Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Глоссарий ‹  Храмы ‹ Свято-Троицкий Кафедральный Собор

Свято-Троицкий Кафедральный Собор

Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города, - особенно хорошо, если вы подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы.

Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись Святой Троице. Самое государство Псковское отождествлялось с «домом Святой Троицы». В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов. Словом, - собор был центром государственной жизни Пскова.

Ныне существующий Троицкий собор 4-й по счету. Первый же храм был деревянный, это был самый первый православный храм в языческом Пскове (существовал около 189 лет). Согласно предания первое здание храма Святой Троицы было построено по приказу княгини Ольги. Легенда рассказывает, что Ольга, уже будучи княгиней киевской, все же любили посещать родные места. Так, однажды она прогуливалась верхом на коне вдоль берега реки Великой. День был ясным, солнечным. Но, вдруг внезапно подул сильный ветер, казалось, макушки деревьев наклонялись до самой земли, а по небу поплыли тяжелые темные тучи. Вскоре все небо стало черным. И вдруг, из разных точек неба выглянули три таинственных луча и все они сошлись на небольшом холме. Ольга к тому времени уже была крещена в Византии и восприняла это явление природы как знак от самого Бога. Она решила построить на этом месте храм в честь Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Ольга велела поставить здесь большой деревянный крест, а когда возвратилась в Киев, то прислала средства на строительство храма.

В 1137 году князь Гавриил вместо деревянного на прежнем месте и во имя же Св. Троицы заложил храм каменный. Закончен он в следующем 1138 г. По кончине князя его Св. останки были перенесены в сооружённую им церковь. Этот храм просуществовал 226 лет и обрушился. В 1363 году, ночью на 30 июня, Святой князь Гавриил явился во сне соборному пономарю и сказал ему: "заутра повеждь Собору Св. Троицы и посадникам, да изнесут из церкви Святыя Иконы, хощет Бог показать чудо над мощами моими в приидущую ночь". И тотчас невидим стал Святой. Пономарь объявил об этом видении народу и в тот же день всё было вынесено из церкви. Как предрёк благоверный, так и случилось: в следующую полночь церковный свод обрушился, не причинив почти никакого вреда честным мощам Святого.

Так как храм был сильно повреждён, то псковитяне решили выстроить новый храм. В 1365 заложили на старом основании новый собор. Через 3 года, 30 января 1367 года храм был освящён, а существовал он 320 лет. В этом храме, в 1581 году, по сказанию летописи, псковитяне весь пол омыли слезами, когда, окружённые бесчисленными полчищами Батория, они не находили больше средств к отражению их. Из этого храма выносили мощи Св. Гавриила на место кровавой сечи и после этого защитники Пскова почувствовали в себе крепость и силу и поразили врагов.

Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен "по старой основе" предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века.

Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. Иконостас Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведет крыльцо с широкой лестницей.

Внутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки, теряются в высоте грандиозного интерьера, освещенного сверху тремя барабанами. Иконостас, современный храму, мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов - виноградной лозы, отягощенной крупными гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века. Два верхних яруса иконостаса с изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены в середине XVIII века.

Чтимая святыня храма - рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца. Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.

В XVIII веке рядом с Троицким собором была воздвигнута соборная колокольня, которая ныне представляет собой единый ансамбль с главным храмом города.

Рядом с Троицким собором до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила. Благовещенский собор был взорван в 1933 г.

После революции 1917 года Троицкий собор некоторое время принадлежал раскольникам из «Живой церкви» (фактически, он являлся единственным их приходом в Пскове). Как отмечала газета «Псковский набат» за 24 мая 1927 года: «Живая церковь в Псковской губернии заметной роли не играет, она имеет во Пскове лишь один приход (Троицкий собор)… Тихоновская церковь среди остальных религиозных фракций занимает господствующее положение».

В 30-е годы XX столетия Троицкий собор был закрыт и передан музею, в 1938 году здесь открылся музей атеизма. Многие святыни собора оказались в Псковском музее-заповеднике, где они находятся и ныне.

Возрождение Троицкого собора связано с деятельностью Псковской православной Миссии. «Первые посланники Миссии прибыли из Риги в Псков вечером 18 августа 1941 года и сразу же попали в Троицкий кафедральный собор на богослужение, которое совершалось под великий праздник Преображения Господня. А за день до приезда миссионеров в главном храме Пскова была отслужена первая литургия после нескольких лет молчания и запустения… Первые дни были посвящены приведению в должный вид главного храма города – Троицкого кафедрального собора. Несколько последних лет в нем находился атеистический музей и «повсюду были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея». Из подвального храма-усыпальницы безбожниками были выброшены и поруганы останки псковских святителей и других именитых людей Пскова. Все это собиралось, очищалось, «водружалось на должное место». Из городского музея (Поганкиных палат) в собор было передано множество священных предметов, церковной утвари, святых икон, в том числе чудотворные: благоверного князя Всеволода, а чудотворная Тихвинская икона Божией Матери был привезена немцами из Тихвинского монастыря и также была передана собору. На колокольню были возвращены колокола».

С 1941 года Троицкий собор снова стал действующим кафедральным собором Пскова. Из икон XX столетия, находящихся в соборе следует отметить икону святой благоверной равноапостольной княгини Ольги с изображением Свято-Троицкого собора в Пскове и Ильинской церкви в селе Выбуты, где, по преданию, родилась княгиня Ольга. Икона написана для Свято-Троицкого собора архимандритом Алипием, наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в середине XX века. Ежегодно день памяти святой равноапостольной Ольги (11/24 июля) отмечается в Троицком соборе как храмовый праздник при огромном стечении православных христиан.

В настоящее время в соборе открыты для богослужений четыре придела: в верхнем ярусе - Троицкий, Казанский и Александро-Невский, в нижнем - Серафимовский.



Использованы материалы сайта Наследие Земли Псковской