Православный форум храма св. Василия Великого

Наша Вера и духовная жизнь => Обсуждение новостей и православных событий => Тема начата: Елена 03 от 02 Мая 2012, 16:53:59



Название: Церковь и искусство
Отправлено: Елена 03 от 02 Мая 2012, 16:53:59
Как-то задавала уже батюшке сей вопрос, но он ответил весьма уклончиво. Поэтому, друзья, давайте с вами пообсуждаем эту тему. Вот, к примеру, не знаю, как относиться к опере на Евангельскую тематику? Как относиться к типажу или образу Иисуса Христа, поющего длинную арию? Невольно возникает мысль: если сейчас создали оперу по Евангелию, рукоплещут, поздравляют режиссеров-постановщиков, то, не за горами, можно будет увидеть подобную постановку уже в балетном (то бишь танцевальном) исполнении. А почему НЕТ?! Ведь тоже ИСКУССТВО!  ???


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Алла от 02 Мая 2012, 17:03:01
В смысле, Jesus Christ Superstar?


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Николай Ф от 02 Мая 2012, 17:34:08
Ни к чему создавать такие оперы и, тем паче, балеты. Не та это тема.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Котик от 02 Мая 2012, 17:50:15
Ни к чему создавать такие оперы и, тем паче, балеты. Не та это тема.
Полностью согласна. Мир сходит с ума, как еще это можно расценивать?


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Ост-Остерн от 02 Мая 2012, 18:04:08
       У католиков приняты так называемые мистерии на темы Евангелия.Кто-то изображает Христа,кто-то Богородицу.От этого и пошло.Это их традиция.И то в 13 веке римский папа был против этих представлений.
 А вот так относиться к фильму "Страсти Христовы"?Некоторые говорят,что посмотрев этот фильм может уверовать во Христа,а тем кто уже уверовал-смотреть не обязательно.
 А ведь,посмотрев фильм,человек думает о Христе,а в его воображении возникает актёр в роли Христа.Это недопустимо.
 И до чего они дошли в своих мистериях и театрализации Евангелия?Современные карнавалы это их порождение тоже.Там, кажется ,уже ничего духовного и религиозного не осталось.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Ост-Остерн от 02 Мая 2012, 18:19:08
не за горами, можно будет увидеть подобную постановку уже в балетном (то бишь танцевальном) исполнении. А почему НЕТ?! Ведь тоже ИСКУССТВО!  ???
В России незадолго о революции ставился балет "Литургия". Известны костюмы к этому балету-их эскизы делали известные русские художники.Но мне кажется,его премьеры так и не было.Это относилось к кругу Дягилева.Кажется,заграницей они всё-таки эту постановку осуществили,не помню точно.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Алла от 02 Мая 2012, 19:02:47
Любовь к Богу - стало быть, результат деятельности ума? И к области чувств не должна иметь отношения? Спорно.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Капитошка от 02 Мая 2012, 19:06:33
не за горами, можно будет увидеть подобную постановку уже в балетном (то бишь танцевальном) исполнении. А почему НЕТ?! Ведь тоже ИСКУССТВО!  ???
В России незадолго о революции ставился балет "Литургия". Известны костюмы к этому балету-их эскизы делали известные русские художники.Но мне кажется,его премьеры так и не было.Это относилось к кругу Дягилева.Кажется,заграницей они всё-таки эту постановку осуществили,не помню точно.
Я читала об этом балете несостоявшемся. Меня возмутила эта попытка.


Весной в Швейцарии в Лозанне в антрепризе С. Дягилева хореограф Л. Мясин репетировал балет «Литургия» на духовную музыку. Спектакль состоял из серии хореографических картин, представляющих Благовещение, Вознесение, Воскресение и т. д., и предполагал включение интерлюдий русской духовной музыки. Над художественным оформлением работала Н. Гончарова, которая в своем творчестве неоднократно обращалась к библейским темам. Художница рассматривала костюмы к «Литургии» как единый цикл, каждая часть которого органически связана со всеми остальными. «Костюмы могут портить друг друга или улучшать. Один костюм может оказаться рядом с другим почти незамеченным. <… > Это можно сравнить с карточной игрой, где жесткие и сложные правила, но бесчисленное множество комбинаций». Балет не был осуществлен, так как С. Дягилев рассчитывал, что музыку к нему напишет И. Стравинский, но композитор отказался участвовать в театральном представлении, в основе которого лежит текст Священного Писания.
Взято здесь http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1526/


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Алла от 02 Мая 2012, 19:15:21
Постараюсь прочитать, спасиБО.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Котик от 02 Мая 2012, 19:26:45
Мне эта книга тоже понравилась. Много глубоких мыслей, на мой взгляд.
Не понимаю, почему такой страх перед книгами о. Рафаила Карелина? Если есть там что-то, с чем можно поспорить, так это же нормально: автор ведь человек, и книга не претендует на звание священной и неоспоримой.
А хорошего в них много, есть над чем подумать.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Алла от 02 Мая 2012, 19:28:28
Вообще к чтению я очень осторожно подхожу. Лучше с батюшкой советоваться, если есть сомнения в духовной пользе какого-либо чтения.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: *Ирина* от 02 Мая 2012, 19:32:16
Я эту книгу читала,она у меня есть.Мне многое в ней понравилось.
Покупала в магазине Лавры.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Ост-Остерн от 02 Мая 2012, 19:47:18
Всю неделю интернет плохо работает.Сначала думала из-за грозы,потом из-за ветра,не знаю уж что с ним такое.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: ВераН от 03 Мая 2012, 08:55:28
Мне эта книга тоже понравилась. Много глубоких мыслей, на мой взгляд.
Не понимаю, почему такой страх перед книгами о. Рафаила Карелина?
У меня лично страха нет, но есть осторожность, книги этого автора читала, и какое - то время находилась под его духовным влиянием.
Думаю, сейчас люди очень слабы и несут много скорбей, поэтому больше нуждаются в утешении, а не в обличении, и   
 потому дух отца Рафаила многих устрашает.

Священномученик Сергий Мечев (сын праведного Алексия Московского (Мечева))
говорил, что в православии по отношению к ближнему есть два пути: путь обличения Исаака Сирина и путь милости Пимена Великого.

Слова этих подвижников о любви к ближнему:

Прп. Пимен Великий

Пришли некоторые старцы к авве Пимену и сказали ему: "Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтобы он не дремал на бдении?" Он сказал им: "Что касается меня, то я, если увижу брата дремлющим, положу голову его на колени мои и успокою его". Преподобный Пимен Великий (82, 333).

Брат спросил авву Пимена: "Если я увижу согрешения брата моего, полезно ли скрыть это согрешение?" Старец сказал ему: "Когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения, когда же мы обнаружим согрешения брата, тогда и Бог откроет согрешения наши".
 
Прп. Ефрем Сирин.
Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в День Гнева. Преподобный Ефрем Сирин (25, 205).

Когда ты увидишь, что брат твой гибнет, не переставай увещевать его. И хотя бы он поносил тебя, хотя бы оскорблял, хотя бы грозил стать врагом твоим или угрожал чем бы то ни было другим, все перенеси мужественно, чтобы достигнуть его спасения. Если он станет врагом тебе, то Бог будет тебе другом и вознаградит в день Последнего Суда великими благами. Великое добро - сострадать бедным, но нет другого такого, как освобождать от заблуждения, потому что нет ничего равноценного душе, даже мир весь не стоит ее (46, 25).

Когда нужно исправить брата, не отказывайся, хотя бы пришлось пожертвовать жизнью. Владыка наш умер за нас, а ты не хочешь и слова произнести во спасение брата? Какое ты будешь иметь прощение, какое представишь извинение? Как ты Дерзнешь предстать перед судилищем Христовым, если равнодушно взирал на гибель души... если видел брата своего, влекомого... диаволом к гибели, и не желал подать даже совета, чтобы отнять его у этого жестокого зверя? (46, 522).


 Конечно, преподобные отцы не являются антогонистами по отношению к друг другу, они противоположны лишь во внешнем выражении ЛЮБВИ к погибающему грешнику.

 Сам священномученик Сергий избрал для себя путь Пимена Великого. На мой взгляд, большинство из нас хочет плача о себе, сострадания к своим немощам. А ревностные обличители часто поступают не по разуму и обличают не ради любви и страха за погибающую душу ближнего, а по гордости, и наносят душам близким долго незаживающие раны.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Мая 2012, 09:58:53
Милости хочу,а не жертвы.
 Постоянные обличения и запугивания меня приводят в уныние.Хотя раньше мне нравилось такое.А теперь люблю другое.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Алла от 03 Мая 2012, 09:59:49
Надежда, большое тебе спасиБО за цитаты и мысли. Задумалась. ::) :)
По сути, они оба говорят об одном и том же - о любви к ближнему.
По поводу обличения, если следовать наставлениям прп Ефрема Сирина... Не знаю, найдется ли человек, считающий себя вправе обличать ближнего. Понятно, когда это делает священник, духовник, духовный наставник. Но мы...
Как сказать человеку "Прости, но ты не прав в том-то и том-то, и тебе следовало бы рассказать об этом на исповеди"? Если мы говорим с человеком, понимающим, что к чему - так, скорее всего, он и без наших советов и наставлений это сделает. А если человек слеп, то мы только в еще больший грех введем и его, и себя. И кто такой (-ая) "я" - "от них же первый есмь аз".


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Елена 03 от 03 Мая 2012, 12:37:28
Один иеромонах меня наставил в том, что нужно жить,все же, по разуму, то есть рассуждение ставится святыми отцами выше послушания, и, соответственно, поста и молитвы, но, конечно, не заменяет их. Практически каждый из святых отцов оставил после себя наставления и поучения. Мы обязательно должны к ним прислушиваться и относиться весьма уважительно, но поступать должны с рассуждением : если одному подходит то, что советует старец, то другому, в противовес, это совершенно не приемлемо. Как-то так.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Котик от 03 Мая 2012, 12:50:06
Милости хочу,а не жертвы.
 Постоянные обличения и запугивания меня приводят в уныние.Хотя раньше мне нравилось такое.А теперь люблю другое.
Милости по отношению к ближнему, наверное, а не к себе?
К себе построже надо быть, милостивы мы к себе и так слишком часто бываем, многое разрешаем себе, многое оправдываем. Поэтому строгие слова о. Рафаила отрезвляюще действуют. Но если уныние накатило, тут уж точно лучше что-то другое почитать  ;)
А вообще-то мне кажется, всему есть свое время. Где-то я встречала такой совет: видишь, что душа возносится и теряет покаянное чувство, читай строгих авторов, вспоминай о грехах своих; а если начал унывать, вспоминай о милости Божией, ищи повод к радости. Так, соблюдая "равновесие", и будешь идти ровненько.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Елена 03 от 03 Мая 2012, 13:29:45
Несколько ушли от заданной темы.. Давайте еще вот о чем поговорим: каково ваше отношение к такому современному творчеству, как размещение икон на переливчатых картинах до нескольких изображений одновременно? Вроде красиво, но в то же время, несет чем-то кощунствующим. Ведь ни помолиться, ни, тем паче, освятить! Или еще вот появились коврики с изображением икон. . И как к этому относиться? ???


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Котик от 03 Мая 2012, 14:19:55
Все подобное лучше обходить стороной. Тем более что к искусству это не имеет никакого отношения. Какая эстетика в таких картинках? Просто ширпотреб, да еще с претензией на религиозность. Покупать уж точно не стоит.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Елена 03 от 03 Мая 2012, 16:27:17
Однозначно! Но к большому сожалению именно эта ерунда все больше внедряется в нашу с вами жизнь. Я еще думаю о том, что какое счастье, что Церковь не признает абстракционизм, который сейчас во многом проявляется. Иначе трудно будет представить себя, с умилением стоящую и молящуюся в храме..


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Елена 03 от 04 Мая 2012, 10:50:22
Конкретно тупит интернет. Уже написала длинное письмо, но не смогла отправить. Ладно. Еще раз попытаюсь...В 1997 году у нас в Осакоровке сгорел храм. Страшно. Очень. И жалко. Ведь какой намоленный был! Наш почивший батюшка о.Андрей Хмелевский сам строил. Какой благостный был батюшка! Очень почитал нашу храмовую икону Казанской Божией Матери. Кстати, в прошлом был коммунистом, в войну - летчиком-истребителем. Был подбит, серьезно ранен в ногу, которую непременно нужно было отрезать. Дал обет Богу, что, если сохранит ему жизнь и ногу - оставшуюся жизнь посвятит Богу, что и исполнил. Умер на Престольный праздник 21 июля 1982г. ... И все же не об этом сейчас речь.. В том, нашем таком родном, храме по обе стороны от праздничного аналоя стояли две, писанные схимонахиней Агнией (одной из келейниц прославленного старца Севастиана Карагандинского) иконы: справа был Спаситель, с благословляющей десницей, слева - Казанская икона Матери Божией со Спасителем на руках. Дивные образа!Какие лики! А глаза! Какие глаза были у Спасителя! Живые!.. Пока писались сии иконы, мать Агния , по словам очевидцев, постоянно пребывала на молитве, почти не разговаривая ни с кем, плюс строгий пост: по одной просфоре и немного святой воды в день. Не удивительно, что после сего подвига выходили поистине шедевры.. А сейчас может еще в монастырях и придерживаются старинных устоев, но, чтобы другие "иконописцы" пользовались сим правилом - сомнительно. Чаще всего присутствует "народный устный фольклор". Вот именно это и безпокоит.


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Ост-Остерн от 05 Мая 2012, 21:05:10
Главное-любовь!Она покрывает множество грехов!"Всё у вас да будет с любовью!"


Название: Re: Церковь и искусство
Отправлено: Елена 03 от 12 Сентября 2012, 17:01:13
Архитектура храмов:
http://www.nsad.ru/index.php?issue=90&section=10031&article=1977