Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Глоссарий ‹  Игумен Игнатий (Душеин) ‹ О возникновении околоцерковных мифов

"О возникновении околоцерковных мифов"

1. Возникновение лжекультов на примере «культа Славика Чебаркульского».

На наших глазах родился и возмужал культ Славика Чебаркульского. С чего все началось? С проповеди его мамы. Сначала ксероксные листовки, которые тут же пошли по монастырям (заметьте: сначала именно по монастырям).

Именно на этом этапе необходимо было начинать борьбу с этим культом: «блажен иже разбиет младенцы твоя о камень»! Много бы людей не впали в гибельное заблуждение. Первые рукописи про Славика были настолько корявыми и явно не православными, что на этом этапе разбор и анализ их был бы на много убедительнее чем после.

Потом в «дело» включились священники, пошла раскрутка: радиопередачи, «житие и чудеса» Славика подчистили от явных «ляпов», подредактировали, адаптировали для церковного уха. На книжках появились епископские благословения… Начались паломничества.

Кстати, свою статью с критикой «Славикового» культа я написал в марте 2005 года по ксерокопии тогда еще не опубликованных творений его мамы… Появилась она в таком виде в Боровском монастыре и называлась «Ай мама, маменька…».

Я процитирую несколько мест, т.к. наверняка никто почти из присутствующих не сподобился чтения этого шедевра в его первозданном виде, все читали уже чищеную книжечку с благословением. А между тем очень интересно увидеть корни, первоисточники.

Итак, буквально три цитаты, чтобы не мучить слушателей:

««… Пресвятая Троица и его друзья дали ему понемногу от себя силы и он отправился сюда к нам на грешную землю, чтобы помочь нашему (человеческому) спасению. «А когда я вернусь обратно к ним», - сказал Славик, - «и буду показывать им свои раны, они спросят: «Как ты все это пережил?» - и будут меня за что-то очень благодарить».

«… Когда мы со Славой остались вдвоем, то он мне поведал, что видит все внутренние органы людей и знает, о чем люди думают, что он видит все заболевания в самом начале, и оказывается, в школе он уже некоторым детям помог. Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает: где, какие ядерные ракеты стоят и сколько, что секретов для него на земле совершенно нет. Ему в это время было восемь лет!»

«В космос летать нельзя, потому что из космоса, когда ракета летит на землю, несет за собой невидимые кристаллы, которые задерживаются в одном из слоев атмосферы, причем они имеют способность делиться. При определенных условиях, созданных человеком, они в конечном итоге упадут на землю и все, что попадет под них, раздавят. Если попадет под этот кристаллопад человек, то получится на вид как бы куча льда, смешанная с кровью. Таять такой лед не будет».

С одной стороны грех смеяться над больным ребенком, с другой: зародилась и окрепла секта внутри Церкви…

В редактированном варианте книги Вы этого не найдете. Самое страшное, что воспоминания мамы Славика «воцерковили» священники, убрав то, что может вызывать явные подозрения. Интересно как можно охарактеризовать такие действия? Духовное мошенничество? Сознательное введение в заблуждение?

Статья об этом была мною опубликована и в нашей газете, выставлена на нашем сайте (http://www.izglubinki.ru/pol_011.html), и даже в Издательской комиссии нашей епархии мне удалось добиться признания этой, еще тогда даже не книги, не рекомендованной к распространению.

Тогда же я направил на сайт «Православие РУ» этот материал – правда ни ответа ни привета.

С тех пор культ Славика расцвел и окреп, появились книги и диски, но всерьез – в масштабах Церкви борьба и этим культом так и не началась… И насколько мне известно в «верхах» ее никто не инициировал, она идет снизу. Но это только начало! Таких «славиков» еще будет полно. Потому что это не просто частное заблуждение, это – закон рынка: есть спрос – будет предложение.

Спрос обусловлен печальным духовным состоянием большой части церковного народа. А предложение сулит немалые выгоды тем, кто его реализовывает. Таким образом, НЕМИНУЕМО лжечудеса и лжекульты будут рождаться и множиться пока не исчезнет хотя бы одна составляющая этой цепи.

Спрос – как его сократить? Правильная духовная жизнь не даст человеку впасть в яму таких ловушек лукавого. Это - понятно. Но можно еще и просто оперативно реагировать на появление таких явлений, разбирать их, давать серьезную и компетентную информацию.

Это как болезнь: лучше иметь хорошее здоровье, тогда зараза никакая не пристанет, но если уж оно слабовато – надо прививаться от каждой болезни отдельно!

Поэтому и нужны такие сборники как вышедший, и надо продолжать эту работу. Предложение – как с ним быть? Это сложнее, т.к. оно всегда там, есть где спрос. Но, как правило, его осуществляют священнослужители. Либо искренне заблуждающиеся, либо движимые корыстными мотивами. Тут необходимо вмешательство иерархий.


2. Предложения по своевременному выявлению и нейтрализации лжекультов.

1. Касательно литературы.

В каждой епархии есть своя Издательская комиссия или отдел. Необходимо вменить в их обязанность не только издание литературы или периодики, но также обязательный мониторинг литературы, попадающей во ВСЕ церковные лавки епархии. Буквально брать все, что приходит на просмотр все новое (возможно необходимо создание базы данных уже изданной литературы).

Таким комиссиям необходимо не взирая на благословения и маститость изданий выявлять сомнительные публикации, принимать решения, протоколы заседаний отдавать на стол правящему архиерею и в случае его одобрения рассылать циркулярные письма по благочиниям, монастырям и приходам о нецелесообразности присутствия тех или иных изданий в церковных лавках на территории епархии (возможно составлять базу данных нерекомендованной литературы).

2. Касательно местных возможных лжекультов.

В епархиальных управлениях должен вестись мониторинг соответствующих проявлений лжедуховности (возможно членами тех же издательских комиссий). Только на местах, на приходах, можно увидеть в зародыше такое явление – возникновение лже или младо старца, рекламу сомнительных чудес или «особенных» икон, «мироточений», зарождение эсхатололгически замороченных групп (надо учитывать Пензенские горькие уроки) и т.д. Каждый священник (и мирянин) должен знать, к кому в ЕУ ему обратиться с соответствующей информацией, кто за это отвечает.

3. Периодика.

Развитие периодических епархиальных и приходских изданий и особенно улучшение их распространения. Если мы будем издавать регулярно газеты и доносить хотя бы до тех, кто в храм уже зашел, серьезную аналитическую информацию о всем этом негативе, мы очень многих сохраним от беды.

4. Централизация.

Должен быть какой-то центральный координационный совет со своим сайтом. Он должен быть официальным и авторитетным. Там должна обрабатываться вся информация, создаваться базы данных, вестись Интернет-публикации. Туда мог бы обратиться и простой мирянин, и приходской священник, и те же комиссии…

Без этих, а возможно и других действий, никакого успеха на поприще борьбы с явлениями лжедуховности внутри церковной ограды мы не увидим.



Игумен Игнатий (Душеин)
Калужская Епархия РПЦ МП