Православный форум храма св. Василия Великого

Искусство => Литературная страница => Тема начата: ВераН от 30 Марта 2013, 17:51:30



Название: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 30 Марта 2013, 17:51:30
По просьбе сестер начинаю размещать лингвистический (лексико-семантический) анализ стихотворений Арсения Тарковского, в котором упоминаются бабочки в символическом значении. Так как это научная работа, то язык скучный, и , наверное, непонятный. Кое-какие термины расшифровывала, они подчеркнуты.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Olga N. от 30 Марта 2013, 18:57:45
Вера!Пиши дальше! Безумно интересно! :) Филфак заканчивала? ::)
Специализация какая?


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Olga N. от 30 Марта 2013, 18:59:42
СамО стихотворение изящное :-* :-* :-*
И анализ :) :) :)


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Olga N. от 30 Марта 2013, 19:02:51
У меня диплом был по теме "Образ художника в русской романтической новелле и новелле Серебряного века. Сравнительно-сопоставительный анализ"...Да все быльем поросло, и текста на руках нет :(


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 11:51:05
Да, Оля, я заканчивала филфак педогогического универа, специальность "русский язык и литература", училась по старой программе, было много часов по языку и литературе.
СпасиБо за хороший отзыв! Хотя я уверена, что этот анализ может быть интересен только 3-4 людям с форума. Сама уже по другому отношусь к различным анализам: лингвистическим и литературоведческим - это как препарирование по живому.  :)


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Капитошка от 31 Марта 2013, 11:56:31
Вера, а продолжение будет?
Я жду, затаив дыхание, мне интересно.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные 
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 12:06:50
Да-да, продолжу набирать по-тихоньку.  :) Наташа, спасиБо, на самом деле это очень мешает.
Вообще, читаю ваши отзывы и думаю: среди неспециалистов легко быть "звездой", а вот что бы сказал опытный филолог...?  :)


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 12:31:24
 :D Верочка... Оставайся лучше звездой. Ну их, опытных филологов.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 12:40:54
 ;D ;D


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 13:53:53
БАБОЧКА В ГОСПИТАЛЬНОМ САДУ
Тарковский Арсений
   
Из тени в свет перелетая,
Она сама и тень и свет,
Где родилась она такая,
Почти лишенная примет?
Она летает, приседая,
Она, должно быть, из Китая,
Здесь на нее похожих нет,
Она из тех забытых лет,
Где капля малая лазори
Как море синее во взоре.

Она клянется: навсегда! -
Не держит слова никогда,
Она едва до двух считает,
Не понимает ничего,
Из целой азбуки читает
Две гласных буквы - А и О.

А имя бабочки - рисунок,
Нельзя произнести его,
И для чего ей быть в покое?
Она как зеркальце простое.
Пожалуйста, не улетай,
О госпожа моя, в Китай!
Не надо, не ищи Китая,
Из тени в свет перелетая.
Душа, зачем тебе Китай?
О госпожа моя цветная,
Пожалуйста, не улетай!


«Бабочка в госпитальном саду» - стихотворение, почти документально описывающее мысли и чувства, которые рождаются в душе выздоравливающего после ранения автора при виде порхающей бабочки. Внешнее пространство и обстоятельства обозначены лишь в названии, но мы их реконструируем, обращаясь к биографическим данным из жизни Арсения Тарковского.
Композиционно стихотворение разделено на 4 части: 1 часть – 10 первых строк, 2 часть – 10-16 строки, 3 часть – 16-20, 4 часть – 20-27. В основу композиционного деления положена динамика  субъектно-объектных отношений. Субъектом выступает лирическое «я» автора, объектом – бабочка. Сбособы номинации (обозначения) объекта (через личное местоимение «она» и перефрастические обращения) имеют принципиальное значение для выявления идейной насыщенности образа бабочки в этом стихотворении.

 Попробуем проследить процесс символизации внешнего объекта.

1 часть
1 Из тени в свет перелетая,
2 Она сама и тень и свет,
3 Где родилась она такая,
4 Почти лишенная примет?
5 Она летает, приседая,
6 Она, должно быть, из Китая,
7 Здесь на нее похожих нет,
8 Она из тех забытых лет,
9 Где капля малая лазори
10Как море синее во взоре.


Здесь мы видим описание полета реальной физической бабочки. Присутствуют как объективные (строки 1,5), так и субъективные (строки 2,4,5,6,7,8) черты восприятия объекта. Степень субъективности образа бабочки возрастает с каждой строкой.
 
Первоначально объект вызывает ощущение материальной двойственности (Она сама и тень и свет)

 Пространственной и культурной чужеродности (Она, должно быть, из Китая, Здесь на нее похожих нет)

 Временной неправдоподобности, фантомности  (Здесь на нее похожих нет,
 Она из тех забытых лет)

Бабочка совмещает в сознании лирического героя два временных пласта: настоящего и прошлого и становится идейно-образным воплощением отдаленного временем и пространством счастья единения с любимой. Реальная бабочка, материальный объект, трансформируется в образ-символ, который включает у героя механизм ассоциативного мышления.

9 Где капля малая лазори
10Как море синее во взоре.

Во второй части стихотворения

Она клянется: навсегда! -
Не держит слова никогда,
Она едва до двух считает,
Не понимает ничего,
Из целой азбуки читает
Две гласных буквы - А и О.


Объект номинируется, как и прежде – через личное местоимение «она», но изменяется степень его самостоятельности. Объект приобретает субъектные качества через антропоморфное действие (присущее человеку) : клянется, не держит слова, считает, читает.
Обобщенность, зыбкость номинации (называния, обозначения) и присоединение антропоморфных черт наделяет предмет авторского описания двойственностью: это и бабочка, и женская сущность, наделенная чертами легкомысленности, нелогичности, легкого и воздушного отношения к жизни. Мы видим, как во второй части символ бабочки получает значение обобщенной женственности.

В третьей части:

А имя бабочки - рисунок,
Нельзя произнести его,
И для чего ей быть в покое?
Она как зеркальце простое.


Объект вторично обозначается прямо «бабочкой» (первый раз в названии). Здесь автор наделяет, но не называет, бабочку именем собственным (А имя бабочки – рисунок), которое должно вычленять ее как единичный объект.

Следующая строка (Нельзя произнести его)говорит о том, что оно не может быть названо, так как наделено не лингвистической образностью, связанной с объектом жесткой конвенцией, а изобразительной, визуально-пространственной (рисунок). При таком виде образности представление об объекте восприятия складывается согласно внутренним представлениям субъекта.

Метафорическое сравнение (Она как зеркальце простое)утверждает символическое значение бабочки для каждого: любой человек, взглянув на бабочку, видит в ней отражение наиболее значимого и любимого для себя. То есть, она включает, по мысли автора, механизм ассоциативного мышления у каждого на нее смотрящего также, как у лирического героя в 1ой части (пропорция образ:амальгама=знак:отражение).

Делая вывод, можно сказать, что образ бабочки в 3ей части получает идейную манифестацию, в основе которой лежит объективизация ее субъективного восприятия.

4 часть

1 Пожалуйста, не улетай,
2 О госпожа моя, в Китай!
3 Не надо, не ищи Китая,
4 Из тени в свет перелетая.
5 Душа, зачем тебе Китай?
6 О госпожа моя цветная,
7 Пожалуйста, не улетай!


В последних 7 строках стихотворения видим лексические и синтаксические повторы в строках 1-7 (пожалуйста, не улетай), 2-6 ( о госпожа моя), 3-5 (не ищи Китая - зачем тебе Китай) создают три композиционных кольца, в центре который оказывается строка (Из тени в свет перелетая), буквальный повтор первой строки стихотворения.

Но если в первой части тень и свет понятия физического порядка, то здесь они явления культурологические, философские, общеэстетические, и переводят символ бабочки в бытийный план. Бабочка становится для лирического героя началом, соединяющим различные времена и пространства, а также знаком, который превращает любое место, в котором он оказывается, родным и понятным. Значимость бабочки многократно возростает для лир.героя к концу стихотворения (О госпожа моя), он не просто обращается к ней, а как бы заклинает с помощью магической формулы (три композиционных кольца с повторами).

Проанализировав стихотворение, мы пришли к выводу, что оно уникально для исследования природы символа. Автор максимально точно показывает нам последовательность развития простого образа в многозначный символ в сознании лир. героя.

Если проследить взаимодействие образа и идеи в изображении бабочки, то получаем следующее: в 1ой части символизация минимальная, образ бабочки является тем психическим образованием, которое «включает», запускает в сознании лир. героя механизм ассоциативного мышления.

Восстановим цепочку ассоциаций: бабочка в настоящем – бабочка в прошлом (она из тех забытых лет) – голубой цвет ее крыльев (как  капля синяя лазори) – цвет глаз возлюбленной (море синее во взоре.

1 Из тени в свет перелетая,
2 Она сама и тень и свет,
3 Где родилась она такая,
4 Почти лишенная примет?
5 Она летает, приседая,
6 Она, должно быть, из Китая,
7 Здесь на нее похожих нет,
8 Она из тех забытых лет,
9 Где капля малая лазори
10Как море синее во взоре

Во 2ой части образ бабочки неразрывно связан с образом возлюбленной по принципу психологического подобия. Символизация здесь выражена с помощью формальных средств (обобщенная номинация, олицетворения), что позволяет говорить о сознательной установке автора на выявление символического смысла изображаемого объекта, который здесь имеет психологически-интимное значение «обобщенной женственности».

Она клянется: навсегда! -
Не держит слова никогда,
Она едва до двух считает,
Не понимает ничего,
Из целой азбуки читает
Две гласных буквы - А и О.
В 3ей части автор с помощью метафорических сравнений придает бабочке функцию общечеловеческого символа, прямо указывая на символическую природу образа, или, другими словами, манифистирует его символизм.
А имя бабочки - рисунок,
Нельзя произнести его,
И для чего ей быть в покое?
Она как зеркальце простое.

В 4ой части образ бабочки, как и во второй, получает индивидуально-авторское символическое значение, но поднимается на другой уровень осмысления. Он уже связан не с личностными чувственными впечатлениями лирического героя, а его самоощущением в общечеловеческом культурном контексте, то есть приобретает бытийное значение.

1 Пожалуйста, не улетай,
2 О госпожа моя, в Китай!
3 Не надо, не ищи Китая,
4 Из тени в свет перелетая.
5 Душа, зачем тебе Китай?
6 О госпожа моя цветная,
7 Пожалуйста, не улетай!

Схема эволюции образа бабочки:

1 часть: образ физического объекта, символа нет
2 часть: образ психологической сущности объекта, символ индвидуально-психологический «женская сущность»
3 часть: символ общеловеческий в авторском понимании, «зеркало, душа», «явление сущего»
4 часть: бытийный символ



Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 14:41:52
Делая вывод, можно сказать, что образ бабочки в 3ей части получает идейную манифестацию, в основе которой лежит объективизация ее субъективного восприятия.
Круто. :D
Верочка, ну до чего ж интересно. Давай, выкладывай всё, что у тебя есть. Давненько ничего такого не читала. Соскучилась.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 14:49:26
Гы! Алла, ты нашла самый перл! Кое- какие сомнительные конструкции я расшифровывала в процессе набора текта, это не смогла!  ;D ;D


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 14:51:41
 :D Глаз-алмаз.
Раз пять прочитала, вся надежда на авторское толкование.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 15:03:18
Авторское символическое значение выражено не опосредованно, а явно, с помощью формальных средств, метафорических сравнений.
О = другой О это и есть идейная манифестация
С помощью объективных приемов происходит проявление субъективных смыслов, так яснее?  :)


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 15:09:09
А если опосредованно, то это как?
И не всегда ли поэтические приемы служат проявлению субъективного смысла? Что может быть объективного в поэзии? Лирическое произведение изначально строится на субъективности. Нет разве?


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 15:15:02
 :D Тогда это общий закон поэзии, а не особенность данного стихотворения.
Верочка, я не филолог, объясни.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные 
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 15:29:07
Совсем запутала вас. Конкретно про 3 я попыталась расшифровать. А вообще моя задача (самой себе поставленная) в работе была выявить и продемонстрировать какое символическое значение присутствует в тексте: индивидуально-авторское, традиционное ли, и символ ли здесь вообще.
Символ - это знак в своей образности. (одно из определений)

Возможно, при анализе этого стихотворения я притянула за уши демонстрацию процесса символизации образа. Но мне это показалось очень явно. Образ может использоваться по-разному - формально и не нести знаковой нагрузки вообще, знаковость может быть однозначной и многозначной, традиционной и авторской.
У Тарковского символы разные. Например, сверчок - традиционно символ уюта. У Тарковского есть другое понимание - сверчок - это поэт. Но он использует также и традиционное значение. Когда используется традиционное значение символа мы воспринимаем его как объективный,  символ существует как данность, мы не подвергаем сомнению его правомерность. С авторской символизацией все по другому.
 Авторский символ очень личный, разовый даже( в одном стихотворении используется и все), ситуативный. В итоге его, в отличие от объективного традиционного, можно считать субъективно-авторским.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 15:37:08
Ну, вообще-то, мне не показалось, что за уши притянут процесс. Он же имеет место быть в стихотворении.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 15:39:25
Ура! Удалось это продемонстрировать, хоть что-то!!  :D
"Объективный" здесь используется так же в значении, "присущий объекту в реальности признак". Бабочка в реальности летает -  значит, это объективный признак. А то что она клянется ,считает, читает - это субъективные признаки, которыми ее наделяет автор.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 15:45:02
 :D :D :D Ты енто... Не останавливайся, еще показывай свои труды.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 15:53:22
Анализов стихотворений у меня много, но это самое подробное. Сейчас посмотрела курсовик про Борхеса, концовка утеряна. :(


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 15:54:54
 :D Допиши новую. Объективно переосмысленную.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 15:57:17
 :) Придется,  чтобы не понять что не показывать. Чё-то нас в науку потянуло? К чему бы это?


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Ост-Остерн от 31 Марта 2013, 15:59:44
Интересно,интересно!
Среди священников много филологов.Например о.Артемий Владимиров...


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 16:00:21
:) Придется,  чтобы не понять что не показывать. Чё-то нас в науку потянуло? К чему бы это?
:D Наверное, вот к чему... (http://www.youtube.com/watch?v=DLOEyvpGt0Q)


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Ост-Остерн от 31 Марта 2013, 16:01:02
 ;D ;D ;D


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Ост-Остерн от 31 Марта 2013, 16:03:09
И о.Максим Козлов-филолог!


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Olga N. от 31 Марта 2013, 16:08:46
Да-да, Алла!!! ;D ;D ;D
Себя узнала. Но только с вами на форуме и могу "о непонятном"... :)


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Алла от 31 Марта 2013, 16:10:34
А о.Вигилянский журналист...  :) Или он Литинститут закончил? Не помню.

Оля!!! Здесь это не чревато физической расправой. Ну где еще о непонятном... Чтоб в глаз не получить... 8)


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: ВераН от 31 Марта 2013, 16:11:19
А это, кстати, грустная тема. Образованность и интеллегентность ( в худшем значении слова) часто объединяют в единое целое. Встречалась с определенной агрессией к ним, в том числе у духовных лиц.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Ост-Остерн от 31 Марта 2013, 16:23:10
Хотя многие из них как раз из образованной и интеллигентной среды вышли.


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Елена I от 31 Марта 2013, 17:22:21
а я вот,интересно, какой считаюсь. Мамины и папины родители - "глубокие" крестьяне. Папа - офицер, мама - бухгалтер. А я из какой среды получаюсь?


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Ост-Остерн от 31 Марта 2013, 17:23:17
Разночинцы!


Название: Re: Практическая часть диплома "Зооморфные символы в творчестве Арсения Тарковского"
Отправлено: Елена I от 31 Марта 2013, 17:26:11
то-то я чую, что я и не "деревня" и не "город", а так... отсюда вышла, туда не пришла...

простите, что влезла.