страстью. Для борьбы с укоренившимся грехом нужен долгий и упорный труд. «Нужно много времени, нужен кровавый подвиг, нужно особенное Божие милосердие, особенная Божия помощь, чтоб свергнуть иго страсти, принятой произвольно, получившей власть над человеком или от падения человека в смертный грех, или для преступного произвольного наслаждения грехом…» — писал владыка Игнатий.

Каждый христианин, имеющий твердое намерение трезвиться и бодрствовать в подвиге духовного совершенства, должен стараться полностью сосредоточить внимание на своей внутренней жизни. Епископ Игнатий считал, что внимание к себе есть одно из условий спасения. «Желающий спастись, — пишет он, — должен так устроить себя, чтоб он мог сохранить внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами».

В подтверждение необходимости внимания в духовной жизни Владыка приводит слова аввы Агафона, который сказал: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели».

Для научения вниманию к себе святитель Игнатий советует устранить из своей жизни все пустые занятия, вовлекающие в развлечения. Занятия частные и общественные, по мнению Владыки, не препятствуют, а способствуют сохранению внимания к себе. Праздность приводит к рассеянности, а полезная деятельность к вниманию. «Деятельность — необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе, — разъясняет архипастырь-труженик.

Много усилий нужно, чтобы приучить себя ко вниманию, но без внимания невозможно преуспеть в духовных бранях. Человек, стяжавший навык всегда внимать себе, со временем начинает смотреть на земную жизнь очами веры и приобретает глубокие духовные познания. Скорби, страдания и болезни не страшны для внимающего постоянно своей душе христианина. Все жизненные трудности он принимает, как от руки Самого Бога и видит в них «чашу Христову», которую нужно ему испить для очищения себя от грехов.

Ничто так не опасно для жизни духовной, как рассеянный образ жизни. Во свидетельство этой истины епископ Игнатий приводит мнение преподобного Пимена Великого, который признал рассеянность началом всех зол.

Рассеянность очень часто может привести к мечтательности. Большинство людей совершенно не обращает внимания на то, чем бывает занят их ум в минуты праздности. Последний, оставленный без надзора, часто в мечтаниях уводит человека в глубокие греховные дебри. Открывая мысли мечтателя, Епископ-аскет пишет, что в воображении мечтателя то порой сверкает кинжал над главою врагов его, и сердце упивается удовлетворенным мщением, то представляет он (мечтатель) рассыпанные кучи золота, а вслед за ними великолепные палаты, сады и все предметы роскоши, сладострастия и гордости, приобретенные на это золото, то прельщают его мечты почестями, властию, тленною славою, то мечты представляют ему столы с дымящимися и благоухающими яствами, то кажется мечтателю, что он достиг праведности и достоин многих человеческих похвал и прославления.

Последствия постоянной и укоренившейся мечтательности могут быть очень плачевны. Мечтатель теряет способность иметь внимание к себе, ум его перестает быть собранным, сосредоточенным, сердце приобретает жестокость при молитве, следствием чего бывает душевное расстройство.

Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивой и благовидной: всякая мечтательность есть скитание ума вне истины, в стране призраков, несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих, — наставлял епископ Игнатий".


Прочитал и вновь удивился, как не редко в книгах открываются ответы на встающие передо мной вопросы и (или) показывается конкретный способ действия в затруднительной ситуации.
Решил поделится этим отрывком с вами. Я вообще считаю данную книгу очень полезной - в ней собраны мысли Святителя Игнатия по практическим вопросам духовной жизни из разных его творений.

 
Записан
*Ирина*
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4444


bazarko@mail.ru
« Ответ #58 : 01 Июля 2011, 17:27:51 »

Спасибо,Дмитрий,за просвещение!Актуально.
Записан
р. Б. Вера
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1936



Email
« Ответ #59 : 02 Июля 2011, 04:26:42 »

А я все Димитриевы выкладки распечатываю и оставляю в храмовой библиотечке и они всегда "уходят", значит и им надо.
Записан
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 ... 25 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Чтение Священного Писания и духовных книг
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines