Название: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 07 Ноября 2008, 00:20:01 "Сказание о видении Дорофея", повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году.
Наступило 27 августа. Оставалось несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову. В это время в сенях своей кельи сидел один благочестивый старец Дорофей, занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Печерской же обители близ Пскова Корнилием. Удивленный Дорофей увидел затем, как Небесная Владычица, миновав городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Затем по выходе из храма Она остановилась на городской стене и спросила: — Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский? И внезапно перед Ней предстал святитель сей и с глубокой скорбью сказал: — О, Пресвятая Владычице! В моем монастыре в это лето не было литургии. На эти слова Богоматерь отвечала: — Сыну Моему и Богу так угодно было. Вслед за этим Она громким голосом воззвала: — Где избранники Божии, лежащие в церкви св. Троицы? И тотчас перед Ней предстали благоверные князья земли Русской: равноапостольный Владимир, киевский князь Василий и псковские правители Гавриил и Тимофей. Позади них Дорофей усмотрел блаженного Николая Псковского и преподобных Евфросина с Саввой. Все они с великим благоговением преклонились перед Богородицей, а Она в гневе обратила Свои взоры на город и сказала: — О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Соего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туча и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали. Услышав эти слова Богоматери, стоявшие около Нее преподобные с великим воплем воззвали к Ней: — Владычице Богородице! Есть грех на людях и беззаконие. Но не прогневайся на них и помолись Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших. С таким же молением обратились к Богоматери и бывшие около Нее князья. Тогда Пресвятая Богородица умилосердилась над несчастным городом. Она позвала к себе старца, созерцавшего видение, и когда Дорофей, как бы подхваченный вихрем, увидел себя стоящим около Богородицы, Она сказала ему: — Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам, к печерскому игумену и в собор Пресвятыя Троицы и возвести, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Печерский образ с хоругвями на стену города, на то место, где стою Я. Пусть поставят здесь одну пушку, а другую внизу, и стреляют из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. При этом Богоматерь указала рукой на означенные места и, повелев Дорофею внушить гражданам плач о грехах, в утешение сказала: — А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов. Дорофей исполнил повеление Владычицы, и игумен Печерский вместе с гражданами начал ежедневно совершать крестные ходы на городскую стену..... В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. Богородица изображена на иконе вместе с преподобным Антонием и Корнилием и окружена благоверными князьями: киевским Владимиром и псковскими Тимофеем и Гавриилом и псковским юродивым Николаем. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назван Псково-Покровским (1585). Эта икона известна еще под названием «Явление Богоматери старцу Дорофею». На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Tpoицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом "Сказания", изображены - Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей. Икона пропала во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году. В настоящий момент икона находится в главном храме Псковской области - Свято-Троицком кафедральном соборе. http://www.pravoslavie.by/catal.asp?id=2855&Session=100 Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Екатерина от 07 Ноября 2008, 16:03:21 Это удивительное предание, которое любимо многими нашими краеведами и практически всеми экскурсоводами)) Сама я его люблю невероятно. Есть еще несколько интересных фактов, связанных с событием и иконой.
-Божия Матерь, помимо места для пушек, своим явлением в 1581 году указала и место планируемого поляками пролома псковской крепости. Так как планы врага были неизвестны, а место дислокации русского ополчения и пушек указано в Псковской летописи (да и не могли бы псковичи так успешно отбить вооруженную до зубов польскую армию, если бы не знали точно, где ставить войска), то этот факт является довольно удивительным. Силы поляков были велики, они даже смогли на начальном этапе пробиться в город до Свинусской башни (теперь это холм напротив памятника 1581 году, где зимой катаются на санках). -В пользу истинности явления Богородицы свидетельствует и то, что чудесные происшествия во время штурма были одновременно и совершенно независимо упомянуты и в русской летописи, и в западных хрониках, где свидетельствуется, что поляки внезапно потеряли ориентацию и под своими полетевшими обратно ядрами бежали аж до Черехи в наступившей внезапно темноте (5 км). -Штурм Божия Матерь предсказала на 21 сентября, когда он и состоялся. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы. -Историю возвращения иконы псковские историки называют детективной. Ее совершенно случайно заметили в одном из буклетиков частной европейской коллекции. Десятилетиями шли переговоры. Наконец немецкое правительство выкупило икону и пообещало вернуть в Россию при условии, что она будет всегда находиться в действующем храме. -По словам одного уважаемого псковского экскурсовода, которая в 2003 (не помню точно) году непосредственно наблюдала прибывшую икону, в Пскове она не подвергалась никакой реставрации и была очень потемневшей. Отреставрировать ее так и не успели - икона за короткое время полностью обновилась самостоятельно. Сейчас она в великолепной состоянии, хотя реставрация над ней не проводилась абсолютно. Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 07 Ноября 2008, 23:52:45 Да Екатерина, действительно явление Богородицы во Псков зафиксировано во многих источниках и в том числе на иконах.
Цитата из: - Наталья Ткачева: «Псков воспринимался как сакральное пространство» 03.11.2004 17:41 МСК Помимо Псково-Покровской иконы, где город был изображен изнутри, со стороны осажденных, с востока на запад. В конце XVII века появляются первые чертежи-планы Пскова, в частности, план 1694 года. Как известно, все первые чертежи – планы, в основном, рисовали иконописцы. По сути, язык иконописи хорошо соотносится с таким делом, а кто еще мог бы составлять чертежный план крепости тогда? И судя по всему, один из иконописцев создал другой композиционный вариант иконы, которая была в Псково–Печерском монастыре. Она изображает Псков и окрестности с запада на восток с использованием плана крепости, сюда же вписывает иконописец и храмы. И эта икона становится первым полным планом Пскова. И дальше традиция продолжается. Ориентировочно между 70 – и 80 годами XVIII века создается икона по заказу псковской купеческой гильдии. Икона находилась в торговых рядах, рядом с лавкой купца Жиглевича. Эта «икона Жиглевича» является списком с центральной части той первой иконы – плана города. Здесь тоже повторяется сюжет Псково–Покровской, видение Дорофею Божией Матери на крепостной стене Пскова. Богородица, поддерживаемая Антонием Киево–Печерским и Корнилием Псково-Печерским, в окружении псковских и святых князей Всеволода - Гавриила и Довмонта – Тимофея, св. князя Владимира и Архиепископа Нифонта, нашего Николы Салоса. Они молят Богоматерь о спасении города. Изображен на иконе и Крестный ход жителей города - «хождение в угол» псковской крепости с Псково-Печерским Успением Богоматери. В 70-х годах Псков становится губернским городом, в 80-м его посещает Екатерина П. Эта «икона Жиглевича» никогда не была в церкви, она дожила до революции в торговых рядах. http://informpskov.ru/skobar/16742.html Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 09 Ноября 2008, 00:16:30 Икона Богородица Псково-Покровская 1585
Как я уже выше говорил на иконе последовательно изображены Псково-Печерский монастырь, Мирожский монастырь, Покровский монастырь и Покровская башня, а так же Tpoицкий собор и некоторые другие храмы. В соответствии с текстом "Сказания", Богородица изображена на этой иконе трижды: - сначала она шествует, а точнее парит в сопровождении преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского над крепостными стенами со стороны Мирожского монастыря; - затем заходит в Покровский храм; - а затем на крепостной стене разделяющей защитников города и нападавших в сопровождении святых князей Василия-Владимира Киевского, Всеволод-Гавриила и Довмонта-Тимофея Псковских, архиепископа Новгородского и Псковского Нифонта, преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского, Николы Блаженного Псковского, а также святых преподобных Евфросина Псковского и Саввы Крыпецкого, и самого старца Дорофея даёт указания как защищать город и где ставить орудия. Особого внимания заслуживает текст таблички закрепленной на иконе: "Во оны же дни в нашествие литовского князя Стефана Батория во граде Пскове во обители Покрова Пречистыя Богородицы некоему человеку именем Дорофею явилась Пречистая дева на воздухе и увидел он преподобных отец наших с нею Антония Печерского и Корнилия игумена идущих в купе во град Псков, но умоляющих Пречистую Богородицу о спасении града сего, повелев же принисти из Печерской обители образ своего успения Пресвятая Богородица возвестила сущим во граде победу." Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Екатерина от 09 Ноября 2008, 13:43:36 ЭНДРЮ, спасибо за информацию. Давно известные факты сложились в интересную картинку. Скажи, откуда у тебя диалог Богородицы с Дорофеем? Это из литературы или Предание сохранило?
Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 09 Ноября 2008, 16:23:55 ЭНДРЮ, спасибо за информацию. Давно известные факты сложились в интересную картинку. Скажи, откуда у тебя диалог Богородицы с Дорофеем? Это из литературы или Предание сохранило? Это видение Дорофея, оно приводится многими авторами. например у Евгения Поселянина в "Сказании о чудотворных иконах Богоматери". (1919) Так же у также Н.Ф. Окулич-Казарина в “Спутнике по древнему Пскову”. (1913) Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Екатерина от 10 Ноября 2008, 13:12:36 Вот только интересно, такое подробное описание видения - оно имеет корни литературные или фольклорные. Если передавал народ, значит ближе к истине)
Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 11 Ноября 2008, 23:23:38 Вот только интересно, такое подробное описание видения - оно имеет корни литературные или фольклорные. Если передавал народ, значит ближе к истине) Цитата из Натана Левина Из глубины веков. Город воинской славы / Н.Ф.Левин // Время - псковское. - 2006. Яркий, правдивый рассказ об осаде Пскова оставил потомкам изограф (иконописец) Василий – очевидец событий, приближённый к руководителям обороны. Он завершил рукопись вскоре после окончания войны. Его «Повесть о прихождении литовского короля Стефана Батория великим и гордым воинством на великий, на славный богоспасаемый град Псков…» была популярна в древнем Пскове, её много раз переписывали и даже дополняли. Отрывки из неё в 1821 году впервые опубликовал Н. М. Карамзин в приложении к IХ тому «Истории государства Российского». Полностью её издал в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» за 1847 года (№ 7) профессор О. М. Бодянский. Псковские краеведы внесли важный вклад в изучение «Повести». Порховский священник Александр Красноумов прислал в Губернский статистический комитет рукопись этой повести, датированную 1766 годом. В ней были отличия от первоначальной редакции. По предложению И. И. Василёва Комитет на заседании 23 мая 1875 года решил издать её. С 6 ноября следующего года она печаталась в «Псковских губернских ведомостях». Ещё один список «Повести» подарил музею Псковского археологического общества (ПАО) купец И. И. Булынников. Так как после предыдущего издания прошло более четверти века, секретарь ПАО Ф. А. Ушаков поместил этот текст со своими комментариями в «Труды ПАО за 1903-1904 годы». В 1952 году вышло академическое издание «Повести», подготовленное сотрудником Пушкинского Дома В. И. Малышевым. В сборнике «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века» (Москва, 1986 г.) дан старославянский текст и его перевод на современный язык, сделанный преподавателем Псковского пединститута В. И. Охотниковой. Первоначальный текст «Повести» к середине ХVII века был дополнен сообщением о рассказе бывшего псковского пушечного кузнеца, ослепшего Дорофея о видении им Богородицы и псковских святых на крепостных стенах города незадолго до первого штурма. В Пскове до этого появились отдельные списки рассказа, затем он вошёл в «Повесть о Псково-Печорском монастыре». А местные живописцы создали на этот сюжет своеобразную икону с видом Пскова времён осады и Богородицей у Покровской башни. Очевидно, впервые такая икона была создана для псковской церкви Покрова у Пролома. Речь идёт о Псково-Покровской иконе. Рисунок с неё граф М. М. Толстой приложил к книге «Святыни и древности Пскова» (Москва, 1861 г.). Прямо на иконе приведён большой текст о приходе под Псков войск Батория и видении Дорофея. Он полностью опубликован, в частности, инспектором Псковской духовной семинарии А. С. Князевым в «Указателе достопамятностей города Пскова и его окрестностей» (Москва, 1858 г.) и краеведом И. И. Василёвым в «Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей» Конец цитаты. "Сказания о видении Дорофея" повествует о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею - монаху Псково-Покровского монастыря. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова во время осады его войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" стало широко известно уже в дни обороны, позже было включено в состав "Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков". "Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пречистую Богородицу, идущу ис Печерского монастыря, мимо Мирожской монастырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Богородици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену градцкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пречистые же Богородици печерские. И ста над нею свет светель неизреченным сиянием". Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записывает в своем "Дневнике": "Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В Королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бросились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стражу, напали на нас... Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр. ... Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмет...". "Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне..." "Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу..." http://www.cbs.pskov.ru/1581/staty3.htm http://pokrovahram.narod.ru/pokrov.html Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 12 Ноября 2008, 00:51:41 Икона Видение старца Дорофея 1762 (икона купца Жигилевича).
Как и на Псково–Покровской иконе здесь повторяется сюжет, видениея Дорофею Божией Матери. Богородица изображена идущей из Печерского монастыря, мимо Мирожской обители, а затем на крепостной стене Пскова. Богородица, поддерживаемая Антонием Киево–Печерским и Корнилием Псково-Печерским, окружена псковскими и святыми князьями Всеволодом - Гавриилом и Довмонтом – Тимофеем, св. князем Владимиром и Архиепископом Нифонтом. Так же изображен на иконе и Крестный ход жителей города - «хождение в угол» псковской крепости с Псково-Печерским Успением Богоматери. Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 12 Ноября 2008, 01:43:26 Икона Сретение Богородицы 1784 из часовни владычнего креста.
Цитата из: - Наталья Ткачева: «Псков воспринимался как сакральное пространство» 03.11.2004 17:41 МСК Икона написана для часовни Владычного Креста. Это самая большая сюжетная икона России, третья из извесных сохранившихся до наших дней икон посвящённых явлению Богородицы в Псков. Она относится ко второму композиционному варианту, после иконы Жигилевича который оформился на основе плана Псковской крепости, составленного в 1694. Изображение города здесь ориентировано в соответствии с планом, с запада на восток. Иконописец, создавший в конце XVII в., первую икону этого варианта был, очевидно, одним из составителей плана 1694 г., поэтому смог уверенно дополнить план крепости изображениями храмов, создав таким образом и первый план Пскова. Изображение столь полного плана целого города на иконе - явление уникальное и не имеет аналогий в древнерусской живописи. Общая площадь иконы почти 8 кв.м. Икона сильно пострадала от времени. Сюжет иконы повторяет икону Жигилевича, но дополнен окрестностями Пскова. http://informpskov.ru/skobar/16742.html http://virginmuseum.narod.ru/nazvaik/j/jav_doro.html http://edapskov.narod.ru/mapp.html Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 14 Ноября 2008, 15:08:35 Так вот, раз место явления Богородицы во Псков обозначено на целых семи иконах, мне стало интересно, а как в настоящий момент это место выглядит и сохранилось ли оно? Я рассуждал так раз Богородица повелела поставить одну пушку снизу, значит для неё в стене должна была быть бойница и камера. И действительно на участке стены где то посередине между Покровской и Свиной башнями, сразу после Покровского храма такая камера сохранилась, сохранились и остатки стены над ней где стояла Богородица. Странно другое, раз найти это место не составляет большого труда не понятно почему оно до сих пор ни как не обозначено?
Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 22 Ноября 2008, 21:17:44 Возвращение в Псков Псково-Покровской иконы.
....."16 июня 2000 года во время визита в ФРГ президента Владимира Путина немецкие власти официально заявили о возврате Псковской Богородицы в Россию, с условием передачи ее в действующий храм Пскова. И уже 31 августа посол Германии в России Эрнст Йорк фон Штудниц передал икону Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. - Следующий за этим год стоил нам больших нервов и переживаний, - теперь как уже о чем-то несущественном замечает Наталья Ткачева. - Патриархия молчит, немцы домогаются: - Где икона? Почему не в Пскове? - А мы и ответить ничего не можем. Прошел даже слух, что нашу Богородицу собираются направить в музей (?!) московского храма Христа Спасителя. В общем, весь год прошел в тревожных волнениях и ожиданиях. - Не чудо ли? 7 сентября 1581 года псковскому старцу Дорофею явилась Богородица и помогла псковичам отстоять свой город. И ровно 420 лет спустя, 7 сентября 2001 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил ее в главный храм Пскова и Псковской земли - Свято-Троицкий собор." Вся статья здесь: http://content.mail.ru/arch/23210/1245185.html Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Olga от 22 Ноября 2008, 21:49:11 Эндрю, если ты не возражаешь, то я немного тебя дополню фактом обнаружения иконы, т.к. если бы не случайность(?), может, её и не увидели бы вовсе.
"...в 20-х годах прошлого столетия, когда ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ изымали церковные ценности, с Псковского Покрова сняли серебряный оклад. Он, естественно, исчез. Документально установлено, что настоятель Покровской церкви священник Троицкий передал икону в Псковский музей. Мудрый священник понимал, что в стенах светского заведения икона будет находиться в полной безопасности, поэтому и пошел на такой шаг. В 1944 году икону ждало новое перемещение, на этот раз на запад. Музейщикам хорошо было известно, что в апреле и мае 1944 года из Риги в Германию немцы отправили 5 вагонов с художественными ценностями. Среди них особо упоминались 650 русских икон XIV-XVIII вв., изъятых спецподразделениями войск группы СЕВЕР в Пскове, Новгороде, Тихвине, Гатчине. - После войны псковские историки, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы, - вспоминает Наталья Ткачева. - В Пскове считали, что она либо погибла во время войны, либо безвозвратно затерялась. . . Наверное, такое бывает только с чудотворными иконами. В 1970 году в Мюнхене в Доме искусства прошла выставка ИКОНЫ XIII-XIX ВЕКОВ. Как водится, выставку предварял роскошный каталог. Его-то и полистал реставратор и искусствовед, знаток псковской старины Савелий Ямщиков. Под номером 234 Ямщиков обнаружил до боли знакомую икону. В каталоге указывалось, что икона под странным названием ПСКОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ выставлена из частного собрания анонимного жителя небольшого немецкого городка. Пояснение к иконе было еще более нелепым: - Перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова. - Сомнений быть не могло - это была знаменитая Псково-Покровская Богоматерь. Искусствовед сделал все возможное и невозможное, чтобы помочь возвращению иконы домой. О находке были проинформированы псковские власти, немецкий владелец был согласен на обмен. . . Но как-то не с руки было выменивать то, что было похищено во время войны. Дело застопорилось. Единственным утешением служило то, что икона по-прежнему оставалась все у того же владельца. Как выяснится, муж теперь уже престарелой фрау купил Псковский Покров у ВЫСШЕГО ОФИЦЕРА ВЕРМАХТА." архив рассылки "Православное паломничество" (http://content.mail.ru/arch/23210/1245185.html) Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Екатерина от 22 Ноября 2008, 23:03:14 Эндрю, спасибо за тему. Ольге - за интересный комментарий.
Явление и тем интереснее, что описываемое в источниках место сейчас можно видеть хоть немного в первоначальном виде, а не только довольствоваться новоделом. Странно другое, раз найти это место не составляет большого труда не понятно почему оно до сих пор ни как не обозначено? Думаю, сов. время и всему виной. После, вероятно, все были заняты больше восстановлением крепости.Так что ждало своего человека :) Все это жутко интересно. Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 23 Ноября 2008, 22:38:11 Катя, Ольга спасибо за дополнения по теме!!! Буду признателен Всем кто дополнит эту тему интересными материалами.
Цитата из: - Наталья Ткачева: «Псков воспринимался как сакральное пространство» 03.11.2004 17:41 МСК Есть еще одна история, которую не все знают, связанная с этой иконой. В Успенском соборе Московского Кремля в описях 1775 года описаны две иконы, кроме всех остальных. Одна из них – Псково-Покровская, которая, возможно, была передана в Успенский собор после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1740 году, в год смерти императрицы. Опись иконы гласила: «Образ Пресвятой Богородицы, изображение и мера чудотворныя иконы Псково-Покровская обители, зовомыя по угле; на нем оклад золотой чеканный, а венцы украшены брилиянтами. При сем Образе следующая надпись: «1740 года, сей Образ, тщанием Ея Императорского Величества, Великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержцы Всероссийской, обложен золотым окладом и украшен алмазами по Ея императорского Величества Христолюбивой вере к Сему Образу, для бывшей войны против турок и татар в 1736 году по 1740 г. которых праведных ради молитв даровал Бог Всероссийской Империи над супостатами победу». http://informpskov.ru/skobar/16742.html Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Екатерина от 24 Ноября 2008, 18:44:12 Так, а откуда икона попала в Успенский собор? То есть она не всегда до немцев была во Пскове?
Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 24 Ноября 2008, 19:24:24 Так, а откуда икона попала в Успенский собор? То есть она не всегда до немцев была во Пскове? Это список с Псково-Покровской иконы, который был сделан в благодарность за победы, одержанные русской армией, Императрица Анна Иоанновна золотым окладом с бриллиантами украшает список иконы Псково–Покровской «в меру чудотворной». И где сейчас этот список Псково–Покровской иконы из Успенского собора Кремля с золотым окладом и бриллиантами – неизвестно. http://informpskov.ru/skobar/16742.html Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Екатерина от 24 Ноября 2008, 19:27:10 Спасибо за разъяснение :) А сама икона из Пскова не уходила до войны? И, кстати, была ли она она в Соборе или всегда находилась в Покровском храме?
Вообще интересно было бы проследить икону во времени, нет таких исследований? Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 24 Ноября 2008, 19:34:25 А сама икона из Пскова не уходила до войны? И, кстати, была ли она она в Соборе или всегда находилась в Покровском храме? Вообще интересно было бы проследить икону во времени, нет таких исследований? Документально установлено, что настоятель Покровской церкви священник Троицкий в 20 годы передал икону в Псковский музей. Мудрый священник понимал, что в стенах светского заведения икона будет находиться в полной безопасности, поэтому и пошел на такой шаг. В 1944 году икону ждало новое перемещение, на этот раз на запад. Музейщикам хорошо было известно, что в апреле и мае 1944 года из Риги в Германию немцы отправили 5 вагонов с художественными ценностями. Среди них особо упоминались 650 русских икон XIV-XVIII вв., изъятых спецподразделениями войск группы СЕВЕР в Пскове, Новгороде, Тихвине, Гатчине. http://content.mail.ru/arch/23210/1245185.html Очевидно, что до 20 годов ХХ века икона находилась в Покровском храме. Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: Екатерина от 24 Ноября 2008, 19:48:41 Андрей, это понятно, я имею ввиду древнюю историю иконы, до 20 века.
Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 25 Ноября 2008, 13:19:00 Андрей, это понятно, я имею ввиду древнюю историю иконы, до 20 века. Катя я думаю, что история Псково-Покровской иконы со времени её написания в 1585 году не отделима от истории Покровского монастыря. Информации о том, что эта икона куда то из монастыря перемещалась до тех пор пока священник Троицкий в 20 годы нашего века не передал икону в Псковский музей у меня нет. Если у кого то есть более подробная информация о монастыре и иконе буду очень благодарен. По монастырю информации тоже не очень много, но основные моменты его жизни проследить по ней можно. Покрова Богородицы мужской монастырь. Время основания монастыря неизвестно. Следует полагать, что в период основания он находился вне города и посада, так как в момент сооружения стены 1465 года был одним из крайних объектов, вошедших в огороженную территорию. Первое летописное упоминание о монастыре под 1465 годом. Под 1544 годом Псковская летопись сообщает о пожаре, в котором пострадал и Покровский монастырь: «В лето 7052 (1544)… Того же лета в великии постъ, апреля въ 1, на Полонищи погоре Якиманьская улица, …да монастырь Покров Святеи Богородицы в Оугле» (Псковские летописи, том 1. М.-Л., 1941 год, стр. 111). Покровский монастырь самым тесным образом был связан с событиями осады города Стефаном Баторием в 1581 году. «Повесть о Печерском монастыре» сохранила до нашего времени рассказ старца-кузнеца Дорофея (рассказ старца Дорофея был так же включен в некоторые поздние редакции «Повести о прихождении Стефана Батория на Псков»). Дивное видение старцу Дорофею было запечатлено на многих псковских иконах. Благодаря иконам этого цикла до нашего времени сохранились точнейшие планы средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Изображения на иконах являются уникальными источниками для изучения архитектуры и исторической топографии Пскова. После снятия осады Пскова благодарные псковичи вместе с воеводой князем И. П. Шуйским соорудили в монастыре рядом с Покровской другую церковь – во имя Рождества Богородицы, которое празднуется 8 сентября, в день отбития штурма. Впоследствии две церкви были соединены в одну, причем вторая церковь стала придельной, а между ними была поставлена классическая псковская звонница. До революции в церкви Покрова Богородицы находилась чудотворная икона «Образ Богородицы Псково-Покровской», над которой теплилась неугасимая лампада. Икона была покрыта массивной серебряной вызолоченной ризой. На иконе сохранилась надпись, передающая рассказ старца-кузнеца Дорофея и рассказ о события, связанных со штурмом Пскова войсками Стефана Батория. О владениях монастыря сохранилось очень мало сведений. По писцовым книгам 1585-87 годов за монастырем числились 7 деревень, 13 пустошей. 7 пустошей числились за монастырем в совместном владении. В ревизии 1744 года нет никаких сведения о владениях монастыря (вероятно к этому времени он уже пришел в запустение и был упразднен). Монастырь был упразднен до 1764 года. По духовным штатам 1764 года церковь была оставлена с окладным жалованием без прихода, а с 1813 года приписана к Никитской церкви, вместе с которой состояла приходской. В 1912 году член-сотрудник Псковского археологического общества В. И. Озелинг открыл и расчистил монастырский подземный ход, идущий со двора Покровской церкви вправо, к Покровской башне, и влево – к Баториеву пролому, всего длиною 22 сажени. После революции церковь была закрыта. Чудотворная монастырская икона «Образ Богородицы Псково-Покровской» был вывезен в годы ВОВ. Церковь Покрова и Рождества Богородицы была отреставрирована по проекту В. П. Смиронова в 1961-64 годах. В память о героических событиях 1581 года и погибших псковичах в ходе главного приступа города архитектор В. П. Смирнов установил перед ней каменный крест на валунном основании. http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=pskov&page=8 Интересно так же, что сами же псковичи в память о героическом сражении в 1601 году учредили ежегодный крестный ход на шестую неделю по Пасхе. Это, надо полагать, было красивейшее зрелище. Крестный ход начинался в кремле, от стен Троицкого собора, и через весь город следовал к Покровскому от Пролома монастырю. Когда торжественная процессия заходила в ограду обители, иноки выносили навстречу икону Псково-Покровской Богоматери, ставшую не только храмовой иконой монастыря, но и символом всего Пскова. http://content.mail.ru/arch/23210/1245185.html Как долго просуществовала такая традиция мне не известно если кто знает напишите буду благодарен. Но то что такие крестные ходы совершались именно к Покровскому монастырю, служит подтверждением того, что икона находилась именно в монастыре. Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 25 Ноября 2008, 13:58:10 Подробнее о крестном ходе совершаемом в память о героическом сражении пишет краевед Натан Левин:
Крестный ход Узнав о походе Батория, псковичи вместе с печорским игуменом Тихоном и чудотворными иконами из печерского монастыря, образом Успения Пресвятой Богородицы и иконой Божией Матери “Умиление”, находившимися тогда в городе, обошли с молитвами вокруг всей крепости. Другой крестный ход был совершён 5 сентября в угол крепости к Покровскому монастырю. 8 сентября в решающий момент штурма печорские чудотворные иконы Богородицы принесли к проломному месту, и воодушевлённые защитники Пскова сбросили врагов, уже забравшихся на крепостные стены. После победы псковичи просили монастырь о крестном ходе в память о событиях 1581 года. Официальный порядок (чин) этого крестохождения псковский епископ Геннадий утвердил через 20 лет, 21 мая 1601 года, и с тех пор он совершался ежегодно. В воскресенье седьмой недели по Пасхе из Троицкого собора выходил встречный крестный ход к часовне Владычного креста. Во вторник, после освящения воды на Великой, псковские и печорские иконы крестным ходом обносили вокруг крепости, а в среду печерян провожали в обратный путь. Незадолго до прихода печорских икон, в шестую неделю по Пасхе, называемую неделей о слепом, из Троицкого собора совершался крестный ход к Покровской с Пролома церкви. Тем самым верующим напоминали о видении слепого кузнеца Дорофея. http://www.cbs.pskov.ru/1581/staty3.htm Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 29 Ноября 2008, 11:21:24 Часовня Владычнего креста
Можно предположить, что раз крестный ход выходил к часовне из Пскова, то в начале 17 века эта часовня уже была построена. Владычный крест, или молитвенный дом для встречи и сопровождения икон во время крестного хода из Печерского монастыря, находится в трех верстах от города близ Лифляндской дороги. Наименование его произошло, вероятно от того, что здесь был водружен крест по распоряжению Владыки, т.е. Новгородского Архипастыря, к епархии которого до 1589 года, принадлежал Псков. Скорее всего именно часовня Владычный крест упоминается в документе 1656 года – «Отписке псковского воеводы князя Ивана Хилкова да дьяка Миркурия Крылова съ приложениемъ описания дорогъ изъ Пскова до Риги, Юрьева Ливонского, Колывани и Ивангородка»: «А по той рижской дороге храмъ Николы Чюдотворца, словет Каменная ограда, ото Пскова полверсты. По той же дороге часовня ото Пскова две версты». По сохранившимся фотографиям часовни видно, что по своим формам она близка к сохранившейся часовне в Новом Изборске. Четверик часовни был покрыт четырехскатным покрытием с невысокой ножкой барабана, увенчанной луковичной главкой с крестом. Стены четверика были декорированы лопатками, валиковыми разводами, настенными крестами. Можно предположить, что часовня была построена не позднее XVIII века. До нашего времени часовня не сохранилась. http://www.pskovcity.ru/chas_2.htm Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 02 Января 2009, 12:49:50 Странно другое, раз найти это место не составляет большого труда не понятно почему оно до сих пор ни как не обозначено? Оказывается место явления пресвятой Богородицы в своё время было обозначено, вот какая информация по тому поводу размещена на сайте Псково-Печеского монастыря. Псково-Печерские иконы Божией Матери "Успение" и "Умиление" особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Божией Матери........ .......Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные. http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/icon/uspenie/ Название: Re: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ. Отправлено: ЭНДРЮ от 31 Января 2009, 02:06:13 Спешите делать добро…
Часть 1 Вот и наступил 2009 год – это уже седьмой год образовательной деятельности Псковского филиала Российской Международной Академии Туризма. Немало добрых дел было сделано в ушедшем 2008 году. Об одном из них хочется написать более подробно. Уже более семи лет студенты, выпускники и преподаватели ПФ РМАТ ежегодно весной и осенью оказывают посильную помощь в уборке территории Покровского комплекса – известнейшего, крупнейшего, исторического и культурного объекта Псковской области и Российской Федерации и даже Европы. В 2007 году помимо уборки территории от мусора и листьев студенты Академии Туризма участвовали в акции «Антиграффити» по приведению крепостных стен Покровского комплекса в достойное этого объекта состояние, а именно смывали надписи в изобилии накопившиеся за прошедшие десятилетия. По доброй традиции все работы проводятся студентами бескорыстно в память о событиях произошедших на этом месте, на территории Покровского мужского монастыря в 1581 году - явлении Пресвятой Богородицы, которая предрекла защитникам осаждаемого города Пскова скорейшую победу над войсками польского короля Стефана Батория. Информацию подготовила менеджер по связям с общественностью ПФ РМАТ http://www.rmat.pskov.ru/ |