Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Отношение к лекциям профессора А.И. Осипова.
Страниц: [1] 2 3 Вниз Печать
Автор Тема: Отношение к лекциям профессора А.И. Осипова.  (Прочитано 39532 раз)
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« : 02 Июня 2012, 18:37:17 »

Вопрос с форума православного врача-психотерапевта, ведущего передач "Первая натура" на телеканале "Союз"В. Боровских:

На днях в одном из храмов я предложил священнику, свои услуги по размножению дисков с лекциями Осипова, чтобы они могли бесплатно раздавать их всем желающим.
 Батюшка сказал, что не одобряет лекции Алексея Ильича, что тот в гордости и неверно учит о таинстве Евхаристии. Мол, по Осипову там не происходят превращения хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Я точно помню, что Осипов так не утверждал, что у него там просто тонкие богословские рассуждения о природе этого превращения…
 …откуда такие разночтения в понимании Осипова, ведь он преподаёт с благословления Патриарха. Если даже у служителей церкви нет единого мнения, то, как нам простым смертным разобраться?!

Ответ Вячеслава Боровских:

К сожалению, в среде нашего духовенства преобладает католическое представление о таинстве причастия, т.е. теория пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Так учили в православных семинариях с самого их возникновения. До 17 века у нас, практически, не было развито богословие. После Переяславской рады мы переняли у малороссов их систему духовного образования, которое было основано в основном на католической традиции. Поэтому многие православные священники крепко держатся теории пресуществления и с подозрением смотрят на тех богословов, которые исповедуют взгляды святых отцов первого тысячелетия. К таким богословам относится А.И. Осипов.
 …
 На мой взгляд, бесспорная заслуга А.И. Осипова в том, что он пытается сделать святоотеческую традицию незыблемым фундаментом нашего богословия, очистить духовное образование от чуждого западного влияния, которое глубоко въелось в него. Это очень непростая задача, потому что у святых отцов по некоторым вопросам есть разномыслия. Попытки примирить их мнения и взгляды, объяснить разномыслия и противоречия у святых отцов различными субъективными человеческими и временными факторами, иногда выглядят несколько натянуто. Это смущает тех, кто привык чувствовать себя комфортно в атмосфере жестких догматов, свойственных западной традиции, когда на любой вопрос есть готовый ответ. Восточное богословие формировалось в атмосфере диспута, поэтому всегда оставалось живым и динамичным, не смотря на приверженность догматам церкви. Усвоение и развитие святоотеческого наследия требует не только доверия авторитету святых отцов, и способности мыслить самостоятельно. Такое возможно только на основе собственного аскетического опыта.

Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Павел Малый
Гость
« Ответ #1 : 03 Июня 2012, 07:07:18 »

В молитве анафоры Евхаристического канона, священник обращается к Господу так: "...ниспосли Духа Святаго на ны и на предлежащие Дары сия... и сотвори убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей - честную Кровь Христа Твоего. ПРЕЛОЖИВ Духом Твоим Святым".
  О ПРЕ-ЛОЖЕНИИ молится Церковь, и о ПРЕ-ЛОЖЕНИИ учили Отцы, и о ПРЕ-ЛОЖЕНИИ проповедует Алексей Ильич.
 
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #2 : 03 Июня 2012, 09:34:25 »

Павел, а как точнее понять Преложение? Снисхождение Духа Святаго на Дары?
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #3 : 03 Июня 2012, 11:00:06 »

Сама долгое время верила в ПРЕТВОРЕНИЕ хлеба и вина в Честные Кровь и Тело. И, вот уже, после именно лекций Осипова, услышала сию трактовку о ПРЕЛОЖЕНИИ. Наверно, речь идет буквально о "вхождении" Духа Свята в хлеб и вино. Хотя, если честно, для меня это мудрено. Просто, верю, что мы все причащаемся Святых Христовых Таин, а об остальном (это я про себя думаю) пусть богословы рассуждают.
Записан
Павел Малый
Гость
« Ответ #4 : 03 Июня 2012, 20:07:54 »

Павел, а как точнее понять Преложение? Снисхождение Духа Святаго на Дары?
Не знаю как точнее понять, да и можно/нужно ли вообще. На то оно и Таинство.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #5 : 03 Июня 2012, 21:05:35 »

 Я как-то слушала эту лекцию проф. А. И. Осипова.
Там говорилось о АКЦИДЕНЦИИ. [лат. accidentia - случай, случайность, пер. с греч. συμβεβηκός], термин, обозначающий преходящий, несущественный или случайный признак, утрата которого не ведет к перемене сущности вещи (субстанции), используется в богословии, литургике, философии, логике и в ряде др. областей, где получает конкретное значение и обусловленный контекстом смысл.
 Если короче то вот так: Акциденция (внешние, видимые свойства, которые доступны для наших чувств) хлеба и вина, т.е. евхаристических даров – остаются неизменными, сущность же хлеба и вина, т.е. материальная сущность хлеба и вина изменяется, превращаясь в сущность Тела и Крови Христовой.-это католики так считают.

Святые отцы нас учат, и что они говорят об этом.

В таинстве евхаристии происходит тот же процесс, который имел место в Боговоплощении. Не случайно за литургией символически проходит вся жизнь Иисуса Христа, от воплощения до воскресения. В Боговоплощении имело место то, что наитием Св. Духа произошло холкедонское единение Бога с человеческим естеством, при этом человеческое естество было именно человеческим, в полном и окончательном смысле этого слова, во всем по своему естеству подобное нам, никаких изменений, никаких различий, подобное всем телам человеческим.

Как пишет Афанасий Великий, это является одним из кардинальных догматических положений христианской веры. Отсюда вывод, что в евхаристии как и в Боговоплощении наитием тоже Святого Духа не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно воспринимается Богом Слово в Свою ипостась эти евхаристические дары, именно потому, а не по причине превращения этих даров в Тело и Кровь Христову, не превращение в сущности Тело Христово, трансубстанцию, вот это пресуществление, как у католиков, эти святые дары являются Его плотью, не по причине изменения, а по причине соединения. Мы называем плоть Христову – Божественной, хотя это плоть и человеческая. Почему плоть человеческая Его стала спасительной? Потому что была соединена с Божеством, поэтому когда к Нему прикасались люди или Он прикасался, то исцелял. И эти святые дары таким наитием Святого Духа, как и во время Боговоплощения становились причастными, т.е. едиными, халкидонски едиными, с Его человеческой плотью. Как это может быть? Таким же действием Святого Духа. Не случайно ведь когда Он жил, Он тоже ел хлеб, пил вино, и они становились Его Телом и Кровью, т.е. становились причастными к Божеству Слово таким же халкидонским образом. Это происходит и в евхаристии, т.е. во время литургии, поэтому святые дары халкидонские воспринимаемые Богом Слово, в тоже самое единство с Собой как и плоть от Девы Марии изменяют не свою материальную сущность, а характер своего существования в этом мире. Хлеб не превращается невидимо, обманчиво для чувств в Тело Христово, а халкидонски соединяется с Ним с Богом Слово воплощенным, причащается Ему, как и при восприятии Им человеческой природы воплощения. Потому, а не в силу какого-то таинственного, магического превращения, евхаристический хлеб и является истинным телом Христовым. Потому и освященные дары во время литургии, даже после освящения называют хлебом («раздробил владыка святый хлеб»), потому священник не является истязателем, когда раздробил агнец, он не Тело Христа режет, он хлеб режет, но какой!.. физически он остался хлебом, но отныне он соединен действием Святого Духа, с Богом Слово воплощенным. Поэтому после приложения этот хлеб сохраняет все свои естественные свойства, это знает каждый причащающийся, каждый священник, особенно хорошо это знает каждый дьякон, когда ему приходится употреблять святые дары после, и особенно если это много остается, все это прекрасно знают. Поэтому православие с древнейших времен употребляет другие по сравнению с Западом термины в отношении происходящей литургии. Какие? У нас нет слова «пресуществление», а есть приложение, претворение святых даров, это некие таинственные слова, с помощью которых выражается вот то изменение, которое произошло с этим хлебом и вином, в этом заключается основная идея, изменения происходят не вещественного характера, не материального, а характера существования бытия в этом мире. Поэтому и причащающиеся по словам отцов, мы становимся едины тела, становимся Христовыми, становимся Телом Христовым. Так что у нас тело Христово? В каком смысле Тело Христово? Что у нас изменился наш состав, и мы изменились телесно, вещественно? Нет, речь идет не о вещественном изменении, а о той причастности Духу Святому, который происходит и в причащающемся, через принятие святых даров, через их вкушение. Поэтому причащающийся не превращается невидимо в Тело Христово, а в меру своего духовного состояния вступает в непосредственное духовное, душевное, телесное единение со Христом, именно причащается Ему, т.е. соединяется с Ним, и в силу этого становится как говорят св. отцы единотелесным, единокровным Христу, так что вот оказывается в каком смысле. В причащении происходит со Христом, с Богом Слово воплощенным, а не превращение во Христа. Никто из причащающихся не превращается во Христа и по-моему такой идеи никто, никогда не высказывал.

Если очень просто своими словами, то проиисходит соединение с Божеством.
Из лекций проф. А. И. Осипова
« Последнее редактирование: 03 Июня 2012, 21:08:13 от Капитошка » Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6401



Email
« Ответ #6 : 05 Июня 2012, 14:44:36 »

Спаси Бог всех за комментарии, для меня это все ново. Никак не доберусь до лекций профессора Осипова, пока все критику читаю.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #7 : 05 Июня 2012, 16:16:37 »

Иногда слушаю Осипова-очень нравится.Редко слушаю.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #8 : 02 Июля 2012, 14:19:35 »

Что молодец и большая умница профессор Осипов - это безспорно! Но вот в некоторых случаях он меня, грешницу, все-таки вводит в смущение:
- зачем , пользуясь своим авторитетом, говорить на всеуслышание, что не надо крестить детей?
- что дети все попадают в рай (?)
- что совсем необязательно венчаться (?)
- что не нужно читать записки в алтаре, мол, Господь и так знает их содержание (?)
Это всего лишь частное, личное мнение человека, пусть даже профессора, которому свойственно ошибаться.
Каждый раз, когда слушаю очередную лекцию, если речь заходит о вышесказанном, то , просто, не понимаю: зачем он это делает?! Ведь сказано в Евангелии, что кто соблазнит малого из сих (простите за неточность) - смертию да умрет. а здесь соблазн (в виде ошибочного мнения) налицо!
Записан
Николай Ф
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2658



« Ответ #9 : 02 Июля 2012, 14:28:26 »

Действительно, людям свойственно ошибаться. Ещё один пример. Дьякон Андрей Кураев считает, что нет ничего страшного в рок-музыке. А отец Анатолий Берестов доказывал обратное.
« Последнее редактирование: 02 Июля 2012, 14:41:16 от Николай Ф » Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #10 : 02 Июля 2012, 15:01:12 »

Оба, как Кураев, так и Берестов - весьма уважительные в широком кругу люди, НО ,если дьякон Андрей - богослов-теоретик, то отец Анатолий - конкретный практик(!) А практике всегда отдают большее предпочтение.
Записан
Николай Ф
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2658



« Ответ #11 : 02 Июля 2012, 15:04:00 »

Я тоже в данном случае согласен с отцом Анатолием. Также считаю, что рок-музыка намного опаснее, чем многие о ней думают. Кроме того, отец Анатолий - доктор медицинских наук.

Если же вернуться к взглядам профессора Осипова, которые привела Елена, я тоже их не разделяю и не понимаю.
Записан
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #12 : 02 Июля 2012, 16:39:19 »

Что молодец и большая умница профессор Осипов - это безспорно! Но вот в некоторых случаях он меня, грешницу, все-таки вводит в смущение:
- зачем , пользуясь своим авторитетом, говорить на всеуслышание, что не надо крестить детей?
- что дети все попадают в рай (?)
- что совсем необязательно венчаться (?)
- что не нужно читать записки в алтаре, мол, Господь и так знает их содержание (?)
Это всего лишь частное, личное мнение человека, пусть даже профессора, которому свойственно ошибаться.
Елена, А.И. Осипов не просто "говорит своё частное мнение", он приводит в его защиту множество ссылок на творения Святых Отцов - в отличии от большинства его оппонентов, для которых единственный авторитет: "У нас так принято..."
По многим вопросам его богословской  деятельности (основному богословию) есть множество мнений, однако профессор МДА с таким стажем прекрасно знает Евангелие и его духовным отцом был игумен Никон Воробьёв, и он знает об возможной ответственности "за соблазнение одного их малых сих"...
Только это не "соблазнение", а попытка отмести вековые наросты с Православия от католицизма и "привычной веры в то, чт именно так должно"...

PS. Многие наверное знают этот сайт: на нём можно прослушать и скачать лекции проф. А.И. Осипова

PPS. Не много не в тему, но поучительно - Систематизация околоцерковных суеверий , это с портала дьякон Андрея Кураева. Кое-что из этого мы даже распечатали и повесил в Церковной лавке - многие люди сильно удивлялись тому, что привычное не сходится с Истинным...
« Последнее редактирование: 02 Июля 2012, 16:41:12 от Дмитрий_В » Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #13 : 02 Июля 2012, 17:18:31 »

Дима, просто, огромное тебе спасибо за ссылки! До Кураева пока еще не дошла, но, касательно суеверий ,прочитала.
Что хочу сказать: да, есть некоторые моменты, где и себя "выявила", но эта, так называемая традиция уже вросла в нас. Довольно тяжело менять свои взгляды диаметрально прежним. Более того, не считаю это нужным. Многие спасались, да и уже спаслись, придерживаясь тех принципов и правил, с которыми теперь живем мы. И я, честно, скажу, не хочу по другому уже воспринимать то или иное церковное действо, так как это составляет какую-то часть от меня целой. Наш почивший батюшка ,протоиерей Андрей (Хмелевский) был тоже таких же взглядов, что я описала выше. Мы все его не просто почитали, мы его любили. Умница и большой молитвенник. Когда к нам приезжал митрополит Иосиф Чернов( его сейчас готовят к канонизации), то он так и говорил, что люди при отце Андрее получают благодать, а дальше - будут только грешить. И что? - отказаться от этого? Да ни за что!
Записан
Дмитрий_В
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1050


Слава Богу за все!


WWW
« Ответ #14 : 02 Июля 2012, 17:59:25 »

но эта, так называемая традиция уже вросла в нас. Довольно тяжело менять свои взгляды диаметрально прежним. Более того, не считаю это нужным. Многие спасались, да и уже спаслись, придерживаясь тех принципов и правил, с которыми теперь живем мы. И я, честно, скажу, не хочу по другому уже воспринимать то или иное церковное действо, так как это составляет какую-то часть от меня целой.
Ко всему сказанному тобой, Елена, очень подходят слова того же А.И. Осипова: не хули, но и не принимай; но задумайся и соотнеси со Священным Писанием, Священным Преданием и словами Отцов Церкви...
А они говорят: главное единство в Главном (это Символ Веры, Писание, Предание и мнение большинства Отцов Церкви). Еще Святители Феофан и Игнатий и последние Оптинские Старцы говорили, что наступают сложные (а может быть и последние времена) и спасение человека в несение скорбей, которые будут всё увеличиваться...

Цитировать
то он так и говорил, что люди при отце Андрее получают благодать, а дальше - будут только грешить. И что? - отказаться от этого? Да ни за что!
Прости конечно, но подумай... а те люди Верующие Православные которые не были знакомы с о. Андреем, просто не получилось географически или родились они позже - это значит, не получили они Благодати и их удел только грешить ? Просто подумай над этим...

PS. Извини и прости Ради Бога если, чем задел твои чувства, или тем более обидел ненароком.
Прошу твоих молитв о вразумлении грешного раба Божия Димитрия.
Записан

"Чтобы не разочароваться в жизни – нужно искать правду на небе, куда она ушла от нас".
Прмц. вел. кн. Елисавета
Скажи мне, Господи, путь - воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
Страниц: [1] 2 3 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Отношение к лекциям профессора А.И. Осипова.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines