Название: Виды уныния и борьба с ними Отправлено: Ост-Остерн от 22 Марта 2013, 22:11:27 Уныние проистекает от разных причин, и прежде всего от телесных недугов наших.
В этом случае уныние подавляется духовным одушевлением, духовными интересами: дух убо бодр, плоть же немощна (Мф.26:41), говорит Слово Божие. Святой апостол Павел имел телесный недуг: дадеся ми пакостник плоти, — говорит он, — ...да ми пакости деет (2 Кор.12:7). Святитель Иоанн Златоуст подразумевает под пакостником плоти сильную головную боль, которою будто бы страдал святой апостол. Однако тот же апостол Павел свидетельствует: егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор.12:10). И это потому, что он весь был охвачен служением Господу Иисусу. Телесные наши недуги и проистекающее от них уныние может быть препобеждаемо только укрепляющею благодатию Божиею. Далее, уныние бывает у нас от оскудения сил душевных, от потери веры, от нравственных падений, от нашей греховности. Тут совет такой: чем ушибся, тем и лечись: неверие, нравственное падение довели тебя до уныния — замени неверие крепкою верою в Господа, а свою дурную жизнь исправь на добрую. Обновись нравственно, воспрянь духом, возродись духовно, покайся и приими Святые Тайны Христовы — и ты уничтожишь в себе уныние. Ко второму роду уныния можно отнести и тот случай, когда оно проистекает от скорбей, невзгод и несчастий. Тут также можно усматривать недостаток веры в Господа и Его Промысл и излишнюю привязанность к земному. Есть еще особый род уныния, которое поражает людей, расстроенных плотскими грехами. Здесь уныние бывает, с одной стороны, на почве болезненного состояния, телесной слабости, а с другой — от духовного малодушия, душевной пустоты. Исцеляющим средством от этого уныния может быть отчасти физическое укрепление организма. Указанный род уныния весьма упорен. Здесь уныние может переходить как бы в постоянное настроение, и это, по всей вероятности, потому, что причины, вызывающие его, производят расстройство всей нашей психической стороны, притупляют память, ослабляют волю. И вот много нужно молиться тем людям, которые страдают этого рода унынием; им нужно привлечь к себе всеисцеляющую благодать Божию, единственно могущую сотворить над ними чудо восстановления всех их душевных и физических сил. Далее, уныние бывает как испытание на пути нашего шествия ко Господу; в духовной жизни такого рода уныние — нередко. Здесь, как объясняют святые отцы-подвижники, благодать Божия скрывается на время с воспитательною целию, чтобы приучить человека самостоятельно укреплять духовные силы, а вместе с этим заставить его сильнее, пламеннее искать, любить Господа, с Которым только бывает легко и отрадно. Этот род уныния побеждается духовным нашим деланием, внутренним борением. Надо бороться с унынием, отгонять его от себя, не поддаваться ему, надо молиться Господу, хотя бы пришлось это делать с принуждением, ибо унынием отшибает всякую охоту молиться; надо просить, дабы Сам Господь отогнал, удалил от нас уныние: «...уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы» (Молитва 4-я на сон грядущим). Уныние указанного рода бывает с людьми, не утвержденными в духовной жизни. Но вот им поражаются и люди, прославленные духовным опытом, и это — когда их охватит, чего не дай Бог никому, дух самомнения и духовной гордости. Уныние здесь является уже не испытанием, а скорее наказанием Божиим, и часто это уныние оканчивается тяжелыми последствиями: полным отпадением от Господа, отчаянием, а то и самоубийством. Нельзя, однако, не видеть, что во всех родах уныния врач наш — Господь, и это понятно, ибо Господь наше утешение, наше радование, наша отрада и успокоение! Епископ Арсений (Жадановский) http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary2.html Название: Re: Виды уныния и борьба с ними Отправлено: Olga N. от 23 Марта 2013, 14:16:29 Добрый вам день, братия и сестры!
Книга есть "Помоги, Господи, не унывать". Перечитываю сейчас. Название: Re: Виды уныния и борьба с ними Отправлено: Olga N. от 23 Марта 2013, 14:20:28 "Иисусе мой прелюбезный..."
СВ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, Едина в скорбех утеха, моя радосте. Рцы души моей: твое есмь Аз спасение, Очищение грехов и в рай вселение. Мне же Тебе, Богу, благо прилеплятися, От Тебе милосердия надеятися. Никто же мне в моих бедах, грешному, поможет, Аще не Ты, о всеблагий Иисусе Боже! Хотение мне едино с Тобою быти. Даждь ми Тебе, Христа, в сердце всегда имети. Изволь во мне обитати, благ мне являйся, Мною грешным, недостойным не возгнушайся. Изчезе в болезни живот без Тебе, Бога, Ты мне крепость и здравие, Ты слава многа. Радуюся аз о Тебе и веселюся, И Тобою во вся веки, Боже, хвалюся. < 1675-1681 > |