Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Страниц: [1] 2 3 ... 9 Вниз Печать
Автор Тема: Изучение Литургии  (Прочитано 197467 раз)
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« : 14 Февраля 2014, 20:27:48 »

 Открываю новую тему. Будем изучать Литургию.
С Богом!
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #1 : 14 Февраля 2014, 20:29:52 »

Надо не только пересказывать действия служителей, но и объяснять смысл такового.
За это должен взяться тот, кто знает и понимает все это.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #2 : 14 Февраля 2014, 21:07:30 »



Какие вечерни бывают?

В Уставе Русской Православной Церкви существует три вида вечерни: малая, вседневная и великая. Вседневная вечерня бывает в будние дни, она короче великой вечерни, которая служится отдельно в праздник великим святым или в составе всенощного бдения под воскресный день или двунадесятый праздник. На вседневной вечерне большая часть песнопений читается, чем поется, от этого она менее праздничная. Малая вечерня по Уставу должна служиться до захода солнца перед всенощным бдением под воскресный день или великий праздник. Этого вида вечерне нет в греческой церкви, она – русское изобретение, вытекшее из исторической необходимости.

Схема великой вечерни:

1.     Предначинательный псалом (103-ий). Светильничные молитвы священника.

2.     Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)

3.     Кафизма «Блажен муж».

4.     Стихиры на «Господи, воззвах». Вход с кадилом.

5.     «Свете Тихий».

6.     Прокимен.

7.     Сугубая ектения («Рцем вси от всея души…»).

8.     «Сподоби, Господи».

9.     Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»)

10.  Стихиры на стиховне

11.  Песнь прав. Симеона Богоприимца («Ныне отпущаеши»)

12.  Молитвы с Трисвятого по Отче наш. Тропарь праздника.

13.  Псалом 33.




Последование Вечерни



Диакон:    Востаните. Господи, благослови.

Священник:    Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков

Хор:    Аминь.

Диакон и священник:    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и. Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему

Предначинательный псалом (103-й)

Хор:    Благослови, душе моя, Господа! Благословен ecu Господи. Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси Господи! Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси Господи! - Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Дивна дела Твоя, Господи! На горах станут воды. Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
« Последнее редактирование: 15 Февраля 2014, 17:24:16 от Капитошка » Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #3 : 14 Февраля 2014, 21:16:18 »

Предначинательный псалом-потому что перед началом всякого дела?
Нет, потому что вначале.

103-м псалмом, называемым предначинательным, начинается вечерня, а с нею - весь суточный круг церковных служб. В псалме торжественно прославляется Творец и Промыслитель мира Господь Бог наш, Его Всемогущество и Любовь.

Пение псалма и священнодействия переносят христианина во времена сотворения мира, соделывают его свидетелем блаженства прародителей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что человеку было предназначено пребывание в раю. Свет свечи и каждение фимиама символизируют, что первых людей в раю постоянно озарял свет Боговедения, живила благодать Святого Духа. После каждения царские врата закрываются в знак того, что двери рая закрылись для согрешивших прародителей. Радостное и торжественное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов.


После каждения, изображая кающегося Адама у врат рая, священник с непокровенной головой тайно читает семь вечерних молитв, называемых светильничными. Они содержат славословие Господа Бога, сотворившего вещественный свет, и прошения о даровании верующим духовного света и благ временных и вечных, благопотребных для спасения. Совершив поклоны на горнее место и предстоятелю, диакон выходит из алтаря северной дверью на солею для произнесения великой ектений. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Он совершает поклоны и по возвращении в алтарь.
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #4 : 14 Февраля 2014, 21:16:29 »

Передавайте.
Тогда авторитарно заявляю, что Ксения начала вспоминать всенощное бдение, договорившись со мной. Я приду с литургией в вечер воскресенья, а пока готовлю материал, да и вообще еще завтра работаю до темного вечера. А вечерняя служба предваряет литургию, так что все по порядку.
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #5 : 14 Февраля 2014, 21:21:56 »

Ксюш,это Всенощная.
Литургия начинается так.
Диакон:
-Благослови, владыка!
Священник:
-Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков.

А вообще она начинается ещё раньше,но тайными молитвами.

Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #6 : 14 Февраля 2014, 21:25:43 »

Ксюш,это Всенощная.
Литургия начинается так.
Диакон:
-Благослови, владыка!
Священник:
-Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков.

А вообще она начинается ещё раньше,но тайными молитвами.


Так я же написала что это Последование Вечерни.

 Без Вечерней Литургия не поймется, Лена 03 вчера писала об этом. Так запутаемся.
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #7 : 14 Февраля 2014, 21:29:27 »

Ага.
Не внимательно читаю-сразу же два дела делаю.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #8 : 14 Февраля 2014, 21:33:48 »

Ага.
Не внимательно читаю-сразу же два дела делаю.
Лена, подсказывай и в Вечерней тоже. Я в текстах слаба.  Читайте и перепроверяйте меня.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #9 : 14 Февраля 2014, 21:43:02 »

Великая ектения

Диакон:    Миром Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек, правящем епископе), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О граде сем (или: веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор:    Тебе, Господи.
Священник:    Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор:    Аминь.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #10 : 14 Февраля 2014, 21:51:29 »

Стихословие кафизмы
Хор:    Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Аллилуиа (трижды после каждого стиха).
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом.
Блажени вси надеющийся Нань.
Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой.
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
Слава, и ныне. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Слава Тебе, Боже (трижды).


Уставные указания

На воскресные дни за вечерней положено стихословить всю 1-ю кафизму, то есть 3 антифона, независимо от того, какой праздник совпадает с воскресеньем, хотя бы и двунадесятый Господень. После каждого антифона диакон произносит малую ектению, а священник возглашает после 1-й ектений "Яко Твоя держава...", после 2-й - "Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем...", после 3-й - "Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем..." (Типикон, гл. 2). В праздники двунадесятые Господние, если они совпадают с понедельником, а также на Вознесение, если оно приходится на 8 мая - день памяти святого Иоанна Богослова, стихословится только 1-й антифон первой кафизмы. Если эти праздники приходятся на другие дни седмицы, стихословия кафизмы не бывает. На праздники с полиелеем, бдением и на двунадесятые Богородичные, если они не совпадают с седмичными днями Великого поста, стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы; в остальные дни- кафизма рядовая (Типикон, гл. 17) и малая ектения после всей кафизмы.




Малая ектения

Диакон:    Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор:    Господи, помилуй.
Диакон:    Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор:    Тебе, Господи.
Священник:    Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор:    Аминь.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #11 : 14 Февраля 2014, 21:52:38 »

Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. «противо-гласник») – древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.

Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #12 : 14 Февраля 2014, 22:20:36 »

Ектении

Великая ектения (от греч. ектения - «протяжное моление»), первая, которую произносят на вечерне и которую еще называют «мирной» по первой строчке «Миром Господу помолимся», как и другие ектении – малая, сугубая и просительная – появилась довольно рано. Уже в IVвеке были пространные диаконские моления о разных категориях людей в церкви и вне ее, которые иной раз выслушивались верующими коленопреклоненно.

Малая ектения самая короткая и содержит только одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Начинается она со слов «Паки и паки (т.е. снова и снова) миром Господу помолимся».

Сугубая ектения начинается с призыва диакона «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем…» («Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим»). Сугубо в переводе с церковно-славянского значит «дважды», но прошение народа «Господи, помилуй» на ней повторяется не два раза, а три, и в точном переводе с греческого название этой ектении было бы «прилежное моление». Термин «сугубая ектения» здесь можно понимать в смысле прошения, произносимого с особым усердием, особой теплотой сердца. В сугубой ектение прошения уже более частные, чем в великой. Например, о спасении, оставлении грехов и других благах для самих молящихся, а также о приносящих пожертвования и творящих добро в храме, в котором произносится эта молитва.

Просительная ектения содержит в себе некоторые другие прошения диакона, чем великая и сугубая: «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим… Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим… Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим…. Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови у Господа просим… и др.». Изменяется и прошение народа с «Господи, помилуй» на «Подай, Господи».
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #13 : 15 Февраля 2014, 05:22:21 »

Спасибо всем большое. Так хорошо и понятно все! Отдельное спасибо Ксюше за открытие темы
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #14 : 16 Февраля 2014, 15:05:45 »

Начнем, пожалуй. Дмитрий и Александр, как практикующие алтарники, комментируйте.
"Литургия оглашенных" -- предлагается к обсуждению.

Итак, прочитаны "входные молитвы", и священнослужители ушли в алтарь. Поскольку нам не видно, что происходит в алтаре, комментировать и нечего. Знаем, что сейчас начнется часть литургии, которая называется "Проскомидия". Облачившись и стоя у жертвенника, священник возглашает: "БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ, ВСЕГДА НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ", чтец заканчивает молитву "Аминь" и начинает чтение "третьего часа".
 Зачем нужны "Часы".  Это часть суточного богослужебного круга, церковный день, по еще ветхозаветной традиции, начинается с вечера накануне и состоит из повторяемых служб
   
Девятый час (15 ч.)  на приходах бывает очень редко
Вечерня (18 ч.)       
Повечерие (21 ч.)     на приходах не встречал, бывает в монастырях
Полунощница (24 или 0 ч.)   тоже в монастырях
Утреня (3 ч.)             Обычно соединяется с вечерней
Первый час (6 ч.)      следует после утрени, то есть в конце привычной нам вечерней службы
Третий час (9 ч.)       предваряет непосредственно литургию
Шестой час (12 ч.)     следует сразу за третьим
Литургия [1]                   
Третий час состоит из чтения подряд псалмов 16, 24 и всем известного 50, а час шестой 53, 54 и тоже известного 90.
Обычно, к чтению 90 псалма священник успевает совершить проскомидию и начинает каждение алтаря, потом и всего храма, а чтец заканчивает "часы" чтением замечательной молитвы "Иже на всякое время и на всякий час..."
Священнослужители, после каждения всего храма, становятся перед Престолом и сотворив молитву "Царю Небесный", начинают следующую часть литургии, которая называется "Литургией оглашенных" или же "Литургией Слова" (потому что в этой ее части следует чтение Апостола, Евангелия и проповедь).
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 9 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines