Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Паломничества и путешествия в нашей стране ‹ Тема: ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Страниц: [1] 2 3 Вниз Печать
Автор Тема: ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА  (Прочитано 41880 раз)
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« : 14 Июля 2008, 22:26:40 »

СЕРГИЕВ ПОСАД ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви. 

Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.

В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры.
С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России,основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).


*  (178.99 Кб, 1296x972 - просмотрено 2471 раз.)

*  (179.14 Кб, 1296x972 - просмотрено 2524 раз.)

*  (157.1 Кб, 1296x972 - просмотрено 2374 раз.)

*  (185.78 Кб, 1296x972 - просмотрено 2359 раз.)

*  (166.83 Кб, 1296x972 - просмотрено 2317 раз.)

*  (211.2 Кб, 1296x972 - просмотрено 2294 раз.)
« Последнее редактирование: 14 Июля 2008, 22:28:36 от ЭНДРЮ » Записан
Irina
Гость
« Ответ #1 : 14 Июля 2008, 23:13:29 »

СЕРГИЕВ ПОСАД ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
 
Подскажите мне люди добрые, откуда вдруг у православных за последние годы пошла католическая мода на памятники святым???
В какой монастырь ни приедешь - стоит "памятник", а порой и назвать его так невозможно, чудовище какое-то...
Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #2 : 14 Июля 2008, 23:16:27 »


Подскажите мне люди добрые, откуда вдруг у православных за последние годы пошла католическая мода на памятники святым???
В какой монастырь ни приедешь - стоит "памятник", а порой и назвать его так невозможно, чудовище какое-то...


Памятник светский, стоит за церковной оградой, не в монастыре, а что касается католизации предлагаю это обсудить в отдельной теме.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1533


« Ответ #3 : 15 Июля 2008, 09:18:01 »

скульптуру никто в Церкви не отменял, просто она на западе больше прижилась. есть много чудотворных статуй. я не поклонник статуй, но, если есть изображения, может быть и статуя. иконы тоже есть всякие, а Господь и через них действует.
« Последнее редактирование: 15 Июля 2008, 10:20:04 от Olga » Записан
Irina
Гость
« Ответ #4 : 15 Июля 2008, 09:29:24 »

Андрей, простите, но мне действительно очень трудно понять, что Вы хотите сказать... Запятые отсутствуют и я могу только догадываться о Ваших мыслях...
Но, если предполагаю верно то, о чем Вы хотели сказать, то попрошу Вас объяснить, кто и каким образом мог "отменить" скульптуру и где?
Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #5 : 03 Августа 2008, 21:21:30 »

ТРОИЦКИЙ СОБОР Троице-Сергиевой Лавры

Построеный в 1422 г.  на месте деревянного собора 1412 г., игуменом Никоном, преемником Сергия Радонежского он является местом упокоения святых мощей Преподобного Сергия Радонежского - игумена земли Русской.

Собор производит впечатление домашнего, практически Псковского храма, в нём всегда многолюдно, особенно по выходным. Поклонится и приложиться к мощам преподобного можно каждый день начиная с 5 часов утра, когда начинается братский молебен, во время которого открывают стекло закрывающее мощи Преподобного, а так же в течении всего дня. Братия монастыря непрестанно молится у мощей Преподобного, можно написать записочки, оставить их справа от мощей и "гробовой" монах  обязательно помолится за ваших близких. В будние дни очередь к Преподобному Сергию как правило не большая и за 10-15 минут вы успеете приложиться, а вот а выходные хвост очереди начинается с площади перед колокольней. В Серапионову палатку и Никоновский придел можно попасть только с экскурсией, но это стоит того поверьте!!! От мощей преподобного исходит очень приятный аромат явно ощутимый если стоять рядом с мощами. Особое впечатление создают висящие под сенью лампады и свечи стоящие на большом серебрянном подсвечнике, таких подсвечников два второй стоит у противоположного угла иконостаса. Лично меня удивило отсутствие суеты и давки возле мощей, просто нескончаемая вереница людей коленопреклоненно кланяется и прикладывается к мощам Преподобного.

Гармоничный и эстетически совершенный, небольшой по размерам собор соединяет в себе устойчивость и основательность, что проявляется в небольшом наклоне стен внутрь здания и заострённостью завершений закомар.

В соборе находится серебрянная-чеканная рака с мощами Преподобного, выполненная мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Рака изготовлена по повелению Ивана Грозного, поступила она в монастырь после смерти Грозного в 1585г, как вклад царя Феодора и царицы Ирины.

В 18 столетии над ракой воздвигнута серебренная сень весом в 25 пудов серебра, подаренная царицей Анной Иоанновной, изготовлена она была в Москве в мастерской Давида Прифа, и установлена в 1737 г. У главы на решётке положена следующая надпись: «Самодержавнейшая Всероссийская Императрица Анна Иоанновна, в славу Дивнаго Бога во Святых Своих, в честь же Преп. Сергия Радонежскаго, славнаго в России Чудотворца, сие его блаженных останков хранилище, среброкованным строением по теплейшему своему благоговеинству украсить повелела, от мироздания 7245, от воплощения Жизнодавца 1737 г.»

Царские врата в центре иконостаса, украшенные серебряным золоченым чеканным окладом, пожертвованы в монастырь царем Михаилом Федоровичем Романовым. Обилие серебра и золота в этом храме кажется ещё большим вследствие его малости. Пятиярусный иконостас, полный икон, дважды обит серебряной позолоченной ризой. К серебру, облекающему иконостас, стены и столпы, следует прибавить серебро алтаря. Иконостасы на двух столпах, находящихся в средине собора, с трёх сторон обложены в верхних частях серебром, а внизу бронзою в 1835.

Здесь крестили своих детей великие московские князья и русские цари, сюда приходили они за благословением перед началом и по завершении важных государственных и семейных дел.



*  (247.03 Кб, 717x995 - просмотрено 2701 раз.)

*  (87.35 Кб, 800x600 - просмотрено 2364 раз.)

*  (66.96 Кб, 600x800 - просмотрено 2442 раз.)

*  (62.27 Кб, 584x778 - просмотрено 2244 раз.)

*  (102.39 Кб, 600x737 - просмотрено 2495 раз.)

*  (60.43 Кб, 584x778 - просмотрено 2289 раз.)
« Последнее редактирование: 04 Августа 2008, 22:26:15 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #6 : 03 Августа 2008, 22:40:32 »

Никоновский придел Троицкого собора и Серапионова палатка

С южной стороны к Троицкому собору примыкает церковь, построенная в 1548 г. над гробом игумена Никона, который тоже был причислен к лику святых и прозван Радонежским. Так в архитектуре была подчеркнута духовная связь его с основателем монастыря преподобным Сергием. Именно в этом приделе находится рака с мощами второго наместника монастыря Никона. Сделанная в 1900 г. усердием московского купца А. П. Каверина, по проекту академика-архитектора И. И. Поздеева. (Использовано фото раки с Posfoto)

Что интересно Никоновский придел расположен где то на метр ниже Троицкого собора. Таким образом подчёркивается величие Преподобного Сергия. По традиции каждый монах в Лавре проводит первую ночь после пострижения в непрестанной молитве именно в Никоновском приделе.

Юго-западный придел, также известен под названием Серапионовой палатки, именно на этом месте находилась келья Преподобного Сергия Радонежского.

Придел пристроен к западной части южной стены Троицкого собора, в ознаменование места, где, по преданию, Преп. Сергий удостоился посещения Богородицы с двумя апостолами.

В палате находятся мощи моногих святых в том числе:
- украшенный серебряными ризами ковчег с правой рукой св. первомученика Стефана;
- ковчег с камнем от Гроба Господня.
Принесенные А. Н. Муравьевым из Иерусалима в 1850 году.
Здесь же захоронены:
- Дионисий, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря;
- Иоасаф, митрополит Всероссийский, бывший игуменом Троицкого Сергиева монастыря и скончавшийся на покое;
- Серапион, архиепископ Новгородский, бывший игуменом Троицкого Сергиева монастыря и скончавшийся на покое.






*  (101.94 Кб, 750x644 - просмотрено 2372 раз.)

*  (75.31 Кб, 500x500 - просмотрено 2290 раз.)

*  (87.95 Кб, 778x584 - просмотрено 2428 раз.)

*  (130.14 Кб, 778x584 - просмотрено 2546 раз.)

*  (77.93 Кб, 475x389 - просмотрено 2432 раз.)
« Последнее редактирование: 04 Августа 2008, 22:29:34 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #7 : 04 Августа 2008, 22:47:37 »

Духовская церковь

К концу XV столетия объединение русских княжеств уже приносило свои плоды не только в сфере политики и экономики, но и в развитии художественной культуры. Москва впитывала и перерабатывала все лучшее, что было достигнуто в других землях. И не случайно, что для строительства новой звонницы в обители преподобного Сергия, горячего сторонника единства Руси, были приглашены мастера из далекого Пскова. В 1476 г. они поставили небольшую церковь Сошествия Святого Духа, в основании главы которой размещались колокола. Такой тип постройки был широко распространен в Псковской земле и совершенно нов для московской архитектуры. Даже звонили в колокола по Псковскому образцу, с земли, раскачивая за длинную веревку не язык, а весь колокол, закрепленный на подвижной балке. Однако Псковские мастера на Московской земле не воспроизвели механически хорошо знакомый им образец, а построили храм, сочетающий в себе конструктивную оригинальность Псковской архитектуры и характерные для Московского зодчества формы и декор.

Звонница Духовской церкви долгое время служила вышкой для наблюдения за окрестностями. В тиши этого скромного камерного храма Иван IV Грозный отмаливал страшный грех после смерти своего сына Ивана, которому он в порыве гнева нанес смертельный удар. Эту свою тайну доверил грозный царь, в числе немногих, настоятелю и келарю Троицкого монастыря.


*  (55.35 Кб, 584x778 - просмотрено 2304 раз.)

*  (44.2 Кб, 450x600 - просмотрено 2326 раз.)

*  (77.86 Кб, 1296x972 - просмотрено 2184 раз.)

*  (164.5 Кб, 1296x972 - просмотрено 2204 раз.)

*  (82.68 Кб, 726x1248 - просмотрено 2167 раз.)

*  (103.14 Кб, 750x562 - просмотрено 2179 раз.)
« Последнее редактирование: 04 Августа 2008, 23:09:13 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #8 : 05 Августа 2008, 20:50:09 »

УСПЕНСКИЙ СОБОР Троице-Сергиевой Лавры

Построен по приказу и на средства Ивана IV  в 1559-1585 гг. большой пятиглавый Успенский собор, посвящён Богоматери, считавшейся покровительницей Руси. На торжественной закладке Собора присутствовал царь Иван IV со всем своим семейством. Предполагают, что поводом к началу строительства этого собора была победа над Казанским и Астраханским ханствами. Перед тем как выступить с войском на Казань в 1552 г., Иван Грозный посетил Троицкий монастырь и отстоял молебен, а известие о взятии Астрахани в 1556 г. снова застало царя в Сергиевой обители (возможно, в память об этом Иван IV повелел покрыть золотом купол Троицкого собора монастыря). Образцом для строительства этого храма послужил Успенский собор Московского Кремля. Однако построенный, в отличие от него, из кирпича, а не из белого камня, монастырский собор больше по размерам, имеет более мощные стены и менее сложный рисунок декоративного пояса.   


*  (162.33 Кб, 972x1296 - просмотрено 2161 раз.)

*  (212.27 Кб, 972x1296 - просмотрено 2350 раз.)

*  (160.73 Кб, 778x1037 - просмотрено 2287 раз.)

*  (145.92 Кб, 1296x972 - просмотрено 2195 раз.)

*  (168.53 Кб, 1296x972 - просмотрено 2272 раз.)

*  (126.74 Кб, 778x1037 - просмотрено 2302 раз.)
Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #9 : 07 Августа 2008, 22:19:05 »

Успенский собор. Усыпальница.

У северо-западного угла Успенского собора расположена усыпальница Годуновых. Именно здесь покоится прах Бориса Годунова. А с юго-западной стороны в подклёте собора похоронены Руские Патриархи Алексий I и Пимен. Здесь же в пещерном храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, под Успенским собором, место упокоения Митрополита Макария. Попасть в усыпальницу патриархов можно спустившись по леснице находяшейся слева от южного входа в собор. И пройдя по белому мраморному коридору. Поражает тишина и покой царящий в усыпальнице, словно попадаешь в место где время остановилось и только лёгкий шелест горящих свечей напоминает о том, что  наверху по деловому, бодро и весело идёт жизнь.


*  (143.5 Кб, 1037x778 - просмотрено 2289 раз.)

*  (120.85 Кб, 1037x778 - просмотрено 2274 раз.)

*  (113.75 Кб, 1037x778 - просмотрено 2404 раз.)

*  (84.39 Кб, 1037x778 - просмотрено 2341 раз.)

*  (107.89 Кб, 1037x778 - просмотрено 2363 раз.)

*  (119.5 Кб, 1037x778 - просмотрено 2250 раз.)
« Последнее редактирование: 08 Августа 2008, 22:46:15 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #10 : 14 Августа 2008, 20:52:27 »

Успенский собор.

В самом Успенском соборе находится Рака с  мощами Святого Преподобного Максима Грека.

Преподобный Максим Грек (XV - XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители.

Перевёл на славянский язык толкование на Псалтирь, толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг, толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."

Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. К моменту общецерковного прославления в 1988 г., над могилой преподобного не оставалось никаких видимых следов.
24 июня 1996 г., после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
3 июля 1996 г. честные мощи преподобного были обретены и положены во временную раку, перенесенную затем в Свято-Духовскую церковь Лавры.

Помимо Святых мощей Преподобного Максима Грека в Успенском соборе находится Рака с мощами Святителя Иннокентия Митрополита Московского.

Так же в соборе находятся надгробные памятники над погребенными в нем: в северо-западном углу – королевой Марией Владимировной и ее дочерью, королевной Евдокией; по южной половине западной стены, или направо от входа, – архиепископом Рязанским Моисеем, архиепископом Московским Августином и митрополитом Московским Макарием.



*  (98.18 Кб, 778x584 - просмотрено 2271 раз.)

*  (88.29 Кб, 778x584 - просмотрено 2352 раз.)
« Последнее редактирование: 14 Августа 2008, 21:02:41 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #11 : 25 Августа 2008, 22:27:10 »

ЛАВРСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

       Колокольня, начало строительства которой было положено по повелению императрицы Анны Иоанновны, построена после ее смерти, при Елизавете Петровне, в 1741 году и окончена в первоначальном виде в 1756 году. Венчает колокольню своеобразный двойной купол, нижняя половина которого имеет форму большой ложчатой чаши, поставленной на подставе, а верхняя половина форму такой же малой чаши, опрокинутой вниз, возвышающейся из первой чаши, завершающейся крестом на яблоке. Под большой чашей купола на дугах пятого яруса поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов, с вензелевыми буквами императрицы Екатерины, при которой сооружен купол, и с императорскими коронами. Первоначально колокольня была  трехэтажной, с фонарем, или башенкой, наверху, но потом над ней были надстроены еще два этажа, и она получила нынешний вид.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры - самая высокая в России, ее высота - 88,5 метра. Строилась она по проекту Растрелли более тридцати лет и была закончена в 1770-х годах.



*  (114.98 Кб, 584x778 - просмотрено 2160 раз.)

*  (99.89 Кб, 778x584 - просмотрено 2171 раз.)

*  (99.44 Кб, 778x584 - просмотрено 2197 раз.)

*  (69.52 Кб, 584x778 - просмотрено 2221 раз.)

*  (240.7 Кб, 668x800 - просмотрено 2167 раз.)

*  (141.63 Кб, 478x800 - просмотрено 2273 раз.)
« Последнее редактирование: 25 Августа 2008, 22:58:26 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #12 : 27 Августа 2008, 22:31:37 »

Колокола Троице-Сергиевой Лавры.

18 июля 2002 года в Троице-Сергиевой Лавре были освящены, а 4 сентября того же года подняты на звонницу два новых огромных колокола - "Первенец" и "Благовестник", весом 27 и 35,5 тонн. Колокола отлили на заводе АМО ЗИЛ. "Первенец" и "Благовестник" заняли места "Корноухого" и "Годуновского", сброшенных и разбитых большевиками в конце 1929 - начале 1930 гг. К сентябрю 2002 года звонница Троице-Сергиевой Лавры насчитывала 23 колокола - почти вдвое меньше, чем до революции.

10 сентября 2003 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был отлит 72-тонный колокол для лаврской колокольни - замена утраченному "Царю". Колокол был поднят на колокольню 16 апреля 2004 года.

Высота восстановленного «Царь»-колокола - 4,55 метра, диаметр - 4,5. Колокол отлили из меди (80 процентов) и олова (20 процентов). Общая стоимость "Царь-колокола", составила более 100 млн. рублей. В неё вошёл весь комплекс работ по воссозданию колокола, в том числе его проектирование и доставка. Сама же отливка обошлась в 72 млн. рублей.

Бока колокола украшены ликами святых и текстами молитв. На поверхности его отображена история Лавры, шестнадцать фигур преподобных, имена которых тесно связаны с историей Лавры, а в центральной части - четыре наместника, патриархи Алексий I, Алексий II, Пимен и священноархимандрит Лавры Платон. На колоколе изображены и основные лаврские иконы.

Скульпторами был разработан сложный орнамент, и он также нанесен на колокол. Толщина рельефных изображений - до четырех сантиметров, то есть они сами по себе уже почти скульптура. Так что "Царь" - не только произведение колокололитейного искусства, но и своего рода документ, где запечатлены основные вехи развития Лавры.
Внизу колокола расположен текст, к котором указывается, что колокол отлит при Президенте РФ Владимире Путине и Святейшем Патриархе Алексии II, а также перечисляются благотворители, внесшие наибольший вклад в отливку этого колокола. По давней традиции указаны и те, кто принимал участие в технической организации, - скульпторы, литейщики.

Что бы привезти колокол в Лавру его  переместили с платформы, на которой его везли из Питера, на специальные сани с помощью крана. Это было сделано для того, чтобы колокол мог пройти в ворота монастыря. Кроме того, пришлось разобрать часть кирпичной кладки и угловые арки Успенских ворот. Дело в том, что диаметр колокола в самой широкой его части – 4,5 м, а ширина ворот – 4,1 метра. Затем колокол простоял ожидая подъёма у подножия колокольни почти три месяца - c 14 января по 16 апреля.

Церемония подъема «Царь-колокола» на звонницу Троице-Сергиевой лавры, заняла ровно час, «Царь» был благополучно поднят на второй ярус пятиярусной лаврской колокольни - самой высокой в России, на 18-метровую высоту. Подъем главного колокола сопровождался поочередным перезвоном всех остальных колоколов обители Святого Сергия, которые таким образом приветствовали возвращение своего старшего собрата. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил молебен, окропив колокол водой из местного святого источника. Затем священнослужители и насельники Троице-Сергиевой обители совершили крестный ход.

Впервые он зазвонил на Троицу 30 мая этого же года.
Его предшественник, согласно старинному Уставу, звонил только по великим христианским праздникам: на Рождество, Пасху, Троицу.





*  (50.75 Кб, 700x525 - просмотрено 2153 раз.)

*  (38.91 Кб, 450x600 - просмотрено 2165 раз.)

*  (66.36 Кб, 700x564 - просмотрено 2226 раз.)

*  (40.2 Кб, 512x384 - просмотрено 2241 раз.)
« Последнее редактирование: 27 Августа 2008, 22:42:34 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #13 : 05 Сентября 2008, 22:34:08 »

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой

(Трапезная церковь), была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви.

По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.

Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства.
В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной).


*  (107.66 Кб, 1037x778 - просмотрено 2135 раз.)

*  (175.76 Кб, 1037x778 - просмотрено 2244 раз.)

*  (147.32 Кб, 1037x778 - просмотрено 2203 раз.)

*  (193.53 Кб, 778x1037 - просмотрено 2156 раз.)

*  (107.64 Кб, 778x1037 - просмотрено 2233 раз.)
« Последнее редактирование: 05 Сентября 2008, 22:51:33 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #14 : 10 Сентября 2008, 23:59:26 »

ТРАПЕЗНЫЙ ХРАМ

В отличие от лаконичных и строгих древних соборов с почти гладкими белыми поверхностями стен, Трапезная, как цветистым ковром, покрыта узорами. Широко растесанные окна украшены нарядными фронтонами с затейливым лепным узором, которые опираются на белокаменные колонки с рельефным, ярко раскрашенным орнаментом; он перекликается с живописной виноградной лозой, обвивающей высокие колонны, разделяющие окна. При взгляде на все это великолепное узорочье на фоне стен, расписанных в "шахмат", вспоминаются роскошные облачения XVII в. из разноцветных парчовых и бархатных тканей, расшитых жемчугом и драгоценными камнями, в которых царское семейство и придворные входили в огромный светлый зал Трапезной. Это было самое просторное помещение в стране, перекрытое сводом без промежуточных опор (его площадь составляет 510 кв.м). В 70-е годы XVIII в. стены и своды Трапезной по приказу Екатерины II были расписаны мастерами под началом А.Н.Янковского. С тех пор живопись многократно поновлялась. Сейчас Трапезная не используется по своему первоначальному назначению: здесь проводятся службы. Поскольку примыкающая к ней церковь преподобного Сергия невелика по размерам, молящиеся располагаются в зале Трапезной. Иконостас церкви преподобного Сергия, перевезенный сюда в 1948 г. из московской церкви Николы "Большой крест", резной и золоченый, хорошо вписался в пышный интерьер церкви, украшенный позолоченной и посеребренной лепниной.

На втором этаже церкви хранилась монастырская библиотека, одно из самых больших собраний рукописных и печатных книг в стране, уже в середине XVII в. их здесь насчитывалось более шестисот.


*  (125.81 Кб, 778x1037 - просмотрено 2061 раз.)

*  (135.03 Кб, 778x1037 - просмотрено 2140 раз.)

*  (97.35 Кб, 1037x778 - просмотрено 2106 раз.)

*  (107.16 Кб, 1037x778 - просмотрено 2199 раз.)

*  (139.55 Кб, 778x1037 - просмотрено 2164 раз.)

*  (128.06 Кб, 1037x778 - просмотрено 2214 раз.)
Записан
Страниц: [1] 2 3 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Паломничества и путешествия в нашей стране ‹ Тема: ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines