Православный форум храма св. Василия Великого

Наша Вера и духовная жизнь => Православная вера => Тема начата: Ост-Остерн от 20 Сентября 2010, 22:06:25



Название: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 20 Сентября 2010, 22:06:25
Чем отличается гордость от тщеславия?
Например,человек занимал хорошую должность и был заметен в обществе,среди людей,приносил пользу,и вдруг его ,так сказать"двигают"с места .
Человеку это,естественно,обидно.
Из-за чего это?Из-за гордости или из-за тщеславия?Где тут гордость,где тщеславие?


Название: Re: гордость и тщеславие
Отправлено: Николай Ф от 20 Сентября 2010, 22:30:13
Как раз сейчас читаю книгу Николая Евграфовича Пестова "Современная практика Православного Благочестия". Он приводит слова схиархимандрита Софрония, который пишет: "Гордость - начало греха, в ней заключены все виды зла: тщеславие..."
Т.е. гордость - понятие более широкое. Тщеславие его, если можно так выразиться, частный случай, означающий любовь к славе, всегда быть на виду, на первом месте.

 


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: miha61 от 21 Сентября 2010, 17:03:35
Тщеславие рождается от гордости.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: ирина дмитриевна от 22 Сентября 2010, 10:03:43
Да гордыня - это корень,  от которого растет дерево грехов. В примере с понижением должности, скорее все вместе, но впереди гордыня, да еще и гнев прибавился.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Тася от 22 Сентября 2010, 10:37:24
О различии гордости и тщеславия нашла следуещее:"Тщеславный услаждается своими реальными или мнимыми достоинствами и успехами, однако в его душе, несмотря на недостаток любви к Богу и неблагодарность к Нему, еще может остаться место для веры. Гордый же человек проявляет прямое и сознательное пренебрежение к Божественной славе. Об этом пишет преп. Иоанн Лествичник: «Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (23:2)."
 А почему человек просто не мог привыкнуть к той мысли, что он здесь работает, приносит пользу, чувствует себя на этом месте нормально, его здесь ценили, а когда попросили он стал ощущать себя никому ненужным, да еще искать новую работу, будет ли там также ??? Может просто мало доверяет Богу, может от того, что не соглашается с обстоятельствами, возмущается в сердце,  надеется на окружающих людей, обстоятельства и т д, поэтому обидно?


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Тася от 28 Сентября 2010, 14:26:30
Интересно, что о гордости говорил прп. Иоанн Лествичник:"Кто возносится естественными дарованиями, т е остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротой разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ, ибо неверный в малом и во многом неверен и тщеславен."

Когда возможно человеку понять превозносится он над другими или только видит особенности, которые его отличают от других ???


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 28 Сентября 2010, 15:32:35
"...полученными без труда"..... А если полученные трудом, то... можно возноситься? ???


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 28 Сентября 2010, 16:40:58
"...нет такой области, куда тщеславие не может вкрасться. Серафим Саровский кому-то говорил, что если сам избираешь какой-нибудь подвиг, то твоего тщеславия хватит на то, чтобы ты его исполнил, что критерий - не те подвиги, которые ты сам выбираешь, а терпение, с которым ты выносишь обстоятельства своей жизни и то,чего ты не выбирал. И все равно, помните рассказ из жизни Макария Египетского: он умер, и один из его учеников видел, как его душа поднимается на небо, и по дороге бесы расставили таможенные столы, и на каждом - мытарства, если предпочитаете более благочестивое слово - у каждого стола его испытывали, и он проходил через все эти испытания и доходил уже до дверей рая, и бесы решили его поймать хоть на тщеславии, они все заплескали руками и закричали:"Слава тебе, Макарий, ты нас победил!" И уже стоя в дверях рая, он повернулся и сказал:"Еще нет!" Так что вот, до дверей рая тщеславие может нас преследовать, и оно, как отцы говорят, словно ржавчина, привязывается и к хорошему, и к плохому; можно быть тщеславным от самой подлинной добродетели, так что это последний враг, которого мы можем победить. Но это не значит, что, потому что мы его не победили, мы ничего не можем сделать; когда ты ничего не будешь делать, ты тоже будешь тщеславиться: смотрите,какой я, ничего не делаю, чтобы не запятнать свое дело тщеславием." (митрополит Антоний Сурожский)


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: АндрейЗаречный от 28 Сентября 2010, 23:14:07
Приятель прислал СМСку, в которой съязвил про отставку Лужкова, я - ему в ответной замечание, мол, не хорошо злорадствовать. Он обиделся. А ведь это тоже получается тщеславие с моей стороны: я такой хороший, не злословлю, не ругаюсь, замечания делаю...А получилось, что "заступившись" за московского чиновника, до которого мне и дела нет, обидел товарища. А ведь стоило всего-навсего промолчать. Вот иной раз по таким вот замечаниям и судят о нас, Православных. Это - нельзя, это - грех... А имеем ли мы право говорить об этом невоцерковленным, не вызываем ли ещё большее неприятие Церкви у них?! Понимаю, конечно, что не всегда можно смолчать, но всё же зачастую стоит. 


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Тася от 29 Сентября 2010, 10:23:11
Вот иной раз по таким вот замечаниям и судят о нас, Православных. Это - нельзя, это - грех... А имеем ли мы право говорить об этом невоцерковленным, не вызываем ли ещё большее неприятие Церкви у них?! Понимаю, конечно, что не всегда можно смолчать, но всё же зачастую стоит. 
Да, думаю, что судят и по таким замечаниям, и потому как некоторые православные люди одеваются и какие лица безрадостные имеют, и потому как громко разглагольствуют на улице о Боге, об исповеди и причастии (как будто напоказ), разных замечаниях, и потому как не знают ответов на  простые  вопросы :( . Да, я иногда тоже сужу, наверно и тщеславлюсь :(


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 29 Сентября 2010, 11:17:16
Вот что применительно к этой теме писал Святитель Николай Сербский:
          "...кто имеет настоящую веру в Бога Живого, тот охотнее молчит. И кто делает настоящее дело Божие, тот охотнее молчит. А кто своим умом выдумывает для себя веру, тот охотно спорит о вере. И кто дело делает свое, а не Божие, тот охотно похваляется делами.
          У человека от веры глубокая тишина в душе, глубже тишины на дне морском. Ибо Мудрость Божия рождается и обитает в тишине глубокой.
         У делателя дела Божиего - на языке глубокая тишина, глубже тишины железа в сердце горы."
          Когда я прочитала эти строки впервые, вспомнила наши редкие посиделки с сестрами по вере, и представились мне стрекочущие сороки. И все о вере, о вере.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 06 Октября 2010, 12:31:26
Ну да.К этой вершине,о которой нам рассказал свт.Николай Сербский,нам ещё идти и идти.Мы только по горизонтали живём,а не по вертикали.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Женя от 08 Октября 2010, 19:55:24
А если человек спокойно знает себе цену и признает свои достоинства, которые у него действительно есть?


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 08 Октября 2010, 20:24:43
Мне кажется, что в утверждении "знает себе цену" уже заключается некоторое превосходство, какой-то отголосок того самого тщеславия, о котором мы говорили. Сделал доброе дело, про себя отметил - "я хороший". Не преступил Заповеди - "я праведный". Может быть, я ошибаюсь, или сужу по себе, но такие мысли посещают периодически каждого человека, начавшего жить по Заповедям. А стремиться надо к тому, чтобы делать добрые дела как само собой разумеющееся, мы же не думаем, когда дышим. Как-то после разговора с одним добрым батюшкой решила разобрать "по косточкам" себя любимую, свои поступки. Так вот, наедине со своей совестью оказалось, что ничего вобщем-то хорошего и нет, все добродетели с червоточинкой. Чтобы это понять, надо было повстречать такого батюшку, который, не зная меня толком, помог разобраться в себе и сделать правильные выводы.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Тася от 08 Октября 2010, 22:38:47
А если человек спокойно знает себе цену и признает свои достоинства, которые у него действительно есть?
Мне кажется, что в утверждении "знает себе цену" уже заключается некоторое превосходство, какой-то отголосок того самого тщеславия, о котором мы говорили. Сделал доброе дело, про себя отметил - "я хороший". Не преступил Заповеди - "я праведный". Может быть, я ошибаюсь, или сужу по себе, но такие мысли посещают периодически каждого человека, начавшего жить по Заповедям. А стремиться надо к тому, чтобы делать добрые дела как само собой разумеющееся, мы же не думаем, когда дышим. Как-то после разговора с одним добрым батюшкой решила разобрать "по косточкам" себя любимую, свои поступки. Так вот, наедине со своей совестью оказалось, что ничего вобщем-то хорошего и нет, все добродетели с червоточинкой. Чтобы это понять, надо было повстречать такого батюшку, который, не зная меня толком, помог разобраться в себе и сделать правильные выводы.
А мне представляется, что Женя спрашивала о другом. Если человек имеет какие-то выдающиеся способности, то что он должен думать, что их не имеет?  Наоборот, зная о своем таланте, каких-то отличающих от других способностях и благодаря Бога, он может приносить пользу ближним. Если при этом он начинает превозноситься,  говорить о себе так, что другие хуже его, принижать ближних, то это другое.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Павел Малый от 09 Октября 2010, 08:45:09
Говорят, святые подвижники оплакивали свои добродетели ещё больше, чем грехи... А талант, - он у кждого человека есть (разные и в разной степени), но тут не всякое лыко в строку...


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 09 Октября 2010, 11:13:55
Талант к добродетели отношения не имеет. Богом данный талант - обязанность, а не повод для тщеславия, хотя сплошь и рядом мы видим, что, к сожалению, люди мало это понимают, в особенности, публичные персоны. В этой связи всегда заметно, живет человек с Богом или нет. Превозносится сам или своим талантом славит Создателя.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Женя от 11 Октября 2010, 09:54:40
Да, я именно это хотела сказать. Когда человек знает о своих способностях, таланте и направляет этот дар на пользу ближнему.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Женя от 11 Октября 2010, 09:55:53
Ой, извините. Этот ответ - Тасе.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Тася от 11 Октября 2010, 12:58:23
Да, я именно это хотела сказать. Когда человек знает о своих способностях, таланте и направляет этот дар на пользу ближнему.
Да, Женя! Я так и поняла, что вы это имеете в виду.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена Щипанова от 12 Октября 2010, 19:41:30
Чем отличается гордость от тщеславия?
Не хочу случайно что-нибудь переврать, поэтому даю ссылку:
http://hramnagorke.ru/articles/65/1377/
Замечательная статья!  :)


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 19 Октября 2011, 20:37:56
Старец с длинной бородой († 1835)

В начале 19-го века жил в скиту Кавсокаливе блаженнейший старец. Борода его была как у преп. Онуфрия и преп. Петра Афонского - на четверть лежала на земле. Когда кто желал посмотреть ее, то он становился на скамейку, и тогда она висела до земли.
Этот старец прежде был первый и славный певец по всему Афону, и не было подобного голоса во всей Св. Горе. Во все монастыри просили его на праздники для пения. В один праздник пел он всенощное бдение, и потщеславился своим голосом. После того пропал у него голос, и не мог он уже ничего петь, и от того впал в великую скорбь.
Сказывали:  

было ему видение и от Царицы Небесной извещение, что отнялся у него голос за то, что не умел им владеть, а только тщеславился; но что в утешение дана будет ему великая борода; только бы паки не тщеславился, а то и ее лишится. И начала расти борода его, и выросла на четверть ниже ног. И он всегда носил ее подвязану, и показывал только тем, кто пожелает посмотреть.
В одно время в Константинополе проезжал султан Махмуд мимо патриархии. И захотелось ему по любопытству посмотреть христианскую церковь. Встретил его сам патриарх; султан долго все рассматривал в храме. Увидавши икону св. Петра Афонского и Онуфрия Великого, он сказал патриарху: - Вот у вас тут басни изображены; как возможно, чтобы у людей такие были бороды? - Патриарх ему смиренно ответил, что это не ложь, а истинная правда, и что в нынешнее время на Горе Афонской есть монах, который имеет такую длинную бороду. Султан скоро послал за ним.
     Он же приехал и явился к султану. Тот приказал показать ему бороду, и монах стал на диван и распустил свою бороду. Султан весьма удивился, что борода длиннее, нежели какие на иконах видел. Потом сам захотел испытать и увериться - не подделана ли она; взял один волос от самого подбородка и вел по нему рукой до самого конца; так пробовал 3 волоса.
        Потом, смотря на бороду, сказал: - у христиан, что есть писано, то все сущая правда! - А монаху дал фирман, чтобы оба они с учеником до смерти дани не платили, а жили на льготе.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Капитошка от 18 Декабря 2011, 14:26:18
http://rusk.ru/st.php?idar=52123 Протоиерей Андрей Ткачёв


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Дмитрий_В от 01 Мая 2012, 06:07:13
Как распознать в себе гордость? На этот вопрос так отвечает архиепископ Иаков Нижегородский:
«Чтобы познать, ощутить ее, замечай, как ты себя будешь чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко».

Вот совет архиепископа Арсения, как бороться с гордостью:
«У тебя не должно быть сознания, что ты преуспел. Трудись, борись со грехом и больше ничего, а за твои подвиги Господь даст тебе блаженное состояние духа, когда ты будешь чувствовать мир, отраду в душе, а не сознание того, что ты преуспел»


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 01 Мая 2012, 09:08:33
Теорию знаем неплохо. Теперь самое сложное - претворить сие в практические занятия. Не знаю, как у кого, а у меня мало что получается. Также раздражаюсь, также продолжаю обижаться. Хотя и знаю, что это и откуда. Э-эх!..


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 02 Мая 2012, 07:12:00
Если это тот самый безбородый монах Рафаил, то действительно, там много полезного, так как основано всеже на догматах Церкви, если бы не "винегрет", связанный с ИНН и паспортами, ну и еще ряда подобного. Лично меня эти рассуждения просто стопорят, так как сам Рафаил и кучка примкнувших к сей "секте" священников выглядят довольно таки неплохо. И одеты , и сыты, и живут не в дупле дерева... И вот, чтобы все это у них было, другим приходится и паспорта получать и ИНН принимать.. Столько навыдумывали даже касательно правильного наложения крестного знамения: оказывается нельзя начинать креститься с повисшей вдоль тела руки и этим же заканчивать  :o (?!) , иначе при начертании получается пентаграмма - то есть бесовская символика. И такой вот бред присутствует на протяжении всех высказываний, что , просто, "ни сесть, ни встать".


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Павел Малый от 02 Мая 2012, 20:50:11
Архимандрит Рафаил (Карелин) вполне здравый человек. Это он пишет книги. А с ИННами и прочими цифирями борется другой Рафаил (Берестов), хотя может лично он и не борется, а только его именем "шаталова пустынь" авторитет себе пытается добавить..


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 05 Мая 2012, 16:12:26
Читала недавно биографическую книжицу о семье Н.Е.Пестова "Серафимово благословение". Кстати, интересная вещь. Много полезного. И вот там описывается такой эпизод, произошедший с молодым Пестовым и его другом-евреем: Будучи в паломничестве по святым местам, они заходят в один храм, где уже идет служба. Прошли вперед и встали справа. Как, вдруг, забегает нищенка, и прямо к ним с воплем:"Жид, тебе здесь не место!", стала колотить по спине молодого еврея. У того сильно болел позвоночник, и от боли он пошатнулся, с вырвавшимся стоном. Когда он оглянулся, то увидел яростные глаза нищенки, вперившейся в него. Он молча поклонился ей до земли и также молча ,развернувшись, стал дальше слушать службу. Нищенка, как ошпаренная, выскочила из храма. Назавтра, когда они оба опять шли на службу, их поджидала та несчастная. Упав в ноги, слезно просила простить ее.... Лично меня этот эпизод поразил в самое, что называется, сердце. Всегда сравнивая, и здесь думаю: "А что бы сделала я?" И тут же отвечаю сама себе:"В лучшем случае ,просто, промолчала". Для меня это верх смирения. А как думаете вы?


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 05 Мая 2012, 16:14:21
На месте кого? :)


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Николай Ф от 05 Мая 2012, 16:26:53
Если на месте друга Николая Евграфовича, то да, трудно сказать.
У нас в храме есть одна бабулька, которая явно путает Храм Божий с парткомом советских времён, и когда смотришь на неё, то иногда находит раздражение.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 05 Мая 2012, 16:28:36
На месте кого? :)
Однозначно: на месте друга-еврея.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: *Ирина* от 05 Мая 2012, 16:31:29
У нас в монастырь ходит одна не совсем здоровая женщина,так она и монахиням замечания делает,поучает...Они,конечно,молчат. :)


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: ВераН от 05 Мая 2012, 16:32:37
Мне кажется, такую агрессию сложно перенести новоначальному человеку, а тот, кто давно в храм ходит, уже попривык к некоторым "особенностям".


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 05 Мая 2012, 16:38:32
Я честно скажу, что не знаю, как бы поступила в этом случае. Но в моей реальной, а не предположительной жизни ежедневно находится повод проявлять смирение. Насколько хорошо это у меня получается - не мне судить. Думаю, так себе.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: ЛюдмилаН от 05 Мая 2012, 16:43:25
А ведь просить прощения как та нищенка - это тоже ведь смирение и покаяние.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 05 Мая 2012, 16:45:19
Согласна с Людочкой.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ирина) от 05 Мая 2012, 17:45:33
А ведь просить прощения как та нищенка - это тоже ведь смирение и покаяние.
Тоже согласна. Часто мы, понимая неправоту, можем промолчать. Как трудно произнести " прости"!


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 05 Мая 2012, 21:36:32
Наверное болящая какая,одержимая.
Заступаться надо,иначе голову оторвут кому-нибудь,а мы будем смиренно молчать..
Можно пожаловаться охранникам или алтарникам,пусть они сделают замечание.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 03 Июня 2012, 17:40:08
Очень хочу поделиться со всеми вами своей "болячкой". Долго выбирала тему, в которой можно это описать. Остановилась на этой. . У нас с нашим батюшкой уже скоро три года, как возникли разногласия. Если можно, то причину не буду описывать. Однозначно, что большая вина на мне, поэтому подходила с просьбой о прощении раза два. В ответ - тишина. Два года из-за недопонимания исповедаюсь у другого священника. И вот все это время наш священник при благословении именно мне не дает целовать свою руку: отдергивает. Больше такой "чести" никто в нашем храме не заслужил. По перву было несколько больно. Со временем вроде как обвыклась. И вот сегодня опять в приподнятом настроении подхожу к кресту, после службы, поздравляю батюшку с праздником , целую Крест, машинально тянусь к руке и ...еле удерживаюсь от падения, так как рука , по мере моего приближения, стала удаляться. Только тут резко соображаю, что я делаю, меня как бы окатывает всю кипятком. И я в смятении быстро удаляюсь от центра к выходу. Долго потом прихожу в себя..... Что же это такое? Конечно, я очень большая грешница: без всяких сомнений, как ни страшно, но мое место именно там, внизу.. Но ведь Господь и пришел на эту землю ради МЕНЯ , грешной и в тоже время, немощной. Он говорил о том, что надо прощать.... Тяжело сталкиваться с тем, что слышишь одно, а на деле....... Смирение, терпение, любовь! Как просто и как сложно!....


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 03 Июня 2012, 17:57:48
Может это и его проблемы тоже.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ольга ) от 06 Июня 2012, 15:02:21
Лена, я думаю, что мы не должны сокрушаться по поводу не доброго к нам отношения других людей. А помнить всегда, что во всем милость Божия к нам грешным, что " от Меня это было".
Можно я отвечу словами святого подвижника, угодника Божиего Игумена Никона (Воробьева). Мне он часто помогает в моих трудностях жизненных, своими письмами о духовной жизни. Может и тебе станет понятно многое и не будет казаться своей "болячкой". А примешь все со смирением и разумением. Я очень желаю тебе этого! Помощи Божией, тебе, сестра!

"...Человеку необходимо почувствовать не умом, и не только сердцем, а всем своим существом, с головы до пят, непостижимую ни для человеков, ни для Ангелов любовь Божию. Он должен благодарить Бога, славословить Его, преклоняться пред Ним, пред Господом, за Его великую милость и любовь. Он должен бы желать не только быть распятым рядом с Ним и перенести все, но быть растерзанным на куски, и не только растерзанным, а терзаемым всю жизнь. Вот как он должен себя чувствовать. А мы, окаянные, не можем и малейшей скорби терпеть, даже самой малейшей.

Поэтому первыми словами молитвы и поставлены Церковью слова: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, то есть “Слава, благодарение Тебе, Господи, за Твою милость, за Твою любовь, за снисхождение, за то, что Ты, Господь, Творец вселенной, пред Которым трепещут все Ангелы, снизошел до того, что позволяешь нам называть Тебя своим Господом и обращаться к Тебе, молиться Тебе”.

Все Господь делает для человека, для его радости, для его спасения, даже для его удовольствия. Все делает Господь, лишь бы это было в пользу, а не во вред человеку. Поэтому нечего бояться, нечего страшиться скорбей. Все Господь сделает, может избавить от всего. Для нашей пользы только не все делается. Поэтому нам надо преклоняться пред Господом (вот и нужны для этого свои отдельные комнаты), благодарить, славословить, молиться Ему от всей души..."

В связи с вопросом о духовной жизни батюшка довольно часто в своих беседах подчеркивал, что духовность заключается не в духовных одеждах и не в словах о духовности, которыми любят иные щеголять, как модной одеждой. Многие книги, предупреждал он, написанные о духовности, многие рассказы о чудесах проникнуты совершенно антихристианским духом.

Единственные писания Духа Святого — это творения святых отцов и подвижников Церкви, как, например, епископа Игнатия Брянчанинова.

Батюшка очень часто повторял, что самый страшный враг для священства — это стремление угодить народу, понравиться ему, желание покрасивее служить: ибо это стремление превращает священника в артиста, фарисея, отвергнутого Богом, а народ делает язычником, смотрящим лишь на внешность и оставляющим Христа. Об этом батюшка говорил всегда с особенной горячностью.

"..Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию! Господь соединил с Божественною сущностью природу человеческую, омыл Своею кровию грехи всего верующего человечества, усыновил Себе падших людей, вознес на небо, сделав причастниками Божественной жизни и радости, радости навеки.

Здешние земные скорби, болезни, тяготы старости будут радовать нас в будущей жизни. Если Господь страдал за нас, то как нам не быть хоть в малой мере участниками страданий Христовых?! Душа наша, образ Божий, живущий в нас, желает быть причастником страданий Христовых, только наше малодушие и немощь боятся их, хотя силы, может быть, и хватило бы на терпение...
...Будем же благодарить от всего сердца Господа за все, что угодно будет Ему послать нам. Не во гневе, не для наказания посылает нам Господь скорби и болезни,  а из любви к нам, хотя и не все люди и не всегда понимают это. Зато и сказано: за все благодарите. Надо всей душой предаться благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих.

Сие буди, буди со всеми нами. Аминь."




Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 06 Июня 2012, 15:55:24
Оленька, спаси тя , Господь! Очень растрогалась: настолько близко Ты поняла и приняла, что Господь вразумил Тебя написать мне, великой грешнице, себялюбке и эгоистке,- такие верные высказывания выдающегося Отца ХХ столетия! Очень проникновенно! И в каждом слове - истина! СПАСИБО!  :-* :-* :-*


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Hendel от 10 Июня 2012, 08:00:27
Оля,спасиБо за прекрасные цитаты!!Как всегда,изумительно выбираешь:просто, понятно, доступно, оттого принимается всем сердцем! :-* :-* :-*


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ирина) от 10 Июня 2012, 08:55:59
СпасиБо- за такие строки в нужный момент!поддержка колоссальная!


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 14 Апреля 2013, 16:17:33
Вот!!!
Всем без различия сияет солнце; а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. [22, 5]
Всё собираюсь эту цитату распечатать, заламинировать и куда-нибудь повесить вблизи глаз.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 14 Апреля 2013, 17:03:59
Аллочка, спасиБо!
Давно знаю и часто поминаю о сих словах, применяя к себе: все верно в каждой букве сей фразы. И как избавиться от сего?!
Господи, помилуй и исцели мою скверность!


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ольга ) от 14 Апреля 2013, 17:08:12
Ох-ох. :-\  Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Natalya K. от 14 Апреля 2013, 17:54:43
Вот!!!
Всем без различия сияет солнце; а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. [22, 5]
Всё собираюсь эту цитату распечатать, заламинировать и куда-нибудь повесить вблизи глаз.

Так и есть... Но как это победить в себе? Когда "мое я" так и прет поперек батька в пекло...


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ольга ) от 24 Апреля 2013, 19:39:19
О гордыне и что делать с теми кто нам в тягость?

Совет-рассказ схиигумена Саввы (Остапенко) для исцеления от страсти гордыни и о том, что делать с людьми, которые нам в тягость.


… Для назидания расскажу Вам случай из жизни чад, как враг разжег двух девиц ненавистью друг к другу и как они победили врага тем, что стали целовать свой крестик.

Вначале эти девицы, Е. и М., были большими друзьями и жили, как говорится, душа в душу. Но хитрый и лукавый враг позавидовал такой дружбе и стал в душах их производить смуту. Одна говорит другой:

— Ты гордая!

А другая в ответ говорит:

— А ты вовсе превознесенная гордыня!

Ну и, разумеется, вражда. Все пошло колесом. Краски поблекли, все стало представляться в ином свете. Слова друг друга стали пониматься в превратном смысле. Каждая из них думала: «Вот как можно ошибиться в человеке! Считала, что лучше ее нет никого на свете». Стали усиленно избегать друг друга, насколько это было возможно при совместном послушании. И вот, пишут, одна и другая: «Батюшка, что делать? Погибаем! Разъедините нас». Спрашиваю у М.:

— Ты крестик целуешь за Е.? — Нет.

— А почему? Разве ты не знаешь, что надо целовать крестик свой за того, кто нам в тягость?

— Простите, батюшка, забываю.

— Вот, — говорю, — злая сила и воспользовалась вашим нерадением, и крутит вами. Целуй крестик за Е. по пять раз утром и вечером, молись и искренно желай ей спасения. Е. тоже так будет делать. Тогда врага победите, и у вас опять будет мир и любовь. Стали они приневоливать себя крестик целовать и молиться друг за друга, а потом М. рассказывает:

— Вижу, как Е. плачет, и мне делается ее так жалко! Думаю: «Ведь это я ее мучаю. Я хуже зверя», — и сама заливаюсь слезами. Смотрю только на нее и плачу, а сказать не смею — стыжусь. Думаю, что не поверит, скажет: «Лицемерка!» Молчу. Проходит неделя, другая... Молчим, иногда плачем, особенно в храме, и украдкой посматриваем друг на друга. Однажды я уловила ее взгляд. В нем было столько сострадания, такая любовь, что я не удержалась и бросилась ей на шею с рыданием:

— Сестричка, милая, прости меня ради Христа! Я люблю тебя искренно, глубоко... Что было со мной, я и сама не знаю. Верь мне, я говорю искренно! А она душит меня в своих объятиях, целует-целует без конца и потом с сияющим взглядом говорит:

— Верю, верю, сестричка! Я потому и плакала, что видела, как ты мучаешься из-за меня... Какие же мы, взрослые, глупые — хуже детей!

После этого случая они стали любить друг друга еще сильней. Приятно смотреть на них. Всегда спокойные, энергичные, заботливые. И труд у них стал спориться.

Вот видишь, что делает животворящий Крест Господень! Гордость, как говорится, только на свет народилась, а они тут же ее приглушили. Понудили себя, помучились, зато теперь обеим хорошо. А если бы разошлись, то грех в них так бы и продолжал скрытно жить и развиваться и время от времени мучил бы их. Они остались бы с плохим мнением друг о друге и новый грех приложили бы к своим прежним грехам. А теперь они на факте убедились, что если человек не борется со злой силой, то он сам становится злым. Избави, Господи!

Вот как полезны искушения, как полезна борьба с ними! Через искушения человек себя познает, а когда крестик целует — тогда козни врага видит, поэтому от каждого искушения становится все опытнее и опытнее.

Только не надо забывать крестик целовать и молиться за тех, кто нам в тягость, и тогда все будет хорошо, враг ничего не сможет сделать.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 24 Апреля 2013, 19:56:39
СпасиБо, Оля! Давно знаю о нужности целования нательного крестика, но, по забывчивости, не всегда к нему прибегаю...


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ев гения от 24 Апреля 2013, 20:10:45
спасиБо, Оля!! я не знала, что за кого-то нужно :-[, я просто перед сном со словами "в руце Твои..." целую три раза!

ты аву сменила? здорово, надо бы мне тоже, а то уже май на дворе, а у меня как в анекдоте "вынеси ёлку" ::)


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 24 Апреля 2013, 20:25:02
 ;D Жень, насмешила! Вроде уже привыкли, а тут ты сама обратила внимание  ;) Давай, переодевайсь!


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 24 Апреля 2013, 22:07:03
Ой,а Серафима-то наша такая девочка!!!!!!!! :-*


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 18 Июня 2013, 20:41:42
Впадение в прелесть и избавление от нее В 1889 году к нам в Лавру, – вспоминал отец Кронид, – на послушание прибыл очень красивый молодой человек, брюнет с жгучими черными глазами, звали его Александр Дружинин. Он был москвич. Я представил его отцу наместнику, и его приняли в число братии. Послушание ему было дано в трапезной: служить странникам. Каждый день я его видел в Троицком соборе на братском молебне в два часа ночи. Время от времени спрашивал его: “Как поживаешь, привыкаешь ли?” Он отвечал иногда и со слезами умиления: “Живу, как в раю.” Я в таких случаях невольно благодарил Бога за его душевное устроение. Прошло полгода, Александру Дружинину было дано новое послушание – заведовать овощными подвалами и дана келия, в которой он стал жить один. Как-то прихожу к нему и замечаю, что мой знакомый в каком-то экстазе. Видимо, он совершал усиленный подвиг молитвы. Прошло еще несколько месяцев. Однажды при посещении я спрашиваю его: “Брат Александр, ты за всеми монастырскими службами бываешь?” Он смиренно отвечает: “За всеми.” – “И за братскими правилами бываешь?” – “Бываю, – произнес он и добавил: – Я ежедневно в храме Зосимы и Савватия бываю за всенощной и стою утром раннюю и позднюю литургии.” Тогда я ему говорю: “Скажи ты мне, с чьего благословения ты взял на себя подвиг усиленной молитвы. Утреня, вечерня и ранняя литургия – полный круг церковных служб, а правило братское завершает обязанности инока. Но поздняя литургия и всенощная есть не обязательное для всех повторение обычных служб. Я хорошо знаю, что во время поздней литургии с братской кухни приходят к тебе за продуктами, а тебя в келии нет. Тогда поварам приходится искать тебя по церквам, что, несомненно, в их сердцах вызывает ропот и неприязнь. Подумай, такая молитва будет ли для тебя полезна? Да не оскорбится любовь твоя речью моей. Беру на себя смелость спросить тебя еще об одном. Много раз я прихожу к тебе и вижу, что ты находишься в подвиге. Кто же тебя на это благословил? Помни, брат Александр, что жить в монастыре и творить волю свою – дело вредное для души. Смотри, как бы своевольная молитва не ввела тебя в гордость и самообольщение и не стала тебе в грех. Молю и прошу тебя, ради Бога, не твори никаких подвигов без ведома своего духовного отца.” Слушал меня юный подвижник с видимым неудовольствием. От него я вышел с тяжелым предчувствием чего-то недоброго. Прошел еще месяц. Сижу я однажды в своей келии, читаю книгу, часа в два дня. Вдруг неожиданно дверь моей келии с шумом отворяется и торжественно, с громким пением “Достойно есть” входит брат Александр Дружинин. Он кладет земной поклон перед моей келейной иконой и вдруг начинает продолжать земные поклоны. Глаза его горели каким-то недобрым зловещим огнем, и весь он, видимо, был возбужден до крайности. Не дождавшись конца его поклонов, я встал и, обращаясь к нему, ласково сказал: “Брат Александр! Я вижу, что ты заболел душой. Успокойся, сядь, посиди и скажи мне, что тебе надо.” В ответ на мои слова он с сильным озлоблением закричал: “Негодный монах, сколько лет ты живешь в монастыре и ничего для себя духовного не приобрел. Вот я живу один год, а уже сподобился великих божественных дарований. Ко мне в келию ежедневно являются множество архангелов от престола Божия. Они приносят семисвечник и воспевают со мной гимны неописуемой славы. Если бы ты был достоин слышать это неизреченное пение, ты бы умер, но так как ты этого недостоин, я тебя задушу.” Видя его нечеловеческое, злобное возбуждение и зная, что все находящиеся в прелести физически бывают чрезвычайно сильны, я говорю ему: “Брат Александр, не подходи ко мне. Уверяю: я выброшу тебя в окно.” Уловив момент, я постучал в стену соседа по келии, который тотчас же и вошел ко мне на помощь. С появлением соседа, я стал смелее говорить ему: “Брат Александр, не хотел ты меня слушать и вот видишь, в какую ты попал адскую беду. Подумай: ты хочешь меня задушить. Святых ли людей это дело? Осени себя знамением креста и приди в себя.” Но Дружинин продолжал выражать угрозу задушить меня, как негодного монаха, и еще говорил мне: “Подумаешь, какой наставник явился ко мне в келию с советом – много не молись, слушай духовного отца. Все вы для меня ничто.” Видя такую нечеловеческую гордость, злобу и бесполезность дальнейшего разговора с ним, я попросил соседа вывести его вон из моей келии. В тот же день после вечерни брат Александр снова явился ко мне и торжественно сообщил, что ныне за вечерней на него сошел Святой Дух. Я улыбнулся. Видимо, это его обидело, и он мне говорит: “Что ты смеешься? Пойди спроси иеромонаха отца Аполлоса, он видел это сошествие.” В ответ на это я сказал: “Уверяю тебя, дорогой мой, что никто не видел этого сошествия, кроме тебя самого. Умоляю тебя, поверь, что ты находишься в самообольщении. Смирись душой и сердцем, пойди смиренно покайся.” Но больной продолжал поносить меня и грозить. Лишь пришел я на другой день от ранней литургии, брат Александр снова явился ко мне и заявил, что Господь сподобил его ныне в храме преподобного Никона дивного видения. От Иерусалимской иконы Божией Матери, что стоит над Царскими вратами, заблистал свет ярче молнии, и все люди, стоявшие в храме, будто бы попадали и засохли, как скошенная трава. Спрашиваю его: “А ты-то почему от этого света не иссох?” – “Я, – отвечал он, – храним особой милостью Божьей ради подвигов моих. Этого не всякий достоин.” Говорю ему: “Видишь, брат Александр, как тебя диавол обольстил, возведя тебя в достоинство праведника, и тем увеличил твою гордость. Поверь мне, что стоявшие с тобой в храме пребывают в духовном здравии, а все, что ты видел, есть одна духовная прелесть бесовская. Образумься, осознай свое заблуждение, слезно покайся, и Господь помилует тебя.” – “Мне каяться не в чем, вам надо каяться!”, – закричал он. Видя такое буйство несчастного и опасаясь припадков безумия, я тотчас же написал письмо его другу Ивану Димитриевичу Молчанову, по просьбе которого Дружинин был принят в Лавру. В письме было описано состояние больного. Через три дня Молчанов был уже у меня. Я все объяснил ему о Дружинине и, зная, что он хорошо знаком с настоятелем Николо-Пешношского монастыря игуменом Макарием, посоветовал ему тотчас же отвезти к нему несчастного. В тот же день Дружинин был отправлен в Пешношский монастырь. Когда Иван Димитриевич объяснил отцу игумену о болящем, тот спокойно сказал: “Милостью Божьей он поправится у нас, и свои такие бывали.” Александру Дружинину было назначено игуменом послушание – чистить лошадиные стойла на конном дворе. Брат Александр вначале протестовал, говоря: “Такого великого подвижника вы назначаете на такое низкое послушание. Я должен подвизаться в храме и совершать духовные подвиги для назидания прочим.” Отец игумен, в успокоение его души, говорил: “Ты лучше всего и можешь показать добрый пример смирения и кротости через исполнение возложенного на тебя послушания. А относительно молитвы не беспокойся. За тебя в храме будет молиться вся братия.” И действительно, по благословению отца игумена, за больного крепко молилась вся братия. Прошло полгода. Александр Дружинин за все это время в храме бывал только по праздникам и за ранней литургией. Целый день кидая навоз, он настолько утомлялся, что вечером ложился спать без дневных молений и спал, как мертвый. Подвиги совершать ему уже было некогда. Мысль, что он святой, с каждым днем в нем слабела, и видения у него постепенно прекратились. Целый год он был на послушании в конюшне и о своих мнимых подвигах забыл. Затем его перевели в хлебопекарню, где тоже труд не легкий. Через два года Дружинин переведен был на более легкие послушания. На лице его тогда проявился приятный отпечаток смирения. Семь лет подвизался он в Пешношском монастыре. Здесь его постригли в монашество с именем Афанасий. Впоследствии он перешел в московский Симонов монастырь, где за смиренную добрую иноческую жизнь был произведен в сан иеродиакона. Когда я был на послушании в Петрограде в должности начальника Троицкого Фонтанного подворья, отец Афанасий Дружинин приезжал ко мне повидаться. Когда я спрашивал его, помнил ли он то, что было с ним в Лавре во время его духовного недуга, он отвечал: “Все помню, но только теперь сознаю весь ужас моего душевного состояния”


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 18 Июня 2013, 20:43:16
Даже будучи в прелести до самоубийства доходили.Святитель Игнатий об этом писал случаи.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 18 Июня 2013, 20:49:11
К большому сожалению, мне лично пришлось наблюдать подобное падение человека. Финал был печальным.
Очень красивая некогда женщина превратилась буквально в "бабу-ягу". Причастие не принимала много лет, так как, по ее словам, сподоблялась посещениям "свыше". И ведь большая подвижница была! Но, что называется, замолилась. Умирала ужасно...


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 18 Июня 2013, 21:30:06
Гордость – чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. Существует два основных вида гордости. Один вид побуждает превозноситься над братьями, другой же вид приписывает все добрые дела себе.

Авва Дорофей пишет по этому поводу следующее: «Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его; таковой, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то, мало-помалу, приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против самого Бога; и подвиги, и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божьей. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: “Что значит такой-то? Нет никого (достойного), кроме Зосимы и подобного ему”. Потом начал и сих осуждать и говорить: “Нет никого (достойного), кроме Макария”. Спустя немного, начал говорить: “Что такое Макарий? Нет никого (достойного), кроме Василия и Григория”. Но скоро начал осуждать и сих, говоря; “Что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого (достойного), кроме Петра и Павла”. Я говорил ему: “Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать.” И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: “Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы”. Наконец возгордился он и против самого Бога, и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братья мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы, мало-помалу, не впасть и во вторую, т.е. в совершенную гордыню» [1].

Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божьей, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божьей помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (Леств.23:1-2).


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 18 Июня 2013, 21:32:29
Священное Писание о страсти

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

«Любовь не превозносится, не гордится» (1Кор.13:4).

«Господь силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:34).

«Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет ее» (Иер.50:31-33).


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 18 Июня 2013, 21:33:57
Как распознать в себе гордость?

Гордый человек обидчив, самолюбив, ему тяжело просить прощения, он никогда не уступает в споре, не любит слушаться, не любит приказных интонаций, а лишь смиренные просьбы, подвержен вспышкам гнева, помнит зло, осуждает других людей [3], не терпит нарушения своей воли, тяжело переносит неудачи в делах, замечания воспринимает как оскорбления, похвалами упивается [4]. Прп. Иоанн Лествичник приводит такой пример: «Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но он, ослепленный, сказал ему: “Прости меня, отче, я не горд”. Мудрый же старец возразил: “Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд”» (Леств. 23:14).


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 18 Июня 2013, 21:35:21
Происхождение гордости

Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в него на плечах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичем смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало воюет против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что ему споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исполнением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и на сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостию воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославился: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1), и в бездну смирения» (Леств.23:38).


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 18 Июня 2013, 21:37:20
Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы с гордостью – смирение и любовь.

1) Прп. авва Дорофей пишет: «Один брат спросил старца: что есть смирение? – Старец отвечал: «Смирение есть дело великое и божественное; путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно; также чтобы считать себя ниже всех, и постоянно молиться Богу – это путь к смирению; самое же смирение божественно и непостижимо» [5].

2) Преп. Филофей Синайский пишет: «Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе: во-первых, в отношении к Богу и, во-вторых, в отношении к людям. Всячески должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, о прежней нашей в мире жизни память, если она припоминается нами как следует, также память о всех грехах от юности; когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как всегдашняя действенная (до чувства доводимая) память о смерти, которая притом рождает и плач радостный со сладостию, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того, истинно смиряют душу великие Божии благодеяния именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми, неблагодарными демонами» [6].

3) Очень способствует борьбе с гордостью послушание и покорность.

4) Важно для победы над страстью укорять себя самого.

5) Просить прощения у других людей.

6) Просить у других людей помощи.

7) Молиться о всех своих нуждах, даже самых простых.

8) Приписывать все добрые дела Богу.

9) Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжелый физический труд.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Natalya K. от 20 Июня 2013, 15:54:57
Спасибо Лена. Поучительно...


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 01 Июля 2013, 13:44:13
"Можно быть ангельски добрым с теми, кто относится к тебе с доверием, любовью. Но стоит натолкнуться на злобу, осуждение, враждебность - и доброта переходит в чувство обратное, это явно показывает на наше полное бессилие перед злом и, прежде всего, - перед злом в себе, которое поднимается в нас навстречу чужой критике.

Укоры, критика, - горькое лекарство нашему тщеславию, нашему довольству собой".

 Священник Александр Ельчанинов





Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: НатальКа от 01 Июля 2013, 13:54:16
 :( да-да, именно так - полное бессилие... эээх...


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Елена 03 от 01 Июля 2013, 14:00:27
Вот и я с сожалением на саму себя смотрю  :'(


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Алла от 01 Июля 2013, 14:02:28
Лучше с сожалением, чем с тем самым довольством, о котором игумен Нектарий говорил.


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Ост-Остерн от 12 Октября 2013, 11:51:32
(http://www.ostashkov.ru/foto/free/9EF8BD8D.jpeg) (http://www.ostashkov.ru/foto/free/9EF8BD8D/)


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: ВераН от 12 Октября 2013, 16:43:51
Хочется поставить лайк  :) Хорошие слова!


Название: Re: Гордость и тщеславие
Отправлено: Екатерина_$ от 13 Августа 2020, 23:09:40
Как исцелиться от обидчивости (https://www.pravmir.ru/kak-iscelitsya-ot-obidchivosti/)