На главную ‹ Святыни Псковской земли ‹ Псковские святые и праведники ‹ Преподобный Серапион Спасоелеазаровский (1480)
Преподобный Серапион Спасоелеазаровский (1480)
Память его празднуется 8 сентября в день преставления, 15 мая вместе с прп. Евфросином, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Первым сожителем преподобного Евфросина в пустыни был инок Серапион.
Преподобный Серапион Псковский родился в Юрьеве (ныне Тарту), который тогда находился под властью немцев, старавшихся искоренить Православие. Его родители были прихожанами русской церкви во имя святителя Николая.
Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и не раз выступал на защиту Православия. Владея латышским и чухонским языками, преподобный Серапион во всю свою жизнь заботился о поддержании в говорящих на этих языках духа православной веры. Державшихся Православия он укреплял своими назиданиями, а совратившихся в латинство или протестантство старался возвратить в Православную Церковь. Когда его хотели обратить в чужую веру насильно, он ушел в Толвскую пустынь, где начинал свои молитвенные труды псковский подвижник прп. Евфросин.
Под его окормлением преподобный Серапион стал постигать мудрость пустынного жития. Но вскоре ему пришлось пережить искушение: положившись на собственные силы, он хотел без благословения покинуть своего наставника и в полном уединении начать самостоятельную подвижническую жизнь.
Однако Господь вразумил неопытного послушника: сильно поранив ногу, преподобный Серапион раскаялся в своеволии и непослушании и вернулся к старцу. Приняв великую схиму, он 55 лет неотлучно пребывал с преподобным Евфросином, строго соблюдая обет безмолвия. Преподобный ревностно исполнял все его заповеди и был образцом для иноков.
Преподобный так строго исполнял иноческий обет нестяжания, что описатель жития называет его «мертвецем непогребенным». Ко всякой обиде он относился с исключительным смирением, всегда обвиняя лишь себя самого, и сам просил прощения у своего обидчика. Преподобный глубоко чувствовал силу общей церковной молитвы и говорил, что «чин двенадцати псалмов», пропетый наедине в келлии, не может равняться одному «Господи, помилуй», пропетому в храме. В последние годы своей жизни он прославился даром исцелений и прозорливости.
За год до смерти он со слезами молился пред чудотворным образом Божией Матери.
"Отче, о чем ты так горько плакал?". - "О неуготованной к исходу от тела душе моей, и о том еще , что в годину моей кончины сильный враг из Ливонии с многочисленной ратью подступит к Пскову".
Затем добавил: "Молитесь и уповайте на милость Божию! Господь ради молитв Пречистой Своей Матери и псковских чудотворцов умилосердится над градом благоверной княгине Ольги и сохранит его. А святая обитель эта неприкосновенна будет". Так и случилось: в год смерти преподобного стотысячный немецкий отряд подошел к Пскову, но псковичи, укрепленные чудесным явлением благоверного князя Довмонта, бросились в бой и смяли немцев.
Преподобный Серапион скончался 90 лет от роду, 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Так как день преставления преподобного Серапиона совпадает с двунадесятым праздником, память его творится 7/20 сентября.
Преподобный Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Со своим духовным отцом преподобный Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15/28 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина.
Тропарь преподобному Серапиону, Спасоелеазаровскому , глас 8:
Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе, и вся красная мира сего возненавидев, Христа единаго возлюбил еси. Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый, весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси, темже и молим тя: поминай нас чтущих святую память твою, да зовем ти: радуйся пустынная похвало, преподобне отче наш.
Кондак преподобному Серапиону, Спасоелеазаровскому, глас 4:
От высокоумия искус приим смиренномудрия, благодатию Божиею явился еси рачитель Богоносе Серапионе. Желанием бо Божественныя любве вжигаем, житейския молвы оставль, ревнитель учителю твоему Евфросину был еси, безмолвиемъ и жестоким пребыванием последуя Христу, бдением же и молитвою и постом образ был еси спостником твоим. Ныне же молися Господеви, Богоблаженне, спастися душам нашим.