Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Проповедь о проповеди
Страниц: [1] 2 Вниз Печать
Автор Тема: Проповедь о проповеди  (Прочитано 16504 раз)
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« : 22 Августа 2013, 19:55:32 »

Почему слово апостолов покоряло (да и сегодня нередко покоряет) сердца даже тех, кто изо всех своих сил противится Богу, а наше слово подчас и единоверцев наших не трогает всерьез? Ведь среди нас есть разные проповедники — и по-настоящему одаренные, красноречивые, и ревностные, и необычные... Но чаще всего если и воодушевляются слушающие, то ненадолго, и сказанное быстро забывается, точно выветривается из памяти.
http://www.pravoslavie.ru/put/63580.htm

Дети всегда чувствуют, говорят ли родители «правильные вещи», потому что «так надо», или же потому, что сами в этих вещах убеждены. И люди, к которым бывает обращена наша проповедь, тоже это чувствуют. Точно об этом говорил владыка Антоний Сурожский: «Если слово проповедника не уязвило его собственное сердце, то не уязвит оно и сердец слушающих». Делиться с другими надо тем, что способно помочь нам самим.
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #1 : 22 Августа 2013, 20:11:58 »

Какая цитата!!!
«Когда Господь ненароком исторгает из меня душеспасительное слово, я чувствую это по боли, которую оно мне причиняет» (Жорж Бернанос, «Дневник сельского священника»).
Спаси Бог, Еленочка!
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #2 : 22 Августа 2013, 20:16:33 »

Только Дар проповеди, тоже "свыше есть, сходяй от Отца Светов", и далеко не каждый, кто на амвон залез, им обладает. Настоящих проповедников в РПЦ от силы два десятка человек, ихже по именам всех знаем (один из них -- автор статьи). Еще практическое наблюдение: проповедь перестает восприниматься, когда продолжается дольше трех минут. И  верная мысль одного пастыря:
Надо рассказывать, проповедовать во время Литургии. Делать, например, проповедь после Евангелия и, предупредив собрание, закрывать дверь. Кто хотел вышел, а праздные зеваки не помешают всем оставшимся достойно приобщиться.
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #3 : 22 Августа 2013, 20:21:44 »

У нас раньше, при "батюшке", как называют старенькие прихожанки прежнего настоятеля, проповедь всегда была после чтения Евангелия. А сейчас по-разному. Как правило, перед Причастием. Длинных проповедей не бывает.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #4 : 22 Августа 2013, 20:30:04 »

У нас проповедь по окончании службы. И, если наш настоятель начал говорить проповедь, то это надолго... Мне кажется, что  длинная проповедь теряет смысл...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #5 : 22 Августа 2013, 20:30:16 »

В здешнем храме (где живу) сейчас проповеди практически нет, так как священник молод, служит первый год. Иной раз совсем немного что-нибудь зачитает - и все.
 Не то, что ранее мы здесь слушали! По часу и более... И, как правильно заметил Павел, после нескольких первых минут, интерес полностью утрачивается и начинается долгая истома ожидания конца.

У отца, куда мы иногда ездим, проповедь всегда после Евангелия. Недолгая.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #6 : 22 Августа 2013, 20:32:37 »

 У нас отец Павел хороший проповедник, четко, кратко по существу, бывает с юмором. Бывает аж мурашки по коже. Самобытный батюшка с харизмой.
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #7 : 22 Августа 2013, 20:36:14 »

Настоятель у нас очень хорошо говорит. Ни одного слова мимо не пролетает. Просто невозможно отвлечься даже. Дар слова, конечно.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #8 : 01 Сентября 2013, 17:42:59 »

От Матфея 17:14-21

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.


http://www.pravmir.ru/urok-malenkoj-devochki/

Сириец вышел и вдруг очень тихо и вкрадчиво прошептал:

— Маловеры…

… И замолчал. Медленно заглядывая каждому из нас в лицо. Долго молчал и вдруг громовым голосом протрубил:

— Доколе я буду с вами!!! Маловеры!

Снова повисла долгая тишина и в ушах зазвенело. И теперь он устало, чуть не плача, опустив глаза вниз, подтвердил с сокрушением:

— Маловеры …

Я глянул на народ. Почти все тихо рыдали.


Мы сами не очень ясно представляем, что такое чудо. Это наш каприз навязываемый Богу? перекраивание природы мира по требованию? сиюминутная польза, выпрошенная у Бога авансом? А может быть, просто фокус?

В то время как чудо — это просто реализация замысла Бога о мире, восстановление райской природы отношений между Богом, человеком и миром. Или кратковременное явление Рая на земле. Но отнюдь не фокусы или капризы. Для того чтобы вникать в этот замысел человеку нужно быть близким Богу.
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #9 : 02 Октября 2014, 21:50:02 »

"СИЛА МОЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ"
У святого апостола Павла было жало в плоть. Этим жалом был медник Александр, ненавидевший его, повсюду и всегда его преследовавший, чинивший ему всяческие неприятности, поносивший его злыми словами. И трижды молился святой Павел Богу, прося, чтобы избавил его от этого жала в плоть, но Господь сказал ему: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12, 9-10).

Как, как это может быть, чтобы немощный был силен? Неужели может быть, чтобы старик, страдающий тяжелой одышкой, едва ходящий на разбитых ногах, с руками дрожащими, чтобы он был силен, ибо он немощен?

Так скажет с удивлением и даже с насмешкой человек душевный, не духовный, который совершенно не понимает того, что у Бога все совершенно иначе, чем у нас, людей; что пути Его – это особенные, святые, часто непонятные нам пути.

Он этого не понимает, не понимает, что Священное Писание совсем не то, что книги, хотя бы и самые мудрые, написанные людьми.

Что же мы ответим ему, этому непонимающему?

О ты, бедный! Ты разумеешь только цели и дела мира сего, дела и цели, направленные к благосостоянию твоему телесному, и совсем, совсем не понимаешь ты того, что надо понимать духовно.

Ну как же ты не понимаешь, что эти слова Павловы: "когда я немощен, тогда силен" и слова Божии относятся не к телесной немощи, а к немощи духовной.

Никогда ты, верно, не слыхал того, что говорил апостол Павел: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." (1 Кор. 1, 27-28).

Ты этого никогда не слыхал, не понимаешь, а для нас это великое откровение, ибо знаем мы, как немощными, ничего не значащими рыбарями, апостолами Своими посрамил Господь всю мудрость мира, явил миру совершенно новое, никогда не слыханное учение – учение не о царстве земном, а о Царстве Небесном.

Мы, христиане, задачей своей ставим не построение царства земного, а достижение Царства Небесного. Это нечто совершенно иное.

В царстве земном и мы живем, и мы участвуем в нем делами своими, но сердцем своим прилепляемся к Царству Божию, к Царству Небесному.

Что такое немощь духовная и что такое сила духовная?

Наше христианское и мирское понимание силы духовной совершенно различны.

Сила духовная людей мирских имеет в своей основе самоуверенность, самонадеянность, самоутверждение – гордость.

Эта сила, часто огромная, действительно может творить великое, преображая жизнь человеческую, изменяя во благо социальные и международные отношения. Она на наших глазах с небывалым успехом строит царство земное.

Но в основе этой силы духовной лежит гордость, лежит отвержение всякой помощи Божьей, само- утверждение, безусловная вера в свои человеческие силы. А Бог гордым противится, и только смиренным дает благодать.



Они этого не слышали, а если бы и слышали, то посмеялись бы над этим.

А нас глубоко поражают слова св. пророка Исаии: "...так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий – Святый имя Его: я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57, 15).

И в другом месте тот же пророк говорит: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66, 2).

О, как велики для нас эти слова! Разве не хотите вы, чтобы в сердце вашем жил Сам Бог?

А Он говорит, что живет в тех сердцах, которые смиренны и сокрушенны.

В сердце человеческом живет Сам Бог...

И вот только тогда, когда Бог, ненавидящий гордость и превозношение, вселится в сердце смиренное, сокрушенное и трепещущее пред словом Его, тогда в этом немощном сердце совершается великая сила Божия – и только в таком сердце, ни в каком другом.

Что же такое нищета духовная, которую Бог ставит необходимым условием того, чтобы в нас действовала Его Божественная сила, что это такое?

Вот там в притворе стоят бедные нищие. Они ни над кем не превозносятся, стоят они с дрожащими коленами, с опущенной головой, считая себя ниже всех. Они ничего не имеют своего и сознают себя ничего не имеющими. Они питаются той милостыней, которую подаете им вы, одеваются теми обносками, которые получают от вас. Это телесно нищие.

И вот такими должны быть и нищие духом. Они, подобно нищим телесно, должны сознавать себя не имеющими ничего доброго, от них самих зависящего.

Они себя сознают совершенно нищими в добродетелях.

Они думают искренне и говорят, что все доброе, что совершают они, совершают не своей силой, не своими добродетелями, а по Божьей благодати.

Они одеваются и покрываются не драгоценными одеждами, а кровом крыл Всевышнего.

Только этой одежды ищут они, только под кровом крыл Всевышнего хотят они жить, а не в роскошных домах – им этого не нужно.

Они смиренно сознают себя ниже всех. И чем праведнее человек, тем глубже сознание своей греховности в нем.

Это покажется вам странным. Скажете, что это, как это возможно, чтобы святые считали себя грешнее всех?

Поверьте, поверьте, что возможно, что совершенно искренне считали себя святые грешнее всех.

Как это возможно? Вот как.

Если в комнату чрез окно упадет яркий солнечный луч, то увидите вы в этом луче миллионы носящихся пылинок. Пока не было света, не видели пыли; увидели только тогда, когда пыль осветило солнце.

Духовное зрение святых обострено до крайности, они видят то, чего не видят люди обыкновенные, люди мира сего.

Их сердце и ум озаряет яркий свет Христов, и в этом Христовом свете своим обостренным зрением видят они в сердце своем все мелкие и мельчайшие грехи, а их много в нашем сердце.

И тогда святой человек ужасается и говорит: "О Господи, Господи! Сколько же у меня грехов!"

И он совершенно искренне будет считать себя хуже, грешнее всех.

Вот это смирение – основа всякой праведности, ибо без смирения все дела праведные не имеют цены в очах Божиих.

Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Это не праведность пред Богом – это мерзость пред Ним. Бог ждет только подлинной нищеты духовной, Бог говорит устами св. апостола Павла: "Сила Моя совершается в немощи".



Только в сердцах сокрушенных и смиренных творится великая тайна силы Божией.

Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными. Смирению учит нас Господь и Бог наш Иисус Христос. Разве не помните слов Его: "Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем".



Кто был так смирен, как Он? Помните, что говорил о Нем святой Павел в послании к Филиппийцам: "...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу – Он был равен Богу, Он мог и смел считать и объявить Себя Богом. Он этого не делал; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних..." (Фил. 2, 5-11).

Вот чему должны мы подражать – смирению Христову, смирению святых. Никогда не забывайте страшных слов апостола Петра: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".



Будем же смиренными, будем нищими духовно, будем немощны, и тогда сила Божия будет в нас совершаться – только тогда...

Аминь.

28 октября 1951 г.архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)


Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #10 : 18 Января 2015, 13:39:19 »

http://osiluan.ru/17-yanvarya-2015-goda-propoved/

Игумен Силуан (Туманов) проповедь 17 января в  Петропавловском храме (Шуваловский парк, Парголово, СПб) после Евангелия на литургии.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наташа S
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2813



Email
« Ответ #11 : 18 Января 2015, 15:18:58 »

А мне было позволено быть свидетелем, когда священник говорил проповеди, и в это время , казалось не  он сам говорил, это слова жили своей жизнью.Никто не чувствовал, долгая ли проповедь или быстрая. Многие плакали. Но то, что каждое слово ложилось в сердце, это было наяву.
Потом этот же священник больше года не произнес ни одного слова , мы чувствовали себя будто брошенными, вот вроде бы слово, а какая сила заключена в нем.
Сейчас проповеди вернулись к нам, Слава Богу за всё!
Записан

Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

Преподобный Иосиф Оптинский.
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« Ответ #12 : 18 Января 2015, 15:33:38 »

Слава Богу за все!
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #13 : 16 Июля 2015, 09:39:34 »

http://a-avvakum.livejournal.com/83545.html   
Записан

Гость
« Ответ #14 : 16 Июля 2015, 09:44:29 »

Очень спорное мнение.

"Хочется пожелать всем вашим читателям, всем православным миссионерам и всем творческим личностям, всегда идти средним царским путем Христовым, избегая крайностей, дабы достичь этим путем вечной духовной свободы во Христе Иисусе."
Митрополит Лавр.
« Последнее редактирование: 16 Июля 2015, 10:22:48 от Наталья1234 » Записан
Страниц: [1] 2 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Проповедь о проповеди
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines