Православный форум храма св. Василия Великого

Наша Вера и духовная жизнь => Православная вера => Тема начата: Ост-Остерн от 17 Мая 2011, 09:15:04



Название: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 17 Мая 2011, 09:15:04
Мне один человек задал следующие вопросы:
1.Что значит призыв апостола Петра"Возрастать в познании Бога",если Бог не познаваем?
2.Скажите,что значат слова,которые Церковь поёт за Великим славословием"Во свете Твоем узрим свет"?
Надо мне  ему ответить.Прошу помочь!


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Николай Ф от 17 Мая 2011, 09:19:40
Елена, задай ещё эти вопросы отцу Андрею.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 17 Мая 2011, 09:21:20
Надо будет,но может кто ответит сходу или в интернете что-то выудит.У меня сейчас никак не получится искать в интернете,что-то я какая-то заторможенная.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 17 Мая 2011, 09:30:21
Как на самом деле, в силу малых знаний, сказать не могу. Но как понимаю эти слова:
1. Апостол Павел говорит о возрастании, а не о познании. Всё-таки некая разница имеется.
 Бог посылает нам через Писание,  через Таинства, через Святых угодников знание, необходимое и достаточное для человека. Наша задача - возрасти в познании того, что нам дано от Бога. С этим бы хоть на троечку с минусом справиться. Возможности человеческого познания, как ни широки, но имеют всё-таки некие рамки. Не тот мы сосуд, чтобы дерзать вместить невместимое.

2. Просим дать духовное зрение.
Есть же люди, которые приходят в церковь и ничего не чувствуют. Не узрили они пока этот свет.

Лена, я могу ошибаться! Хочется узнать правильный ответ. :)


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 17 Мая 2011, 09:34:33
Спасибо,может ещё кто что напишет.Павел Малый был с утра на форуме,но я опоздала!


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Павел Малый от 17 Мая 2011, 10:24:59
Ну, с меня богослов как...! Думаю, непознаваемость здесь в смысле эмпирическом, как обьект изучения Бог непознаваем, конечно же. А возрастать  в познании, - имеется ввиду расти духовно. Свет, который узрим, наверное тот, о котором Христос говорит: "Я- Свет, пришел в мiр".


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 07 Августа 2011, 17:33:05
Наверное, не совсем в тему, просто не захотелось открывать тему о конце света. ::) ;D
В деревне у меня много времени для чтения. Обратилась к журналам 20-летней давности ("Литературная учеба"), тогда много интересного можно было прочитать на страницах таких журналов. Недавно в одном из номеров Литучебы прочитала статью, вернее, доклад православного философа Владимира Францевича Эрна "Идея катастрофического прогресса". Доклад датируется 1909 годом. Автор полемизирует с мирским взглядом на теорию прогресса. Интересно, что времена тогда были вполне благополучные, впереди - пресловутый 1913 год, с его экономической стабильностью. А в ученой среде активизируется противостояние атеистического и христианского воззрений. Всем докладом грузить, конечно, не буду, но, может быть, вам будет интересно прочитать заключительную часть этой работы. О перспективах. Как тогда их видел выдающийся религиозный философ, кстати, большой друг  П.Флоренского, А.Ельчанинова и В.Свенцицкого, с которыми ему довелось учиться в гимназии и Московском университете.

...у истории /p217//p218/ человеческой, у этого нашего мира должен быть свой конец. «Будет некогда день, и погибнет Великая Троя» *Pub12*. Будет некогда день, и погибнет в громах и молниях великого Страшного Суда старый мир. Ангелы вострубят, небеса совьются, как свиток, Время исчезнет, Смерть победится, и из пламени преображения возникнет новая земля под новыми небесами. Все его существенное содержание будет переведено в иные измерения. Вся жизнь его, преобразившись, будет возведена на качественно новую и абсолютную ступень. Каждая конечная величина будет возведена в бесконечную степень. Здесь блаженство и радость всей твари. Здесь исполнение всех пророчеств и чаяний. Здесь ликующий Брачный пир. Таково великое упование христианства.
     Но этот прыжок мира и человечества в Абсолютное, этот переход в запредельное и ноуменальное не может, конечно, быть неожиданным. Он будет внезапен для внешнего глаза, может быть, для сознания всех людей. Но изнутри он должен созреть. Как плод падает на землю до конца вызрев, налившись всеми соками земли, так старый мир, вызрев и до конца пройдя весь страдальческий путь свой, с торжественной Осанной сорвется с своей эмпирической оси. Но до этой Осанны еще страдальческий путь. Остаток истории, то будущее, которое отделяет нас от Вечности, должен быть заполнен небывалыми страданиями. Муки должны сгуститься до тех темных грозовых, закрывших землю от всякого Света туч, которые уже были на земле в день Распятия. Когда настанет время мировых родов, на земле будет такая печаль, такая скорбь, страх и уныние, каких не было от создания мира. Темные силы, почуяв конец своего господства, мобилизуют все, что имеют. Сатана пошлет первенца своего на землю для последней, величайшей борьбы. Все в мире, выйдя из своего безразличия, разделится на два враждующих стана. Все в ужасающем напряжении закружится, сорвется с эмпирической плоскости и сцепится в последней решающей схватке. Только через нее, через окончательную битву — полет в Бесконечное, переход в запредельное.
     Вот почему для христиан будущее — не мирный культурный процесс постепенного нарастания всяких ценностей, а катастрофическая картина взрывов, наконец, последний взрыв, последнее напряжение — и тогда конец этому миру, начало Нового, Вечного, Абсолютного Царствия Божия. /p218//p219/
     Я не буду говорить о следствиях, которые вытекают из такого понимания прогресса. Об этом нужно было бы говорить на многих страницах. Скажу только, что при таком понимании прогресса все жизненные проблемы, все формы практической деятельности сразу подвергаются коренной и принципиальнейшей переоценке. Здесь, в этом пункте, какой-то такой изгиб мировоззрения, пройдя который, почти все, что казалось раньше стоящим на ногах, кажется вдруг стоящим на голове. Идолы падают, кумиры свергаются, и в их разрушении, в всеобщем смятении вдруг ощущаешь духом замыслы Бога, неисповедимые пути Провидения.

 








Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: ВераН от 07 Августа 2011, 17:46:23
 Меня особенно порадовал красивый и поэтичный слог  доклада. Сейчас так уже не пишут. Согласно теории "регресса" человеческой цивилизации это закономерно. :)


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 07 Августа 2011, 17:57:50
Прошу прощения за длинные цитаты, но мне действительно нравится, как изложены мысли.

    Ни о каком существенном усвоении истины не могло бы быть речи, если б Истина эта, в Себе существующая, не шла навстречу ищущему соединения с Ней человеку, если б Она не давала Себя усвоять, не открывалась бы людям тогда, когда люди порываются к ней. Если б этого не было, жажда познания Истины, до какой бы степени она ни возрастала, всегда бы оставалась жаждой, никогда бы не находила своего удовлетворения. Таким образом, усвоения Истины не могло и не может быть без откровения. /p212//p213/
     Ни о каком существенном усвоении святости не может быть речи, если человек замкнут в темницу своих сознательных и бессознательных, но только субъективных сил. Определенная данность определенных и потому всегда ограниченных сил замыкала бы в таком случае человека магический, т.е. непереходимый, круг его природных способностей, и никогда бы из человека среднего не могло бы получиться святого. Никогда бы до святости возрастать нельзя было, если бы в этом процессе роста не было бы усвоения объективного Добра. Но святость только количественно отличается от всякого морального состояния. Не могло быть никакого морального роста, если б внутренний человек не дышал атмосферой Трансцендентного.
     Наконец, что самое главное, уничтожение страданий, объективная победа над Злом мира, освобождение из-под власти косных, жестоких и злых законов природного строя, вся надежда на грядущий золотой век универсальной, все примирившей гармонии — это все зиждется на Христовых страданиях. Все надежды, все чаяния, вся наша радость, вся вера в грядущее — все вытекает отсюда. Не будь искупления, не будь Голгофы, все превратилось бы в «чертов водевиль». Все полетело бы «вверх тормашками»; идея прогресса превратилась бы в такую пошлость и гадость, от которой бы должен краснеть всякий мало-мальски чуткий человек. Возврат к радости, к святости, к красоте стал возможен только после слова: «Свершилось!..» Поворот от греха, от кошмарных ужасов темного и злого хаоса, истинное освобождение из-под власти всеобщего рабства, истинный и единственный κάθαρσις *Pub9* мировой трагедии — в Гефсиманском саду и Голгофе. Второе творение мира, создание «новой земли» произошло там. А без новой земли нам некуда было бы идти; без этой цели, лежащей впереди человечества, не могло быть никакого движения вперед. Мировая трагедия без своего κάθαρσις'а превратилась бы в безысходный кошмар. Вся жизнь, вся история, весь мир полетел бы в зияющую дыру, и все провалилось бы, сгнило в бездне небытия.
     Позитивное понимание, обходящее эту сторону, замалчивает один из самых коренных вопросов в проблеме прогресса. Вместо устойчивого фундамента оно базируется на пустоте. Ибо разве не пустота та наивно-оптимистическая вера в человека, на которой хочет утвердить возможность прогресса позитивизм? Верить /p213//p214/ в эмпирического человека — эту неминуемую добычу червей, этого вырождающегося сладострастника в худшем случае, а в лучшем бессильного мечтателя — это пошлая сантиментальность, тупое недомыслие.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 01 Декабря 2011, 22:42:45
"Свидетели Иегова".Если кому интересно почитать об этом есть книжка о.Олега Стеняева

http://www.wco.ru/biblio/books/sten1/Main.htm


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 01 Декабря 2011, 22:50:26
Александр Леонидович Дворкин
Сектоведение. Тоталитарные секты.
Опыт систематического исследования

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/contents.html


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Котик от 02 Декабря 2011, 13:20:36
Мне один человек задал следующие вопросы:
1.Что значит призыв апостола Петра"Возрастать в познании Бога",если Бог не познаваем?
2.Скажите,что значат слова,которые Церковь поёт за Великим славословием"Во свете Твоем узрим свет"?
Надо мне  ему ответить.Прошу помочь!
Елена, насчет первого вопроса правильно написали, вполне возможно возрастать в познании Того, Кто полностью нами познан быть не может. Тут просто логика работает (если работает).
По второму вопросу мне встречалось объяснение, данное о.Даниилом Сысоевым в его лекции "О догмате Воскресения". Если кратко: в этих словах указуется на Христа как Бога и на Бога как Троицу. Свет Отца ("Во свете Твоем") есть Дух Святый. Во свете Духа Святаго как Света Отца (и только в Нем) мы можем увидеть Сына, Христа, как Свет миру.
Это кратко. Подробнее посмотрите (или послушайте, я ее слушала в аудиоварианте) саму лекцию.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 02 Декабря 2011, 13:22:12
Спасибо!
:)


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: *Ирина* от 02 Декабря 2011, 19:27:17
http://blogs.mail.ru/inbox/kotov68/77EDCA45BC128F5C.html

Не знаю,может не сюда надо дать ссылку,но захотелось поделиться.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 11:30:57
Ребятки! Искала, в каком бы разделе задать свой вопрос, решила - в данном.Простите, если ошиблась. Хотелось бы узнать, как каждый из вас решает проблему участия в Литургии и НЕ причащения после нее. А еще, что говорят ваши батюшки на эту тему. Литургия и причастие - неразделимы. А значит каждый православный, пришедший на Литургию, обязан причаститься. Церковь зовет нас каждое воскресение на службу. Но для работающего человека практически невозможно каждую неделю КАК ПОЛОЖЕНО готовиться к причастию. Это означает необходимость выбора между двумя грехами - не причащением после Литургии или не частым участием в Евхаристии. Один из вопрошаемых мною батюшек сказал следующее: если уж вы набрались НАГЛОСТИ не причащаться после службы, то встаньте в стороне после призыва "Главы ваши Господеви преклоните!" с сокрушением сердечным, не глазейте на причащающихся и горячо молитесь о прощении. Такой ответ меня вовсе огорчил, потому что НАГЛОЙ я вроде не была (может ошибаюсь?). Короче, я выбрала грех не частого участия в Литургии, а уж если иду, то готовлюсь и причащаюсь. Но меня это тоже мучает... А как у вас это происходит?


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 14:25:36
Везде разные мнения.Причащаться каждое воскресение и каждую литургию,кажется,могут те,кто живёт евхаристической жизнью ,а если человек привык причащаться,например,только в посты и великие праздники-то там другой подход.
         о.Даниил Сысоев говорил,что все раньше обязательно каждую литургию причащались-ибо она для этого и служится,и что раньше,если кто-то в древней церкви вдруг не причащался,то должен был дать ответ прихожанам-почему он не стал вдруг причащаться,в чём дело?
      И сейчас  они придерживаются такой линии о.Даниила.
           Я почти не держала Рождественский пост-по болезни была на диете,постилась всего один день-по диете у меня так совпало-именно перед праздником свт.Николая  у меня был постный стол.Я просто решила исповедоваться на всенощной,а потом и спросила,объяснив,что я по болезни на диете:
"Можно ли мне причащаться завтра?Праздник ведь большой!"
И мне священник разрешил.Он меня даже не знает,может видел разок,а может и нет.
             В другом бы храме,другой священник нагрузил бы епитимиями за недержание поста,не допустил бы к причастию и т.д.
Всё индивидуально.Я хожу к тому,кто по духу поступает,а не по букве.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 14:53:51
Леночка, а как с участием в Литургии на Ваш взгляд: допустимо ли помолиться и уйти без Причастия? Ведь и батюшки часто призывают придти то тогда, то тогда, а ты знаешь, что не сможешь причащаться в эти дни. Как быть? Ведь "наглой" прослыть-то не хочется...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 15:06:55
А еще есть праздничная Литургия: опять разрываешься - идти или не идти по той же причине непричащения. А праздников много, вот и терзаешь себя каждый раз, и если иду, то уже причащаюсь. А в праздники столпотворение на причастие такое, что мама не горюй....


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: ЛюдмилаН от 03 Января 2012, 15:21:58
Зинаида, у меня не получается часто причащаться, но на Литургии стараюсь быть чаще, как могу. Когда не причащаюсь, бывает иногда ощущение такое, что пришла на праздник в рабочей грязной одежде и за стол стыдно сесть. Может батюшка так тебе сказал потому, что считает уровень духовного роста достигшим этих требований и строгостей?
А если человек не достиг того понимания Причастия, как это должно быть, а выполняет только букву, то что это будет? А если не ходить в храм по причине неготовности к Причастию, то еще больше отдалится человек от церкви. Это только мое мнение, на моем невысоком уровне воцерковления.  :-[


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 15:32:40
Я, конечно, не Леночка. :D Но свое мнение выскажу. :)
Христианин должен участвовать в каждой воскресной Литургии. Еженедельное причащение считалось обязательным только в раннехристианские времена. У нас совершенно иная жизнь. Другой образ жизни, другие реалии, другие требования. Мне вообще дико слышать такое мнение священника, простите уж. Получается, если человек по тем или иным причинам не может достойно подготовиться к Причастию, он не имеет права придти в церковь и помолиться? Бред какой. Так народ вообще перестанет в храм ходить, если сами же священники фактически отвращают от участия в Литургии.
Я слышала и противоположное мнение, что частое причащение не каждому полезно по той причине, что человек теряет благоговейное отношение к Таинству, которое превращается в рутинный процесс.
Вообще, вопрос частоты причащения надо решать с духовником, если он есть. А если нет - очень советую обратиться за разъяснением к о.Андрею.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 15:41:24
Совершенно случайно (промыслительно :)) наткнулась на этот доклад:
http://orthodox-mouse.livejournal.com/195683.html


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Марина) от 03 Января 2012, 15:46:14
Согласна с Аллой, батюшка у Зинаиды очень строг. Куда еще как не на Литургию нам немощным за  помощью душевной идти, а причащаться каждую неделю наверное можно, но по силам ли.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 16:03:16
Алла, спаси Господи за ссылку. Почитала. Дело в том, что я уж и сама много читала на эту тему в Интернете. Знаю, что решения не принято на этот счет никакого. А доклад,приведенный Вами,  в доступном для обывателя понимании отлично изложен в "Флавиане" Торика. И даже художественное произведение не дает ответа на данный вопрос - там отдано решение на откуп приходскому священнику. Кстати  в приведенном Вами докладе есть такие слова:"... миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом...." Господи, да кто же из нас может дерзнуть сказать, что это про него в докладе говориться.... Ведь я-так и пост по всем правилам не держу, не говоря уж про среды и пятницы.  Вообще похвалиться нечем...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 16:08:46
"Может батюшка так тебе сказал потому, что считает уровень духовного роста достигшим этих требований и строгостей? "
....
Людмилочка! Бог с Вами, я еще и не начала духовно возрастать. Да и батюшка - не духовник, чтобы знать обо мне всё. Но сомнения он поселил на долгие годы...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 17:27:08
Зинаида мы здесь на "ты" общаемся, возраст значения не имеет.
Мне кажется, это в данном случае мой личный опыт, не надо делать никаких резких шагов в духовной жизни. Маленький ребенок, прежде чем пойти, целый год учится просто переворачиваться и садиться, а уж потом встает вертикально. В духовном возрастании важна каждая ступенька. Не надо перепрыгивать через целые пролеты, так можно и ноги переломать. В свое время, это было несколько лет назад, я начала просто соблюдать среду и пятницу - то, что на тот момент мне было по силам. Потом решила попробовать поститься неделю Великим Постом, да так, как-то незаметно весь пост и выдержала, с Божией помощью, конечно. А потом вообще стало просто поститься, привыкла. Гораздо важнее другое, как научиться Любви Христовой. Вот где для меня очень большая проблема, о чем даже тему заводила на форуме.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 18:04:48
Я всех не слушаю.Есть несколько священников которым я доверяю и они меня знают.Их спрашиваю,к их слову прислушиваюсь,к ним хожу на исповедь.Знаю,что смущения души не будет.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 18:08:39
С удовольствием на "ты" перейду. Согласна насчет Любви Христовой на все 100. Аллочка, но ведь и в заданном мною вопросе - тоже о любви и именно ко Христу. Когда я рыскала по Интернету в смущении после слов батюшки, хотела найти себе оправдания, то вывод получился один: вам на Евхаристии Христос Тело Свое и Кровь Свою каждый раз преподносит в удобоваримом для человека виде, лишь бы вы спасались, а вы, бессовестные, морду лица отворачиваете и айда домой. Грубый вывод, но суть именно такая из всего прочитанного мною. И от этого стало мне еще горше. Дело тут, конечно же, не в строгом или добром батюшке. Просто на мой взгляд наступило время для пересмотра требований к подготовке к Причастию. У каждого человека есть мерило - совесть. И если совесть говорит, что ты с трепетом душевным принимаешь Святые Дары, то и принимай на здоровье. А если совесть молчит, то Бог рассудит, все равно не на пользу пойдет, а в осуждение. А вопрос задала в надежде, что где-то на приходском уровне какое-то решение принято и вы, мои сестры и братья во Христе,  расскажете , поделитесь.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 18:16:14
Отвечаю Елене.  :D
Лена, ну это хорошо, когда есть такая возможность. У меня тоже в храме священники, которым полностью доверяю, не говоря уж о духовнике. Но ведь многие люди, особенно те, кто только-только входит в лоно церковное, они еще не знают, что к чему. И сталкиваются с гневным обличителем, а не с чутким к каждой конкретной душе священником. Я бы просто не стала в церковь ходить, если бы мне такой категоричный батюшка в свое время попался. Кстати, то, что моя дочь Маша ушла из церкви, после того, что пела на клиросе, строго соблюдала посты и вообще очень по-взрослому и серьезно к вере подходила, - это во многом "заслуга" такого ревностного батюшки. Мой духовник за голову схватился, когда я ему рассказала, что тогда произошло. И как теперь вернуть уже взрослого человека в храм, я не знаю. Мнение о церкви у нее уже сформировано, хотя обиды и зла на того батюшку она не держит.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 18:22:08
Отвечаю Елене.  :D
Лена, ну это хорошо, когда есть такая возможность. У меня тоже в храме священники, которым полностью доверяю, не говоря уж о духовнике. Но ведь многие люди, особенно те, кто только-только входит в лоно церковное, они еще не знают, что к чему. И сталкиваются с гневным обличителем, а не с чутким к каждой конкретной душе священником. Я бы просто не стала в церковь ходить, если бы мне такой категоричный батюшка в свое время попался. Кстати, то, что моя дочь Маша ушла из церкви, после того, что пела на клиросе, строго соблюдала посты и вообще очень по-взрослому и серьезно к вере подходила, - это во многом "заслуга" такого ревностного батюшки. Мой духовник за голову схватился, когда я ему рассказала, что тогда произошло. И как теперь вернуть уже взрослого человека в храм, я не знаю. Мнение о церкви у нее уже сформировано, хотя обиды и зла на того батюшку она не держит.
Такое часто бывает.К сожалению. И я знаю жертв.

      Я иногда прихожу "никакая"в храм,просто надо идти в воскресенье или праздник,я и иду.Но голова у меня совершенно чумная от нездоровья.И как я буду в таком состоянии  в очереди на исповедь стоять?И вообще я не могу стоять.Немощна.Я сажусь где-нибудь и сижу всю литургию,а потом ухожу после Отче наш.Так тоже бывает.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 18:25:53
Отвечаю Зинаиде.  :D
Не знаю, Зиночка, у нас вопрос решается в каждом конкретном случае индивидуально. Нет такого, что приход "решил и постановил." У всех разные обстоятельства. У меня есть благословение одного очень серьезного священника на еженедельное причащение для младшего ребенка, учитывая наши непростые обстоятельства. А я стараюсь не реже раза в месяц причащаться. Опять-таки, духовник в курсе моих жизненных проблем и не настаивает на более частом причащении.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 18:27:25
Лена, соборовалась постом?


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 18:31:35
Нет,завтра маму отведу,а сама пойду в Великий пост на соборование.Ведь я особо пост не держала,как-то стыдно собороваться,когда так всё у меня получается.Хотя это и врачом указано,но всё же переживаю,что надо на диете сидеть,а не поститься.
о.Олег Стеняев на одной из лекций,на которой я была, сказал:"Христос познаётся Евхаристически.Полнота общения со Христом расскрывается,если мы соблюдаем заповеди."
Я даже себе на мобильник записала эту фразу.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: НАДЕ*ДА от 03 Января 2012, 18:44:02
Совершенно случайно (промыслительно :)) наткнулась на этот доклад:
http://orthodox-mouse.livejournal.com/195683.html
Алла, спасибо за эту ссылку, в интервью с о.Ефремом нашла для себя много нужных мне ответов и вообще полезного.
Я тоже причащааюсь, в основном, постами, но стараюсь тогда каждую неделю. Хотя воскресные  литургии стараюсь не пропускать.
Если причащаться каждый раз,  меня напрягает исповедь - сколько раз можно повторять  одно и то же на протяжении довольно долгого времени?


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 18:51:45
По поводу исповеди. Я исповедуюсь чаще, чем причащаюсь. Иногда бывают такие вещи, в которых стОит сразу покаяться.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 18:55:08
Лена, что переживать по поводу диеты. Это ж от нездоровья. Помоги тебе Бог! Я тоже Великим Постом, если Бог даст, пособоруюсь.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 19:01:07
Я тоже чаще исповедаюсь.
            Однажды думаю-всё,хватит,нагрешила-пойду исповедоваться.А я в тот момент готовилась к причастию.        
     Пошла специально попозже,чтобы народ уже основной исповедался,а потом я после всех.
             Обратно иду,думаю-а ведь я готовилась причащаться завтра.И стала вспоминать ещё грехи,и вспомнила.
            Пришла утром в храм.Я дежурила в тот день.Говорю священнику:"Буду причащаться.Вчера исповедовалась,и сегодня хочу,кое-что вспомнила."
       А он не стал меня исповедовать,сразу велел причащаться,потому что я вчера уже исповедовалась.
    В Царицыне исповедуют в Великую Среду и разрешают без исповеди причащаться и в Великий Четверг ,на Пасху и на Живоносный Источник-это пятница Светлой Седмицы.Конечно,не всем такое правило-если в Великий Пост причащаешься чаще,то тогда и благословляют.
       Однажды я разговаривала с настоятелем одного северного нашего монастыря,он даже специально приезжал ко мне по просьбе моей подруги,духовник её.Была у меня причина на это.
Он благословил меня в Великий Пост дважды в неделю причащаться.Но не всегда выходит у меня,ибо рассеянная бываю и развлекаюсь и т.д.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 19:03:01
Аллочка, вот тему исповеди ты затронула, и я, как тот почемучка, опять с вопросом. Лет десять назад, когда только начинала по-серьезному исповедываться,  прошла через меня такая инфа: исповедуешься, очищаешь душу, но смотри, чтобы "увидев дом твой чисто выметенным..." и т.д. по Писанию, бес со множеством других к тебе в душу опять на чистое не вернулся, а значит бегом беги на причастие, чтобы Святые Дары заняли свободное место. Сейчас не могу восстановить, где это мною взято именно в такой трактовке, но свято придерживаюсь от страха, что такое произойдет со мной, именно такой строгой последовательности: исповедалась и , рот закрывши, бегом на причастие.  А как же тогда ты несколько раз исповедуешься, но причащаешься один раз? Или я не поняла? Или во мне сидят какие-то предрассудки бабкины...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 19:03:44
Лена, что переживать по поводу диеты. Это ж от нездоровья.
Как крокодил-ем и плачу! :( :'( ;D


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 19:05:02
В монастырях насельники исповедуются хоть трижды в день.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 19:12:07
Лен, ну это ж монастыри... Может у них там защита посильнее от бесов, а мы в миру тут, как липучки от мух, все к себе притягиваем.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 19:15:32
У нас в храме так вообще исповедуют только утром. А я как-то пыталась выклянчить с вечера, так меня одна матушка в свечном ларьке остудила: ну а вдруг ты придешь домой, да телевизор включишь, искушение какое увидишь, а уже исповедывалась... Так с грехом и пойдешь причащаться?


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 19:16:13
Ну как ты будешь причащаться,если вдруг согрешила очень,тебя совесть грызёт-будешь терпеть три дня поститься,ждать,маяться душой?Надо скорее на исповедь бежать.А вдруг не успеешь причаститься и внушение Божье исповедоваться отринешь-так и умрёшь.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 19:19:38
Лен, тоже правильно говоришь, нельзя груз такой носить...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 19:21:09
В разных храмах по-разному.
Вечером ценнее исповедь-можно что-то спросить,рассказать-времени много.А утром спешно.
  Я бывает с вечера исповедуюсь,и вроде нормально,а бывает и утром исповедаюсь,и искушение за пять минут до причастия-кого-нибудь например встречу кого не надо-и т.д.
 Все равно-как бы мы не каялись,не выискивали все свои грехи-всего-то мы и не увидим.Поэтому думать о том,что исповедуюсь утром -не нагрешу не нужно,т.к. всей-то картины своей внутренней жизни мы так и не увидим.
 Бог по милости Своей,по благости нас спасает.
    


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 19:24:11
Лен, ну это ж монастыри... Может у них там защита посильнее от бесов, а мы в миру тут, как липучки от мух, все к себе притягиваем.
А брань с помыслами?А прилепится страсть какая-то-куда денешься-и причащаешься в немощи,хотя и борешься с ней,но она сильнее,что ж не причащаться?
Тогда и вовсе никогда не причаститься,раз всё будет -пришёл,увидел,победил.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 19:28:40
Да уж, Леночка... Я так вообще давно словами ничего не говорю на исповеди: дома готовлю записку, а там только рыдаю с первых слов предначинательной молитвы, уж и батюшки и не вижу, и не слышу, так переживаю. Батюшка каждый раз со страхом мою записку открывает, видя мои рыдания, думает, наверное, убила кого-то, что так плачет. А я от него отхожу, у меня уже и колени не держат. Не знаю, почему я не умею сдержаться.... Вроде по жизни неврастеничкой не была, всегда боевая была и веселая. А тут страх с самой первой исповеди...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Марина_ от 03 Января 2012, 19:30:20
Прочитала ваши рассуждения.
Полностью согласна с Аллой. Нельзя быть столь категоричным в таком важном вопросе - раз не причащаешься, так значит нечего на Литургии и быть. Сколько раз сама , совершенно без сил доползала в храм на Литургию ,чтобы только постоять в уголке и послушать (сил на другое просто не было).
Меня саму (несколько лет назад) батюшка благословил причащаться раз в месяц, так стараюсь и причащаться. А на Литургию бегу с радостью, даже если и не причащаюсь. Бывает исповедаюсь без причастия. Тут уж Елена в точку сказала - как же такой груз носить...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 19:42:43
Вот что вспомнила, сестрички, на тему о Причастии на Литургии. Одно время я ходила с плеером в ушах на работе - постоянно слушала всякие богословские лекции. Так, по-моему, у игумена Петра (Мещерянинова) была такая фраза в лекции, что до сих пор в ушах звучит: "Господь к нам обращается, я милость вам принес, возьмите, она вам нужна, она вам поможет, только возьмите, а мы ему в ответ - нет, нет, нам сейчас не нужно, может попозже, а сейчас некогда, на работу нужно (или на дачу, или еще куда)"....  Как точно и с какой любовью это звучало на лекции....


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Января 2012, 19:46:10
Мне нравится о.Петр Мещеринов.Он очень трезво мыслит.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 20:31:50
Да, вот брань с помыслами... это да... (Лена, это я в тобою поднятую тему) Вот гадость - так гадость.
Я вот задумалась по поводу вопросов Зинаиды. Не знаю, как-то не возникало у меня проблемы, может, потому что всегда рядом были хорошие батюшки? И еще, по-моему, много суеверий всяких бывает вокруг церковных Таинств. Тут голова своя должна быть на плечах. Надо найти батюшку, которому доверяешь и его слушаться, если, конечно, все, что он говорит, советует, согласуется с Заповедями.
А игумен Петр (Мещеринов) говорил о тех, кто предпочитает, условно говоря, огородные работы воскресной Литургии. Когда работа вместо молитвы в храме.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Тася от 03 Января 2012, 20:48:50
По поводу первого предложения твоего, Алла-да помыслы гадость :) Прошу за меня молитв.
А как ты, Алла, понимаешь, что у того или иного человека (батюшки) советы согласуются с Заповедями ???. Ведь, чтобы понимать заповеди надо читать духовную литературу. Чтобы ее читать опять таки нужны советы того же батюшки :D


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 21:00:41
Ну как понимаю? Просто. :D Духовную литературу читаю, собственно, кроме нее я редко что читаю.
А вообще, жизнь не ставит передо мной слишком сложные вопросы. Если есть проблема - излагаю как есть батюшке, спрашиваю совета и прошу молитв, хотя он и так каждый день молится о нас. У меня как-то всё просто складывается в этом вопросе. Собственно, и вопроса-то как такового нет. Живу одним днем с некоторых пор.
 


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Светлана Р. от 03 Января 2012, 21:05:13
Я прочитала всю тему и у меня голова идет кругом, получается "куда не кинь, всюду клин".
Если мало причащаешься -плохо, много можешь впасть в прелесть, а где та золотая серединка?
Батюшку, который будет твоим путеводителем на этой  дороге, найти не просто.  
И как быть нам немощным?



Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 21:10:23
Светланочка! В таком случае можно задать вопрос батюшке!!! :D


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Тася от 03 Января 2012, 21:15:03
Я как-то вообще не задумываюсь над этим. Хочется- причащаюсь, если не смогла подготовиться-не причащаюсь. Мы немощные, больные нуждаемся в Божьей помощи часто, поэтому необходимо частое причащение. Только подойти к Чаше с глубоким осознанием греховности каждый раз не получается, больше скажу получается редко. Ну что ж на то есть исповедь. :)


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Светлана Р. от 03 Января 2012, 21:16:10
Алла,я согласна.
о. Андрею надо задавать конкретные вопросы, а те которые возникают в процессе жизни (так называемые мирские). Ведь для кого-то это пустяк, а для кого-то очень важное жизненное решение.
 


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 03 Января 2012, 21:23:41
Да, вопросы иногда пустяшные оказываются очень даже серьезными. Жизненный контекст важен. Какие обстоятельства у человека. Помните, как оптинский старец Амвросий потратил свое драгоценное время на то, чтобы объяснить бабушке, как ей правильно птицу кормить надо. Потому что в данный момент для нее это было вопросом выживания, а не праздного интереса.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: НАДЕ*ДА от 03 Января 2012, 21:29:16
 
И как быть нам немощным?
Я согласна с мнением  Аллы- голову свою иметь на плечах.
И потом, какие наши грехи:  не убийцы, насильникиили,  или грабители, чтобы по нескольку раз за день исповедоваться.
Они и исповеданные, конечно тяготят и не забываются, но нужно жить дальше и не зацикливаться на этом.  Ломать свою гордыню, молить Господа, чтобы дал сил, терпенья, мужества и жить дальше, с Божьей помощью.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Тася от 03 Января 2012, 21:50:09
Как часто надо причащаться? Современная практика православного благочестия - Н.Е.Пестов
 http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_praktika_pravoslavnogo_blagochestiya_2_06-all.shtml#2


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: ТатьянаЧ от 03 Января 2012, 22:07:26
А мне в храме сказали каждый пост обязательно причащайся, а лучше раз в месяц. Ну не получается у меня раз в месяц. В начале декабря была неделю в отпуске, спокойно подготовилась к исповеди и причастию. На работу вышла, решила ещё раз причаститься, какое там. До дома еле доползешь, такой напряг в конце года. Я только сегодня начала в себя приходить, а завтра опять к цифрам-отчетам. Вроде как оправдываюсь...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Тася от 03 Января 2012, 22:27:08
Мне нравится вот это высказывание" В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревность, ее любовь к Господу, ее сила покаяния. При наличии духовного отца — им устанавливаются и сроки причащения."


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 03 Января 2012, 22:50:08
А если Бог не дал духовника, как быть? Я вообще думаю, что институт духовничества с каждым годом становятся все более нереальным. В крупных городах тем паче. В мой храм ходят тысячи людей, а служат четыре иерея и два диакона. Разве могут четыре человека окормлять тысячи? Дай Бог воскресную школу обслужить. Вот в прошлом году я все сомневалась, надо ли после соборования еще раз причащаться, если до него причастилась? Так батюшка мне просто сказал: каждый человек должен кожей чувствовать, надо ли ему причащаться, и делать это только по велению совести и сердца. Моя совесть сказала : соборованием простились мои неисповеданные грехи, значит это место в сердце умылось, а значит надо Духом Святым его заполнить скорей. Вот так сама себе и отвечаю на вопросы...


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: ТатьянаЧ от 04 Января 2012, 08:31:01
А почему духовник должен быть обязательно в том храме прихожанкой которого ты являешься? В идеале, конечно, хотелось бы чтоб так и было. У моей приятельницы, например, духовник в монастыре.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 04 Января 2012, 09:54:37
Тань, а как же духовника выбирать, если не исповедываться? А в процессе исповеди и выбираешь, того кто по духу подходит. А если исповедываться, значит и тут же причащаться. Т.е. надо менять храм... А исповедываться в одном месте, а потом бежать на причастие в другое - это лишние трудности. Вобщем, я наверное, придумываю оправдания... Не хочется быть настойчивой в поиске духовника, т.к. мне кажется, что то, что должно быть у меня, то приходит легко, как бы само собой. Без моей активности. Но Бога прошу всегда.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: ТатьянаЧ от 04 Января 2012, 10:57:29
Зина, на форуме уже давали эту ссылку, здесь как раз о том, как найти, как выбрать себе духовника. http://www.duhovnik.ru/main/how_to_find


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 04 Января 2012, 12:19:58
Танюшь, спасибо. Почитала.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 04 Января 2012, 22:04:33
Дорогие мои! Я вздыхаю с облегчением и буду, как и вы смело участвовать в Литургиях тогда, когда мне захочется, т.к. получила ответ отца Андрея на мой вопрос. Тем более, что мой батюшка и не запрещал этого делать, но указывал, что это нехорошо. Привожу текст.
Вопрос:
Благословите, батюшка, задать вопрос!
Поделитесь, пожалуйста, своим мнением : является ли причащение для православного человека обязательным завершением его участия в литургии, не является ли "наглостью" с его стороны отказ от причастия в этот день, возможен ли уход православного из храма после "Символа веры" по причине "НЕпричастия"? Есть ли какие-либо разъяснения на эту тему в уставных и богослужебных книгах? Заранее спаси Бог за Ваш ответ.
Ответ о.Андрея:
—Можете не причащаться, раз не готовились, а с литургии без уважительной причины уходить не нужно. Нет, в этих книгах таких разъяснений нет, но в древности причащались все верные, присутствующие на литургии. Спасибо, помоги Господь!




Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Алла от 04 Января 2012, 22:09:03
Ну вот всё и разъяснилось. Слава Богу!


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: ЛюдмилаН от 04 Января 2012, 22:10:26
Слава Богу за все! Зиночка, рада что вопрос твой разрешился.  :D


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 05 Января 2012, 15:24:19
Дорогие мои! Что я увидела-то за собой, проанализировав свою беседу с вами о Литургии и Причастии... Сомнения у меня были уже застарелые на эту тему. Но промыслительно пришла к вам сюда, подняла вопрос, получила ответы ваши и отца Андрея.Спаси Бог за все! И....  Обнаружила свой ГРЕХ...  :o Как я думала-то раньше, получив такие указания от своего батюшки: без Причастия уходить нехорошо с Литургии, но я-то ведь ХОРОШАЯ, это другие вокруг нехорошие, могут себе такое позволить, но я-то - хорошая. Вот и поступала, как "хорошая", каждый раз причащалась. Вот она - гордыня-то - как вылезла завуалированно. А могла бы ходить на службу, как батюшка сказал, с сокрушением сердца и пониманием своего несовершенства, участвовать в Литургии. Дак я-то ведь так не могу себе позволить, как другие- "нехорошие", потому что я лучше конечно. Вот это да, сестрички и братишки! Век живи и век учись... Благодарность моя всем вам преогромнейшая!


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Ост-Остерн от 05 Января 2012, 15:27:56
У меня бывает иногда такое ощущение после литургии,что я в этот день причастилась.И я как-то в этом уверена бываю.Потом вспоминаю-да нет же,я не причащалась,не готовилась.
Радость какая-то бывает.


Название: Re: Вопросы богословского характера
Отправлено: Зинаида) от 05 Января 2012, 15:30:18
Ленусь, потому что смирения в тебе больше, чем у таких, как я. Главное, сбереги в себе это...