Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Статьи православного психолога Легостаевой М.В.
Страниц: 1 [2] 3 4 Вниз Печать
Автор Тема: Статьи православного психолога Легостаевой М.В.  (Прочитано 51558 раз)
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6670



Email
« Ответ #15 : 26 Ноября 2016, 14:21:46 »

Каждый человек уникален   Я не думаю, что ты упрощаешь, например. Думаю, что ты просто не пишешь всех своих мыслей. Я же вытаскиваю на обозрение все (или почти все), что у меня в голове.

Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3655



« Ответ #16 : 26 Ноября 2016, 14:26:03 »

Нет, не вытаскиваешь. Например, я так и не поняла в чем твоя психологическая проблема.

Но вытаскивать и не нужно-это интернет, открытое пространство.

Я пришла на этот форум потому, что увидела доброжелательность. По нынешним временам большая редкость. Душа отогревается.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6670



Email
« Ответ #17 : 26 Ноября 2016, 14:35:33 »

Наташа, я писала, что со мной.   Социофобия и т.д. Были серьезные проблемы в отношениях со свекровью, решила их с Божьей помощью на 9ом году совместного проживания. Для этого понадобилось прочитать несколько книг и три раза обратиться за помощью к психологам.

И я откровенна, так как вижу здесь у нас доброжелательность.   А вообще, много зависит от собственного внутреннего состояния, от ресурсов. Бывает, что устаешь, или просто что-то болит - то не до общения.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3655



« Ответ #18 : 26 Ноября 2016, 14:38:31 »

Я то же социофоб. Это уже не вылечишь.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6670



Email
« Ответ #19 : 26 Ноября 2016, 14:40:47 »

  Будем надеяться, что и это удастся преодолеть.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8033


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #20 : 26 Ноября 2016, 16:50:11 »

Девочки, помоги вам Господь!
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3655



« Ответ #21 : 26 Ноября 2016, 16:53:28 »

Мы дома сидим, социума не видим-нам не поможешь. А с агрессией любой столкнется-не понравится. Плюс к этому внешность, прожитые годы, отсутствие общего, что сплачивает. Вот и все.
Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6670



Email
« Ответ #22 : 28 Ноября 2016, 10:40:53 »

Девочки, помоги вам Господь!

СпасиБо, Наташа! Я надеюсь, и более того, уверена, что все возможно с Божьей помощью.

Вы справитесь.

В вашей жизни были ситуации, с которыми, как вы думали, вы не справитесь. И все же вы справились.

В вашей жизни были проблемы, которые, как вы думали, вы не решите. И все же вы их решили.

В вашей жизни были потери, которые, как вы думали, вы не переживете. И все же вы пережили.

Вы здесь сегодня, сильнее, умнее, с большим опытом и знаниями в результате этого всего. Хотя дорога была нелегкой, вы успешно прошли по ней.

Конечно, сложности ждут вас и впереди, и, может быть, сейчас вы проходите через тяжелый этап жизни. Поэтому стоит время от времени оборачиваться назад и вспоминать — даже когда вы думали, что не справитесь, вы справились.

И, возможно, вспомнив об этом, вы поймете, что нет причин сомневаться в себе. Ведь какие бы вызовы не бросала вам жизнь, вы с ними справлялись.

И теперь самое важное – вы справитесь.

Ральф Марстон

« Последнее редактирование: 28 Ноября 2016, 10:43:18 от ВераН » Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Анжела*
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 85



Email
« Ответ #23 : 28 Ноября 2016, 12:55:39 »

Здравствуйте, сестрички и братья! Долго не решалась написать, но отчаялась совсем помочь близкой подруге. Чем помочь, что посоветовать и не знаю.
« Последнее редактирование: 28 Ноября 2016, 13:35:39 от Анжела* » Записан
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6670



Email
« Ответ #24 : 28 Ноября 2016, 13:28:22 »

Анжела, очень серьезный вопрос, здесь нужна помощь психолога. Есть возможность обратиться очно? Ее нужно убедить это сделать, ради ее собственной жизни, ради ее психического здоровья. Анжела, напишите мне, в каком городе живете, я помогу с поиском православного специалиста. Можно в личку.
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Анжела*
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 85



Email
« Ответ #25 : 28 Ноября 2016, 13:32:47 »

Спаси Господи, Верочка! Я увидела Ваши цитаты, показала ей, она сама сказала, что не хочет ходить к коммерческому врачу, ей только хуже от вида больницы, от капельниц и препаратов. Она согласна и очень хотела бы к православному психологу, подруга верующая.
Я Вам в личку напишу, а историю ее удалю, а то она стесняется.
« Последнее редактирование: 28 Ноября 2016, 13:34:43 от Анжела* » Записан
Наталья 1234
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 3655



« Ответ #26 : 28 Ноября 2016, 13:42:23 »

Если он ее бил, то никакие психологи не спасут. Спасают конкретные действия. А тут он сам от нее ушел. Радоваться должна. И, конечно, страдать. Это же этап ее жизни. Как тут без слез?
Записан
Анжела*
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 85



Email
« Ответ #27 : 28 Ноября 2016, 13:51:58 »

Он ее раньше не бил, с ним вдруг случился такой приступ агрессии, еще и пьяный. Я ей тоже говорю, радуйся, что сейчас, а не тогда,когда ты стала бы  совсем немощной и беспомощной. Что тогда? Он же вообще будет "что хочу, то и ворочу". Но сердцу то не прикажешь, не может она его вот так по щелчку из сердца выкинуть. Тут и женское самолюбие и унижение. А уж смирения ей не занимать. Ей бы крепости духа, да рассуждения.
Записан
Ев гения
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2834


Санкт-Петербург


« Ответ #28 : 28 Ноября 2016, 18:21:48 »

Анжела, я тебе там  в личку сообщение написала
Записан

Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ВераН
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6670



Email
« Ответ #29 : 06 Декабря 2016, 14:59:37 »

О ПОНИМАНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА. (Часть 2).

О психологических защитах. (продолжение)

Итак, мы видим, что грехи наши могут нами не восприниматься до поры как грехи. Что они забыты, вытеснены в бессознательные слои психики.  Но, тот факт, что они забыты, не означает, что они не оказывают влияния на нашу жизнь, на наши поступки, на наши отношения с людьми, на состояние нашего физического здоровья.

Бессознательное именно поэтому и называется бессознательным, поскольку нашему сознанию не доступны глубинные причины наших психических и телесный проблем. Разум человека, пытаясь дать объяснение происходящему, зачастую выдает ответы, лежащие на поверхности, но эти ответы – неверные. И, следовательно, приводят к таким действиям, которые не способствуют устранению возникших проблем.  Что же это за барьер такой, который не дает человеку пробиться в сферу своего бессознательного?

Между бессознательными и осознающими слоями психики стоят определенные психические образования, называемые психологическими защитами.

В связи с вышесказанном о грехах, перед нами иначе встает вопрос и о психологических защитах. И их назначение мы можем трактовать иначе, нежели это происходит в аналитической терапии. Что касается детских травм, то здесь понятно, что их назначение таково, чтобы оградить неокрепшую детскую психику от непосильных для ребенка переживаний.

Однако такое объяснение назначения психологических защит не может быть в полной мере исчерпывающим. Очевидно, эти защиты необходимы не только для того, чтобы как-то свести до минимума отрицательные переживания, связанные с детскими травмами, но и для того, чтобы защитить наше эго от невыносимых для него «ударов по самолюбию», содействовать созданию некого образа личности, который может сильно отличаться от реальности. При этом истинное, глубинное Я человека остается как бы похороненным под этими ложными масками и ролями. О. Антоний Сурожский пишет, что это напоминает закопченную икону, под которой скрыт божественный лик.
 
Психологические защиты, призванные защищать эго, не позволяющие человеку существовать вне масок, вне ролей, формируются иначе. Их формирование происходит в процессе взросления личности, в процессе ее социализации. 

Одной из самых распространенных защит является избегание. Чтобы оградить свое эго от отрицательных переживаний, человек начинает бессознательно избегать ситуации, которые доставляют эго психологический дискомфорт. (К примеру, такое распространенное явление, как страх публичных выступлений, связан именно с этим). 

Если у человека эго сильно, и он начинает потакать его потребностям, то защиты еще больше укрепляются. (А как мы понимаем, потребности эго связаны с самоутверждением, с гордыней). Это приводит к тому, что такой человек становится все менее чувствительным к голосу своей души.

У святых отцов есть выражение – лукавый ум. Этот самый лукавый ум помогает человеку потакать своим грехам, что постепенно приводит к развитию страстных состояний.
Эго не нравится чувствовать себя уязвленным. Это оно стремиться найти оправдание любому поступку и не способствует тому, чтобы человек взял ответственность за те выборы (смиряться или противиться; прощать или потакать памятозлобию; лгать или не лгать и пр.), которые он совершал в своей жизни.

До тех пор, пока личность отождествляет себя с эго, человек не способен увидеть причину своих проблем в самом себе, в своем горделивом сознании. Кстати, тенденция объяснять жизненные проблемы своими детским травмами, тоже может быть способом избегания ответственности за свое духовное и личностное развитие.
 
Чем привлекательно христианство в связи с вышесказанным? Тем, что нам предлагается честно исповедовать все свои грехи, сознавая в этом свою долю ответственности, а не сваливать на родителей, трудное детство и т.д. Именно это способствует разрушению психологических защит, связанных с ограждением нашего эго от ударов по самолюбию. И исповедовать мы должны не просто невидимому и материально неощутимому для нас Богу, а при свидетеле (священнике), что для эго бывает особенно невыносимо. 

Поскольку, по определению, для того," чтобы человек перешел с уровня плотского своего состояния на уровень духовного, эго должно умереть". Однако, до тех пор, пока человек будет воспринимать себя со своим эго как единое целое, разрушение психологических защит будет переживаться личностью, как угроза для ее жизни.

Иными словами, все события, связанные с ударами по самолюбию будут восприниматься как угроза самому бытию (экзистенции). И человек будет стоять на защите своего эго буквально насмерть.

Если мы рассматриваем в таком контексте внутренние наши процессы, то именно христианство помогает нам разрушить наши защиты. При этом не подвергается опасности разрушение личности. Наоборот, именно христианство способно высвободить наше глубинное Я, то Я, которое по определению о. Антония Сурожского является в нас божественный образом.
 
Христианское мировоззрение предполагает: для того чтобы личность сумела преодолеть в себе рубеж перехода на духовный уровень, чтобы в душе смог родиться Христос, человек должен позволить в себе умереть «ветхому человеку», т.е. тому человеку, который заражен духом самости, духом гордыни. И не только позволить, чтобы этот процесс совершался в нем Духом Святым, но и содействовать ему, идти навстречу этому процессу. 

Уже само понятие зараженности предполагает, что самость – это не Я, что гордыня – это некое инородное (страстное) образование, сродни болезни. И понимание этого помогает человеку разотождествиться со своим эго. (Читая святых отцов, мы все время слышим о том, что необходимо отделять грех от грешника). А значит, умирание в нас «семени сатаны» – гордыни, это не означает смерть в нас личностного начала. Это всего лишь исцеление от болезни, приводящее как раз к возможности завершения своего личностного развития во Христе.
Понимание этого факта позволяет этому внутреннему процессу не сопротивляться, а добровольно проходить через состояния психологического дискомфорта. (Мы уже делаем это осознанно). Сам процесс психотерапии тогда проживается иначе.

Невротические состояния уже рассматриваются иначе, пути выхода из них тоже определяются иначе. А также все жизненные ситуации, сопряженные с ударами по самолюбию, рассматриваются человеком как некие тренинговые ситуации, ниспосланные нам Богом для нашего глубинного исцеления. 
При таком подходе и рассматривании процесса исцеления человека во всей его полноте, становится очевидным, что никакие другие психотерапевтические направления нам не могут гарантировать этого результата. В этом смысле православная (христианская) психотерапия как практический подход уникальна. В данном случае мне удобнее использовать термин именно "православная", поскольку мы в своей практике имеем возможность использовать хорошо разработанный опыт - святоотеческую аскетику.

В то же время это предполагает еще одно условие для осуществления исцеления в процессе православной психотерапии: человек должен осознать необходимость соблюдения Таинств Церкви: исповеди, причастия… 
При этом такие духовные понятия понятия, как покаяние, смирение, терпение, духовная брань, искушения, прощение обид и др. – все это может рассматриваться в процессе психотерапии непосредственно и конкретно с учетом индивидуальных особенностей человека. И временами могут даже становиться частью психотерапевтического процесса. 

Итак, возвращаясь к понятию бессознательного, хочется отметить, что та область души, которая скрывает от нас наши грехи, это иная область. И проникнуть в нее мы можем при условии духовной работы. Господь готов нам открывать эту область, постепенно просветляя темные стороны души, оставляя для нее возможность покаяния, исповеди, причастия.
 
Очевидно, что именно православная психотерапия (в отличие светских направлений) способна подвести человека к тому, что все психологические защиты, которыми он до сих пор пользовался, постепенно начинают ослабевать и исчезать в силу того, что ослабленное эго уже в них перестает нуждаться. Душа, наполненная благодатью и любовью, постепенно начинает ощущать себя свободной. А личность человека все более приближается к своему первообразу. Иначе говоря, человек обретает себя, во всей полноте своего бытия. Все большие, до сих пор разрозненные, отвергаемые нами части нашей души начинают нами осознаваться, приниматься, интегрироваться внутрь личности. Постепенно уходит необходимость что-то вытеснять или подавлять. 

Именно этот процесс означает в прямом смысле – исцеление, как приведение к целостности.
Понятно, что полная целостность подразумевает, что личность человека подошла к такому состоянию, когда в ней бессознательное сведено к минимуму, все ее части психики просветлены, тем самым как бы выведены на уровень сознания.

Понятно, что такое состояние – это состояние святости.
И понятно, что как бы глубинно ни проводился психоанализ, он никогда к этому состоянию человека не приводит (в арсенале светского аналитика не существуют таких понятий как грех и покаяние). Вот поэтому аналитическая терапия всегда будет оставаться ограниченной и неполной. 

Резюме: В данной статье мы касались именно аналитически-ориентированной терапии, разбирали особенности работы с бессознательными психическими процессами, рассмотрели назначение психологических защиты, как способ эго сохранить свое статус-кво. Но если мы говорим в целом о православной психотерапии, то ее возможности гораздо шире. Об этом будет в следующих статьях.

Первоисточник:  https://vk.com/wall4563130?offset=80&own=1&w=note4563130_11761434
Записан

"Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь, как уста Мои"

 Пророк Иеремия
Страниц: 1 [2] 3 4 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Искусство ‹ Литературная страница ‹ Тема: Статьи православного психолога Легостаевой М.В.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines