Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Что такое храм? Архитектура Храма.
Страниц: [1] 2 3 ... 5 Вниз Печать
Автор Тема: Что такое храм? Архитектура Храма.  (Прочитано 51710 раз)
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« : 25 Февраля 2013, 23:55:06 »

Храм - это стены, выстроенные вокруг Причастия.
Основное назначение христианского храма – быть местом собрания Церкви для «общего дела» - для «Литургии».

Для самой первой трапезы Христос с апостолами собрались в «триклинии», простой столовой римского дома. Мы знаем о таких из самого Евангелия (««Где велишь нам приготовить пасху?»- спросили ученики у Иисуса… и приготовили горницу большую и убранную.» Лк. 22:7-13), а также из описаний писателей и историков того времени. Это просторное помещение с обеденным столом посередине, единственное отличие которого от современной столовой состояло в том, что стол был низким и за ним не сидели на стульях, а лежали на специальных скамейках-ложах. Эти скамьи ставились вокруг стола буквой П, обычно их было три, откуда и название «триклиний», что в переводе с греческого означает «три скамьи». Примерно в таких помещениях проходили церковные собрания и во времена апостольской проповеди по всему свету, описанные в Деяниях святых апостолов и в Посланиях апостола Павла. Итак, первоначально христиане использовали для своих собраний вовсе не специальное здание, а комнаты своих домов. Так было и в I-м, и во II-м, а может быть — еще и в начале III-го века.


Одно из таких помещений было раскопано, помимо прочих построек, среди руин римской крепости Дура-Европос (что значит «врата Европы»), в долине Евфрата, на территории современного Ирака.
Первоначально это был самый простой городской дом с двориком, однако потом он был перестроен христианами для совершения богослужения. В центре дома находился мощеный дворик с несколькими скамьями вдоль стен. С юга — вытянутая узкая комната со слегка приподнятой восточной частью. В северной части здания была устроена крестильная купель - глубокий (около 1 метра) бассейн под навесом. Стены крестильни были покрыты росписью, а потолок - золотыми звездочками на синем фоне. На западе — там, где в римском доме обычно располагалась столовая, — была устроена особая комната, имевшая прямоугольную форму и соединенная дверями со всеми остальными помещениями (видимо, именно в ней совершалась Евхаристия). При раскопках этого дома собраний в Дуре обнаружено навершие епископского жезла, а также небольшой фрагмент богослужебного Евангелия, которое читалось на собраниях христиан. Крепость была разрушена в 256 году, значит, дом собраний мог существовать уже в начале III (этого) века. Казалось бы, перед нами — древнейшая из известных ныне церквей. Но все таки дом собраний в Дура-Европос — это все таки ещё не церковь, а лишь перестроенное для церковных нужд римское жилище.
Записан
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #1 : 25 Февраля 2013, 23:56:43 »

спасибо. Я , пожалуй- спать...
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #2 : 26 Февраля 2013, 00:02:42 »

Когда же и где появились первые здания, специально построенные как церкви? И что они из себя представляли? Такие сооружения были найдены при раскопках в Риме. Это церкви св. Хрисогона и св. Цецилии —продолговатые здания с апсидой (от греч. «свод») – полукруглым выступом в одной из стен, который завершался полусводом. Можно заметить, что помещение делится на несколько частей и есть специальные богослужебные устройства. В одной из частей храма уровень пола выше, чем везде, очевидно здесь находился алтарь. Эти храмы относятся к концу III-го — началу IV-го века.
 В течение IV-го века вся огромная Римская империя становится христианской страной. Богослужения стали совершаться в специально выстроенных для этого базиликах. По своему происхождению базилика не религиозное здание, оно предназначалось для многолюдного собрания - суда, торговли, политики.
Базилика — это длинное прямоугольное здание обычно с двускатной крышей. Внутри базилика разделена на части несколькими рядами колонн, причем среднюю часть делали гораздо шире боковых. Задняя стена базилики часто имела форму полукруглой апсиды. Именно здесь возвышалась эстрада, на которой заседал суд.
Христианский храм тоже подчинен идее собрания, но главным в нем становится то, что превращает это собрание в Церковь, соединяя христиан в живой храм Тела Христова. Это стол для совершения Евхаристии – престол, по-латыни алтарь, что значит «жертвенник», т.е. место, где совершается жертвоприношение. Он-то и помещается теперь в апсиде, или напротив неё. Причем уровень пола и внутри апсиды, и там, где стоит престол, выше чем во всем остальном храме. В Русской Церкви алтарем стали называть всё примыкающее к престолу пространство, впоследствии оказавшееся за иконостасом. Невысокая решетка, окружающая алтарную часть с трех сторон, отделяла её от остального храма. В середине и по бокам были сделаны проходы. Св. престол представлял из себя мраморный столик на одной или четырех ножках. Для духовенства было устроено сидение в полукружии апсиды, повторяющее её форму. По-гречески оно называется[ синтроном – «сопрестолием», у нас – «горним», т.е. высоким, «местом». Здесь, в определенные моменты службы, восседало духовенство. В центре синтрона находилось сидение для епископа — кафедра, что по-гречески собственно и значит «сиденье», «стул». Отсюда и нынешнее название главного храма города – кафедральный собор, то есть церковь, где служит епископ.
В центре храма находился амвон (греч.) — «возвышение» для чтецов, часто очень значительное — в человеческий рост и более. Алтарь и амвон соединяла узкая дорожка — солея (от греч. «солин» - желоб, канал). Уже первые базилики внутри начали украшать мозаиками — поначалу, как правило, только апсиду и алтарную арку. Мозаика – это изображение или узор на стене, набранное из кусочков камней или смальты. Смальта – это цветное непрозрачное стекло.
Снаружи, с противоположной алтарю стороны, к базилике примыкал большой огороженный двор — атриум (в переводе с латыни «зал»), в центре которого находился фонтан или чаша с водой. В этом дворе народ собирался перед началом богослужения в ожидании предстоятеля. Вода служила для омовения рук перед молитвой.
« Последнее редактирование: 26 Февраля 2013, 00:47:12 от Капитошка » Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #3 : 26 Февраля 2013, 00:37:44 »

Апсида



Синтрон


Алтарь

Иконостас


Амвон

Солея


Атриум
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #4 : 26 Февраля 2013, 00:39:17 »

Возле базилик строились специальные помещения для совершения таинства Крещения — баптистерии («крестильня» греч.). Особое значение имели помещения, где подготавливали хлеб и вино к Литургии.  Войдя в состав Литургии, эта подготовительная часть получила название проскомидии, что означает «приношение», от древнего обычая христиан приносить в храм хлеб и вино для таинства. В разных местностях они имели разную форму и название — пастофорий, скевофилакий («сосудохранилище») и т.д. Кроме того рядом с храмом находился мартирий — специальное здание, где помещались мощи святых. Дело в том, что первыми христианскими святыми были мученики, пострадавшие и погибшие во время гонений. По-гречески их называли «мартис», то есть «свидетель», так как своими мучениями и смертью они засвидетельствовали верность Христу. Поэтому и здания, которые строили на местах, где покоились мощи мучеников, стали назвать мартириями. Впоследствии же мощи стали полагать в мартирии построенные рядом с храмами.
« Последнее редактирование: 03 Декабря 2013, 16:57:51 от Капитошка » Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #5 : 26 Февраля 2013, 00:40:18 »


   
Тест: Устройство православного храма
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #6 : 26 Февраля 2013, 00:50:20 »

 Большое значение для всего христианского мира имело сооружение храма св. Софии в Константинополе (532-537). София, т.е. Премудрость, это библейское имя Христа, таким образом этот храм был посвящен Христу. Софийский собор сохранил в себе черты базилики, но появилось важное отличие – здание завершается не обычной крышей, а огромным куполом. Византийские архитекторы и раньше пытались перекрыть прямоугольное здание куполом. Просторный зал базилики как нельзя лучше подходил для собрания большого числа верующих. Купол же, символизирующий небесный свод, внешне выделяет храм среди остальных городских построек, а внутри подчеркивает центр храма, где находится большинство народа во время службы. Положив свод купола на четыре опоры, образующие квадрат в середине здания, строители св.Софии добились того, что под куполом оказалась вся центральная часть храма. На основе архитектуры храма св.Софии был создан крестово-купольный тип храма. Именно он в течение последующих столетий стал ведущим в византийском зодчестве и был воспринят крестившейся Русью. Но ни один храм, возведенный впоследствии, не достиг ни размеров, ни великолепия Константинопольской Софии. Она поражала всех современников. Свет, проникающий сквозь частые окна в основании купола, делает его как бы парящим в воздухе. «На земле ли были или на небе, не знаем», — скажут впоследствии о св. Софии русские послы. До сих пор мы смотрим на нее как на недостижимый образец гармонии богослужения и архитектуры.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #7 : 26 Февраля 2013, 00:53:17 »

Изображения  располагаются в определенном порядке, объединяя весь храм в единое целое. Росписи призваны зримо явить соборное единство Церкви на Литургии, где верующие в храме – видимая, а Сам Христос, Матерь Божья, ангелы, святые – невидимая часть этого собрания. Христос, как Глава Церкви изображается в главном куполе, часто в образе Пантократора – Вседержителя во славе. В своде алтарной апсиды – Богородица с ангелами. В парусах традиционно помещают фигуры четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Росписи средней части стен посвящены жизни Христа и передают (воспроизводят) наиболее важные евангельские события. Так, например, в алтаре часто помещают изображение Тайной Вечери, момент причащения апостолов. В нижней части стен в определенной последовательности располагаются фигуры апостолов, мучеников, пророков и праотцев. В роспись храма гармонично входят изображения животных, растений, стихий природы и разнообразные орнаменты. Храм переживается и ощущается как собор, как собрание воедино – во Христе – неба и земли и всей твари... Это собрание, вся Церковь, как бы восходит туда, куда её ведёт Христос – в Царство Божие.

Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #8 : 26 Февраля 2013, 00:57:05 »



Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #9 : 26 Февраля 2013, 13:11:09 »

СпасиБО, Ксюша. Прочитала с большим интересом
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #10 : 26 Февраля 2013, 13:24:44 »

Огромное спасибо! Эта тема мне более "симпатична". С удовольствием протестировалась. Стыдно, но факт на лицо: 13 из 18. Хотя, можно было бы и по-внимательней отвечать 
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #11 : 26 Февраля 2013, 13:43:45 »

Еще раз спасиБо за сию тему! Просто, здоровская!
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #12 : 23 Июля 2013, 17:09:46 »

Сколько красоты! Иконостас из мозаики.
Равеннская мозаика
http://www.pravmir.ru/ravennskaya-mozaika-foto/
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #13 : 23 Июля 2013, 17:26:53 »

Наташенька, спаси Тя Христос! 
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #14 : 23 Июля 2013, 18:15:43 »

Да, красиво-то как! Спаси Бог, Еленочка! Какие мастера были...
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Страниц: [1] 2 3 ... 5 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Что такое храм? Архитектура Храма.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines