Название: В.Никифоров-Волгин "Торжество Православия" Отправлено: Алла от 01 Марта 2015, 13:24:13 (http://static.video.yandex.ru/get/ded195413/efjhhrx3zh.2406/2.320x240.jpg)
Отец загадал мне мудреную загадку: — «Стоит мост на семь верст. У конца моста стоит яблоня, она пустила цвет на весь Божий Свет». Слова мне понравились, а разгадать не мог. Оказалось, что это семинедельный Великий пост и Пасха. Первая неделя поста шла к исходу. В субботу церковь вспоминала чудо великомученика Феодора Тирона. В этот день в церкви давали медовый рис с изюмом. Он так мне понравился, что я вместо одной ложечки съел пять, и дьякон, державший блюдо, сказал мне: – Не многовато ли будет? Я поперхнулся от смущения и закашлялся. В эти Богоспасенные дни (так еще называли пост) я часто подходил к численнику и считал листики: много ли дней осталось до Пасхи? Перелистал их лишь до Великой субботы, а дальше ух не заглядывал – не грешно ли смотреть на Пасху раньше срока? Отец, сидя за верстаком, пел великопостные слова: Возсия, благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших; отложим дела тьмы, и облечемся во оружие света: яко да преплывше поста великую пучину. Все чаще и чаще заставляли меня читать по вечерам «Сокровище духовное от мира собираемое» св. Тихона Задонского. Я выучил наизусть вступительные слова к этой книге и любовался ими как бисерным кошелечком, вышитым в женском монастыре, и подаренным мне матерью в день Ангела: «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и сокрывает их: так христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать их в клети сердца своего, и теми душу свою созидать». Многое что не понимал в этой книге. Нравились мне лишь заглавия некоторых поучений. Я заметил, что и матери эти заглавия были любы. Прочтешь, например: «Мир», «Солнце», «Сеятва и жатва», «Свеща горящая», «Вода мимотекущая», а мать уж и вздыхает: – Хорошо-то как, Господи! Отец возразит ей: – Подожди вздыхать… Это же «зачин». А она ответит: – Мне и от этих слов тепло! Читаешь творение долго. Закроешь книгу и по старинному обычаю поцелуешь ее. Много прочитано разных наставлений святителя, а мать твердят только одни, ей полюбившиеся, заглавные слова: – Свеща горящая… Вода мимотекущая… Наш город ожидал два больших события: приезда архиерея со знаменитым протодьяконом и чин провозглашения анафемы отступникам веры. Про анафему мне рассказывали, что в старое время она провозглашалась Гришке Отрепьеву, Стеньке Разину, Пугачеву, Мазепе, и в этот день старухи-невразумихи поздравляли друг дружку по выходе из церкви: «с проклятьицем, матушка». При слове «анафема» мне почему-то представлялись большие гулкие камни, падающие с высоких гор в дымную бездну. День этот был мглистым, надутым снегом и ветром, готовый рассыпаться тяжкой свинцовой вьюгой. Хотя и объяснял мне Яков, что анафему не надо понимать как проклятие, я все же стоял в церкви со страхом. Из алтаря вышло духовенство для встречи епископа. Я насчитал двенадцать священников и четырех дьяконов. Шествие замыкал высокий, дородный протодьякон с широким медным лбом, с рыжими кудрями по самые плечи. Он плыл по собору как большая туча по небу, вьюжно шумя синим своим стихарем, опоясанным серебряным двойным орарем. Крепкая медная рука с литыми длинными пальцами держала кадило. Про этого протодьякона ходила молва, что был он когда-то бурлаком на Волге, и однажды, тяня бичеву, запел песню на все волжскою поволье. Услыхал эту песню проезжавший мимо московский митрополит. Диву он дался, услыхав голос такой редкостной силы. Владыка повелел позвать к себе певца. С этого и началось. Бурлак стал протодьяконом. На колокольне затрезвонили «во вся тяжкая» колокола. К собору подкатила карета, из которой вышел сановитый монах в собольей шубе, опираясь на черный высокий посох. Лицо монаха властное, смурое, как у древних ассирийских царей, которых я видел в книжке. В это время загрохотал как бы великий гром. Все перекрестились и восколебались, со страхом взглянув на медного протодьякона. Он начал возглашать: – Достойно есть, яко воистину… К его возгласу присоединился хор, запев волнообразное архиерейское «входное», поверх которого шли тяжелые волны протодьяконского голоса: – И славнейшую без сравнения серафим… Два иподьякона облачали епископа в лиловую мантию. Она звенела тонкими ручьистыми бубенчиками. Это была первая торжественная служба, которую я видел, и мне было радостно, что наше православие такое могучее и просторное. Не даром сегодняшний день назывался по церковному «Торжеством Православия». Епископа облачали в редкостные ризы, посредине церкви, на бархатном красном возвышении, и в это время пели запомнившиеся мне слова: – Да возрадуется душа твоя, о Господи!.. Все это было мне в диковинку, и Гришка несколько раз говорил мне: – Закрой рот! Стоишь как ворона! – А у тебя сопля текст! – разъярился я на Гришку, толкнув его локтем. – Чего это вы тут озоруете? — зашипел на нас красноносый купец Саморядов. – Анафемы захотели? Но купец Саморядов сам не выдержал тишины, когда протодьякон грянул во всю свою волговую силу: – Тако да просветится свет твой пред человеки!.. Купец скрючился, ахнул и восторженно вскрикнул: – Вот дак… голосище!.. Чтоб… его… Он хотел прибавить что-то неладное, но испугался; закрыл ладонью рот и стал часто креститься. На купца взглянули и улыбнулись. Меня затеснили и загородили свет. Я пытался протискаться вперед, но меня не пускали и даже бранили: – И что это за шкет такой безпокойный! – Пустите сорванца вперед, а то все мозоли нам отдавит! Меня выпихнули к самому амвону, где стояли почетные богомольцы. На меня покосились, но я никакого внимания на них не обратил и встал рядом с генералом. Я смотрел на «золотое шествие» духовенства из алтаря на середину церкви при пении «Блажени нищие духом», на выход епископа со свечами, провозгласившего над народом моление «Призри с небеси Боже» и осенившего всех нас огнем, – а в это время три отрока в стихарях пели: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный помилуй нас», – на всенародное умовение рук епископа перед Великим выходом при пении: «Иже херувимы тайно образующе», и все это при синайских громах протодьяконовского возношения. Мне не стоялось спокойно, я вертелся по сторонам и весь как бы горел от восхищения. Генерал положил мне руку на голову и вежливо сказал: – Успокойся, милый, успокойся! Начался чин анафемствования. На середину церкви вынесли большие темные иконы Спасителя и Божьей Матери. Епископ прочитал Евангелие о заблудшей овце, и провозглашали ектению о возвращении всех отпавших в объятия Отца Небесного. В окна собора била вьюга. Все люди стояли, потемневшими, с опущенными головами, похожими на землю в ожидании бури. После молитвы о просвещении святом всех помраченных и отчаявшихся на особую деревянную восходницу поднялся протодьякон и положил тяжелые металлические руки на высокий черный аналой. Он молча и грозно оглядел всех предстоящих, высоко поднял златовласую голову, перекрестился широким взмахом и всею силою своего широкого голоса запел прокимен: – Кто Бог великий яко Бог наш, Ты еси Бог наш творяй чудеса! Как бы объятый огнем и бурею, протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! И опять мне представилась гора, с которой падали тяжелые черные камни в дымную бездну. Все отлучаемые от Церкви были этими падающими камнями. Вслед им, с высоты горы, Церковь пела трижды велико-скорбное и как бы рыдающее: – Анафема, анафема, анафема! Церковь жалела отлучаемых. В этот мглистый вьюжный день вся земля, казалось, звучала протодьяконской медью: Отрицающим бытие Божие – анафема! – Дерзающим глаголати яко Сын Божий не единосущен Отцу и не бысть Бог – анафема! – Не приемлющие благодати искупления – анафема! – Отрицающие Суд Божий и воздаяние грешников – анафема!.. В этот день мать плакала: – Жалко их… Господи!.. Название: Re: В.Никифоров-Волгин "Торжество Православия" Отправлено: Ост-Остерн от 01 Марта 2015, 13:51:25 Я однажды только была на Чине Анафемы.В Оптиной Пустыни 20 лет назад.
Название: Re: В.Никифоров-Волгин "Торжество Православия" Отправлено: НАДЕ*ДА от 01 Марта 2015, 22:09:51 Я сегодня была на службе, причащалась, а после был, как я поняла, такой благодарственный молебен.
Перед иконами, как говорится в рассказе Никифорова (спасибо, Аллочка, очень понравился!) Но об анафеме не говорилось :o Также читались Апостол и Евангелие, пели "ты еси Бог, творяй чудеса..." Поминали прежде почивших отцев и братий, а потом молились о здравии ныне живущих. Название: Re: В.Никифоров-Волгин "Торжество Православия" Отправлено: Ост-Остерн от 01 Марта 2015, 22:15:12 Не везде чин анафемы служат.
Со святым причастием,Надежда! :) Название: Re: В.Никифоров-Волгин "Торжество Православия" Отправлено: НАДЕ*ДА от 01 Марта 2015, 22:17:25 СпасиБО, Лена! ;D
|