Православный форум храма св. Василия Великого

Искусство => Литературная страница => Тема начата: Алла от 06 Октября 2014, 14:20:12



Название: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 06 Октября 2014, 14:20:12
Глава 17. ВОПРОС
(http://blogs.technet.com/cfs-file.ashx/__key/CommunityServer-Blogs-Components-WeblogFiles/00-00-00-61-85-metablogapi/2335.clip_5F00_image003_5B00_4_5D005F00_thumb.jpg)

  С первого мгновенья нашего существования и до последнего вздоха, отлетающего от нас, вся наша жизнь – один нескончаемый вопрос. Мы вопрошаем, взывая, умоляя, рыдая, наблюдая, сравнивая, в стихах и песне, в любви и ненависти, стучась в дверь и глядя на часы, просыпаясь и засыпая. Спрашиваем в минуты сомнений, молитвы и веры. И наш последний вздох, по сути, - наш последний вопрос к природе и Богу.

   Так что искусство жить есть в то же время и искусство задать вопрос. И если бы знали мы, как правильно его задать, многое в нашей жизни происходило бы по-другому… Так что учите, люди, своих детей умению правильно ставить вопросы!..
Вопрос – это нечто куда более глубокое и значимое, чем просто «вопросительный знак» - это зачастую поверхностное, безразличное краснобайство: справляются о нашем здоровье, времяпровождении, вкусах, мнениях без всякого интереса к тому; и как смешны бывают простецы, пытающиеся давать на всё это пространные ответы… Ведь в вопросительном тоне не всегда содержится вопрос. Существуют на свете такие скромники, которые выражают свое мнение исключительно в вопросительной тональности: «не правда ли?..» Но есть и деспотические натуры, в вопросах которых чувствуется жесткий подтекст, априори подготавливающий уступку с другой стороны. Есть риторические вопросы, в которых ответ подразумевается сам собой; есть и наводящие вопросы, в которых ответ как бы подыскивается… Всё это – голые «вопросительные знаки», за которыми не чувствуется глубокого, священного естества истинного вопроса.


   Истинный вопрос требует ответа. Он рождается из внутренней неполноценности нашей сущности, которой чего-то не хватает и которая как бы протягивает руку за тем, что упущено, чего недостает. В истинном вопросе заложена потребность, голод или жажда, а может быть, страдание или изнеможение. В нем – брешь, которую необходимо заполнить. В нем – слабость, ищущая силы и подкрепления; в нем – неуверенность, незнание, дефицит воображения, достоверности и мощи. Поэтому в каждом зове, в каждой просьбе, в каждом изыскании слышится вопрос; поэтому так часто слышится вопрос в мелодии, которую несут в себе намерения и желания человека; поэтому так деликатно вопрошает любовь и так категорично – ненависть; просыпаясь, мы спрашиваем начинающий свое движение день: «Что ты готовишь мне?», а засыпая, спрашиваем святую мудрость поглощающей нас ночи: «Придет ли утешение хоть во сне?..» Жить – значит спрашивать. Мы спрашиваем от несчастья, мы вопрошаем о счастье; от немощи вопрошаем о здоровье, от мрака – о свете, от сомнений – об очевидности, от страха – о защите. Мы спрашиваем, потому что дальше без ответа жить не можем. Так что истинный вопрос – это борьба, зов и просьба.
Попытаемся провести грань между глупым и умным, верным и неверным, зрелым и незрелым вопросом.


   Глупый вопрос, из-за хаоса в душах, задается обычно наобум и остается ни с чем, так как не знает, чего ему недостает, и только ясновидец способен ему помочь, прозрев подоплеку его и вызволив его из хаоса. Умный вопрос, наоборот, исходит из внутренне упорядоченного строя и подобен световому лучу прожектора, который знает наверняка, что ему надобно в темных тучах.
Неверный вопрос проистекает из такой же души и не заслуживает ответа, потому что он сам по себе – ничто. Верный вопрос рождается в муках, он исходит от людей, которые знают, что такое «духовное убожество», вполне ответственно способны поставить вопрос и понимать всю серьезность его. Такие вопросы заслуживают любовного рассмотрения и совета.


   Незрелый вопрос всё еще дремлет в душе или едва-едва пробудился; сонно и вяло бродит он в сумерках душевных покоев, избегая опасности попасть в никуда. Зрелый вопрос, напротив, бодр и здоров; он требует, он настаивает, он полыхает; он – словно священное пламя, он дышит мощью и отвагой и не успокоится до тех пор, пока не услышит ответа.

   Чем значительнее человек, чем большей творческой силой он обладает, тем умнее, вернее, достовернее, звучит его вопрос; тем весомее его вопросы в целом и тем быстрее находят они отклик. И так везде: среди людей, в природе, в мире божественных сущностей. Гениальный человек как бы держит в своих руках надежные ключи от всех дверей и всех ворот. Если он ставит вопросы своим ближним, они звучат как разъяснение, подсказка, призыв. Если он ставит вопросы природе, его наблюдения и опыты напоминают повеление Али-Бабы: «Сезам, откройся!», как будто природа только этого и ждала и теперь вот с покорной радостью идет в его подчинение. А если он своими пламенными «вопросами» взывает к всевышнему, молитва его, словно огненный столп, простирается над его головой и приносит ему желанный ответ в образе огненных языков, изливающих на него и свет, и свою благодать.
Истинный вопрос, таким образом, проистекает из нищеты духа, явного смирения, сжигающей жажды, а потому уже в самом себе несет благословенность. Потому что вопрос дан человеку как святое право и является выражением его достоинства и свободы. Человек призван к вопросу, и только ему одному дано задавать истинные вопросы.

   Смутным томлением, неслышным зовом, беспомощным усилием дышит вопрос, обращенный к природе: священным молчанием вопрошают горы; запахами и красками вопрошают цветы; вопрошающе горят светлячки в траве; смиренно луна вопрошает солнце; вопрошающе глядят на нас животные, обнюхивая друг друга. Но преимуществом правильно, истинно поставить вопрос обладает только человек. И этим своим преимуществом он обязан исключительно милости Божией.
А потому вопрошай, человек, - из нищеты духовной, из смирения, жажды познания и дерзновений. Рискни постучаться в священной тиши – и тебе откроется.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 07 Октября 2014, 20:32:23
Аллочка, спасиБо тебе за сию тему!
Пока не могу сказать: насколько она для меня интересна или нет, но отклик уже нашла в моей душе.

Я по жизни всегда была и есть очень любознательна( не надо путать с любопытством). Всегда любила задавать вопросы. По всей вероятности они носили различный характер. Но такова моя натура: хочу знать не все, конечно, но хотя бы то, что лично меня интересует.

Помню, как имела глупость задать нашему, почившему уже, священнику, на уроке воскресной школы, вопрос о написании икон: почему на них вместе со святыми изображаются и прочие люди, как, например, Иуда на Тайной Вечере?..
 Ведь знала ответ, а вот, искушала, как тот евангельский персонаж, вопрошавший к Учителю о Заповедях Божиих.

Автор сей главы слишком критичен и многоглаголен. Все это, на мой взгляд (простолюдинки), можно было сказать куда проще и лаконичнее.

Простите мне моё мнение.

Поскольку это 17 глава, значит, существуют еще и предыдущие и, наверняка, последующие? Возможно, в них есть материал более интересен?


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Октября 2014, 20:40:29
Это очень важные слова - о вопрошании. Ильин пустое не пишет.
По сути, наше общение с Небесами через молитву и есть вопрошание.
А потому вопрошай, человек, - из нищеты духовной, из смирения, жажды познания и дерзновений. Рискни постучаться в священной тиши – и тебе откроется.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 07 Октября 2014, 20:46:09
Я наверное покажусь глупой- но для меня Иван Ильин очень сложен, я вроде читаю, но осмылить не могу, трудно.Сразу чувствуется разница в интеллекте, всё таки Ильин не для всех, мне так кажется.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ост-Остерн от 07 Октября 2014, 20:48:20
У него есть красивые вещи.Почти как японские стихи древней поэтессы.Очень красивые.Найду тот том-напишу что-нибудь оттуда.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Октября 2014, 20:51:51
А я больше философию люблю, но Ильин и в философии необыкновенно поэтичен. Ильин глубок, его нельзя читать, торопясь.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 07 Октября 2014, 20:55:44
Я ж  и говорю- Ильина, как и Шнитке вкусить нужно, но всё-ж не для всех. Наверное , философия сродни хорошей музыке- не каждый услышит, только тонкий музыкальный слух и острота ума, я серьёзно.А у кого есть отсутствие  хотя-бы чего-то одого, тому трудно услышать эту красоту слов , или мелодии.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ост-Остерн от 07 Октября 2014, 20:57:12
Временами разные интересы бывают.Даже не знаешь что завтра может понравиться или разонравиться.Это у меня так.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 07 Октября 2014, 21:01:57
Алла, спасибо. Добралась и я до чтения. Каков слог. 2 раза перечитала.  Буду искать книгу... Очень заинтересовала. Интересное размышление о вопросе.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Людмила S. от 07 Октября 2014, 21:03:10
А я всегда прислушиваюсь к мнениям, ставлю себе заметочку и потом читаю. Через несколько лет. Только тогда могу составить свое мнение.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ост-Остерн от 07 Октября 2014, 21:06:12
Кстати,Ильину "Лето Господне"посвящено.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Октября 2014, 21:06:22
Наташа! СпасиБО тебе, ура! :D
Книжку найти невозможно. Два года искала. Тираж 3100 экз. Всего. Мне подруга подарила. По мере возможности буду набирать еще текст.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 07 Октября 2014, 21:10:25
А я всегда прислушиваюсь к мнениям, ставлю себе заметочку и потом читаю. Через несколько лет. Только тогда могу составить свое мнение.

Людочка, я , пока и не имею мнения, как такового, но что-то меня "зацепило", от этого и возник интерес...
Аллочка, спасибо тебе за труд. Буду с нетерпением ждать продолжения...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 07 Октября 2014, 21:20:57
Временами разные интересы бывают.Даже не знаешь что завтра может понравиться или разонравиться.Это у меня так.
В этом мы с тобой похожи. У меня бывает, что при прослушке или прочтении первый раз остаюсь равнодушной или даже вовсе не понравилось, а во второй и последующие разы могу восторг испытать.
Наверно что-то с головой происходит  :-\


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Людмила S. от 07 Октября 2014, 21:21:59
А я на слух не воспринимаю(((.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 07 Октября 2014, 21:51:17
 Алла, спасиБо! Люблю Ильина. Я  читала у него вот что: О грядущей России (http://www.golden-ship.ru/load/i/ilin_i_a/o_grjadushhej_rossii_ilin_i_a/353-1-0-1090)
 Многое поразило. Глубина мысли, патриотизм, вера.  Мегамозг...

Ильин Иван Александрович (http://www.golden-ship.ru/load/i/ilin_i_a/353)
 Поющее сердце. Книга тихих созерцаний (http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/pojushhee-serdtse-kniga-tikhikh-sozertsanij.shtml)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Октября 2014, 21:55:38
СпасиБО, Ксюша. Остальные книги издаются и в электронном виде есть. Почему именно "Книга надежд и утешений" таким микроскопическим тиражом выходит, почему нет электронной версии - загадка.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 07 Октября 2014, 22:11:53
..."Демонизм"   и  "сатанизм"  не  одно   и  то  же.  Демонизм  есть  дело человеческое,  сатанизм  есть  дело  духовной  бездны.  Демонический человек предается своим дурным  страстям  и может  еще  покаяться  и обратиться;  но человек, в которого, по слову Евангелия, "вошел  сатана", -- одержим чуждой, внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом...  

...Сатанические люди узнаются  по  глазам, по улыбке, по голосу, по словам и по делам. Мы, русские, видели их въяве и вживе;  мы знаем, кто они и откуда. Но иностранцы и  доселе не разумеют этого явления и не хотят понять его, потому что оно несет им суд и осуждение...  

О грядущей России (http://www.golden-ship.ru/load/i/ilin_i_a/o_grjadushhej_rossii_ilin_i_a/353-1-0-1090)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ольга ) от 07 Октября 2014, 22:21:41
Интересная тема. Алла, Ксюша,  спасибо.


Несколько дней назад у меня произошла встреча с наркоманом. Поздно вечером. Потом, уже мне объяснили, что он был под воздействием наркотиков. Это что то невероятно страшное. Глаза. Они не человеческие. Запросто может убить.

Сейчас прочитала, выделенное , Ксюшей, навеяло...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 07 Октября 2014, 22:28:27
 Алла, я кажется малость пооффтопила, каюсь, тема то о конкретной книге. Это я к тому дала цитату и ссылки, что Ильин очень интересен и глубок.  Может убрать?


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ольга ) от 07 Октября 2014, 22:34:21
Пока Алла, отвлеклась, посмею, успокоить, сестру Ксюшу. ;) :)
В данной теме отрылся интересный писатель-философ, и ты помогла его больше открыть. Думаю, Аллочка согласится. Не убирай, хорошие ссылки.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 07 Октября 2014, 22:35:42
 :-* :) Спаси Господи, Оля!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ост-Остерн от 07 Октября 2014, 22:35:58
И я сюда цитаты привнесу,если найду книгу.Ильин интересен!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Октября 2014, 22:38:48
Не надо ничего убирать. Наоборот, хорошо, если будет. Только я, если буду продолжать знакомить вас с этой книгой, буду печатать жирным шрифтом и выделять абзацы цветом для удобства чтения. Так будет выделена собственно сама книга. А обсуждать очень было бы хорошо. СпасиБО, что откликнулись.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ольга ) от 07 Октября 2014, 22:40:06
И я сюда цитаты привнесу,если найду книгу.Ильин интересен!
Да!

И если, кто наоффтопил, то это только, я. :-[ :-\ Простите.
Просто, читая значение  "демонизм", словами Ильина, перед глазами явно предстал наркоман. Человек, одержимый.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Октября 2014, 22:44:23
Не оффтоп. Всё в тему. :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 07 Октября 2014, 22:45:49
 Ильин заставляет думать, анализировать. Интересный стиль изложения мысли у него. Все по полочкам разложит, докажет, приведёт пример. Глубоко копает. Задумываясь над тем или иным вопросов, действительно думаешь, а для чего ты его задаешь?- Что бы что-то понять, блеснуть эрудицией или так от скуки. Так и в поступках. А ведь при глубоком анализе своих мыслей и поступков многое открывается, что-то начинаешь видеть внутри себя и вокруг.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Октября 2014, 22:53:59
Следующая глава называется Ответ. Но она большая. Может быть, сокращу, если возможно.
А вообще, если сложность вызывает чтение, пожалуй, наберу завтра Предисловие. В нем важные вещи сказаны. Получится не по порядку, но так уж получилось, это не страшно.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ольга ) от 07 Октября 2014, 22:55:16
А ведь при глубоком анализе своих мыслей и поступков многое открывается, что-то начинаешь видеть внутри себя и вокруг.

Именно так. И уже недостатки других тебе не видятся, по сравнению с видением правды о себе.

Теперь будем ждать продолжения. И то, что шрифт выделен разными цветами, очень удобно читать.
Спасибо!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 07 Октября 2014, 23:02:04
А ведь при глубоком анализе своих мыслей и поступков многое открывается, что-то начинаешь видеть внутри себя и вокруг.

Именно так. И уже недостатки других тебе не видятся, по сравнению с видением правды о себе.

Точно, Оля! Правда о себе, не дает судить о других. Глядишь и смирение стяжаем с Божьей помощью. ::) :-* :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 08 Октября 2014, 04:56:42
Ильин заставляет думать, анализировать. Интересный стиль изложения мысли у него. Все по полочкам разложит, докажет, приведёт пример. Глубоко копает. Задумываясь над тем или иным вопросов, действительно думаешь, а для чего ты его задаешь?- Что бы что-то понять, блеснуть эрудицией или так от скуки. Так и в поступках. А ведь при глубоком анализе своих мыслей и поступков многое открывается, что-то начинаешь видеть внутри себя и вокруг.

Ксюша, ты выразила мои мысли. Я их не смогла собрать в логическую цепочку, ты сделала это прекрасно. Именно это и крутилось в моей голове...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 08 Октября 2014, 09:17:47
ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке
(http://img.board.com.ua/a/1042728055/wm/0-registratsiya-obschestvennyih-organizatsij.jpg)

   Навстречу духовному обновлению идет современный мир. Но одни, должно быть, еще не видят этого, потому что непомерно велик трагизм эпохи, который поглощает все их силы; другие, возможно, и почувствовали необходимость обновления, но не видят пока надежного пути и не знают, куда податься. Однако обновление неизбежно начнется, начнется как бы само собой и начнется тогда, когда прежние источники исчерпают себя, когда человеческие страдания станут невыносимыми.

  Вот почему столь важно для нас предвосхитить ход событий и уразуметь, что делать. Ведь недостойно человека плыть по воле рока: важно предугадать свою судьбу и заняться ее совершенствованием. Каких только испытаний, смут и бед не посылает Всевышний на человека, чтобы тот одумался, пришел в себя, вспомнил о том, что он свободный созидатель, открыл в себе глубинные духовные пласты и уже оттуда, изнутри, начал свое обновление – вольно, дерзновенно и настойчиво.

   Поразмыслим прежде всего над тем, что мы утратили. Человечество попыталось создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести, и вот налицо несостоятельность ее и распад. Люди не захотели больше веровать, потому что убедили себя, что вера есть «противоразумное», «ненаучное» и «реакционное». Отреклись они от сердца, потому что сердце показалось им помехой для инстинктов, «глупым», сентиментальным, лишающим человека деловитости, в то время как «умный» человек жаждет оставаться эгоистом и «дельцом». Отринули люди и созерцание, потому что их холодный ум отметает «беспочвенную фантазию», считая «прозу» самым важным в жизни. Вытеснили они из себя и совесть, потому что ее живые увещевания не укладываются в контекст трезвой оборотистости. А за всем этим скрывается ложный стыд предстать бедным и незаметным, прослыть ребячливым и смешным – неудовлетворенное честолюбие и страх перед «общественным мнением».

  Этот ложный стыд будет преодолен великими страданиями эпохи, ибо страдания есть истинная реальность, есть «бытие», реальное настолько, что человек забывает о своем желании «казаться» или «прослыть». Но это означает, что ему еще долго придется терпеть и, может быть даже в неизведанных им прежде формах гнета и унижения, и терпеть до тех пор, пока не угаснет в нем всё кажущееся, условное и мертвое и пока не вырвется наружу победоносно исток внутренней реальности и творческой силы. Человек должен снова почувствовать настоятельную необходимость в подлинной реальности, субстанции бытия и жизни. Только тогда взыграет в нем душа, только тогда он свободно и решительно предастся сердечному созерцанию и, обретя при этом Бога, примирится со своей совестью и начнет творить новую культуру – новую веру, новую науку, новое искусство, новое право и новую социальность.

   Когда именно начнется это осмысление и когда наступит этот творческий прорыв, предсказать трудно. Но мы должны уже теперь всевозможными способами и со всевозможных точек зрения попытаться установить правильный диагноз современного духовного кризиса и нащупать верные пути обновления.
   К этому особенно призвана философия как любовь к мудрости, как созидательная потребность в Божественных содержаниях, как воля к очевидности в делах сопредельных и предельных; и философия поступит правильно, если посвятит себя этой задаче.
   Тогда она прежде всего узрит духовные раны современной культуры и, начав исследование причин осквернения жизненных святынь, заглянет в бездны зла.


  Вслед за тем ей придется установить духовный диагноз нашего кризиса, дабы показать, до какой степени современное человечество переоценивает чувственную жизнь, как оно вызывает к жизни бессердечную культуру и погружается в хаос земного мрака.

   Направив свой взор на пути духовного обновления, философии придется обратиться прежде всего к проблеме воспитания, чтобы указать на его важнейшие, упущенные современной эпохой задачи, а именно: будить духовное уже в детском инстинкте, укреплять в человеке собственную предметную силу суждения, волю к духовной цельности.

   Надо дать верную оценку тяготам земного существования, которые мы на себе несем, и в социальном плане найти естественные и праведные пути облегчения их.

   Чрезвычайно важно осмыслить и проникнуть в суть творческой жизни людей. Это – грандиозная задача грядущих поколений. Структуру культурного акта надо обновить до самой глубины и  из самой глубины, и притом во всех сферах деятельности, во всех областях духа.


   А чтобы достигнуть этого, человек должен снова встать на путь первооснов жизни: научиться заново ценить свободу, дать расцвести в себе добру, проникнуться дарящим силу смирением, склониться пред Божией тайной мира, отдаться случайному созерцанию, научиться радости благодарения и таким образом в истинной религиозности обрести первоисточник жизни.

   А то, что он затем будет излучать в мир, освятит всю его жизнь и выведет культуру навстречу истинному Христианству.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Котик от 08 Октября 2014, 13:43:12
Алла, спасибо огромное за твой труд для нас!

Ильин - чудо. Мне он открылся не сразу. Сначала я его пробовала прослушать в аудиоварианте. Не пошло, все показалось "не моим". А когда добралась до печатного Ильина - все, он меня покорил  :)

Про вопросы так хорошо написано! Я сама об этом задумывалась в юные годы. Тогда я поняла, что на многие вопросы мы получим ответ только после этой жизни.

Прошло много времени. Не знаю, права ли я тогда была. В Евангелии Христос обещал, что после сошествия Святого Духа на апостолов они уже не будут Его ни о чем спрашивать. Уже не будет нужды в вопрошании...

Так что вопрос о вопросах для меня еще открыт  :)

А про нового человека я не согласна с Ильиным (в силу своего скептицизма). Если говорить об отдельном человеке - да, такое превращение возможно. А в целом у человечества - сомневаюсь. Хотя кто знает...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 08 Октября 2014, 13:51:07
Ильин заставляет думать, анализировать. Интересный стиль изложения мысли у него. Все по полочкам разложит, докажет, приведёт пример. Глубоко копает. Задумываясь над тем или иным вопросов, действительно думаешь, а для чего ты его задаешь?- Что бы что-то понять, блеснуть эрудицией или так от скуки. Так и в поступках. А ведь при глубоком анализе своих мыслей и поступков многое открывается, что-то начинаешь видеть внутри себя и вокруг.

Ксюша, ты выразила мои мысли. Я их не смогла собрать в логическую цепочку, ты сделала это прекрасно. Именно это и крутилось в моей голове...

 Наташа, честно, меня твое сообщение натолкнуло на эти мысли, вот это:
Алла, спасибо. Добралась и я до чтения. Каков слог. 2 раза перечитала.  Буду искать книгу... Очень заинтересовала. Интересное размышление о вопросе.

Я ещё хотела посмотреть, что не повторила ли я тебя, мне показалось, что ты похоже очень написала, наоборот, я похоже написала. :) ;)

Мы уже тонко чувствуем друга, дополняем. Хороший знак! :) :-* Храни вас Господь, дорогие сестры!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 08 Октября 2014, 15:54:13
1. Ильин - чудо. Мне он открылся не сразу.

2. Про вопросы так хорошо написано! Я сама об этом задумывалась в юные годы. Тогда я поняла, что на многие вопросы мы получим ответ только после этой жизни.

Так что вопрос о вопросах для меня еще открыт  :)

3. А про нового человека я не согласна с Ильиным (в силу своего скептицизма). Если говорить об отдельном человеке - да, такое превращение возможно. А в целом у человечества - сомневаюсь. Хотя кто знает...
Света, спасиБО, что читаешь и что нашла время откликнуться. :)

1. Я тоже "расчитала" Ильина не сразу. Первой книжкой была "О противлении злу насилием". Не пошлО. Но через какое-то время вернулась к книге и вот до сих пор не могу понять, КАК чтение могло не пойти. "Книгу тихих созерцаний" подарила давным-давно родителям, папа к Ильину очень трепетно относился. Сейчас эта книга у меня, читана-перечитана вдоль и поперек. Не так давно приобрела "Поющее сердце". Неровно прочиталась книжка, думаю, позже вернусь, перечитаю.
Вообще, заметила, что именно с Ильиным происходит такое... ну, что-то сродни прозрению. Как будто одеваешь очки на близорукие глаза и начинаешь видеть всё в деталях. И это так красиво и мудро... А слог!!!
3. Мне тоже поначалу показалось, что слишком уж восторженно написано о новом человеке. Какая-то даже экзальтация и оторванность от реалий. Вспомнился даже "Рахметов - особенный человек." :) Но потом увиделось, что все же это не мечты о несбыточном, не утопия, а обозначенный вектор, по которому человек должен пойти. Иначе...



Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 08 Октября 2014, 17:56:04
Спасибо Алла."Навстречу духовному обновлению идет современный мир" Меня как-то смутили эти слова. Никак не соотносится с реальностью, в которой пребывает этот самый "современный мир". Конечно, если предположить, что это вектор, направление, по твоему, Алла, определению, куда нужно двигаться, тогда понятно.
Или, вот эти слова "важно предугадать свою судьбу и заняться ее совершенствованием." Как это предугадать? Кто может знать или предугадать планы Бога на судьбу человека?  В целом интересно, преамбула обещает интересное чтиво... Для меня Ильин пока неизвестен, только знакомлюсь..., хотя, есть скачанная его книга, но до прочтения еще не "дошла"




.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 08 Октября 2014, 19:43:35
Каких только испытаний, смут и бед не посылает Всевышний на человека,..
Бог - есть любовь, как учат Отцы Церкви, поэтому, по своему определению, Он не может посылать человеку скорби, а только попускает случиться тому или иному.

..за всем этим скрывается ложный стыд предстать бедным и незаметным, прослыть ребячливым и смешным – неудовлетворенное честолюбие и страх перед «общественным мнением».
А вот с этим трудно не согласиться, потому как это весьма заметно даже в небольшом обществе. Чаще всего поддерживается мнение более "сильных", а несогласных в лучшем случае, просто, игнорируют, а в худшем - "закидывают камнями", как это случалось и случается по сей день.

Вижу, что моя трактовка неточная.
 Ильин у меня пока не вызвал шквал эмоций, поэтому буду, просто, читать.
Посмотрим на дальнейшее.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 08 Октября 2014, 19:56:52
СпасиБО, что читаешь, Еленочка! :)
По поводу "попускать" или "посылать". В данном случае имеется в виду именно попущение, конечно. Надо просто учесть два важных момента: 1) книга написана для широкого круга читателей, многие из них вряд ли знакомы с церковной терминологией, и 2) книга была написана на немецком языке, издана, прошу прощения, если ошибаюсь, в Швейцарии. В немецком языке есть ли слово "попущение"? Не знаю.

Ну, а шквал эмоций философская литература не должна вызывать, наверное. Изучаем, вникаем, радуемся созвучию, как-то так... :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 08 Октября 2014, 20:06:03
СпасиБо, Аллочка!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 08 Октября 2014, 22:58:40
ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке
(http://img.board.com.ua/a/1042728055/wm/0-registratsiya-obschestvennyih-organizatsij.jpg)

   Навстречу духовному обновлению идет современный мир. Но одни, должно быть, еще не видят этого, потому что непомерно велик трагизм эпохи, который поглощает все их силы; другие, возможно, и почувствовали необходимость обновления, но не видят пока надежного пути и не знают, куда податься. Однако обновление неизбежно начнется, начнется как бы само собой и начнется тогда, когда прежние источники исчерпают себя, когда человеческие страдания станут невыносимыми.



Согласна - вспомнилась очистительная Великая Отечественная война,когда пришел предел человеческого обесчеловечивания...
Красивый слог, но я бы , наверное, сама не решилась читать, если бы со мной не поделились .


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 08 Октября 2014, 23:04:14
ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке
(http://img.board.com.ua/a/1042728055/wm/0-registratsiya-obschestvennyih-organizatsij.jpg)

   .

  Вот почему столь важно для нас предвосхитить ход событий и уразуметь, что делать. Ведь недостойно человека плыть по воле рока: важно предугадать свою судьбу и заняться ее совершенствованием. Каких только испытаний, смут и бед не посылает Всевышний на человека, чтобы тот одумался, пришел в себя, вспомнил о том, что он свободный созидатель, открыл в себе глубинные духовные пласты и уже оттуда, изнутри, начал свое обновление – вольно, дерзновенно и настойчиво.

   [b[/b]

А как, как всё предвосхитить и тем более, уразуметь, что делать...
Ежели бы я чего уразумевала... как бы сейчас жила!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 08 Октября 2014, 23:08:21
ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке
(http://img.board.com.ua/a/1042728055/wm/0-registratsiya-obschestvennyih-organizatsij.jpg)

   Человек должен снова почувствовать настоятельную необходимость в подлинной реальности, субстанции бытия и жизни. Только тогда взыграет в нем душа, только тогда он свободно и решительно предастся сердечному созерцанию и, обретя при этом Бога, примирится со своей совестью и начнет творить новую культуру – новую веру, новую науку, новое искусство, новое право и новую социальность.

   [/b][/color]

Вот эту фразу вообще не слышу- никак.Что это такое-" подлинная реальность субстанции бытия и жизни." Для меня это недосягаемая фраза.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 08 Октября 2014, 23:10:14
Вывод- недоросла пока до Ильина. Тяжел для меня.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 08 Октября 2014, 23:28:38
ПРЕДИСЛОВИЕ
О новом человеке
(http://img.board.com.ua/a/1042728055/wm/0-registratsiya-obschestvennyih-organizatsij.jpg)

  Человек должен снова почувствовать настоятельную необходимость в подлинной реальности, субстанции бытия и жизни. Только тогда взыграет в нем душа, только тогда он свободно и решительно предастся сердечному созерцанию и, обретя при этом Бога, примирится со своей совестью и начнет творить новую культуру – новую веру, новую науку, новое искусство, новое право и новую социальность.

   [/b][/color]

Вот эту фразу вообще не слышу- никак.Что это такое-" подлинная реальность субстанции бытия и жизни." Для меня это недосягаемая фраза.
Про эту фразу, Наташ.-Человек должен задуматься о смысле жизни, смерти, понять для чего он живет. Что является основой основ, где то незыблемое Начало начал. Откуда все пошло.


Субстанция - (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе),объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечтоотносительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни отчего другого.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 09 Октября 2014, 09:40:22
Наташ, необходимость вернуться к подлинному бытию - это о христоцентричности. Подлинное вне веры невозможно. Мы все видим, к чему приводит безбожие, жизнь в лоне мнимых ценностей.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 09 Октября 2014, 09:44:52
Да, я поняла. Смысл фразы можно передать разными словами. У тебя фраза получилась удобнее для восприятия. Я и об этом тоже.Спаси Господи!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 09 Октября 2014, 09:48:29
Всё равно жду нового текста, будет времечко- набери, Алл. :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 09 Октября 2014, 09:50:41
Да, хорошо. :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ост-Остерн от 09 Октября 2014, 09:57:31
Да, я поняла. Смысл фразы можно передать разными словами. У тебя фраза получилась удобнее для восприятия. Я и об этом тоже.Спаси Господи!
Так то философ! :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 09 Октября 2014, 10:10:27
Или, вот эти слова "важно предугадать свою судьбу и заняться ее совершенствованием." Как это предугадать? Кто может знать или предугадать планы Бога на судьбу человека? 
Наверное, необходимо понять, в чем твой талант, и не зарывать его в землю, а преумножать с Божией помощью. Судьба не в смысле "рок", "фатум", а как путь служения, который нашими стараниями должен быть максимально совершенным.  А для этого надо знать, что мы из себя представляем, чем можем служить. Как у Николая Сербского хорошо сказано о Всечеловеке: "Пожертвование - путь его богатства". Христианский путь - приобретение через отдачу. Чем совершеннее мы в этой отдаче, тем ближе Христу.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 09 Октября 2014, 15:55:44
Понятно.  С этой точки зрения по другому понимаются слова  о предугадывании судьбы. Спасибо Алла. Будет возможность, поделись еще главами, какие тебе покажутся интересными...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 09 Октября 2014, 15:57:36
Да, наберу еще что-нибудь. Интересно вместе читать. :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 16 Октября 2014, 09:32:34
Глава 3. О ЛЕСТИ
(http://b2bzona.org/wp-content/uploads/2011/11/589.jpg)

Когда люди сходятся, они, как водится, судачат друг о друге. А если судачат, то тому, о ком судачат, хотелось бы, чтобы эти пересуды были хорошими. Кто из нас способен спокойно выслушивать строгую критику, не говоря уже о несправедливых упреках? Чаще всего нам кажется, что критик нас не понимает, а порицатель выступает скорее как злой привередник. Всякое осуждающее «нет» задевает нас до глубины души, каким бы справедливым и обоснованным оно ни было; и наоборот – всякое похвальное «да» «умиляет» нас, приносит покой, облегчение и по-своему ободряет: всё же я «признан», «замечен» - значит, успех, вес, карьера!.. Как много людей, которые о своем собственном успехе судят по чужим меркам и необычайно чувствительны к любой оценке со стороны… Они даже не догадываются, насколько они несвободны, насколько зависимы и какие случайности подстерегают их на каждом шагу. Вот тут-то и разворачивается настоящий простор для льстецов…

Впрочем, надо быть справедливым: тот, кто, осуждая и критикуя других, щадит их из милосердия, подчеркивает лучшее в них, ищет деликатных выражений, чтобы как-нибудь не ранить их, поддержать в них дух, тот, конечно же, не льстец. Тонко чувствующее сердце, открытость, скромность и смирение могут подчас сделать критика до того осторожным и осмотрительным, что от его критики не останется и следа, а тот, кого критикуют, почувствует себя даже «польщенным» в некотором роде. Но отсюда до настоящей лести – дистанция огромного размера.

Лесть начинается там, где один хочет взять верх над другим методом похвалы. И тут не столько важно, что один хвалит, а другой становится податливым, сколько необъективность похвалы и беспредметность намерения склонить к себе другого, расточая комплименты. Настоящий льстец необъективен в своей похвале даже тогда, когда он говорит дело, когда он действительно отмечает хорошее и умеет это по-умному и деликатно преподнести. Вопрос: «для чего» его похвала? – беспредметен и своекорыстен; главное его намерение – склонить к себе того, кого он хвалит, и весь его опыт в этом плане есть, по сути, не что иное, как подкуп. Очень даже возможно, что это намерение подкупить даже тому, кого хвалят, понятно не до конца и витает где-то в тени (как задняя мысль). Но бывает и так, что оно вполне осознанно и детально продумано. Бывает скрытым и завуалированным, так что для обоих едва заметно; и тогда для лести – настоящий простор.

Однако льстец должен чувствовать меру, и значит – совершенствовать форму лести, верно ухватиться за планку здравого смысла того, перед кем он рассыпается в похвалах, учитывать степень его проницательности и тщеславия.
Наивные, недалекие, тщеславные люди внемлют с радостью даже самой неуклюжей форме лести. Тонкие, строгие, серьезные и объективные натуры сразу же чувствуют фальшь, беспредметноть и низость протягиваемых им льстецами даров. Чем выше духовный уровень человека, тем безграничнее для него лесть, тем осторожнее приходится быть льстецу, тем тщательнее надо маскироваться и скрывать свои уловки.


Опытный, тонкий льстец никогда не прибегнет к прямому славословию или хвалебным дифирамбам своей «жертве». Сначала он обмозгует недвусмысленно все «за» и «против», расчистит и проложит пути к беседе с нею, сделает в ее сторону пару незаметных «реверансов», бросит пару незначительных учтивых фраз, а похвалу напрямую выскажет в форме чисто субъективного «восторга», дошедшего до него окольными путями, через других людей.
Рафинированный льстец попытается пленить так, чтобы я ничего такого не заметил. Он «упивается» тем, что мило и мне; «одобряет» и «хвалит» мой вкус; никогда не перебьет, если я говорю; охотно, с любезностью, позволяет это делать мне, признавая тем самым мое «преимущество» как нечто «само собой разумеющееся». Он ставит вопросы, придает «большое значение» моим ответам – и мне доставляет удовольствие, что «признают мой авторитет». И наконец, дает понять, что «только в меня и верит».


Всегда после таких бесед у меня возникает чувство, что я хватил чего-то через край, что мне надо малость отдохнуть и, как кажется, очиститься. Временами я задаюсь вопросом: «Что ему, собственно, от меня надо?..» Но – вроде бы ничего не надо, вроде бы он вполне искренен; и я в конечном счете начинаю укорять себя в излишней подозрительности, компенсируя ее «полным доверием» к нему. Смысл французской пословицы «Хвали, хвали - что-нибудь, да останется!» применителен и к лести, потому что в человеке живет детская легковерность к похвале, скрытая жажда признания, своеобразная симпатия  тому, кто «знает ему цену». Вот почему от всякой лести – порою даже самой очевидной – в нас «что-нибудь, да остается»…

Обычный льстец, впрочем, не столь уж тонок; он в своей лести не знает границ, меры и формы; берет зачастую через край и умным человеком угадывается тут же. Но это его нимало не смущает. Он уже привык к тому, что лесть у него как инструмент жизненного успеха всегда под рукой, и он как ни в чем не бывало протягивает другому свое медоточивое лакомство. А у людей не всегда достает мужества повернуться спиной к его слащавой улыбочке и вкрадчивому взору. «Мир рад обманываться» - это касается и самообмана. Заурядный человек редко думает о том, что в случае подкупа утрачивают достоинство обе стороны – и тот, кто подкупает, и тот, кого подкупают. Ведь «дары» в этом случае и невидимы, и недоказуемы… В результате можно утешить себя, что ты «всё-таки этой лести не поддался» и что ее можно всерьез воспринимать лишь в той мере, в какой она «соответствует истине»: «возможно, он и льстец, но в данном случае он, может быть, и прав…».

Из этой тяги к лести в мире незаметно образуются каверны и разворачиваются беды в области политики. Кто знаком с историей Древнего мира (Греция, Рим, Византия), тот должен призадуматься над этим.
Поскольку речь в политике идет о том, чтобы «склонить людей», а нравственный уровень политиков далеко не на высоте, люди с легкостью хватаются за щедрые посулы и за более-менее скрытые попытки вкрасться в доверие. Демагог – особенно безответственный сулитель и льстец. А если он к тому же пылок и нагл, методом лести он быстро справляется с элементарнейшими инстинктами народов: он будит в душах людей тщеславие, льстя им неизменно; высокомерие, потрясая их воображение своими обещаниями; самые низменные страсти, воочию подкупая их. Таким способом он «склоняет» к себе народ, который, будучи необычайно доверчивым, всерьез воспринимает лесть. Незаметно для себя он поддается подкупу, а подкупающий его демагог становится «любимцем». Когда же этот любимец достигает положения тирана, тогда имеет место своеобразная ирония судьбы: поток лести вскипает и с головой накрывает породившего его льстеца. Теперь  подкупающего самого подкупили. Атмосфера славословия и угодничества, царившая вокруг античных тиранов, превосходит наше воображение. Здесь не было ни меры, ни формы, ни вкуса. Подкуп методом лести выступает совершенно открыто и уничижает всех, начиная с льстивых придворных и кончая самими упившимися лестью тиранами. Особенно примечательным и поучительным здесь было то, что тиран, который как демагог способствовал разнузданию лести и сознательно ее не замечал, со временем поддался всеобщему обману своих мнимых обожателей и в состоянии самообмана уверовал в свою собственную «божественность»…


Так что лесть – это своего рода обман и подкуп. Она опасна и даже ядовита, как всякая ложь, и продажна, как всякая взятка. Но особенно ущербно ее влияние в области истинных ценностей и человеческих отношений в иерархическом плане. Человеку ведь не так просто сделать выбор между «добром» и «злом», точнее, не так просто провести различие между ними; вот и блуждает он, путая одно с другим, и одно принимает за другое; приемлемое считает «хорошим»; что не по нраву – считает «плохим»; духовные ценности ухватить не умеет; видит смутно; судит беспомощно. А из этого нередко возникает сумятица в душах, расстройство и шатание в верхних слоях общества. Льстец же гребет под себя эти мутные воды себе на потребу, извлекая выгоду из надвигающихся сумерек. Он искажает истину и ведет с нею негласный торг. Он хватается за самое уязвимое место в человеке – за его самооценку, пытается ввести его в заблуждение, ослепит, сбить с панталыку, обыграть. Он мутит воду, путает тонкую, благородную ткань духовной культуры, нарушает иерархию ценностей и порядок земной жизни людей. Тем самым он уподобляется фальшивомонетчику: его монеты мнимые, а «ценности» не имеют реальной силы. Можно сравнить его и с соблазнителем детей: люди в своей самооценке наивны и беспомощны, как дети. Его работу можно назвать всеобщим предательством: вынашивая его втихомолку, он извлекает личную выгоду из общественной порчи.

Если мы сравним земную жизнь человека с единой, тонкой, духовной тканью, которую нам необходимо беречь и добросовестно ткать (поскольку это ткань Божия и Богом освящена), то четко и недвусмысленно увидим всю греховность лести. Все мы должны помогать друг другу советом и делом: честной, доброжелательной критикой – без надрыва, без крайностей, объективно, строго, ответственно, соответственно правде, с любовью. Это, пожалуй, и будет лучшим советом и лучшей помощью с нашей стороны. И это ничуть не меньше, чем поддержка, ободрение, ориентиры на пути по крутым ступеням вверх в ткании Божественной ткани. Однако эта помощь и совет, это благосклонное братское созерцание, этот совместный труд людей над Заветами Бога на земле льстецом запроданы и извращены, изверены и оболганы. Он порождает духовную ложь и подкуп, создает продажную атмосферу, нравственное болото, из которого человеку не просто выбраться. В такой атмосфере всякое свободное, искреннее, смелое слово подобно струе свежего воздуха или глотку чистой родниковой воды…


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 16 Октября 2014, 09:55:17
Спасибо за труд, Аллочка. Прочитала, обдумываю. На первый взгляд, все, вроде, просто. Ан нет... Далеко не все просто...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 16 Октября 2014, 10:10:46
Очень не просто. СпасиБО, что читаешь, Наташа.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Капитошка от 16 Октября 2014, 11:41:29
 Интересно очень, тема актуальная, вернее последний отрывок.  Гости пришли, отхожу. Позже дочитаю, очень понравилось. Спаси Господи, Аллочка!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 16 Октября 2014, 13:06:37
СпасиБо!
Очевидно то, что почти в каждом из нас живет тот самый демагог. Я могу часами рассуждать о том "как надо" и "чего не следует", но совершенно исключено это применение к себе, потому что Я ХОРОШАЯ! И пусть даже я порой и говорю, что я "такая и рассякая", но это позволительно только мне самой и ни-ни кому-то в мой адрес.
Мы очень "бурно" обсудили хвастовство. С лестью, её сестрой, думаю, будет не менее "бурное" обсуждение...

В этой главе согласна с каждым словом автора.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 23 Октября 2014, 22:51:27
Прочитала, СпасиБо , Аллочка.Интересно, согласна. Хочется слышать хорошее о себе, не хочется плохого, правда.и стыдно, но правда.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 30 Октября 2014, 11:25:26
Глава 4. О НАЦИОНАЛЬНОМ ВЫСОКОМЕРИИ
(Из дневника патриота)
(http://cs320227.vk.me/v320227571/6c17/DRF9z9LJbmA.jpg)
То, что человек любит свою родину и хранит верность своему народу – естественно, похвально, достойно. А как же иначе? Да и как может быть иначе? Человек подобен древу, которое всеми своими корнями уходит в толщу земли, черпает из нее соки жизни и покидает ее только тогда, когда его срубают до основы.  Человек подобен сыну, получившему в наследство всё лучшее от матери – любовь, здоровье и силу духа, и таким образом носит в себе ее субстанцию. Между патриотом и его Родиной существует  таинственное духовное тождество: патриот носит в себе свою «землю», а «земля» имеет в лице патриота свой созидательный инструмент.
Всякий истинный патриот говорит (молча) своему народу: «Я – твой. Я – из лона духа и плоти твоей. Во мне пылает тот же дух, что и в моих предках. Мною руководит твой инстинкт самосохранения, тот самый, что провел тебя через все беды и невзгоды твоей истории. Вздох груди моей – твой вздох; стенаешь ты – стенает и он. Я крепок твоею силой, и потому моя крепость служит твоему делу. Я с тобою связан неразделимым «мы». Я верю в мощь твою и в твои творческие пути. Твой язык – это мой язык; и когда я творю, я творю по твоему образу и подобию. Я живу с тобой; я созерцаю и думаю, как ты; я был бы необычайно рад, если бы обладал всеми твоими дарованиями и способностями; со скрытой болью в сердце думаю я о твоих слабостях, твоих несовершенствах.  Твой государственный интерес – это и мой интерес. Я горд, что и я в какой-то мере причастен твоей славе. Но грызущая тоска сжигает мне сердце, когда тебя настигает беда или когда ты заболеешь. Твои друзья – это и мои друзья, твои враги – и мои враги. Тебе принадлежит моя жизнь, а мне принадлежит  твоя земля. Твоя надежная армия – это и моя армия, и тот, кто посягает на твою честь, посягает и на мою. Я тебя не выбирал: ты выносила меня в своем чреве, сберегла и воспитала; за то, что ты родила и одарила меня, я в смирении и благодарении признаю тебя и, оставаясь верным тебе, свободно вбираю тебя в сердце свое. Мы – одно целое; мы – живое тождество…»


Когда сердце патриота так говорит со своим народом, оно поступает правильно и формирует одно из самых значимых творчески результативных решений в земной жизни. Когда патриот так говорит и действует, было бы несправедливым упрекать его в национальном высокомерии. Потому что высокомерие – это не любовь, не истинное содружество, это – заносчивость. А патриоту быть заносчивым не к лицу. Высокомерие проистекает из духовного ослепления и создает себе иллюзию. Истинный патриотизм – это никоим образом не ослепление; избегает он и каких бы то ни было иллюзий; наоборот, он призван к тому, чтобы реалистично смотреть на вещи, давать им оценку и согласно ей – поступать. Кто смотрит на вещи реалистично, тот видит их такими, каковы они есть: видит слабые и сильные стороны своего народа; видит промахи и достижения других народов. Что непременно должно быть свойственно патриоту, так это – огонь души и трезвость взгляда. Бог хранит его от высокомерия и национального чванства. Ведь начинается оно с наивной мании величия и достигает своего катастрофического апогея в политической спеси.

Если я люблю свой народ, я должен доподлинно знать его историческое становление, опасности; своеобразие его характера; его территориальные, политические и экономические проблемы; структуру его духовного акта; одним словом, все его национальные добродетели и пороки, его достижения, его отсталость, сё, что свойственно ему, что касается его, что ему недостает. Я должен всё это досконально и справедливо оценить: ничего не утаивать, ничего не преувеличивать, ничего не преуменьшать. Хорошее есть добро; оно должно разрастаться и процветать. Дурное есть зло; его надо преодолеть новым воспитанием народа. Познав свой народ, я не стану от него ничего утаивать: добру дам оправданье, дабы люди знали, что необходимо беречь; о  дурном не только не умолчу, но обнаружу его, укажу и опишу, прослежу его причины и источники, призову народ опомниться, приступить к очищению, проложить путь к его преодолению.


Любовь не должна быть слепой; наоборот, она должна сделать взор любящего ясным и проницательным. Любимый народ не следует наивно идеализировать.  К тому же он и не  нуждается в этом. Истинное служение народу заключается не в демагогическом прославлении его, лести и национальном высокомерии, а наоборот – в трезвой, объективной оценке, в четком анализе его промахов и недостатков. Здесь исторически пролегает линия различия между национальной демагогией и национальным пророчеством, демагог – это отравитель колодцев, а пророк – это воспитатель. Воспитание же ведет не к слепой спеси, а следует по пути скромности, памятования и смирения.

Итак, национальное  высокомерие начинается там, где народ застрял на уровне примитивного самосознания и где его пророки, идеологи и воспитатели не способны преодолеть этот уровень.
Примитивное самосознание состоит в том, что человек скован своим собственным самовосприятием и дальше этого не видит ничего. То, что он воспринимает в себе самом и для себя, кажется ему до того важным и совершенным, что переступить эту грань у него нет никакой охоты. Личностное занимает у него всё его внимание и всю его любовь. Его «я» становится для него живым и единственным центром его желаний, его воли, усилий и радостей; в своей собственной реальности он не сомневается, а остальное представляется ему по меньшей мере или проблематичным, или несущественным. Нечто схожее с этим есть в одной андерсеновской сказке, в которой старая утка и старая кошка, устроившись за теплой печкой, почитали себя половиной мира, и притом лучшей половиной.  Из всего этого в быту зарождается тягостный эгоизм; психопатология могла бы назвать это «аутизмом», или «аутоэротизмом», а философ применил бы здесь категорию «эгоцентризма», или «солипсизма». В общественной жизни из этого проистекает узколобая классовая политика; в жизни отдельных народов – национальная спесь.
Человек с примитивным самосознанием ощущает только «собственную шкуру», влезть в шкуру другого он не способен. Порой он даже не подозревает о том, что это вообще возможно, не знает, с чего начинать. Он наивен в своем эгоцентризме. Его «я» для него – всё: это его мир, его клад, его цель, его гордость. Сочувствие другим людям и народам ему чуждо, да и к чему оно, если он – само совершенство? Столь же мало известно ему и о проникновении в другого, о сострадании, о такте, о внимании, наконец. Он – пуп земли и жизни, всё прочее – постольку поскольку. Всё прочее – лишь среда, в которой он блистает (что было основополагающей идеей Макса Штирнера этого далеко не наивного апологета аморально-прагматического солипсизма, проповедовавшего «единичность и ее собственность». Внимательно прочитав его книгу до конца, просто диву даешься, до какой степени он лишен в себе чувства юмора).


Нечто подобное происходит и с примитивным сознанием народа: он впадает в национальное высокомерие, в котором прочитываются и наивность, и надменность. Национальное высокомерие проистекает из самоупокоения, которое держит народы словно в тисках. Однажды проявившись, оно черпает свои силы из двух здоровых, но, вследствие неосмотрительности, опасных побуждений: инстинкта самосохранения и инстинкта тщеславия. Инстинкт самосохранения придает национальному высокомерию особый размах и дает пищу для притязаний. Инстинкт тщеславия извращает его ценностные представления и возносит его к гордыне. Вследствие чего начинается громадная переоценка себя и недооценка других. Другие народы представляются чванливому малозначительными: или это его собственная копия – тогда она ни к чему и не имеет права на самостоятельность; или это народы более низкого ранга – тогда они не должны стоять на пути перворазрядного народа. В любом случае проницание в жизнь и творчество других неуместно, нежелательно, поскольку это было бы «предательством» по отношению к своему собственному. Другие народы – не более чем объект исследования, особенно в случае всё возрастающего отчуждения; это, конечно же, не правоспособные, не самостоятельные в жизни субъекты, с которыми можно обходиться весьма свободно. Отсюда – специфическое незнание других народов, отсутствие взаимопонимания, нагромождение иллюзий и дипломатических промашек, которые сплошь присущи национальному высокомерию, которые крепчают и растут.


Это потому, что превозносится и восхваляется всё: любовь к Родине, гордость за великих мастеров культуры, оценка мощи собственного народа, отношение его к народам вокруг. А если это высокомерие захлестнет воспитателей и пророков народа, тогда его самомнение вырастает в настоящую спесь; если же народу и его воспитателям недостает чувства сдержанной и очистительной самоиронии, тогда телега чванства неудержимо катится под уклон навстречу своей погибели. Тогда на свет появляются печальные поучения об исторически верховном народе и его миссии в мире. И в сравнении с этим народом все прочие являют собою лишь ряд тяжелых помех на его пути или просто исторических недоразумений…

Но в действительности мир людской можно сравнить с садом Божиим. Только вечный садовник знает, какие цветы, когда и где он посадил и какие придется сажать в будущем. Свои высокие планы, однако, он держит в секрете и не позволяет нам в них заглянуть ни на миг. Каждый народ, как цветок Божий, обеспокоен тем, чтобы предельно раскрылось его соцветие и чтобы дивным благовонием вознаградить своего садовника. Но ни у одного цветка нет каких бы то ни было оснований считать себя главным в Божием саду, презирая и заглушая собою других.

Нам же нелишне было бы знать ответ на вопрос, действительно ли в этом рае земном есть главные цветы, предопределенные для пышного роста, и есть ли действительно цветы, не имеющие никакой ценности, кроме разве что того, чтобы служить навозной кучей истории? Ясно, однако, одно: истинно главный Божий цветок не подвержен высокомерию, а не в меру возгордившийся цветок не найдет благого ответа.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 30 Октября 2014, 13:09:09
Очень скудные у меня мозги: для моего восприятия это слишком мудрёно. Но, как говорится, и за это слава Богу, что имею.

СпасиБо, Аллочка!
Высокомерным национализмом страдают более или менее почти все "белые" расы. Выражено это особенно на Западе. Хотя там есть различные движения по окультуриванию "низших" рас. И даже присутствует внешнее дружелюбие по отношению к ним.
 Среди нас, живущих в странах содружеств, этот элемент заносчивости тоже наблюдается.
Лично я считаю это высокомерие первой ступенью к расизму.
Тонкая грань отделяет надменность от явного пренебрежения.

Возможно кто-то иначе понял эту главу.
Просим высказаться.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 30 Октября 2014, 13:09:48
Читаю, потихонечку. Быстро не читается
.Вот эти слова Ильина:"Познав свой народ, я не стану от него ничего утаивать: добру дам оправданье, дабы люди знали, что необходимо беречь; о  дурном не только не умолчу, но обнаружу его, укажу и опишу, прослежу его причины и источники, призову народ опомниться, приступить к очищению, проложить путь к его преодолению."
подумалось так-это по отношению к своему народу, а ежели народ чужой видит недостатки( и причем! справедливые!) я ,зная себя, стала бы наоборот, уверять того человека, что он не прав..По принципу- Сволочь, но своя сволочь..


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 30 Октября 2014, 13:17:08
"Но в действительности мир людской можно сравнить с садом Божиим. Только вечный садовник знает, какие цветы, когда и где он посадил и какие придется сажать в будущем. Свои высокие планы, однако, он держит в секрете и не позволяет нам в них заглянуть ни на миг. Каждый народ, как цветок Божий, обеспокоен тем, чтобы предельно раскрылось его соцветие и чтобы дивным благовонием вознаградить своего садовника. Но ни у одного цветка нет каких бы то ни было оснований считать себя главным в Божием саду, презирая и заглушая собою других."

ЗОЛОТЫЕ СЛОВА! И тем не менее, в букеты к иконам в храме мы ставим самые красивые цветы( благородные, можно так сказать)- розы, лилии.Всё таки , если быть честным до конца, выродившуюся астрочку невзрачную рука не поднимется ставить. Как тут быть???


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 30 Октября 2014, 13:22:24
подумалось так-это по отношению к своему народу, а ежели народ чужой видит недостатки( и причем! справедливые!) я ,зная себя, стала бы наоборот, уверять того человека, что он не прав..По принципу- Сволочь, но своя сволочь..

Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.
А.С.Пушкин
Правда, у этих строк из письма поэта П.Вяземскому есть продолжение, и оно не слишком патриотично.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 30 Октября 2014, 13:22:42
И астрочке место дается, когда ковровую дорожку из цветов делают. :)
Выходит, да, разному цветку-увы и ах! - разное место..


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Ост-Остерн от 30 Октября 2014, 13:23:45
Алаверды Пушкину от Агнии Барто:


Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 30 Октября 2014, 13:24:49
 ;D Балдежно! Но абсолютно точно!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 30 Октября 2014, 13:24:53
подумалось так-это по отношению к своему народу, а ежели народ чужой видит недостатки( и причем! справедливые!) я ,зная себя, стала бы наоборот, уверять того человека, что он не прав..По принципу- Сволочь, но своя сволочь..

Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.
А.С.Пушкин
Правда, у этих строк из письма поэта П.Вяземскому есть продолжение, и оно не слишком патриотично.


Причем, на деле испытано. Летом приезжали родственники из штатов( 20 лет в эмиграции), не стали они уже "нашими".Так вот , тыкали они мне явно наши недостатки, чем меня хуже пронимало до ярости...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 30 Октября 2014, 15:52:11
Алла, спасиБО за труд. Только увидела, вечером почитаю, пока некогда...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 30 Октября 2014, 16:05:38
 :) Прочитай, Наташа, как время будет. Актуально.
 


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 31 Октября 2014, 20:08:07
Прочитала. Да, действительно, очень актуально и для наших дней... Не мешало бы нынешним правителям Украины прочитать  и понять  то, о чем пишет Ильин. Да и у нас в России сколько угодно ура-патриотизма, ура-национализма,  не созидающего, а разрушающего страну. Разрушающего тем, что  мешают пониманию проблем, недостатков, имеющих место в нашей действительности, а значит, как следствие, отсутствие поиска путей решения для устранения этих проблем и недостатков..."Истинное служение народу заключается не в демагогическом прославлении его, лести и национальном высокомерии, а наоборот – в трезвой, объективной оценке, в четком анализе его промахов и недостатков. Здесь исторически пролегает линия различия между национальной демагогией и национальным пророчеством, демагог – это отравитель колодцев, а пророк – это воспитатель. Воспитание же ведет не к слепой спеси, а следует по пути скромности, памятования и смирения" Так вот такая демагогия , на мой взгляд, и разрушила Советский Союз, в котором были все равны, но некоторые, все-таки равнее... Конечно, наивно было бы предполагать, что когда-то возникнет общество , по словам Ильина, как "сад Божий" , где каждый цветок главный и в котором будут отсутствовать цветы " для навозной кучи"


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 05 Ноября 2014, 16:58:56
Собиралась ознакомить вас с замечательной главой книги, всё думала, как время выбрать для печатания, а оказывается, она есть в готовом виде, ура! :) Просто даю ссылку.

ЖЕНЩИНА (http://omiliya.org/article/zhenshchina-ivan-ilin.html)

 :) Здесь встречается слово энтелехия.
Вот, что оно означает:
Энтеле́хия (греч. ἐντελέχια «осуществленность», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 05 Ноября 2014, 17:25:05
Спасибо, Алла, за ссылку. Вечером все угомонятся-почитаю...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 05 Ноября 2014, 18:13:16
И я тоже перечитаю, когда все угомонятся. :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 05 Ноября 2014, 19:01:22
СпасиБо! Прочитала. Особо сказать нечего, так как все верно, что говорит Ильин.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 07 Ноября 2014, 19:08:17
Прочитала, но , по-моему, надо еще перечитать... Ода женщине...
Вообще, Ильина  с наскоку не поймешь, надо читать и перечитывать...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Ноября 2014, 19:12:30
Да, надо не один раз читать. Что-то приоткрывается новое с каждым прочтением. Смыслы раскрываются.
СпасиБО, что читаешь, Наташа! Ура! :D


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 07 Ноября 2014, 19:13:47
 :-* Да, когда читаешь, чувствуешь еще какие-то глубинные смыслы, но сразу и не понимаешь о чем они...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 06 Декабря 2014, 18:12:36
БОЖИЙ МУРАВЕЙ
Тост
(http://forum.sibnet.ru/uploads/post-35815-1254467796_thumb.jpg)

Дорогие друзья!
До чего же славно, до чего отрадно встретить в жизни праведного, открытого человека! Сразу же ощущаешь себя так, словно в зыбком мареве быта, где всё так лживо и лицемерно, так уклончиво и двулико, наткнешься вдруг на прочную скалу, на остров обетованный, на твердый грунт… Такой человек – это характер, исходный пункт, силовой центр, совершенно независимый от того, знает он сам себе цену и знают ли ему цену другие. Потому что быть и цениться далеко не одно и то же. Пустых болтунов и превозносят, и поднимают на щит, а благородные молчальники проходят по жизни незамеченными. Более того, люди закулисно договариваются способствовать друг другу в мнимой прибавочной стоимости и – небезуспешно. А мы, смертные, близорукие и беспомощные, ни вкуса не имеем, чтобы признать поистине полноценное, ни мужества, чтобы отстоять до конца признанное нами же… Вот почему мы нередко проходим мимо настоящего, позволяя фальшивомонетчикам дурачить себя.


Однако истинная стоимость этих прямодушных, праведных и верных не уменьшается от этого. Слепец падает в яму, а прямая дорога ведет в верном направлении. Мнимая величина радуется своему мнимому успеху, а непризнанные или неоцененные остаются истинными носителями жизненных тягот, верными слугами человеческой совести, ткачами Божией ткани.

Но среди них есть на удивление простые и скромные люди. Без особого  дара к блеску, без броской творческой мощи, без всяких претензий, тихо и честно, с сокровенным источником любви в себе, следуют они всю свою жизнь своему долгу, как если бы сами они, во всей своей неприметности и обыденности, ничего не значили, а только бы шли прямым, известным только им, единственно возможным путем. Только бы своим тихим упорством противостояли они всему лижвому и двусмысленному, только бы первыми, молча, поддерживали других, страждущих под тяжким бременем будней.

… Откуда же черпают они, эти непризнанные и недооцененные, силу свою и веру? Откуда в них это тихое смирение и это самозабвенное терпение? Всё – от жен их, которые обслуживают, оберегают, спасают их семейный очаг, прощая многое своим мужьям, всё лучшее предоставляя детям, готовые и жизнь отдать, и счастье, если они вдруг заболеют? Всё – от мужчин, которые умеют остаться верными в горе, отречься от карьеры по службе, пренебречь кривой дорогой к легкому успеху; отказаться от размена жизни фальшивой монетой, утопить свое тщеславие в негромком пафосе деяний; всё – от неподкупных средних служителей, политиков, связанных партийными узами, храбрых воителей на поле брани? Всё – от них, которые без чванства и гордыни осторожно несут сувою вахту; всё от тех, чье нравственное величие неброско; кто прочно проводит борозду жизни на пашне Всевышнего; кто почерпает свои силы из Его таинственного источника? Всё - от них, кто в годину тяжких испытаний народных и великих бед для государства оказывается храбрейшим из храбрейших?

Всё – от них, этих Божиих муравьев!
Стоишь в один из теплых тихих, летних вечеров в лесу у мощной муравьиной кучи и смотришь восхищенно на живость этих маленьких чудо-созданий. Сначала замечаешь только общую суматоху, в которой человеку непросто разобраться, но муравьи ориентируются прекрасно. Здесь труд кипит и всё – целесообразно. Останавливаешь взор свой на одном из них и следишь за ходом его действий. Вот он схватил большой сучок, и так и сяк его вертит, а справиться не может; что ж, надо воззвать за помощью к ближнему, пощекотав его чуть-чуть своими усиками; тот мигом всё сообразил и кинулся на подмогу. А тут и третий подскочил, и тройка с грузом исчезла в «воротах» здания. И как тут удержаться, чтобы, краснея от стыда, не шевельнуть слегка муравейник? Как сумасшедшие, бегут тогда и суетятся муравьи, брызгая на обидчика кислотой. Всё быстро водружается на место, всё убрано. А ты, смущенный, тронутый всем этим, тащишься домой с таким чувством, что обидел родное существо; а придя – откроешь книгу о муравьях, прочитаешь об этом сообществе недолговечных храбрых созданий да и поблагодаришь Всевышнего за это поучительное зрелище…
Позвольте же мне в нашем тесном кругу, собравшемся, чтобы обсудить новые формы жизни в грядущем, поднять бокал бургундского за этих молчаливых носителей жизненных тягот, за этих верных служителей человеческой совести, за этих скромных, обыкновенных Божиих муравьев, за то, чтобы им открылось однажды, чьи они муравьи, чью службу они несут, чего они стоят, что они могут и что им еще предстоит…


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 06 Декабря 2014, 19:07:58
Спасибо Алла. Прочитала.... Размышляю...


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 06 Декабря 2014, 19:12:32
Мне очень понравились слова:
утопить свое тщеславие в негромком пафосе деяний

Здорово сказано.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 06 Декабря 2014, 19:44:05
Прочитала. На комментарии сегодня (и не только) с мозгами возникли проблемы: плохо соображаю.  :-[


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: НАДЕ*ДА от 06 Декабря 2014, 21:25:13
Для тоста слишком мудрёно, потому как считаю размышления философскими.
А может мы так обмельчали  >:( ???


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 06 Декабря 2014, 22:17:06
 :) Так Ильин и есть философ, а не тамада.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 06 Декабря 2014, 22:23:53
Да, Наташа! :) Божии муравьи. Хороший образ. Верные служители человеческой совести.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Наташа S от 07 Декабря 2014, 00:00:52
Аллочка, дорогая! СпасиБо за твой труд, я бы просто по ленности своего ума не стала бы искать на просторах инета искать такие труды. А читаешь, поневоле начинаешь задумываться, я для себя нашла и надежды и утешения. Спаси БОГ!


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Natalya K. от 07 Декабря 2014, 08:57:37
Другими словами, есть незаметные люди труженники. Им не нужны похвалы, они тихо делают свое дело. И делают правильно.

На них и держится всё


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Декабря 2014, 14:36:42
я бы просто по ленности своего ума не стала бы искать на просторах инета искать такие труды.
Наташа, спасиБО, что читаешь! На просторах инета этой книги нет, ее и в продаже нет, но мне ее подарили недавно, тираж крошечный, библиографическая редкость. Собственно, по этой причине и делюсь, другой возможности познакомиться с этой работой Ильина, наверное, у вас не будет.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 07 Декабря 2014, 14:39:43
СпасиБо-спасиБо, Аллочка!
Вот вроде все понятно то, о чем читала, но рассуждать не всегда хочется. Обленилась я. Извиняюсь за это.


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Алла от 07 Декабря 2014, 14:42:02
ОЙ! Еленочка! :D Да это же совсем необязательно - рассуждать. Просто читайте, если интересно. И хорошо. :)


Название: Re: Иван Ильин "Книга надежд и утешений"
Отправлено: Елена 03 от 07 Декабря 2014, 14:47:09
 :D СпасиБо!