Статьи православного психолога Легостаевой М.В.

(1/11) > >>

ВераН:
Легостаева М.В. - православный психолог Санкт-Петербурга, много лет консультирует людей на форуме православного сайта "Азбука".

С разрешения Марины Вениаминовны Легостаевой буду размещать здесь ее статьи. Все тексты взяты из ее профиля ВКонтакте. https://vk.com/id4563130

Посты со статьями:
№1 О ПОЛЬЗЕ БОЛЕЗНИ. (ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА)
№8  О ПОНИМАНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА. (Часть 1)
№29  О ПОНИМАНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА. (Часть 1)
№45 Любить врага своего… Часть 1. Психологический механизм проекции.
№46 Любить врага своего…Часть 2. Духовный аспект исцеления личности.
№50 Христианская психотерапевтическая концепция работы с детскими травмами. Ч1.
№51 Христианская психотерапевтическая концепция работы с детскими травмами. Ч2.
№52 ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА.
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ. ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА.

ВераН:
О ПОЛЬЗЕ БОЛЕЗНИ. (ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА)

Святые отцы понимали, что болезнь для нас может быть целительна. Целительна именно для души.

Св. Григорий Богослов:
"Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу".

Преп. Амвросий Оптинский:
"Здоровье есть дар Божий, — говорил прп. Серафим Саровский, — но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям".

Как же надо позволить себе проживать болезнь, чтобы получить от этого духовную пользу?

Попробую ответить на этот вопрос именно как православный психолог.

Все мы иногда болеем. Серьезно или не очень. Но болезни присутствуют в нашей жизни, периодически вмешиваются в нашу жизнь как некое инородное образование…

Болезнь, как это обычно бывает, случается с нами совершенно не во время. Она мешает, она нарушает наши планы, приносит телесный и физический дискомфорт. Все это воспринимается как какие-то внешние негативные обстоятельства, которые мы должны переломить.



Что происходит? Вместо смиренного принятия человеком факта болезни, он (вернее, его Эго), начинает противиться.
Редко удается в самом начале посмотреть на возникновение болезни, как на то обстоятельство, которое Господь попустил нам, и которое имеет определенный смысл. Само обстоятельство возникновения болезни несет в себе задачу, которую необходимо решить, найти верный ответ.

Возможно, вместо того, чтобы роптать, следует принять это событие, постараться прожить болезнь таким образом, чтобы «на выходе» мы стали другим человеком. Пусть хоть немножечко, но другим.

Болезнь – это один из способов, призывающий нас к духовной трансформации. Это некий своеобразный экзистенциальный кризис.

Нам дается пауза. Нас на какой-то моменты лишили возможности активной социальной жизни. Какую-то часть времени нам приходится оставаться наедине с собой. Иногда выдерживать сильную физическую боль, иногда просто недомогание.
И вот здесь очень важно начинать проживать свою болезнь в состоянии «здесь и сейчас».



Следует отпустить тревогу по поводу прерванных планов, неосуществимых внешних дел. Это называется еще: не сопротивляться Богу. Дать Ему возможность выстраивать, упорядочивать наше внутренне пространство. И сосредоточиться на себе, вернее, в глубине себя. Внимательно прислушиваться к симптомам своего тела. Зачастую оно подскажет правильные пути действия для облегчения болезни. Что происходит с нашими мыслями, чувствами? Удается ли держать ум в покое? Что не мешает? Возможно, возникнет стойкое ощущение того, что необходимо в чем-то исповедоваться. Ране подавляемые воспоминания и чувства выходят на уровень осознанности…

Если есть такая возможность, то следует писать что-то типа дневниковых записей. Это поможет структурировать свое сознание. Осознать свое прошлое, переоценить свое настоящее и соответственно изменить отношение к планам на будущее.
Верно прожитая болезнь приведет к духовному и личностному взрослению.

Это касается и того, как болеют дети. Часто родители рассказывают, что переболев, ребенок становится другим. Личностному взрослению, как процессу, необходимо время, когда человеческая душа может находиться в состоянии созерцания, а ум в состоянии осмысления своего опыта. Иначе прошлый жизненный опыт не способен интегрироваться и стать частью личность.

Приведенный ниже классический пример способен проиллюстрировать этот процесс.



Ф.М. Достоевский заканчивает свой роман "Преступление и наказание" болезнью Раскольникова. А именно тем фактом, что болезнь изменила его. Она была тем условием, благодаря которому душа смогла начать свою духовную трансформацию изнутри личности, в которой гордыня, Эго, самость были основой и фундаментом.

В конце эпилога «Преступления и наказания» говорится, что
Раскольников вышел из состояния болезни другой, обновленной личностью.

Вероятно, это можно назвать метанойей, в том смысле, как изменение ума, сознания.

«Да и что такое все эти муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем–либо думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…»

Удивительно, как точно автору удалось описать этот процесс. После явного и сильного переживания, которое подготовило почву для трансформации, сам процесс духовного возрастания уже начался. Ему просто не надо мешать. Роман заканчивается именно этим: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомой действительностью».

Итак, смысл и назначение болезни может состоять в том, что она способна привести к ослаблению нашего Эго.

Вынужденно, не имея сил противостоять обстоятельствам, в связи с телесной болезнью, дискомфортом, ограничением социальной активности, и, возможно, впервые, человек получает благословенный опыт смирения. Это то состояние, когда на какой-то момент душа берет верх над Эго, над мирскими привязанностями и мирской суетой.

В этом опыте человек способен увидеть в себе иные горизонты и иные высоты. Он, возможно, впервые соприкасается с самим собой, с таким собой, каким видит его Бог.



Но этого мало. Вернее, это только начало процесса. Душа продолжает искать возможности для своего развития, для сохранения в вечности. Процесс это, как выясниться для человека позже, бесконечный. Он потребует от человека всех его усилий.
Видимо, самое важное на этом этапе для человека - осознанно определить направленность этого процесса, укрепиться в этой направленности.

Суть метанойи (изменения сознания) состоит в том, что теперь
сила личности направлена не на укрепление своей самости, не на потакание своей гордыни, а на осуществление себя в Боге. А это путь осознанного стяжания (с Божией помощью) в себе таких добродетелей, как смирение и любовь. И вот уже человек способен со всей честностью произнести слова: "Слава Богу за все!"

Всем желаю не болеть, а если болеть, то с пользой!

Первоисточник: https://vk.com/id4563130?w=wall4563130_280

Наталья 1234:
Последняя фраза-это такое резюме. Все, что написано выше- хорошо, а не болеть-еще лучше. :)

ВераН:
Не болеть - это вряд ли возможно, все болеют. Я, помнится, в юности так даже хотела поболеть, полежать с температурой, так и говорила: "Я люблю болеть, потому что становлюсь во время нее лучше".

А сейчас, конечно, болеть, тем более, тяжело, уже не хочется, потому что чаще всего - это настоящая мУка. Но куда деваться...

ВераН:
Скажите, имеет смысл в статьи картинки добавлять или лучше не надо?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница