Название: Православное богословие в иконописи. Отправлено: ЭНДРЮ от 21 Августа 2008, 16:05:16 Как относиться к тому, что большинство православных храмов построенных после XVII века, заполнены не традиционными росписями и иконами, а раскрашенными по западным образцам подражаниями иллюстрациям Библии Гюстава Доре и Юлиуса Шнорр фон Карольс-Фельда? Это и понятно, ведь расписать древний храм в таком стиле просто не возможно.
Начиная с XVII века западная католической живопись, вносила догматические и канонические искажения в содержание иконы, меняя отношение к иконе как к православному вероучительному образу. Разве то, что уместно в католических костелах, уместно в православных храмах? Разве можем мы имея богатейшую традицию православного церковного искусства, изобразительные каноны, огромный духовный опыт древних византийских и русских мастеров, таких как свв. преп. Алипий Печерский и Андрей Рублев, а также Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий. Заменять их на натурализм ренессансных художников, для которых атрибутом святости становится совершенство форм (красота, благородство и т. п.). Интересен отзыв протопопа Аввакума об иконах нового письма: “пишут Спасов образ Эммануила, лице одутловато, уста червонныя, власы кудрявыя, руки и мышцы толсты, персты надутыя, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не написано. А все то писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя... 100-е правило VI Вселенского Собора гласит: "Изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум, и производящие воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом начертавати". Противоречат этому правилу и как бы находятся в контрасте с ним, Иоанн Креститель Леонардо Да Винчи, Мадонна a la chaise Рафаэля и Св.. Семейство «с собачкой» Мурильо. По поводу первого изображения, один французский критик, Charles Clement, восклицает: «Что за странная фантазия пришла живописцу дать крест в руку этой нечестивой фигуре? Этот святой Иоанн - женщина, никто насчет того не обманется. Это образ похоти» Также интересна цитата из кн. Е. Трубецкой, по этому поводу В ренессансной картине, сухие, строгие, изможденные, преображенные человеческие тела, сквозь которых пробивается внутренний золотой свет Божества, заменяются дебелой (толстой), плотной и тяжелой плотью, дышущей страстью, грехом и тлением. Часто в картине обнаженное тело изображается так страстно, что взгляд на такую “икону” вместо молитвы рождает страстные греховные помыслы. Уже только поэтому подобные картины нельзя считать иконами, но “зерцалом сатанинским”.“Истонченная телесность — это резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь... Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодовлеющей и сытой плоти не только “истонченные чувства”, но прежде всего — новую норму жизненных отношенией. Это — то Царство, которого плоть и кровь не наследуют” Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Irina от 21 Августа 2008, 19:47:17 Тема интереснейшая! Спасибо!
Не могу быть более с Вами согласна в отношении к предмету. Однако совсем недавно нам рассказал историю молодой дьякон РПЦЗ о храме(деталей, к сожалению, не помню), построенном во второй половине XIX в. и, естественно, расписанном в духе того времени. В нем собирались делать ремонт и записать всю "эмоциональность" канонической фреской. И что бы Вы думали, ночью все стены замириточили... Рассказ этот меня, т.е. мое внутреннее отношение насторожил и повернул к святоотеческому "не принимай и не отвергай". Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Olga от 22 Августа 2008, 12:39:21 Цитировать Как относиться к тому, что большинство православных храмов построенных после XVII века, заполнены не традиционными росписями и иконами, а раскрашенными по западным образцам подражаниями иллюстрациям Библии Гюстава Доре и Юлиуса Шнорр фон Карольс-Фельда? так как все-таки относиться? 8) Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Андрей от 22 Августа 2008, 13:28:46 я за иконописные изображения, но "Бог дышет идеже хочет" и тому масса примеров. Думаю ко всему уже существующему в Церкви и освященному временем необходимо относиться с благоговением. Многие люди молились перед живописными иконами, слушали портесное пение и становились великими молитвенниками и святыми. прп. Серафим Саровский молился перед иконой Матери Божией Умиление, а она была живописная.
Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: ЭНДРЮ от 22 Августа 2008, 20:19:06 Думаю ко всему уже существующему в Церкви и освященному временем необходимо относиться с благоговением. Это беспорно, но стоит ли переносить подобный стиль росписи в востанавливаемые храмы, а тем более в помещения теперь переоборудованые под домовые храмы, где исторически ранее богослужения не велись? И украшать их картинами религиозного содержания. Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Андрей от 22 Августа 2008, 20:29:03 думаю можно расписывать и живописью, но смотря какой. мне очень нравится афонское письмо, очень нравятся мозаики Исаакиевского собора, но есть конечно такие примеры, что просто ужас. особенно смущает когда видишь икону а там лицо царя или местного барина или барыни да еще и недалекое.
Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Андрей от 22 Августа 2008, 20:38:14 живопись Рафаэля Леонардо Да Винчи, на мой взгяд, в храме не уместна.
Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Irina от 22 Августа 2008, 22:05:20 живопись Рафаэля Леонардо Да Винчи, на мой взгяд, в храме не уместна. Боюсь, на то и кишка тонка ;D ;DЦитировать Это беспорно, но стоит ли переносить подобный стиль росписи в востанавливаемые храмы, а тем более в помещения теперь переоборудованые под домовые храмы, где исторически ранее богослужения не велись? И украшать их картинами религиозного содержания. Ну вот Храм Христа Спасителя восстановили... И что? Тоже расписали картинками на тему... Однако, это Храм.Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Андрей от 23 Августа 2008, 12:55:32 сложно все и везде могут быть перегибы. мне нравится простое и без претензий на шедевр и пение и иконы. а то сейчас слишком уж завышенные требования раньше в древности так не было вот и получались хоть и простые, но гениальные иконы и песнопения, а сейчас часто одни потуги. многих думаю из-за этого и тянет в простые деревенские храмы.
Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: ЭНДРЮ от 24 Августа 2008, 22:22:59 Прп. Серафим Саровский молился перед иконой Матери Божией Умиление, а она была живописная. Это и правильно ведь он молился не иконе, а Матери Божией. Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: ЭНДРЮ от 25 Августа 2008, 16:49:10 А как Вам такая фреска?
Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Андрей от 25 Августа 2008, 22:26:43 деревенская или лучше украинская живопись, ну если им нравится пусть молятся.
Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Irina от 25 Августа 2008, 23:25:43 деревенская или лучше украинская живопись, ну если им нравится пусть молятся. Мда, Андрей, ваши познания в области искусств и безопеляционность в суждениях, просто уникальны.Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Андрей от 26 Августа 2008, 20:25:05 Ирина, а кто Вам мешает высказать свое суждение? Это мое мнение, а не истина в последней инстанции. И какие интересно выводы Вы сделали из моего замечания? Так сказать культурно начинаете хамить, а когда Вам ответят сразу называете грубияном. По- моему Вы умничаете. Я так сказал потому что такая роспись чаще всего встречается в деревенских или украинских храмах или в храмах где настоятели украинцы. Это что не так?
Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: Olga от 26 Августа 2008, 22:16:44 Цитировать А как Вам такая фреска? ЭНДРЮ, а подскажи нам, где ты такую обнаружил? Цитировать ваши познания в области искусств Ирина, очень будем рады, если Вы тогда поделитесь своими Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: ЭНДРЮ от 26 Августа 2008, 22:42:46 ЭНДРЮ, а подскажи нам, где ты такую обнаружил? Это фреска у входа в колокольню Михайловского собора в г. Киев. Название: Re: Православное богословие в иконописи. Отправлено: ромашка от 28 Августа 2008, 12:46:28 Я тут нашла в интернете на вашу тему.
No: 25(500) Date: 17-06-2003 Title: Архимандрит Зинон (ТЕОДОР) Икона должна быть написана натуральными красками и только на прочном материале — обычно на доске, но не на бумаге, стекле или каком-нибудь хрупком веществе. Л. А. Успенский в одной из своих статей о красках в иконе, опубликованной некогда в одном из номеров журнала Московской Патриархии, очень просто и убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее не может быть. Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь обстоятельства заставляют... Это принимает иногда чрезвычайно уродливые формы, и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Та продукция, которую выпускают мастерские Патриархии, далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Церковью к своему искусству. Это очень тревожный симптом. По сути, икона — это постижение Духа, а у нас в храмах люди молятся перед чем угодно, храмы наполнены иконами самыми неожиданными и чуждыми. Многие иконы и даже целые иконостасы написаны так, что мешают молитве. Но всякий человек должен молиться благодаря иконе, благодаря пению, а не вопреки им. Часто церковные люди считают, что древняя икона, древнее пение — это для специалистов, даже, может быть, светских, а в Церкви они ни к чему. Более того, и среди монахов, которые должны быть профессиональными хранителями наследия, можно услышать такое мнение. Когда я просил, чтобы открыли роспись алтарной преграды в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря, созданную еще при преподобном Корнилии в XVI веке, которая сохранилась довольно хорошо, — ни за что не соглашались, говорили: "Старушки не поймут". То же самое и с древними знаменными распевами. Сейчас музыканты стали ценить их и исполнять, а раньше они считались варварской музыкой. Те, кто был воспитан на итальянских образцах, не понимали и не принимали их. Сегодня церковные люди тоже часто не понимают этих распевов. Тут, наверное, типично русская черта, о которой еще протопоп Аввакум писал: "Как у нас что положено, так вовеки и лежи!" К чему привыкли, того никак не сдвинуть. Из книги "Беседы Иконописца" Псковская Областная типография, 2003 |