Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: Почему День народного единства на Казанскую?
Страниц: [1] Вниз Печать
Автор Тема: Почему День народного единства на Казанскую?  (Прочитано 6941 раз)
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6402



Email
« : 04 Ноября 2015, 17:30:35 »

Пришлось коротко написать название темы, иначе не влазило все.

А вообще название звучит так: Случайно ли 4 ноября - День народного единства совпадает с праздником Казанской иконы Божьей Матери?

Людочка сегодня задавала вопрос про светский праздник, поэтому я решила создать отдельную тему и разместить статью из "Российской газеты".

"Тот, кто думает, будто праздник, отмечаемый 4 ноября совсем молодой, глубоко заблуждается. День Казанской иконы Божьей Матери в России празднуют 4 ноября уже более 366 лет. Причем сначала это был сугубо московский праздник в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции, а в 1649 году он стал всероссийским. Причем не церковным, а именно общенародным праздником: по-видимому, наши предки осознали всю значимость того, что сердце России - Москва была освобождена от поляков. И произошло это именно 4 ноября (22 октября по старому стилю). Точнее, 4 ноября 1612 года русские воины взяли штурмом Китай-город, где засели поляки - это был переломный момент, а через четыре дня польский гарнизон в Кремле сам капитулировал. Важная победа, положившая начало концу смутного времени. Победа судьбоносная, но причем тут икона?
А при том, что список Казанской иконы Божьей Матери принесли с собой в ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Димитрием Пожарским, казанские дружины. Перед этим чудотворным образом и молились воины, готовя себя к битве.

Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной. Но наши предки в этой связи были твердо уверены, и именно эта убежденность стала основой для того, чтобы посчитать день начала победы над польскими интервентами днем празднования Казанской иконы Божьей Матери. Вторым днем празднования. Потому что один праздник у Казанской уже был - день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля. Произошло это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская спасла Москву и Россию.

В Казани отпраздновали обретение иконы Божией Матери
Дело было так. В Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. После обретения образа начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы - 21 июля.

Так что к моменту, когда в России началась смута, икона Казанской Божьей Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема. Теперь, чтобы понять, какую роль сыграла Казанская в смутное время, давайте вспомним, что же тогда происходило.

1605 год - умирает царь Борис Годунов, и московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, в столицу въезжает Лжедмитрий I. Через год убивают и Лжедмитрия. Царем избирают Василия Шуйского (1606-1610), но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II, войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую лавру) под Москвой, затем входят в столицу. Страна разорена дотла: всюду разбой, мародерство, страх и предательство. Кажется, что нет силы, которая бы собрала нацию воедино, подняла дух, возродила страну. В 1610 году свергают и Шуйского. Изменники-бояре избирают на Московское царство польского королевича Владислава. Страна на краю гибели. И тут свой голос возвышает Церковь.

Москва подготовилась к празднованию Дня народного единства
Несмотря на численное и техническое превосходство польских интервентов, Троице-Сергиев монастырь стоит, полякам так и не удается покорить монахов. Находящийся в 1610 году под стражей патриарх Гермоген - тот самый, что делал описание чудес Казанской иконный Божьей Матери, призывает всех подняться на защиту православной веры и Отечества. На его призыв откликаются Кузьма Минин и Димитрий Пожарский, собравшие ополчение. К войскам присоединяются казанские дружины, они и берут с собой, в войско, чудотворную икону Казанской Божьей Матери.

Народные бедствия Церковь всегда воспринимала как наказание за грехи. Поэтому пост, покаяние и молитва считались непреложной подготовкой к любому бою. "Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево", - говорится в молитве: "Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева".

Чудесное спасение страны, когда в народе пробуждались духовные силы, и они показывали пример героизма ради Отечества, повторялись потом в истории России не однажды. И часто это было связано со Спасительницей - Казанской иконой Божьей Матери.

В 1709 году, перед Полтавской битвой, Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской о даровании победы. Перед образом молился А. В. Суворов. Об избавлении от французов молились перед святыней и в 1812 году, один такой молебен - при отбытии М. И. Кутузова в действующую армию - хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все. Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех - и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа Иисуса Христа…

В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, содержится ключ к пониманию того, почему этот образ являл нам поддержку в годину тревог. В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим - тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Вчитайтесь в слова молитвы, это прозрение потрясающей глубины. Кстати, глаза на такие вещи открываются именно в годины великих народных потрясений. А раз эта связь, это единство нашего частного, личного и общего существует, значит совсем неслучайно, собирая силы на решительный бой, наши предки не просто молились, они постились, они каялись. Это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Богородицы.

А потом, в благодарность, русские ставили в честь Казанской иконы Божьей Матери храмы. В России их было несчитанное количество. И в каждом доме икона - ею благословляли венчающихся, а потом вешали над детской кроваткой…

То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство, и наше прошлое это неоднократно доказывало, может зиждеться только на духовном. И не приведи Господь, если мы забудем об этом в годы, когда смута - всего лишь страницы истории."
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #1 : 04 Ноября 2015, 17:59:02 »

СПАСИБО, ВЕРОЧКА!
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #2 : 04 Ноября 2015, 18:17:35 »

Молодец, Вера, что интересуешься историей!

Россияне, с праздником!
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #3 : 04 Ноября 2015, 19:05:12 »

СПАСИБО, ЕЛЕНА03!
Россияне.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #4 : 04 Ноября 2015, 19:07:56 »

 
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #5 : 04 Ноября 2015, 19:20:36 »

Над московским над собором
Ветер тучи собирает,
Между тучей и собором
Гордо реет птеродактиль,
Истребителю подобный,
Он кричит и в крике слышно:
"Нафиг здесь вообще я взялся?
Это ж не моя эпоха!"

Входит князь в железном шлеме,
В узких пальцах - железяка.
Птеродактиля увидев,
Очи к небу поднимает
С общим скорбным выраженьем:
"Как вы все меня достали"
Входит Минин с бородою,
С топором, таким же черным,
На лице негодованье:
"Нахрена тут птеродактиль?"

Входит войско в острых шлемах
В чудо-юдо тычут пальцем
"Что ль художник обкурился?
И стоят в недоуменьи.

Птеродактиль развернулся
Скинул вмиг парашютиста
Все глядят в недоуменьи
"Кто такой свалился с неба?".

Входит Путин с красным флагом
Обращается к героям:
"Нам так нужен этот праздник,
Именно как раз сегодня,
Чтоб забылся у народа
Прежний праздник коммунячий.
Очень нужны нам герои
Тоже чтоб под красным флагом,
Но на 300 лет пораньше,
На 3 дня пораньше тоже"
Красный флаг вручает князю,
В птеродактился садится
В тёмном небе исчезает...

http://marat-ahtjamov.livejournal.com/974723.html#comments 
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #6 : 04 Ноября 2015, 19:37:09 »

Ирония в стихах.
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #7 : 04 Ноября 2015, 20:04:53 »

Правды ради скажем, что королевича Владислава избирали не токмо злыдни-бояре, но вся земля русская, и патриарх Ермоген тож...
Конечно же с условием принятия им православия, а присягнули.
Но папа евойный, Сигизмунд вмешался, я типа еще сам могу царствовать, сына своего, сопляка семнадцатилетнего пока попридержу, молодой еще...

В сей день поляков из Москвы выбили, но ничего ведь не кончилось, кончится еще только начнет кончаться в 1619 году, усилиями дипломатическими, а пока еще и сам Филарет Романов, будущий патриарх, находится в Польше, в пленении,
и подвиг Сусанина еще впереди,
что заплутал в костромском бездорожьи вовсе не "врагов-поляков", а самых наших соотечественников,
"казачков ДэНэЭров", искавших пограбить "добывавших зипунов" пока есть возможность.

А уж совсем кончится аж в 1667 году, Андрусовским мирным договором, стараниями Афанасия Ордин-Нащокина,
русского дипломата, скончавшего дни свои иноком Антонием в Саввы Крыпецкого монастыре...
Записан
Страниц: [1] Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: Почему День народного единства на Казанскую?
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines