На главную ‹ Святыни Псковской земли ‹ Монастыри и храмы ‹ Свято-Успенский Святогорский монастырь
Свято-Успенский Святогорский монастырь
Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы.
Монастырь основан по указу Ивана Грозного в XYI столетии после чудесных явлений в 1569 году блаженному отроку Тимофею иконы Божьей Матери на Синичьей - Святой горе. В этом же году был построен крестово-купольный Успенский храм, с повышенными подпружными арками, трехапсидный, к которому в XYIII столетии были пристроены два придела Покровский и Одигитрии. Сохранились братская трапезная 1838 года постройки, Дом настоятеля 1824 года, два монастырских сторожевых домика, валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами 1833 года.
Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.
Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.
В 1992 году Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Псковской Епархией.
В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жили 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает Воскресная церковная школа. В Успенском храме сохраняются чудотворные иконы «Феодоровская» и «Одигитрии». По благословению наместника монахи принимают паломников. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники». У алтарной стены Успенского храма находится некрополь Ганнибалов-Пушкиных, погребен А.С.Пушкин.
Основу духовной жизни обители составляют уставное богослужение, братский молебен, чтение Неусыпаемой Псалтири и молитвенное монашеское правило. Чтение Иисусовой молитвы входит в келейное монашеское правило. На праздничных и воскресных богослужениях братия молится в полном составе. Вседневные богослужения посещаются по усердию братии.
Престольные и особо почитаемые праздники обители: Успения Божией Матери - 28 августа, Божией Матери Одигитрии - 30 июля, Покрова Божией Матери - 14 октября, Святителя Николая - 22 мая и 19 декабря. Преподобного Макария Египетского - 1 февраля.
Наместник монастыря игумен Макарий (Швайко). Тел. 2-35-71, 2-36-28
Проезд в Пушкинские горы, где находится монастырь, возможен автобусным транспортом из Санкт-Петербурга, или Пскова, по маршрутам: Псков-Пушкинские горы, Псков - Новоржев, Псков-Великие Луки.
Использованы материалы информационной службы Псковской епархии
Из истории Святогорского монастыря. Святогорский монастырь и Отечественная война 1812г.
...народ русский! храброе потомство храбрых славян! ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют.
Из манифеста Александра I о сборе 3емского ополчения от 6 июля 1812 г.*
12 июня 1812 года началась Отечественная война России с Наполеоном. Именно в этот день первые соединения врага переправились через р. Неман, нарушив границу Российской Империи. 13 июня 1812г. император Александр I в приказе, данном армиям в Вильне напишет: « ... Французский Император нападением на войска Наши при Ковне открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается Нам ничего иного, как призвав на помощь Свидетеля и Защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы Наши противу сил неприятельских. Не нужно Мне напоминать вождям, полководцам и воинам Нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! вы защищаете веру, Отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог».
Обратим внимание, наш Государь призывает в свидетели праведности Отечественной Войны 1812 года Самого Господа. Эта война воспринималась как священная война в защиту Отечества от лукавого, вероломного врага, попирающего веру и разрушающего саму суть государства. Все народы Российской Империи вступили в борьбу с врагом. Русская Церковь всегда разделяла судьбу народа, и в этот раз Церковь не осталась в стороне. Посмотрим, как в наших святых местах священнослужители, монашествующие и все православные встретили тяжелую годину. 6 июля 1812 г., находясь в Полоцке, Государь Александр I обращается к народу с призывом о создании новых сил народного ополчения, так называемой второй преграды врагу.
В августе игумен Святогорского монастыря Петр Лавров получает из Псковской духовной консистории императорский указ №17/6 от 8 августа 1812г. (Ф 238 оп.1 №80 л.50) В указе изложен порядок оглашения манифеста Государя от 6 июля и воззвания Синода, отмечена необходимость совершения молебна отправляемого «Во время брани против супостатов находящих на ны» с коленопреклонением. Также с коленопреклонением должна была быть прочитана молитва на литургии. Помимо этого каждое воскресение должен был служиться во всех храмах указанный молебен о победе также с преклонением колен. В указе отмечалось, что молебны в храмах Пскова состоятся 28 июля в воскресенье. Отец Петр получил указ 8 августа, следовательно, молебен и прошения на литургии в Святогорской обители прозвучали позже. После литургии было прочитано Воззвание Святейшего Правительствующего Синода от 15 июля 1812г. В Воззваниии сказано: «...Властолюбивый, ненасытимый, не хранящий клятв, не уважающий алтарей враг, дыша столь же ядовитою лестью, сколько лютою злобою, покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих еще издалеча простирает хищную руку...». (Ф 238 оп.1 №80 л.52 ) О Наполеоне было известно, что он в 1808г. упразднил папское государство, лишив папу Пия VII власти. Наполеон воспринимался, как противник Церкви, который не щадил свою веру, был отлучен от неё, поэтому не пощадит и Русскую Церковь. Грабежи православных храмов враг начал с первых шагов по русской земле. Как сообщает исследовательница Л. В. Мельникова в своей работе «Антинаполеоновская церковная проповедь в 1812 году»: «В общей сложности в центральных губерниях было разорено более 50% всех существовавших на оккупированных землях церквей.»
Народ ожесточенно сопротивлялся. Крестьяне сжигали жилища и продовольствие, уводили скот, оставляя врагу пепелище, а сами вступали в партизанские отряды. «Сего ради взываем к вам, чада Церкви и Отечества! Приимите оружие и щит, да сохраните верность и охраните веру отцов наших. Приносите с благодарением Отечеству те блага, которыми Отечеству обязаны. Не щадите временного живота вашего для покоя Церкви, пекущейся о вашем вечном животе и покое. Помяните дни древнего Израиля и лета предков наших, которые о имени Божием с дерзновением повергались в опасности и выходили из них со славою...», - отмечено в синодальном Воззвании.(Ф 238 оп.1 №80 л.52 ).
Особенное внимание Синод уделяет пастырям Церкви, призывая их усилить молитву за Отечество. Синод приводит пример из 17 главы библейской книги Исход , когда Моисей во время битвы евреев с амаликитянами воздел руки в молитве Господу: «... яко же Моисей во весь день брани с Амаликом не восхотел опустить рук воздеянных к Богу: утвердите и вы руки ваши в молитве дотоле, доколе не оскудеют мышцы борющихся с нами...». (Ф 238 оп.1 №80 л.52 об.) Благословения Церкви на ратный подвиг удостоены сыны диаконов, которые еще не посвящены в священные степени и желают зажищать Родину: «И есть ли кто из сынов левитских, еще не определившихся к служению, возревнует ревностию брани: благословляется на сей подвиг от самыя Церкви.» (Ф 238 оп.1 №80 л.52 об.)
На ополчение в церквях и монастырях собирались деньги и драгоценные вещи, которые находились «без всякого употребления». Об этом сказано в указе Псковской духовной консистории от 15 августа 1812г, поступившем в Святогорский монастырь. Согласно этому указу, по возвращении с войны ополченцев «служение их не оставлено будет без уважения». Исполняя указ, настоятель и братия Святогорского монастыря собрали на ополчение и передали в Псковскую духовную консисторию золотых вещей 18 золотников с четвертью (77.85 гр.) и серебряных 26 фунтов 10 золотников (11,836 кг). (Ф 238 оп.1 №80 л.75) Помимо этого Святогорский монастырь внес пожертвование на содержание ополченца Харитона Лебедева, который служил подканцеляристом Псковской духовной консистории и пожелал бороться с врагом. На пропитание и одежду Харитону Лебедеву полагалось пособие 50 рублей, которое, согласно указу Псковской духовной консистории от 18 сентября было отослано монастырем.(Ф 238 оп.1 №80 л.68 )
В наших местах во время войны 1812 года действовали войска Петербургского и Новгородского ополчений, сами сражения миновали территорию Псковской губернии и по этому поводу в 1813г. верующие учредили крестный ход из Святогорского монастыря в Новоржев и Опочку с чудотворными Святогорскими иконами (Указ ПДК№ 1855 Ф 238 оп.1 №81 л.8). Хотя в окрестностях сражений не было, подготовка ополчения и работа с населением велась. В частности, «монашествующие и прочие в числе братства находящиеся» в Святогорской обители, согласно Указу Псковской духовной консистории от 31 июля 1812 года дали подписку в том, « ...чтобы каждый из нас употребляя более своего времени на точное исполнение обязанностей возлагаемых званием духовным и священным долгом добрых сынов отечества, всемерно удалялся от неприличных разглашений о воинских обстоятельствах под опасением неизбежного суждения по силе законов...» (Ф 238 оп.1 №80 л.57 ). То есть все сведения о войне, ставшие известными братии, те обязались не разглашать. Эту расписку дали: « ...правящий должность казначея иеромонах Антоний, иеромонах Василий, иеродиакон Паисий, иеродиакон Зосима, диакон Петр Иванов, диакон Иван Иванов, послушник Андрей Алексеев, послушник Василий Ефимов». (Ф 238 оп.1 №80 л.57) Таким образом видно, что помимо игумена Петра (Лаврова) в обители во время Отечественной войны 1812г. было 8 человек братии, в том числе 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 диакона и 2 послушника.
Борьба русского народа с врагом была благословенна Богом, и уже к концу 1812 года враг был повержен и изгнан из пределов Российской Империи. 25 декабря в день Рождества Христова император Александр I подпишет манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», вряд ли можно сказать лучше об этой победе:
«...Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.
Итак, да познаем в великом деле сем Промысл Божий. Повергнемся пред Святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам!
Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и тишину».(Ф. 328 оп.1 №81 л.14-15)
Настоятель Казанской церкви Пушкинских Гор протоиерей Михаил Иванов
____________________________________
*Высочайший манифест Александра I о вторжении Наполеона 6 июля 1812г. ГАПО Ф 238 оп.1 №80 л.53
В работе использованы архивные документы Государственного архива Псковской области (ГАПО) Фонда Святогорского монастыря Псковской епархии. Опись 1, дела №№ 80-81