Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 9 Вниз Печать
Автор Тема: Изучение Литургии  (Прочитано 189267 раз)
р. Б. Вера
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1936



Email
« Ответ #30 : 16 Февраля 2014, 19:33:32 »

Когда настоящий священник к нам пришел, то запретил нам земные поклоны делать, а сейчас внедряет, мотивируя тем, что службы только в воскресение и таким образом выражается наше почитание. Я на этой проповеди не была и потому стою. На оглашенных кто кланяется, кто нет. Просто у нас этому не учат, и не все понимают земной поклон и коленопреклонную молитву.

А тема эта очень даже наболевшая. Распечатаю и буду тоже просвещать.
« Последнее редактирование: 16 Февраля 2014, 19:37:20 от р. Б. Вера » Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #31 : 16 Февраля 2014, 20:12:10 »

Когда я начинала 5 лет назад ходить в наш ишимбайский храм, то почти все становились на колени, когда пели "Тебе поем...", а сейчас совсем немногие становятся на колени. А в Ноябрьске нам в храме даже памятки раздавали, когда , какие поклоны класть, когда креститься и там нас батюшки учили, что " не допускается земных поклонов во дни воскресные,в дни от Рождества до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения и Воздвижения ( в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до "Сподоби, Господи..." на вечерне в самый день праздника"
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #32 : 16 Февраля 2014, 20:56:41 »

Правила о поклонах и крестном знамении
Креститься без поклонов
1.   В середине шестопсалмия на « аллилуйя» 3 раза.
2.   В начале «Верую…»
3.   На отпусте: «Христос истинный Бог наш»
4.   В начале чтения Священного писания: Евангелия, апостолов и паремий
Креститься с поясным поклоном
1.   1.При входе в храм и при выходе из него 3 раза
2.   При каждом прошении ектиний
3.   3.При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице
4.   При возгласах «Примите, ядите», «Пийте от нея вси», Твоя от Твоих», «Святая святым»
5.   При словах « Честнейшую…»
6.   При каждом слове « Поклонимся», « поклонение», « припадем»
7.   Во время слов « аллилуйя», « Святый Боже», « Приидите, полонимся…», по возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом – по 3 раза
8.   На каноне 1й и 9й песни при первом взывании Господу, Божией Матери, или святым
9.   После каждой стихиры, (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10.   На литии после каждого из первых трех прошений ектинии по 3 поклона, после 2х остальных- по одному.
Креститься с земным поклоном
1.   В пост при входе в храм и при выходе их него 3 раза
2.   В пост после каждого припева к песне  Богородице «Тя величаем»
3.   В начале пения  «Достойно и праведно»
4.   После «Тебе поем»
5.   Осле «Достойно» и Задостойника
6.   При возгласе «И сподоби нас, Владыко»
7.   При выносе Святых Даров, при словах «Сострахом Божиим» и второй раз- при словах «Всегда, ныне и присно»
8.   В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. На великопостной вечерни 3 поклона
9.   В пост при молитве «Господи и Владыко живота моего»
10.   В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» всего 3 земных поклона
Поясной поклон без крестного знамения
1.   При словах : «Мир всем»
2.   «Благословение Господне на вас»
3.   «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»
4.   «И да будут милости Великого Бога»
5.   При словах диакона : «И во веки веков ( после «Яко свет еси , Боже наш»)

Креститься не положено

1.   Во время псалмов
2.   Вообще во время пения
3.   Во время ектиний тому клиросу, который поет ектийные припевы
4.   Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах
Не допускается земных поклонов
1.   Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения, Воздвижения ( в сей день три поклона Кресту). Поклоны пекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне, в самый день праздника
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #33 : 16 Февраля 2014, 20:57:45 »

Наташа! Спаси Господи за твой труд! Читаю, благодарна премного...
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #34 : 16 Февраля 2014, 20:59:25 »

Во славу Божию...
Нам такие памятки раздавали в храме, ею и руководствуюсь...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #35 : 16 Февраля 2014, 21:02:52 »

Во славу Божию...
Нам такие памятки раздавали в храме, ею и руководствуюсь...
Я распечатаю для себя.

 Этого я не знала:
 Поясной поклон без крестного знамения
1.   При словах : «Мир всем»
2.   «Благословение Господне на вас»
3.   «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»
4.   «И да будут милости Великого Бога»
5.   При словах диакона : «И во веки веков ( после «Яко свет еси , Боже наш»)

Остальное известно, вот как, век живи, век учись.
Но стала путаться, иногда  за всеми повторяю, забываться стало. Вот и напоминание появилось. Ещё раз благодарю, Наташенька!
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #36 : 16 Февраля 2014, 21:03:41 »

Прочитаю тему когда будет у меня свежая и ясная голова.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #37 : 17 Февраля 2014, 11:22:38 »

Продолжим значит

Литургией верных называется третья, самая важная часть литургии, на которой Честные Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу, а затем преподаются верным для причащения.
Эта часть литургии получила название литургии верных оттого, что присутствовать при ее совершении и приступать к причащению Святых Тайн могут только верные, то есть лица, принявшие православную веру чрез Крещение и оставшиеся верными обетам, данным при Крещении.
На литургии верных воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа, Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седение одесную Бога Отца и второе славное пришествие на землю.
В состав этой части литургии входят важнейшие священнодействия:
1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верующих молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы.
2. Самое совершение Таинства, с молитвенным воспоминанием членов Церкви Небесной и земной.
3. Приготовление к причащению и причащение священнослужителей и мирян.
4. Благодарение за причащение и благословение на исход из храма (отпуст).

  "...елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся" -- с этого возгласа начинается "ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ"
Священник молится Благодарим Тя, Господи Боже сил, сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих. Приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы безкровныя о всех людех Твоих, и удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея, призывати Тя на всякое время и место. Да, послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости
и раскрывает антиминс, готовясь к принесению, приготовленных на проскомидии, Св.Даров на престол. И до этого момента службы еще можно вынимать поминальные частицы из просфор.
Во время возгласа священника "Яко да под державою Твоею..." отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на каждение благословение от предстоятеля, кадит, читая про себя 50-й псалом, престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит лики (хоры) и молящихся. Окончив каждение, по обычаю, становится рядом со священником, молящимся пред престолом.
Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни (она - одна и та же для обеих Литургий), в которой, сознавая все свое недостоинство, просит Господа соделать его достойным священнодействия, причем исповедует, что он, священник, есть лишь видимое орудие, чрез которое невидимо тайнодействует Сам Господь Иисус Христос. И это есть единственная во всей литургии "тайная молитва", которую священник говорит Господу от себя лично. Все остальные молитвы он произносит от всего собрания верных. Итак, "тайная молитва":

Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы, еже бо служити Тебе велико и страшно и самем небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя Жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех. Ты бо един, Господи Боже наш, владычествуеши небесными и земными, Иже на престоле Херувимсте носимый, Иже Серафимов Господь и Царь Израилев, Иже Един Свят и во святых почиваяй.
Тя убо молю, Единаго благаго и благопослушливаго: призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя, силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело, и Честную Кровь. К Тебе бо прихожду, приклонь мою выю, и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене, ниже отринеши мене от отрок Твоих. Но сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостоиным рабом Твоим, Даром сим. Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконом каждения оба они со умилением трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, молясь об отрешении от житейских попечении.. Священник, молясь, произносит: "Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.
Диакон: Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
И, делая крестное знамение, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом, кланяются друг другу и нам с обращением "Простите, отцы и братия", следует негромко или про себя ответить "Бог да простит вас, отцы честные, помолитесь о нас Господу"
Во время чтения Херувимской песни священник руки возвышает горе (кверху), а диакон держит орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении ектений. Затем священник целует антиминс, а диакон - престол, и отходят к жертвеннику; священник - непосредственно налево, а диакон чрез горнее место.

Потом следует Херувимская песнь, на которой среди мирян случается распространенная ошибка: во время поминовения "...вас и всех православных христиан", все совершают Крестное знамение. Но это не к месту! Ибо в это же время священник благословляет людей Чашей, а на любое благословение священником народа (Чашей, Крестом или просто имясловным благословением рукой) отвечаем простым поклоном, без Крестного знамения. И по чину здесь каждый мирянин про себя говорит в адрес служащего: "священство и диаконство ваше да помянет Господь во Царствии Своем" и крестится с такой молитвой. Вот тогда молитва Великого входа священников о людях и людей о священниках получается завершенной.
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #38 : 17 Февраля 2014, 11:27:37 »

П.С. А кто сможет расшифровать слово "ДОРИНОСИМА"?
Записан
Николай Ф
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2658



« Ответ #39 : 17 Февраля 2014, 11:59:25 »

И по чину здесь каждый мирянин про себя говорит в адрес служащего: "священство и диаконство ваше да помянет Господь во Царствии Своем" и крестится с такой молитвой. Вот тогда молитва Великого входа священников о людях и людей о священниках получается завершенной.

От кстати, в таганрогском храме именно так и делают. Пишу храмЕ, а не храмАХ, так как на богослужениях бывал только в одном - Храме Одигитрии. В Москве, да, как правило, крестятся.
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #40 : 17 Февраля 2014, 12:49:46 »

Это слово ,помнится- половина на церковнославян.яз,половина на греч.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #41 : 17 Февраля 2014, 12:53:26 »

П.С. А кто сможет расшифровать слово "ДОРИНОСИМА"?
Означает "сопровождаема торжественно".
Записан
Ев гения
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2826


Санкт-Петербург


« Ответ #42 : 17 Февраля 2014, 13:56:45 »

поклон всем!!! спаси Бог за ваши разъяснения! читаю с большим вниманием!!
Записан

Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #43 : 17 Февраля 2014, 15:09:57 »

После "великого входа" закрываются Царские Врата. Какой в том смысл и есть ли он вообще, я ничтоже понимаю; а пока, диакон с обычного места начинает "просительную ектенью":
"о предложенных честных Дарех Господу помолимся" (остальные прошения ектеньи как и на всенощном бдении).
Об одном первохристианском обычае, утраченном ныне, напоминает диаконский призыв перед пением Символа Веры:
"Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы", хор поет "Отца и Сына, и Св.Духа. Троицу Единосущную и Нераздельную"
В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины-женщин, мужчины-мужчин). Этот обычай лобзания друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей.
Называется это лобзанием мира. Если служащих священников несколько, они все целуют дискос и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: "Христос посреде нас". Младший отвечает: "И есть, и будет".
После Символа Веры начинается "Евхаристический канон", для чего собственно и собрались христиане в церковь. Снова диакон призывает: "Станем добре, станем со страхом. Вонмем, святое возношение в мИре (и в мiре, думаю тоже!) приносити".

Священник, оборачиваясь к народу, произносит апостольское благословение "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога Отца, и причастие Св.Духа буди (да пребывает) со всеми вами". На что логично ответить и каждому "и со духом твоим".
И самая главная молитва литургии начинается на клиросе
 БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА.

 Поется "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней". Во время этого пения священник молится перед Престолом так:
Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего, Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее.
О сих всех благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящы архангелов и тмы ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающийся, пернатии.

И следует возглас " ПОБЕДНУЮ ПЕСНЬ ПОЮЩИЕ, ВОПИЮЩИЕ, ВЗЫВАЮЩИЕ И ГЛАГОЛЮЩИЕ" Хор поет "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, испольнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних".

И продолжается молитва священника: С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя! Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже, пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: ПРИМИТЕ, ЯДИТЕ, СИЕ ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ, ЕЖЕ ЗА ВЫ ЛОМИМОЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ.   

Аминь. И еще продолжается молитва священника Подобие и Чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов

Аминь. И еще продолжается молитва Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.
и заканчивается возгласом Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Клирос поет Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш

А священник в алтаре призывает Господа Духа Святого: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и милися деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия.

И уже вместе с диаконом молятся Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Такой диалог повторяется трижды и в завершение его произносится молитва преложения:
И сотвори убо Хлеб Сей, Честное Тело Христа Твоего. А еже в Чаши сей - Честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь.
И здесь творится земной поклон священнослужителями и всеми молящимися. Хлеб и вино ПРЕЛОЖЕНЫ силою Св.Духа в Тело и Кровь Христа.
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #44 : 17 Февраля 2014, 15:19:20 »

Да. Важнейший момент службы. Кульминация. Считается, что в это время низходит Святой Дух.
Поэтому и творится земной поклон, в знак величия происходящего.
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 9 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines