На главную ‹ Глоссарий ‹ Произведения Андрея Сигутина ‹ Господь - Целитель наш
Господь - Целитель наш
Уверовавших же будут сопровождать сии
знамения: именем Моим будут изгонять бесов…
возложат руки на больных, и они будут здоровы
Мк. 16
Христос, посылая Апостолов на проповедь, «…дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней… и исцелять больных» (Лк. 9). Спаситель пророчески сказал Своим ученикам о всяком верующем в Него, что «дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Ин. 14). И действительно, святые люди силою Божией творили чудеса, подобные тем, что совершал Господь. Одним из таких чудотворцев-целителей был святой Иоанн Кронштадтский. Правда, сначала он считал невозможным молиться об исцелении болящих. Но однажды к нему пришла глубоко верующая женщина и, как вспоминал святой, стала настойчиво требовать, «чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Я почти испугался! «Как я могу, - думал я, - иметь такое дерзновение?»… Тогда я исповедовал пред Господом свое ничтожество и греховность, увидел волю Божию во всём этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо усмотрел Волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить...». И он молился с великой настойчивостью, вымаливая у Всемогущего здоровье для больных, потому что народный пастырь безмерно любил ближних. (Разумеется, если на выздоровление конкретного человека нет воли Божией, то даже великая вера не поможет). К примеру, девять раз ходил отец Иоанн молиться с дерзновенным упованием за младенцев Павла и Ольгу, и лишь на десятый раз Господь их исцелил! А ведь другой на месте святого мог бы сдаться и после первой неудачной попытки. Воистину, как сказал один священник, «всегда прикрываться словами «на всё воля Божия» - безответственно». Ведь «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11), причем нередко эта «вера, действующая любовью» сопряжена с подвигом...
Святое Писание гласит: «Господь Целитель твой», но Владыка допускает болезни, потому что часто они обращают людей к Богу. Как здесь не вспомнить слова Псалмопевца: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь…» (Пс.89,10).
Наслаждаясь здоровьем и жизнью, человек обычно забывает о Творце – Подателе всех благ. Цветущие здоровьем редко имеют «память смертную». Наслаждаясь здоровьем, индивид находится как бы вне себя. Болезнь же смиряет, обращает взор наш на свою душу. Не потому ли многие святые, исцеляя других, сами не хотели исцеляться? Например, святой Пимен Многоболящий говорил исцеленному им иноку: «Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье, но я не желал бы того…». Это с одной стороны, с другой – известно: «И подвижники, святые люди, после многих трудов, перегрузок, сопряженных с телесными подвигами, приобретали не только телесные болезни, но и нервные расстройства» (см. свт. Лука (Войно-Ясенецкий) «Я полюбил страдание…»). К примеру, профессор, прот. Виталий Боровой написал: «Иоанн Златоуст два года подвизался в одиночестве, в пустыне, и за эти два года суровыми аскетическими подвигами и лишениями страшно подорвал свое здоровье, так что потом всю жизнь болел».
По данным специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от медицины, на 20% - от состояния окружающей среды, на 20% - от наследственности и на 50% - от образа жизни. Как написал кандидат медицинских наук, доктор Тюменского Свято-Троицкого монастыря Дмитрий Дурыгин: «…даже при очень тяжелой наследственности правильная организация здорового образа жизни позволит значительно скомпенсировать недостатки физического здоровья.
Медицина при этом лишь помогает, советует, координирует усилия человека, направленные на организацию здорового образа жизни, а также помогает справиться с болезнью, если она все-таки случилась. Поэтому, как правило, неуместны претензии больных к врачам, которые «не могут вылечить» - всегда хочется сказать, прежде всего: «Посмотри, как ты сам живешь?! Сделал ли сам хоть что-нибудь, чтобы быть физически здоровым?»... В деле здоровья приоритет принадлежит (контрольный пакет акций) Божьему Промыслу, однако и человек при этом не безгласен - он имеет возможность выбора и действий». В подтверждение этих слов приведу высказывание ныне здравствующего всемирно известного русского хирурга Федора Григорьевича Углова, занесенного в "Книгу рекордов" Гиннеса в качестве старейшего в мире практикующего хирурга. Сто трехлетний Федор Григорьевич считает, что «здоровье человека очень во многом зависит от него самого. Прояви разумную заботу о здоровье, устрани причины, сокрушающие жизнь, и можно не только продлить свою жизнь на десятилетия, но сделать ее полноценной и счастливой…»
«Не лекарства, не доктора сами по себе, не хирургические ножи вылечивают человека… но сила жизни, от Бога исходящая. Она исцеляет, живит, воскрешает непосредственно и через лекарства, докторов, хирургические ножи… Таково теоцентрическое сознание, столь нужное всем; от него все отпадают люди, но к нему призваны возвращаться», - писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховский). «… со времени Иисуса Христа значение болезни видится не в том, что она должна исчезнуть с лица земли, а в том, что Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Ибо болезнь, хотя и имеет некий смысл, все же остается злом. В эсхатологических откровениях ее не будет, и листья древа жизни будут исцелять народы (Откр. 22:2)» (епископ Константин (Горянов) Тихвинский).
Иеромонах Анатолий (Берестов) свидетельствует, что в своей практике он столкнулся с таким явлением: большинство наркозависимых после активного воцерковления исцеляются от тяжелейших недугов. «Почему это происходит? Как священник, я могу сказать – это действие благодати Божией. А с врачебной точки зрения могу попытаться объяснить так: неправильный образ жизни и сам героин способствуют понижению иммунных сил организма. Когда человек начинает вести здоровый образ жизни, когда он начинает верить, у него вырабатывается психологический комфорт, и тогда изменяется иммунная система, сам организм может побороть инфекцию».
Как видим, физическое здоровье зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Так, святитель Феофан Затворник отмечал: «Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия...» (Собр. писем III, п. № 514). Эта же мысль прослеживается и в творениях преподобного Серафима Саровского: «Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго», - а также в письмах святого Макария Оптинского: «В спокойствии духа удобнее и покаяние приносить можем, и сохранимся невредимы от болезни…». Кстати, ученые университета в Висконсине пришли к такому выводу: ««Мрачные мысли серьезно подрывают здоровье», - заявили ученые. Если человек часто думает о плохом, у него может повыситься склонность к заболеваниям…» (Известия.ру)...
Ответить на вопросы такой многогранной темы, как здоровье, мы попросили протоиерея Димитрия Моисеева, кандидата богословия, выпускника Московской Духовной Академии.
- Отец Димитрий, как с духовной точки зрения объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.
- Известно, что часть болезней человека связана не столько с повреждением физических систем организма, сколько с его психическим, психологическим состоянием. Значит, отвлечение от мыслей о болезни, как в случае с актерами, игравшими здоровых людей, зачастую может помочь. Ведь человек перестает подпитывать свою болезнь рассуждениями о ней, размышлением типа «я болен, я – такой-сякой». Поэтому игра больными здоровых людей может послужить избавлением от такого рода болезней, но это не значит, что таким способом можно освободиться от любых заболеваний. Есть болезни, которые могут быть исцелены методами психологическими, но большинство недугов таким способом исцелить невозможно.
- В начале своей пастырской деятельности святой Иоанн Кронштадтский даже не считал возможным просить Бога о выздоровлении болящих. Но позже он понял, что на это есть воля Божия, и сам стал молиться об исцелении ближних, причем часто с великой настойчивостью и дерзновением. Так, значит, есть воля Божия на исцеление?
- Вначале Иоанн Кронштадтский не считал возможным молить Бога о выздоровлении болящих, очевидно, считая это дерзостью для самого себя. Но когда он стал ближе к Богу, естественно, понял, что об этом просить позволительно. Господь может исцелять, только нужно понимать: воля Божия на исцеление или на его отсутствие может быть отнесена лишь к каждому конкретному человеку в отдельности. Нельзя говорить: есть воля Божия на здоровье всех людей или воля Божия, чтобы все были больны. Можно сказать, что Господь считает необходимым определенному человеку в данный момент быть больным, в иной момент – здоровым; другому человеку – получить исцеление через святого, иному – через врачей. Видя духовное устроение каждого, Господь и посылает ему те обстоятельства жизни, которые будут наиболее полезны для него в деле спасения.
- Из жития святого Иоанна Кронштадтского известно: когда до него за какого-нибудь безнадежно больного молились другие, страдалец не исцелялся. Но стоило помолиться святому Иоанну Кронштадтскому, этот человек полностью выздоравливал. Получается, что если бы в тот момент рядом не оказался святой, то больной бы не выжил, да?
- Господь, считая нужным исцелить человека, может послать ему исцеление разными путями. И кому полезно получить исцеление через святого, тот получит; кому полезно получить исцеление через чудотворную икону или какую-либо другую святыню, тот получит его таким образом. Кому-то будет полезно получить исцеление от врачей, от обычных лекарств. Кому-то не будет полезно исцеление.
- К примеру, преподобный Амфилохий Почаевский обладал великим даром исцеления. Он даже воскрешал мертвых. Тем не менее, за некоторых больных преподобный не молился, говоря, что здоровье пойдет им не на пользу, а на погибель души…
- Поэтому мы и не можем сказать, что присутствие святого рядом с больным – это непременная гарантия исцеления последнего.
- «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего...» (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?
- Вера священника, безусловно, необходима, но в первую очередь важна вера самого больного, и вера именно как христианская добродетель, то есть вера в Промысел Божий, доверие Богу и жизнь по заповедям Евангелия, борьба со своими страстями. Потому что Православие понимает веру не просто как веру в существование какого-то факта или события, но понимает её именно как доверие Богу всей своей жизни: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим…». Поэтому в Таинстве Елеосвящения человек может получить физическое исцеление, а может и нет. Но даже если телесное исцеление не произошло, хотя он приступал к Таинству с верой, то это означает: Господь данному человеку дает понять, что ему полезнее прибывать в болезни. Ведь если бы существовал какой-либо способ – будь то таинство или что-то, гарантирующее исцеление, – то, наверное, никто бы не умер. И вообще вопрос о переходе в иной мир, в Царствие Небесное, стоял бы открытым, имей мы возможность получения на Земле стопроцентной гарантии исцеления. Причем часто в Таинстве происходит исцеление, но духовное, не видимое телесными очами.
Вообще нельзя ставить здоровье, исцеление на первое место. Господь же не сказал нам: «Ищите прежде здоровья физического, и остальное все приложится вам». Господь сказал об ином. Как раз, если человек станет искать Царствия Божиего, то когда для него будет необходимо, и здоровье, физическое в том числе, приложится ему. Потому что всего иного, кроме Царствия Небесного, ищут язычники.
- Батюшка, но все психотехники, направленные на восстановление здоровья, всё равно же от Бога зависят. Правильно? Актеры, играющие роли здоровых людей, не все же стопроцентно выздоравливают, значит, это тоже зависит от воли Божией, да?
- Что-то Господь может попустить, то есть если кто-то пошел и зарезал человека, мы же не скажем, что это по воле Божией произошло? Господь попустил убийце согрешить и жертве – пострадать. Но это не означает, что само преступление находится в воле Божией. Не в воле Божией прелюбодеяние, убийство, воровство, которые тем не менее совершаются у нас, наверное, ежедневно.
- Некоторые задают вопрос: «Если кто-то считает, что на исцеление нет воли Божией, зачем тогда он принимает лекарство, чтобы исцелиться?» Что на это ответить?
- Ну, откуда мы знаем, есть воля Божия на исцеление или нет. Господь сотворил врача, как говорит Писание в Книге Премудрости Сираха. Бог сотворил врачебное искусство. Господь подает исцеление в том числе и через врача. Откуда я знаю, есть воля Божия на мое исцеление в данный момент или нет. Почему я должен требовать, чтобы Господь исцелил меня непосредственно, без врача? Можно провести параллель: почему я должен требовать, чтобы Господь накормил меня каким-то чудесным образом вместо того, чтобы мне пойти в магазин и купить себе еды? Почему я должен искушать Господа Бога, требуя от Него прямого чуда? Если я болен, буду молиться, каяться, лечиться и верить, что когда нужно, Господь пошлет мне исцеление. А пошлет мне сразу после молитвы или после приема таблетки – это уж Ему решать.
- У многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям. Грубо говоря, считают они, в православии здоровым быть не модно. Так ли это?
- Во-первых, православные не стремятся ни к болезням, ни к страданиям. Мы же молим Господа: «Избави нас от всякия скорби, гнева и нужды»? Ну, а если Господь посылает болезнь, то православный понимает: раз Бог человеку попустил что-то, то это исключительно для его пользы. Потому он принимает с благодарностью всё, в том числе и болезнь. Заболел – нужно поблагодарить Бога, выздоровел – опять надо поблагодарить. Православие безразлично относится как к болезни, так и к здоровью, считая и то и другое средствами для нашего спасения.
- Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней...». Нет ли здесь противоречия? Считается ли болезнь благословением?
- Здесь нет противоречия. Мы естественно, должны просить у Бога не каких-то тяжестей, а наоборот – облегчения: «…не введи нас во искушение, избави от лукавого» и т.д. Мы не должны сами напрашиваться на неприятности, трудности. Нам не надо себе искать проблем. Но в то же время, если Господь нам их посылает, мы должны всё принимать. В этом смысле болезнь является благословением – да, и здоровье – благословение; исцеление – благословение. Всё, что происходит от Бога, является таковым.
- В протестантизме считается, что воля Божия в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?
- В Православии воля Божия заключается в том, чтобы человек стал единым с Богом, был спасен. Чтобы его душа была устремлена к Богу, чтобы он искал Царствия Небесного. Всё остальное Господь по мере необходимости приложит к нему.
- В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Была ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность?
- Опять-таки, исцеление зависит не от какого-то жеста, слова, поскольку Православие – не есть магия. Святой может возложить руку на человека, и страждущий исцелеет, может послать его приложиться к иконе, и тот исцелеет. Святой может дать ему что-то другое, и болящий исцелеет. Христос мог исцелить человека словом или сотворить брение, приложить к глазам и через это исцелить. Господь Сам знает, кому и через что послать исцеление.
- Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?
- Православному следует постараться очистить себя, нужно внимательно отнестись к своей духовной жизни, к посту, молитве. Необходимо примириться с ближними, по силам понести какой-нибудь подвиг. Но при этом надо понимать, что главная у нас молитва – «Отче наш», а основная в ней фраза – «да будет воля Твоя», то есть мы признаем приоритет воли Божией над волей нашей. И потом, правильнее желать исполнения не своей воли, а Божьей.
- Знаю многодетного семьянина. У него – букет хронических заболеваний. Ему надо кормить детей, поэтому он живет на самоприказе: «Мне болеть нельзя!». И он действительно «по больничному» работу не пропускает. Зависит ли наше здоровье от мотивации?
- Наше здоровье зависит от воли Божией. Господь является источником наших сил, жизни, здоровья. Поэтому человеку, как бы ему ни хотелось найти какое-то средство, гарантирующее здоровье, Писание говорит: «Не надейтесь ни на князя, ни на сына человеческого», в том числе и на самих себя. Господь знает, кому дать здоровье, значит многодетному семьянину оно было необходимо.
- Преподобный Серафим Саровский говорил: «Терпеть болезни с благодарением – подвиг, и даже более». Не потому ли некоторые святые сами себе вымаливали у Бога болезни?
- Святые вымаливали себе у Бога болезни не затем, чтобы понести подвиг какой-то великий, видя в себе силу его понести, а для собственного смирения, видя, что в них развивается гордыня от каких-то вещей. Они просили у Бога для себя какое-то обстоятельство, которое помогло бы их смирению, в частности, болезнь. Святые могли просить себе болезни исключительно для борьбы с гордыней, для собственного смирения, а не для получения каких-то дополнительных венцов или наград.
- От одного старца слышал: «Для монаха болезнь полезна, она – благо». Можно ли то же самое сказать о мирянине, главе семейства, которому нужно кормить детей, а не валяться на больничной койке?
- Мы не знаем, кому что полезно. Одному человеку это полезно, другому – нет. То, что полезно одному в данный момент, не будет полезно ему же в другой момент. Мы не можем говорить: в обязательном порядке всем монахам необходимо болеть, а всем мирянам быть здоровыми или наоборот.
- Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие так мало об этом говорит?
- Потому что православные в первую очередь говорят о душе человеческой и ее спасении. То есть забота о здоровье всё-таки задача не Православной Церкви, а медицины. Православие не возражает против физкультуры и не запрещает ею заниматься.
Большой же спорт, где всё направлено на достижение победы, является идолом, подчиняющим человека себе полностью. Более того, занятие спортом ради высоких достижений сильно вредит здоровью. Но то, что относится к профессиональному спорту, нельзя отнести к физкультуре, которая необходима для поддержания нашего здоровья. Ведь в древности «физкультура», иначе говоря, тяжелая физическая нагрузка, хочешь-не хочешь, была с утра до вечера: воды натаскать, дров наколоть и много еще чего сделать по хозяйству. Сейчас же в современных городских условиях жизни человеку не то что не возбраняется, но даже полезно заниматься физическими упражнениями. Только всему должно быть свое место.
- Батюшка, некоторые христиане, ссылаясь на изречение апостола Павла: «...телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно» (1 Тим. 4:8), считают, что заниматься физическими упражнениями неполезно…
- Вообще-то, этот библейский стих относится больше к области духовного. Поэтому лучше отвечу словами учителя Церкви III века, Климента Александрийского: «Телесные упражнения юношам весьма полезны». Так что занимайтесь физкультурой на здоровье.
- Почему, когда священники начинают заниматься физкультурой, например, встают на лыжи, это преподносится СМИ как из ряда вон выходящее событие?
- Не знаю. Я не вижу в этом ничего плохого. И священнику нужно заниматься, поддерживать себя в форме. Было бы странно, если бы монах встал на лыжи: человек, отрекшийся от мира и всего, что с ним связано. Да, если бы священник поехал на чемпионат мира – это одно дело, а для себя заниматься – совсем другое.
- Делается ли в православии упор на то, что если человек не бережет свое здоровье, значит, он грешит и в этом нужно каяться?
- Если человек небрежно относится к своему здоровью, естественно, это является грехом, потому что здоровье ему дал Бог. Человек должен о своем теле заботиться, но в меру. «Мы убийцы не тела, а страстей», – гласит известная святоотеческая мудрость. Мы не должны уничтожать свое тело, но, в то же время, нельзя и ублажать его. Относиться к нему нужно неким «срединным» образом, как к тому, через что мы совершаем наше спасение.
- Бог с ветхозаветными людьми заключил Завет как Иегова-Рафа – «Господь целитель твой» (Исх. 15). Распространяется ли этот Завет на христиан, людей Нового Завета?
- Конечно, распространяется. Господь по-прежнему исцеляет людей.
- В какой мере верующему можно доверять врачам, ведь известно, что когда иудейский царь Аса не поверил Богу, а взыскал врачей, то «почил с отцами своими» (2 Пар. 16)?
- Врачу необходимо доверять, если он является настоящим врачом. Не должно быть для человека противопоставления «Бог – врачи». Поскольку врачебное искусство благословлено Богом и создано Им. Святые Отцы говорят, что человек должен к докторам обращаться, веря при этом Богу. Ибо требовать от Бога прямого чуда – дерзость, искушение Господа Бога.
- Читал, что когда один христианин доверил Богу не только свою душу, но и тело и решил уповать на Христа как своего Целителя, то со временем этот верующий, страдавший от многих болезней, стал совершенно здоровым. Можно ли так поступать?
- Естественно, христианин должен доверять Богу и душу, и тело. И когда Господь сочтет нужным, тогда Он исцелит. Так поступать надо. Поскольку мы всю свою жизнь, и физическую, и духовную, должны предавать Богу...
- Большое спасибо за беседу...
Вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского, произнесенные им после исцеления Мотовилова от неизлечимой болезни: «…береги здоровье, как драгоценный дар Божий». А бережем ли мы этот дар Всевышнего? Как правило, нет. Выходит, грешим и часто сознательно. А ведь такое поведение громче любых слов свидетельствует о непочтении к Богу. Господи, помилуй! В этом смысле примечательно высказывание кандидата медицинских наук Вячеслава Ильюшенкова об одной православной женщине-враче, которая «неразумным» постом подорвала свое здоровье: «И оказался ее постовский подвиг «подвигом» разрушения собственного здоровья. Всё и всех поставила под удар – себя, мужа, детей и собственную врачебную деятельность, столь необходимую людям. Сомневаюсь, что такое беспощадное отношение к собственному здоровью, прикрываемое подвижничеством, угодно Богу. Он еще спросит каждого из нас: «Что ж ты – тело свое не берег, ту храмину, что Я дал тебе?»»...
«Христианин! Мы не читаем тебе медицины. Но Церковь не может не позаботиться и о телесном здоровье своих чад, потому что человек, как свою душу, так и тело имеет от Бога; потому что при добром здоровье он более может делать добра. И тебе Церковь желает, прежде всего, чтобы ты, живя правильною жизнью, не нуждался в помощи врачей и лекарств. Но когда же застигнет тебя тяжкая какая болезнь, она внушает тебе скорей восстановить свое здоровье лечением, только разумным и правильным» (прот. Евгений Попов «Нравственное богословие для мирян». - СПБ.-1901 г.).
Андрей Сигутин