Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Страниц: 1 ... 6 7 [8] Вниз Печать
Автор Тема: Изучение Литургии  (Прочитано 44093 раз)
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1568


Светлана


« Ответ #105 : 17 Января 2018, 21:16:49 »

Продолжаю...

Храм снова наполняется кадильным благоуханием, как перед чтением Евангелия. Тогда благоухание предуготовляло встречу Господу. Он являлся в Своем святом слове. Теперь оно снова предуготовляет встречу Ему.— Он идет, идет. Сам в Своей Божественной плоти и Боготворящей Крови Своей.

Священнодействия великого входа говорят о том же. Великий вход переносит нашу мысль к тому времени, когда храм был устроен иначе, чем он устроен теперь. Теперь алтарь, к сожалению, по своей внешней обстановке далеко не соответствует тому идеалу Святого Святых, которому он должен был соответствовать.

В ветхозаветном Святом Святых была божественная пустота. Там не было ничего кроме величайших святынь, и вхождение туда мыслилось как что-то несказанно страшное. А ведь насколько оно это ветхозаветное Святое Святых по своему значению и смыслу было меньше и ниже христианского алтаря.

А между тем, как часто в алтаре нашем кроме величайших святынь бывают предметы совершенно посторонние, там хранятся и книги, и облачения, складываются иконы, иногда даже одежды священнослужителей. Входят туда и миряне в те моменты, когда захотят, и когда им нужно.

Иначе было в древности. Тогда алтарь был совершенно выделен. С одной стороны алтаря находилось особое помещение — жертвенник и сосудохранительница, там находились св. сосуды, туда приносили миряне свои приношения для службы. С другой стороны находился, так называемый, диаконник, где хранились св. облачения. Самый же алтарь не заключал в себе ничего кроме престола. В него входили только священнослужители, входили только тогда, когда это было положено по чину священнодействия. Священная тишина, священный трепет наполнял как будто самый воздух этого места.

И вот во время великого входа оттуда, из жертвенника, из сосудохранительницы переносились священные предметы, приносились священные приношения для совершения таинства. Священнослужители принимали их и возлагали на св. трапезу. Остатком этого и является тот момент в архиерейском служении, когда служащий епископ принимает из рук священнослужителей св. Чашу и дискос.

В этот именно момент совершалась проскомидия, что и значит — приношение. Поминались тогда и приносившие. Остаток этого - то поминовение верных, которое совершается ныне на великом входе.

Это шествие священнослужителей со св. Чашей и с дискосом в торжестве и славе, оно говорит о том, о чем возвещают и молитвы и песнопения этого мига — о Христе, окруженном закрывающими свои лица ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. Идущем заклатися и датися в снедь верным.

Как там, накануне Своих страданий в Иудее, Он вступал в Иерусалим, и народ приветствовал Его своими восклицаниями, дети кричали Ему осанна,— так теперь Он идет для того, чтобы снова открылась Его Голгофа, и мы встречаем Его, склоняясь перед Ним и перед чудом наступающего мгновения.

Я закончу свою беседу мыслью, которую неоднократно высказывал с этого св. места.

Вот видим мы, видим все явно, своими очами, как слава Божия отступает, отходит от нас, скрывается в горних высотах. Мы видим, как умолкают один за другим алтари, и как в бесчисленном множестве храмов прекращается святое служение. И душа наша наполняется и страхом, и мучительной болью. Неужели же и для нас наступит мгновение, когда мы будем лишены возможности стать перед лицом святого возношения и «наслаждатися божественной литургией».

Мысль об этом не может не ранить нашего сердца жгучей болью, потому что, может быть, нет ничего более страшного, более мучительного на земле, как именно это.

И все же, если мы заглянем в глубину нашего сердца, всмотримся пристально в длинную вереницу мгновений, пережитых нами в храме, то мысль об этом отъятии от нас божественной славы исполнит нас не ропотом против божественного приговора, не томительным смущением перед его непонятностью, а только жгучим стыдом от сознания собственной вины и собственной ответственности.

«Прав Ты, Господи, и правы суды Твои…»

Если так совершалось и так совершается, если Он попускает то, что Он попускает, то не потому что, чтобы был Он жесток и немилосерд — да не будет — но потому, что мы этого достойны, мы так восхотели.

«Иже херувимы тайно образующе»… «Всякое ныне житейское отложим попечение»…

Пусть каждый вспомнит, пусть каждый наедине со своею совестью даст себе отчет в том, сколько раз слышал он эти слова, и сколько раз оставалась душа все в том же плену житейских попечений, липкой тины греховной немощи, и не несла навстречу грядущему чуду, навстречу самому великому и самому святому из того, что было и будет, ничего, кроме своего тупого равнодушия и бестрепетного безразличия.

Пусть каждый ответит, и пусть тогда судится с Богом и скажет, кто виноват в нашей великой, в нашей безмерной скорби…
« Последнее редактирование: 17 Января 2018, 21:18:55 от Котик » Записан

О хорошем надлежит говорить и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдившись своих слов, начал и он делать.    (прп. Нил Сорский)
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 20229


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #106 : 18 Января 2018, 08:22:26 »

Действительно-так благоговейно написано,спасибо,Света!Хочется с его слов,с этой позиции, вновь пережить литургию в храме
Захотелось сразу же об о.Анатолии почитать.
http://www.pravoslavie.ru/77190.html
Света,может ты сама хотела о нём написать,прости,если опередила.
« Последнее редактирование: 18 Января 2018, 08:39:41 от Ост-Остерн » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1568


Светлана


« Ответ #107 : 18 Января 2018, 10:11:11 »

Елена, спасибо за статью об о.Анатолии Жураковском! Какие еще "прости" могут быть Только благодарности.
Записан

О хорошем надлежит говорить и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдившись своих слов, начал и он делать.    (прп. Нил Сорский)
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 20229


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #108 : 22 Марта 2018, 08:49:41 »

Почему нельзя служить Литургию на одном и том же престоле?
Бывает же две литургии в храме,когда алтарь один,тогда где в алтаре находится приставной престол?


В одном храме на отпусте и на полиелее поминали свв мчч Прова,Тараха и Андроника.Потом выяснилось,что частицы их свв.мощей -в антиминсе этого храма.
  Всегда ли известно-чьи св.мощи в антиминсе?
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1568


Светлана


« Ответ #109 : 22 Марта 2018, 12:34:25 »

1. Насколько я понимаю, дело не в престолах, а в самой сути литургического общения верных. Чтобы не было деления общины, лучше служить одну литургию.

"Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге". (Сщмч. Игнатий Богоносец, послание к филадельфийцам. Глава 4).

Но тут жизнь вносит свои коррективы. Бывает необходимость в нескольких литургиях в один день. И, чтобы не было повода для магизма и еретических домыслов (о двух Тайных вечерях в один день, двух Распятиях и Воскресениях), надо было символически разъединить две литургии не только во времени, но и предметно. Появились правила о двух антиминсах, престолах, алтарях.

Где хранится приставной престол, я не знаю. Тут я тебе не помощник Может, кто подскажет. Я в алтаре ни разу не была.

2. Я слышала, что бывают антиминсы вообще без мощей, за подписью правящего архиерея. Они освящаются, и на них служат. Со временем в них можно вшивать частички мощей.

Всегда ли известно, чьи мощи - не знаю. Вообще должно быть известно, т.к. каждый антиминс учтен, приписан к определенному храму. Но, наверное, в жизни возможно все, особенно в России после десятилетий советских гонений, когда святыни спасались верующими из разрушающихся храмов, попадали в разные руки и в разные ситуации.
Записан

О хорошем надлежит говорить и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдившись своих слов, начал и он делать.    (прп. Нил Сорский)
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 746



Email
« Ответ #110 : 23 Марта 2018, 22:06:49 »

"Второй престол" (как правило он довольно небольшой) ставится непосредственно перед собственно престолом, и на нем все богослужебное и находится.
Создает это служащим трудности, ибо место для маневров сокращается до минимума.

Мощи в антиминсе это традиция Русской церкви, главное то в антиминсе не мощи, а подпись архиерея, именно ее целует служащий священник, в знак единства с епископом.
И поэтому часто бывает, что новый архиерей меняет антиминсы на антиминсы, им самим подписанные.

Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 20229


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #111 : 24 Марта 2018, 17:16:20 »

Почему приставной престол существует?Народа много в храме и поэтому служат две литургии?Это я к тому,что сейчас слежу за возведением новых церквей  по программе 200 Храмов.Наверное все они однопрестольные.Однако,в крупных районах одной литургии по праздникам и воскресеньям мало.И тогда будут ещё служить раннюю.Лучше бы сразу же с приделами храмы строили.Может это дорого?
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 746



Email
« Ответ #112 : 24 Марта 2018, 17:35:32 »

Был у нас храм о двух престолах, верхний и нижний. Служили как следует - раннюю в нижнем, позднюю в верхнем. Но пришло время, и народ просто перестал помещаться в нижнем храме, ибо довольно многие любят раннюю литургию.
И теперь в верхнем храме, на ранней литургии приставной престол.
Записан
Галина ))
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 636


Жаль что наши странички в соц.сетях более религиозны, чем мы


WWW
« Ответ #113 : 24 Марта 2018, 18:20:18 »

У нас храм тоже о двух престолах, верхний и нижний, но служится в основном в нижнем, в верхнем только по большим праздникам, батюшка один. Когда я работала и у меня не было выходных, я тогда мечтала о ранней литургии и завидовала горожанам, у которых есть выбор. Сейчас у нас учится в семинарии сын нашего батюшки, думается мне что по окончании учебы вернется домой и у нас тоже будет ранняя и поздняя литургия. А может и не будет, может батюшка передасть службу сыну а сам будет помогать, направлять и подсказывать, принимать исповедь и тому подобное, потому что у него больные ноги, ходить тяжело

А фот наш храм
« Последнее редактирование: 24 Марта 2018, 18:26:25 от Галина )) » Записан

[/url]
Страниц: 1 ... 6 7 [8] Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines