Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: Русский язык
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 72 Вниз Печать
Автор Тема: Русский язык  (Прочитано 859995 раз)
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #30 : 01 Января 2012, 23:29:00 »

Сама себе и отвечаю:
Редикорцевская копь, на западном склоне Чувашской горы, Кусинский район, заложенная горным инженером М. Ф. Норпе в 1817 г., в Ильменском заповеднике. Носит имя горного инженера И. И. Редикорцева, изучавшего минералы на Южном Урале.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.kraeved74.ru/index.php?name=UniCatalog&pa=showunicatalog&pid=310&cid=0


От Парижа до Берлина по карте Челябинской области

http://www.toposural.ru/html/r.html

Уральская история сравнительно недавняя.Новгородщина же очень древняя.Наверное этим тоже объясняется топонимика.Не в обиду уральцам,а просто размышляю в рамках моего исследования топонимики.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #31 : 01 Января 2012, 23:35:25 »

Снова сама себе отвечаю.
В топонимике русского севера многое заимствовано из угро-финских языков-сказалось вековое соседство.
« Последнее редактирование: 23 Марта 2012, 21:21:07 от Ost-Ostern » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #32 : 01 Января 2012, 23:36:56 »

И ещё кому интересна топонимика:
http://family-history.ru/material/onomastics/toponimika/

« Последнее редактирование: 01 Января 2012, 23:40:41 от Ost-Ostern » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #33 : 02 Января 2012, 14:28:07 »

 В Ставропольском крае есть река Егорлык,  а также  несколько  станиц в Ставропольском крае и Ростовской области (Ростов-на-Дону), названия которых произошли от названия  реки. Местные говорят, что река названа в честь казака Егора Лыкова, он якобы основатель станицы, а потом дали это название и реке, но мне слышится что-то тюрское в этом названии.   В некоторых словарях дают такое толкование:
1) Егорлык — река, лп Маныча; Ставроп. край, Ростовская обл. Название от тюрк, agri кривой , lyk аффикс. В русск. употреблении название переосмыслено под влиянием личного имени Егор . Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М …   Географическая энциклопедия
2) Егорлык — название нескольких притоков Маныча (Маштаков, Дон, 81). Под влиянием имени Егор из крым. тат., чагат., азерб. ägrilik кривизна , ägri кривой (Радлов 1, 705) …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера.
 У реки действительно русло извилистое (кривое).
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #34 : 02 Января 2012, 16:33:26 »

И я считаю,что тюркское название.Где в честь имени собственного реки называли?
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
ТатьянаЧ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6216



« Ответ #35 : 02 Января 2012, 18:57:16 »

  Лена, какие обиды, что ты. У нас в названиях "сборная солянка". Много названий от башкир. А когда стали осваивать Урал, переселенцы давали свои названия. Впрочем, ты и сама увидела на нашем КРАЕВЕДЧЕСКОМ ПОРТАЛЕ.
  А на счет того, что в новгородчине более поэтичные названия, может быть.
 Я в Ульяновске в магазине с продавщицей разговорилась, так она мне почти сразу "Ой, а вы к нам в гости приехали, а откуда?" Волжане  певуче говорят, растягивают слова. Так и в названиях.
Записан

Отец Небесный, не оставь меня и укрепи меня, немощную.
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #36 : 07 Января 2012, 16:07:40 »

               МОЛНИИ СЛОВ СВЕТОЗАРНЫХ

Любил дедушка Влас сребротканый лад церковнославянского языка. Как заговорит, бывало, о красотах его, так и обдаст тебя монастырским ветром, так и осветит всего святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень. Тяжко грустил дедушка, что мало кто постигал светозарный язык житий, Пролога, Великого канона Андрея Критского, Миней, Триоди Цветной и Постной, Октоиха, Псалтири и прочих боговдохновенных песнопений.
Не раз говаривал он мягко гудящим своим голосом:

В кладезе славянских речений – златые струи вод Господних. В нем и звезды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота снега горного светлейшая!
   Развернет, бывало, дед одну из шуршистых страниц какой-нибудь древней церковной книги и зачнет читать с тихой обрадованной улыбкой. Помню, прочитал он слова: "Тя, златозарный мучеников цвет, почитаю". Остановился и сказал в тихом вдумье:

– Вникни, чадо, красота-то какая! Что за слово-то чудесное: "златозарный". Светится это слово!

До слез огорчало деда, когда церковники без великой строгости приступали к чтению, старались читать в нос, скороговоркой, без ударений, без душевной уветливости.
            Редко кто понимал Власа. Отводил лишь душу со старым заштатным диаконом Афанасием – большим знатоком славянского языка и жадно влюбленным в драгоценные его камни.
Соберутся, бывало, в повечерье за чашкой золотистого чаю, и заструятся у них такие светлопевучие речи, что в сумеречном домике нашем воистину заревно становилось.                
Оба они с диаконом невелички, сребровласые, румяные и сухенькие. Дедушка был в обхождении ровен, мягок, не торопыга, а диакон – горячий, вздымястый и неуемный. Как сейчас помню одну из их вечерних бесед...
Набегали сумерки. Дед ходил в валенках-домовиках по горенке и повторял вслух только что найденные в Минее слова: "Молниями проповедания просветил еси во тьме сидящия".
Диакон прислушивался и старался не дышать. Выслушал, вник и движением руки попросил внимания.
    Дед насторожился и перестал ходить. Полузакрыв глаза, с легким румянцем на щеках, диакон начал читать переливным голосом, мягко округляя каждое слово: "Великий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.

Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческих: Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир..."

Дед загоревшимся взглядом следил за полетом высоких песенных слов, а диакон продолжает ткать в синих сумерках серебряные звезды слов:
"Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы, Ты простер еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах. Ты оградил еси море песком. Ты к дыханиям воздух излиял еси"...

Диакон вскакивает с места, треплет себя за волосы и кричит на всю горницу:

– Это же ведь не слова, а молнии Господни!

Дед вторит ему с восхищением:

Молниями истканные ризы Божии! – и в волнении ходит по горенке, заложив руки за монастырский поясок.

В такие вечера вся их речь, даже самая обыденная, переливалась жемчугами славянских слов, и любили, грешным делом, повеличаться друг перед другом богатством собранных сокровищ. Утешали себя блеском старинных кованых слов так же, как иные утешают себя песнями, плясками и музыкой.

– А это разве не дивно? – восклицает диакон. – Слушай: "Таинство ужасное зрю: Бог бо Иже горстию содержай всю тварь, объемлится плотию в яслех бессловесных, повиваяй мглою море".

– Не слова, а звезды светосиянные, светильники светлейшие и прозарнейшие, – с дрожью в голосе отзывается дед, – светловещанная мудрость!

– А не возликуешь ли душою, раб Божий Власий, когда запоют над гробом твоим: "В путь узкий ходшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземши... Приидите насладитеся их же уготовах вам почестей и венцов небесных"... "Сей бо отходит яко дым от земли, яко цвет отцвете, яко трава посечеся"...

"Жизнь наша есть: цвет и дым, и роса утренняя воистину", – прибавляет Влас и обнимает диакона.

– А какие слова-то, Господи, встречаются: световидный, светооблистанный, светоносный, светозарный, – говорит он сквозь слезы. – "Душу мою озари сияньми невечерними", "цвете прекрасный", "шум громный", "зарею пресветлою озари концы Вселенной", "жизнь нестареемая", "одеяйся светом, яко ризою", "милосердия двери отверзи нам". Все светло. Все от сердца. От чистоты, от святости, от улыбки Господней...

Подозвал, помню, меня дед к себе, погладил по голове и сказал: возлюби Божию красоту!
   До поздней ночи сквозь прозрачную дрему слышишь то диакона, то дедушку, пересыпающих жемчуг Божиих слов. И не хочется погружаться в сон: так бы и колебался на зыбких певучих струнах боговдохновенных речений.

В.А. НИКИФОРОВ-ВОЛГИН
« Последнее редактирование: 10 Января 2012, 22:32:34 от Ost-Ostern » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
*Ирина*
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4444


bazarko@mail.ru
« Ответ #37 : 07 Января 2012, 16:16:33 »

СпасиБо,Лена!
Не слова,а прекрасная музыка!
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #38 : 07 Января 2012, 18:05:19 »

 Красиво написано!
Записан
НАДЕ*ДА
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4016



WWW
« Ответ #39 : 07 Января 2012, 18:27:53 »

Истино: "...пересыпающих жемчуг Божиих слов",
жаль, что в современной, хоть и русской речи очень редко можно  услышать эти слова! 
Записан

\"Буди, Господи, милость Твоя на нас...\"
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #40 : 07 Января 2012, 18:28:25 »

И не хочется погружаться в сон: так бы и колебался на зыбких певучих струнах боговдохновенных речений.

Действительно, Божия красота. Что мы с этой красотой сделали? Страшно подумать. Если Церковь откажется от церковно-славянского языка - уподобимся дикарям, меняющим золото и алмазы на пластиковые стекляшки.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #41 : 14 Января 2012, 21:14:07 »

Братья и сестры!У меня предложение:давайте на форуме длинные тексты абзацами писать.Так читать легче!
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #42 : 14 Января 2012, 21:21:22 »

  Потому пишу короткие.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #43 : 15 Января 2012, 12:41:11 »

Это называется форматирование.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #44 : 15 Января 2012, 14:31:40 »

Действительно, Божия красота. Что мы с этой красотой сделали? Страшно подумать. Если Церковь откажется от церковно-славянского языка - уподобимся дикарям, меняющим золото и алмазы на пластиковые стекляшки.

"Одновременно с уничтожением православия большевики осуществили реформу русской орфографии: в 1918 году из алфавита исключались буквы ? (ять), ? (фита), I (и десятеричное), вместо них стали употребляться Е, Ф, И. Пропали Ъ (еры) в конце слов после твердых согласных. Казалось бы, ничего не изменилось. Какая разница, как писать слово: мир или мiр. Читатель и так все поймет правильно, а упрощение орфографии дает возможность быстрее обучить людей грамоте. Однако язык слишком сложный инструмент, чтобы такое упрощение проходило бесследно. Язык мы не только слышим, но и видим графически. Латиница в польском или кириллица в молдавском калечат и кардинально меняют сознание носителя языка. В середине 70-х годов Александр Солженицын говорил о том, что русский язык стремительно сжимается, исчезают целые семантические поля. Мы можем наблюдать, как стремительно упрощается словарный запас, и в результате народ перестает ощущать себя как единое целое, перестает чувствовать связь с предками и культурой. Откалывается целый пласт культуры – наш современник не может прочесть в подлиннике не только "Повесть временных лет", но даже прижизненное издание Пушкина."
Подробнее : http://rusk.ru/st.php?idar=52615
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 72 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: Русский язык
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines