На главную ‹ Глоссарий ‹ Андрей Сигутин ‹ "Не духовное прежде, а душевное..."
"Не духовное прежде, а душевное..."
На вопросы отвечает монахиня София (Ищенко), президент Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча»
- Матушка София, что такое в Вашем понимании православная духовность?
- Духовность – от слова «дух», а Дух, как известно, «дышит, где хочет». Дух Православия – это Дух Божий, соединяющий нас с Господом в Пресвятой Троице. Этот Дух Святой помогает нам придерживаться веры Христовой – подлинной, истинной – и правильно славить Бога. Он дает нам силу, разумение, а также возможность, прилепившись к Истине, не отходить от нее.
Многие верующие умеют отличать дух православия от духа католицизма и других конфессий, отклонившихся от истинной веры. Существует даже интересное выражение: «Я духом чувствую…» Бывает так: общаешься с каким-то человеком в первый раз, а внутри себя чувствуешь, что хотел бы поскорее закончить этот разговор и больше с таким собеседником не встречаться. Есть же в народе выражение: «Я его на дух не переношу»... То есть наш дух умеет различать дух того, с кем мы общаемся. Хотя это происходит невидимо, как радиоактивное излучение. И нередко православные, встречаясь с людьми других конфессий, могут быть с ними милы в светской беседе, но стоит начать разговор о вопросах вероисповедания, мировоззрения, как сразу же возникает напряженность в отношениях и подчас отторжение на уровне человеческого духа.
- Матушка София, как людям в современном мире встать на путь духовности?
- Хотелось бы отметить, что духовность достигается не тотчас. Как сказал один богослов, прежде чем обожиться, сначала нужно очеловечиться. У апостола Павла есть такие слова: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15). В советский период духовными ошибочно считались люди, которые ходили на выставки, в кино, читали книги, а также светские поэты, художники и т.д. На самом же деле искусство – это средство для того, чтобы подойти к осознанию трехсоставности человеческого существа: дух, душа, тело. Через классическую музыку или церковные песнопения мы можем воспринимать душевную составляющую нашей жизни. Когда мы смотрим на иконы или слушаем духовную музыку, или читаем достойную литературу, – через это в нас развивается чувство прекрасного… Неслучайно, Н.В. Гоголь учил: «Показывать прекрасное… возвышать их (читателей) душу и силы до понимания всего прекрасного».
Аналогично говорил и А. Солженицын: «Цель – «показывать прекрасное», выдвигать к читателю на заметку и выявлять то, что может быть наиполезней его душе…» А значит желающий встать на путь духовности не просто читает нравственные книги и слушает церковную музыку, но использует это как средство, чтобы найти себя, познать свое несовершенство и приблизиться к идее спасения. Как известно, классическая русская литература видела свою задачу в возжигании духовного огня в людских сердцах; она была, если воспользоваться гоголевским образом, «незримой ступенью» ко Христу… К сожалению, не все могут читать творения святых отцов без подготовки. Это высокий уровень, и до него нужно дорасти. Но сделать это можно, читая хорошую классическую литературу: Пушкина, Лермонтова, Достоевского и т.д.
Это, конечно, лишь первая, начальная ступенька, и, тем не менее, уже шаг к небу. Классики призывают нас возлюбить человека, а святые отцы – Бога. И без первого невозможно второе. Поэтому искусство необходимо воспринимать как подготовительный этап к стяжанию духовности. Но на нем нельзя останавливаться, ибо в таком случае мы так и останемся душевными людьми. Надо идти выше: к горнему… А этот путь начинается с изучения Евангелия и решимости жить по Слову Божьему.
У святителя Игнатия Брянчанинова в его пятом томе есть высказывание, что для духовного человека ни музыка, ни живопись, ни песня не нужны: он в этом уже не нуждается. И, прочитав это много лет назад, я была возмущена: «Как!.. Произведения Баха, Бетховена, Моцарта… Мы так этим восхищаемся, а оно не нужно?!.». Тогда я еще не понимала, что это было сказано об уже достигшем совершенства, духовном человеке.
Недавно я разговаривала с народной артисткой России Екатериной Васильевой и приглашала ее к нам на родительский клуб. Она меня спросила о теме предстоящей беседы. Я ответила: «Вы же деятель культуры, расскажите, как влияет искусство на человека, на формирование личности, на ребенка»… А Екатерина Сергеевна сказала: «Матушка, это совершенно не моя тема, я уже давно не хожу в театры, не читаю светских книг, не слушаю музыку, не смотрю кино. Да, я снимаюсь в кино (по благословению духовника), но это просто моя работа…».
Тогда я ей возразила: «Екатерина Сергеевна, эту ступень Вы уже прошли. Но ведь существует много людей, которые даже ещё не встали на нее… Если Вы – духовный человек, это же не значит, что искусство нужно отвергать…». – «Я и не отвергаю, - сказала знаменитая актриса, - но не могу объяснить людям, почему этим надо заниматься. Для меня искусство потеряло свою значимость»… Существуют ступени духовности, и на одной из них нам необходимы произведения, к примеру, помогающие любить человека. Когда же поднимаемся выше по духовной «лествице», то становятся нужны другие учителя, те, кто сам находится уже на более высоком уровне.
В психологии есть такой термин, как «понятийный период». Это пора наибольшей восприимчивости человека, в зависимости от его возраста. Поэтому на каждом этапе своей жизни человек должен получать информацию, соответствующую именно его духовному состоянию, чтоб была возможность возрастать и постепенно формироваться как личность. А в дальнейшем осознанно выбрать свой путь к Богу. Во время перестройки, когда разрешили открывать православные гимназии, было много проблем, связанных с тем, что неофиты-родители не давали детям изучать произведения Пушкина, Лермонтова, и вообще, русскую классику. Они считали, что ребятам это не нужно и принуждали детей читать исключительно творения святых отцов… Но как можно заставлять девятилетнего ребенка читать только святоотеческую литературу?..
Для этого и жизненный опыт нужен, и тот же Пушкин – чтобы прийти к осознанной потребности в духовной литературе. Если с такого раннего возраста родители начинают «пичкать» свое чадо трудами святых отцов, то, скорее всего, они воспитают хорошо сформированного, махрового атеиста. Очень много было поломано детских судеб в тот период.
«Добродетель должна быть с разумением», – увещевал авва Дорофей… Всё должно быть дозировано, очень грамотно. Как учит Апостол Павел (см. 1 Кор. 3:1-2), духовному младенцу – давать чистое словесное молоко. А тому, у кого уже есть «зубы», - твердую пищу. Духовным человек не становится в одночасье. Об этом нам крайне важно помнить. И пусть девизом для человека, желающего встать на путь духовности, станут слова Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…»
А. Сигутин
Пресс-релиз.
С 17 по 22 февраля 2008 года в Обнинске состоится III Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча», который проводится по благословению Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, при поддержке губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова.
Девиз кинофестиваля «Мир вашему дому» приобретает в этом году, объявленном в России годом семьи особое звучание. Тематика представленных работ созвучна не только христианскому миропониманию, но и новому государственному подходу к решению проблемы возрождения традиционных семейных ценностей.
Минувший 2007 год навсегда войдет в историю Православной Церкви как год объединения Русской и Русской Зарубежной Церквей. В программе фестиваля будет представлено несколько лент, посвященных этому эпохальному событию.
Открытие форума пройдет в Обнинске. Программа конкурсных и внеконкурсных показов в этом году расширит свою географию и перенесется также в славные христианскими святынями города Боровск и Малоярославец. Таким образом, в дни выездной работы все участники кинофестиваля будут иметь возможность паломнического посещения Свято-Пафнутьева мужского и Свято-Никольского Черноостровского женского монастырей. Закрытие фестиваля пройдет 21 февраля в Калуге.
Призы фестиваля по традиции будут вручаться по 4 основным номинациям: за лучший игровой, документальный, анимационный и научно-популярный фильм. Кроме того, учитывая высокий уровень представленных на конкурс телевизионных фильмов и рекламных роликов социальной направленности, было принято решение отметить лучшие работы и в этих категориях. Также планируется вручение нескольких специальных призов.
Состав жюри конкурса несколько изменился. В него войдут руководитель пресс-центра Московской Патриархии иерей Владимир Вигилянский, режиссер-документалист Олег Ракутько, иерей Алексей Дорошевич, протоиерей Игорь Собко, журналист Тамара Вятская, писатель Максим Яковлев, режиссер Татьяна Карпова, директор Греческого Культурного Центра Теодора Яници, гл. редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, социолог Наталья Маркова, председателем жюри в этом году станет заслуженная артистка России режиссер Елена Цыплакова
В этом году на фестиваль представили более 200 работ кинематографисты из России, Франции, Польши, Венгрии, Швеции, Австралии, Украины и других стран. Среди номинантов как известные профессиональные кинематографисты, так и талантливые любители. Есть среди внеконкурсных работ и уникальные – новая анимационная лента «Моя Любовь» по повести И. Шмелева, режиссера Александра Петрова, номинанта премии «Оскар» этого года, выполнена в уникальной технике живописи масляными красками по стеклу.
Помимо кинопрограммы в рамках фестиваля пройдут мастер-классы, круглые столы, фотовыставка, выставка живописи, литературный конкурс, будут организованы концерты православной авторской песни и просмотр спектаклей христианской тематики. По окончанию фестиваля участники посетят монастырь Оптина пустынь, где будет отслужен благодарственный молебен и состоится встреча с насельниками обители с целью духовного укрепления кинематографистов, создающих произведения духовно-нравственного содержания.
Заявки на аккредитацию просим направлять по факсу:(48439)64899
или электронной почте: vstrecha@vstrecha-obninsk.ru
Телефон оргкомитета: (48439)64899