Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение основ Православия
Страниц: 1 ... 16 17 [18] 19 20 ... 22 Вниз Печать
Автор Тема: Изучение основ Православия  (Прочитано 184478 раз)
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #255 : 13 Марта 2013, 22:33:48 »

Жаль, но обучение я не потянула..... Буду тоже Ксюшины посты читать... Хотя доступ к материалам семестра мне оставили. И времени не было и если честно - в голову ничего не лезло. Вот только "отхожу". Рада всех видеть
Я тоже наверное не потяну, если работать буду. Темы все сложнее, материала больше дают.
Записан
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #256 : 13 Марта 2013, 22:44:59 »

Ксюш, давай- тяни!!! Ты что, интересно почитать, уму- разуму поприбавлять...
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #257 : 13 Марта 2013, 22:52:20 »

 СпасиБо!
Записан
НатальКа
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2849


Наталья


Email
« Ответ #258 : 14 Марта 2013, 07:23:01 »

Ксюш, согласна со всеми девочками, очень интересно читать статьи, что ты выкладываешь. Помоги тебе Господь в обучении! Чтобы всё успевалось, чтобы ты продолжала с нами делиться.
Я и правда, как батюшка, ответила: "Можно!". Жуть, не подумавши. Так скоро и благословения раздавать начну, потом старицей себя возомню, так и доберусь до палаты №6 СпасиБо вам, дорогие мои!

А я и не увидела ничего такого.. Понятно же, что ты пересказала ответ некоего батюшки. 
Дай Бог тебе, Ксюша, всё успеть, - и работу, и курсы, и дом, и церковную жизнь. Многовато перечислила... Бог в помощь тебе, сестричка!
Записан
Николай Ф
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2658



« Ответ #259 : 14 Марта 2013, 09:08:11 »

"труд--не грех"!!!!

Вот-вот. Я тоже как то раз исповедовал, что работал в праздник, на что батюшка ответил: "Работать - не грех. Грех - бездельничать и развлекаться. Представьте, что в больницу привезли пациента, врач скажет, у меня воскресенье или праздник, а пациент тем временем сдохнет (SIC!), и как это будет?"
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #260 : 14 Марта 2013, 09:12:29 »

  В Израиле, говорят, по субботам лифт останавливается на каждом этаже. Дабы верующие иудеи не грешили, нажимая на кнопки лифта. Ибо нажать на кнопку значит немного поработать.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Николай Ф
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2658



« Ответ #261 : 14 Марта 2013, 09:26:15 »

В Израиле, кажись, нет высоченных небоскбёбов. Если так, то повезло. 
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #262 : 14 Марта 2013, 09:33:54 »

Да, наверное нет. В Иерусалиме точно нет.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #263 : 15 Марта 2013, 23:18:15 »


                           Таинства в жизни Церкви


Итак, какое же место занимают Таинства в жизни Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предварительно уяснить для себя: в чем новизна нашего Нового Завета? Почему он называется Новым? Чем принципиально отличается Христова Церковь от всех остальных религий и нравственных учений, что в ней именно нового? Давайте посмотрим, является ли принципиально новым учение Христово? Строго говоря, нет: взятое как нравственные максимы, оно, можно сказать, общечеловечно: в большинстве религий содержатся достаточно стандартные морально-нравственные предписания. Христос продолжает и углубляет ветхозаветные заповеди, уже существовавшие в ветхозаветной Церкви.
     Что же здесь нового? А то, что в христианстве мораль и нравственность имеют не центральное, но прикладное значение. (Здесь, кстати, ошибка всех моралистов, например Льва Толстого, которые видели в христианстве лишь совершенный нравственный закон.) В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием Богообщения. Это не означает принижения морали, а означает то, что для человека недостаточно быть существом только моральным; его цель - быть богоподобным, для чего нравственность есть, хотя и обязательная и неотъемлемая, но - подготовительная ступень. В центре христианства - мы уже говорили об этом - стоит не абстрактная мораль, и не те или иные внешние формы церковные, - а Сам Христос, Его Богочеловеческая личность; и всё в христианстве - нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни - направлено ко Христу, и в Нем только и получает свой смысл и значение.

игумен Петр (Мещеринов)
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #264 : 16 Марта 2013, 19:26:00 »

Ап. Петр говорит, что «от Бога нам даровано соделаться причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Для того, чтобы мы имели эту жизнь, это причастие Богу, для того, чтобы Богообщение не осталось для человека только лишь желательным, абстрактным, мечтательным, но стало реальным, непосредственным - Господь и основал на земле Церковь, а в Церкви этой цели и служат прежде всего Св. Таинства. В Таинствах мы непосредственно, теснейшим, ближайшим образом соприкасаемся с Богом, становимся гражданами Царства Небесного, причастниками жизни вечной, - сынами Божиими. Поэтому, как в жизни христианина центр ее, начало, цель и смысл, «альфа» и «омега» - Христос, так и в Церкви самое главное - это Таинства. Они, собственно, и делают Церковь Церковью; через них Богом Отцом подается нам Дух Святой, который и соединяет каждого из нас со Христом Спасителем, и в Нем - друг ко другу, в Тело Христово. Это и есть собственно Церковь. Ясно поэтому, что Таинства занимают в жизни Церкви центральное место: всё, что есть в Церкви, проистекает из Таинств как из источника; а всякий внешний церковный чин служит совершению Таинств и достойному принятию их: и храмы, и богослужения, и канонически-дисциплинарная практика, и всё прочее.
     Вот катехизическое определение Таинства: «Таинство есть от Богаустановленное церковное священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа»

игумен Петр (Мещеринов)
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #265 : 16 Марта 2013, 19:28:46 »

Из этого определения мы видим: 1) что Таинства установлены Богом - они не есть, и конечно, не могут быть человеческим изобретением, 2) содержатся Таинства в Церкви, и ею совершаются, 3) Таинство есть священнодействие, т.е. такое действие, которое совершается не каждым христианином лично, а полнотой Церкви, особо уполномоченными ею на то лицами - священством; 4) Таинства имеют видимый образ, т.е. определенный Церковью чин совершения, и 5) условием принятия благодати Св. Духа является вера, и Таинство преподается только верным, а не всем подряд.
     Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение. Почему именно семь, почему не больше? Ведь если формально брать приведенное выше определение, то видно, что в Церкви гораздо больше, чем семь, священнодействий, которые под видимым образом сообщают нам невидимую благодать Божию. Например: освящение воды, монашеский постриг... Любое вообще молитвенное действие Церкви обильно преподает душам верующих благодать Св. Духа.
     Сама Церковь не проводит резкой границы между Таинствами и прочими освятительными чинами: в древней Церкви не было такой дифференциации. Здесь можно думать, что богословие руководствуется в этом вопросе двумя вещами: 1) важность священнодействия для спасения и жизни вечной. Очевидно, что если сравнивать Крещение с помазанием елеем на праздничной утрене, то без первого спасение невозможно, без второго же вполне может состояться. 2) Таинства установлены непосредственно Самим Богом и восходят к Св. Писанию; освятительные же чины установлены Церковью, и к Св. Писанию не восходят.

игумен Петр (Мещеринов)
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #266 : 16 Марта 2013, 19:31:14 »

Так например, Таинство елеосвящения по значению своему менее важно, чем Крещение и Причащение; но оно установлено Самим Христом ,и уже в апостольские времена приняло свой чин, о чем ясно свидетельствует Св. Писание; поэтому оно содержится Церковью как таинство. А, скажем, монашеский постриг, хотя и больше меняет человека, большее оказывает на него воздействие, не считается Таинством (хотя некоторые Св. Отцы считали его таковым). Чин монашества возник в Церкви не сразу; и хотя содержание монашеской жизни укоренено в Евангелии, но формы ее возникли в процессе исторического бытия Церкви, и непосредственно ко Христу и Апостолам не восходят. Поэтому монашество существует в Церкви не как Таинство, а как чин жизни. Еще различие: Таинство меняет природу человека, закладывает в него нечто новое, принципиально иное, кардинальным образом воздействует на человеческое естество; иные священнодействия влияют на человека более частным образом, с меньшей силой. Можно сравнить Таинства с решительной хирургической операцией, когда организм уже не справляется с болезнью, и требуется вмешательство извне; а другие священнодействия - с мягким терапевтическим лекарственным лечением.
игумен Петр (Мещеринов)
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #267 : 16 Марта 2013, 19:38:38 »

      Это было формальное определение, что такое Таинства. Теперь нам нужно посмотреть, что они есть по отношению к нам, или, другими словами, как правильно относиться к Таинствам, как их правильно принимать, с каким расположением души, и к чему они нас обязывают.
...обратим внимание на «Завет». «Завет» - слово славянское; его можно перевести как «договор». Мы заключили с Богом некий договор: Господь уготовал нам Царство Божие, а мы обязываемся, для получения его, соблюдать заповеди, и обще говоря, понуждать себя жить христианскою жизнью. Причем это не есть какая-то юридическая формальность, а органичный принцип духовной жизни - не только Бог дает нам что-то, но и мы должны направить к тому наше усилие. Любое явление духовной жизни, как пишет свт. Феофан Затворник, совершается взаимным действием Божией благодати и нашей свободной деятельности. Не бывает так, чтобы мы сидели сложа руки, а Бог бы одаривал нас «духовными подарками»; не бывает также, чтобы мы могли достичь чего-либо исключительно своими усилиями, без благодатной помощи Божией. Духовная жизнь дана Богом человеку как задание, как то, над чем он должен напряженно трудиться, свободно, сознательно, но и лично-ответственно, подтверждая тем свой завет с Богом; Господь же, на каждое духовное усилие человека дает ему Свою благодать, и она, пришедши, навершает всякое действие человека, немощное и несовершенное само по себе, своею крепостью и незыблемостью, делает его совершенным. Это и есть синергия - сотворчество Бога и человека.
игумен Петр (Мещеринов)
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #268 : 16 Марта 2013, 19:44:08 »

     Таким образом, усиленно трудясь и обретая помощь Божию, христианин постепенно стяжевает себе Царство Божие. Только в этом контексте и нужно говорить о Таинствах. Они не есть некая конечная точка, на которой духовная жизнь останавливается и завершается. Таинства - да и всё в Церкви - есть, помимо прочего, семя, которое всаживается в нас, и которое мы должны взрастить, трудясь сами, с помощью Божией. Таинства - это задание нам от Бога, и вместе с тем - получение нами благодатных сил на выполнение этого задания.
     В пояснение этого нужно обратить внимание на разницу между восприятием нами падшей природы Адама и нового, обновленного во Христе, человеческого естества. От ветхого Адама каждый из нас получает падшую, поврежденную природу; причем мы получаем ее страдательно, как данность, без участия нашего произволения, сознания, воли - пассивно: мы рождаемся такими, и повлиять на это никак не можем. От Нового же Адама - Христа - мы получаем оправдание и освящение другим образом: не как данность, а как возможность - возможность не только избежать участи Адамовой, но и неизмеримо больше - достичь обожения.
     Таинства, через которые Св. Духом человек усвояется Христу, и делают нас способными к этому, вселяют в нас силу Христову, помогающую нам действовать в этом направлении. Но они не превращают нас волшебным образом в уже спасенных, оправданных, освященных так, чтобы на будущее время от нас не требовалось никаких своих действий к содеванию спасения. Опыт свидетельствует об этом: из купели Крещения мы выходим не такими, каков был Адам до грехопадения; грех не умирает в нас, телесного физического бессмертия мы не приобретаем, страсти и болезни продолжают действовать в нас, - но нам дается сила жизни о Христе, власть наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк.); спасение вручается нам, как задача, как семя; вырастить же это семя, выполнить это задание зависит от нашего свободного произволения, ибо как Адам свободно и сознательно отверг заповедь Божию, так и мы должны свободно и сознательно потрудиться, чтобы быть с Богом, чтобы не допустить до себя греха, разлучающего нас со Христом.

игумен Петр (Мещеринов)

Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #269 : 16 Марта 2013, 20:27:35 »

...перейдем к рассмотрению отдельно каждого Таинства и связанных с ним проблем.
О Таинстве Священства
     Начинаем мы с Таинства Священства, а не с Крещения, потому, что говорим мы преимущественно о Церкви; а для Церкви это первое Таинство, так как им, во-первых, сохраняется Апостольское преемство, а во-вторых, священством открывается нам дверь к другим Таинствам. Ибо таково установление Божие - что Таинства могут совершать не все христиане (кроме, в отдельных случаях, Крещения), а только особо уполномоченные на то Церковью; и полномочие это, благодать совершать таинства, как раз и сообщается избранным на то христианам в Таинстве Священства; не будь его - не было бы и других Таинств.
     Установление этого Таинства восходит еще к Ветхому Завету, где Бог через Моисея установил трехступенчатую иерархию священства: Первосвященник, священники и левиты. Их задачей было совершать храмовое богослужение, и от лица народа приносить Богу разнообразные жертвы. То, что Ветхий Завет прообразовывал в виде грубого, внешнего, вещественного, в Новом Завете приобрело духовный, подлинный и всеобъемлющий смысл: уже не кровь козлов и тельцов, но драгоценная Кровь Христа Спасителя составляет предмет духовного жертвоприношения Церкви; не только храмовое Богослужение - обязанность священства, но и все без исключения стороны человеческой жизни освящаются в христианской Церкви пастырями ее.
     Вот некоторые тексты Нового Завета, указывающие на установление Таинства священства. Господь Иисус Христос «позвал к себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 13-15). Здесь речь идет об обязанности проповедания и о благодати исцелений. Когда Ап. Петр исповедал Господа Христом, Сыном Бога Живаго, Господь в ответ сказал ему: «и Я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на камени сем Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, что будет связано на небесах, и что разрешить на земле, будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18-19). Отсюда мы видим, что Апостолы, в лице Ап. Петра, получили власть вязать и решать, то есть строить и хранить Церковь. На Тайной вечери, установив Таинство святого Причащения, Господь повелел Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22, 19). По воскресении Господь, явившись ученикам, заповедал им: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).
     Таким образом, мы видим, что Господь дал своим ученикам-Апостолам власть совершать Таинства, учить и проповедовать о Христе, строить и хранить Церковь, - и это не просто в качестве чего-то общего всем христианам, но как особое служение; а ко всем христианам относятся слова Христа, сказанные Апостолам: слушающий вас, Меня слушает, а не принимающий вас Меня отвергается (...).

игумен Петр (Мещеринов)
Записан
Страниц: 1 ... 16 17 [18] 19 20 ... 22 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение основ Православия
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines