Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Святыни Псковской земли ‹  Псковские святыни ‹ Мощи и частицы мощей святых

Частица мощей преподобного Никандра пустынножителя

Местонахождение: Псковская область, Порховский район, Свято-Благовещенская Никандрова пустынь.

День празднования: 7 октября (24 сентября по старому стилю).

Тропарь: Светило незаходимого света стране нашей явился еси, Богоблаженне, доблественне претерпев вражия озлобления, биения и раны яко одежда нетления вменишася тебе, со зверьми бо брався, и от человек злых прободения прияв, о тех молился еси, достохвальне Никандре, отче наш, молися о душах наших.


Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Фи­липпа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детского возраста он об­наружил стремление к великим подвигам. Отец Ни­кона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился на­учиться грамоте, чтобы чи­тать Божественное Писание.

Часто посе­щал он свою сельскую церковь во имя угодника Божия Николая, архиепископа Мир­ликийского, не любил детских игр; не прельщался красивыми одеждами, до­вольствуясь худым рубищем, и только размышлял о том, как ему спастись. Сильно нравилась Никону тихая иноческая жизнь, посвященная труду и молит­ве. К подвижнической жизни привлекали благочестивого отрока примеры препо­добных Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковских пустынножи­телей (память 15/28 мая), и Саввы Крыпецкого (память 28 августа/10 сентября), незадолго перед тем просиявших своими подвигами и чу­десами в Псковской земле.

Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он начал молить свою мать, что­бы она удалилась от суетного мира. Анастасия послушала совета сына; часть своего имения раздала нищим, часть пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре, где и жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, по­клонившись мощам преподобных Евфросина и его ученика Саввы, он окончательно утвердился в стремлении к отшель­ни­ческой жизни.

Когда Никон возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый че­ло­век Филипп, возлюбивший юношу за его необычайное смирение и терпение. Видя великое желание Никона разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение к некоему диакону. Господь просветил разум юно­го подвижника. Скоро Никон изучил грамоту и читал Божественные книги, так что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы его за­няты были одним — стремлением угодить Господу, спасти свою душу.

Помня слова святого пророка Давида: Се удалихся бегая и водворихся в пус­тыни: чаях Бога, Спасающаго мя от малодушия и от бури (Пс. 54, 8—9), смиренный подвижник усердно молил Господа, чтобы удостоил его видеть пус­тыню, послал человека, который бы мог ука­зать ему то уединенное место.

Молитва святого была услышана. Ког­да преподобный пришел в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию в церкви святого и слав­ного Бо­гоявления, в сем храме был глас Никону из алтаря, повелевавший ему идти в пустыню, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли препо­добному достичь своей заветной цели, по его молитвам также вступили на путь иночества и стали пострижен­никами Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.)

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества препо­доб­ный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блажен­ный Николай (память 28 февраля/12 марта). Молитвами всех Псковских угод­ников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), который дважды являлся преподобному, на­ставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный побе­дил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования.

Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее. Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков в монастырь, основанный пре­подобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподоб­ного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игу­мен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благоче­стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи­тие, оно требует частого дождя слез­ного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко­делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав­ляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель­нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет.

В дикой пустыни самая жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбой­ники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле жи­вым. По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про­сфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра­боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра­доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страш­ная тайна: дивным и непостижимым об­разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про­сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре­подобного на келарство.

Святой при сем возвы­шении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан­ность со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: не­сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы­ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель.

Выйдя из Крыпецкого монастыря, он по­селился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подви­гам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг — завистник людей внушил игуме­ну и братии Крыпецкого мо­настыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил­ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. 15 лет из них он провел, не видя лица человече­ского, так что и люди не знали о месте его подвигов. Чудесным обра­зом Господь открыл миру Своего угодника. Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в 12 верстах от хижины святого, однажды, погнав­шись за лосем, заехал в темный лес, в глухую, непроходимую дебрь. Петр потерял из вида лося; тогда он заметил небольшую хижину, ого­роженную частоколом — жилище преподобного Ни­кандра.

К преподобному стало приходить много народа «пользы ради», ибо, по слову прп. Иоанна Лествичника, «монашеское житие — свет для всех человеков». Верующие обращались к прп. Никандру за молитвенной помощью, ибо Гос­подь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую «гостиницу у дуба», которую сам протапливал.

Преподоб­ный не дозволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его кел­лии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них пол­ученный дар слез. Между тем, видя, что приближается конец земной его жизни, преподобный Никандр решился возложить на себя великую схиму. Он отправился в Демьян­ский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; это произошло за восемь лет до его кончины.

В то время к преподобному часто приходил один диакон из г. Порхова, по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посе­щения Ни­кандр поведал Петру: «Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу, и ты погреби тогда мое грешное тело. Не знаю, как извещу тебя, ибо в то вре­мя будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моей кончине, небояз­нен­но погреби тело мое, а над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь ве­ли­кого и славного Благовещения».

Он предвидел свою смерть, предсказав, что ум­рет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое по­ражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польско­го ко­роля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшим­ся: он лежал на ро­­гож­ке с крестообразно сложенными на груди руками. Так с миром почил о Гос­поде досточудный отец наш преподобный Никандр пустынножитель.

Не осталось забытым уединенное место подвигов святого пустынножителя. Через два с половиной года после кончины прп. Никандра над его гробни­цей воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвя­той Богородицы. В 1585 году пришел на то место один мирянин. Здесь он принял иноческое постриже­ние с именем Исаии. Долгое вре­мя Исаия страдал болезнью ног и наконец, по мо­литвам преподобно­го, получил исцеление от своего недуга. Сей Исаия на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь и собрал в ней многочис­ленную братию. Так была основана Благовещенская Никандрова пустынь.

В 1686 году по распоряжению патриарха Всероссийского Иоакима, вследствие слуха о его чудесах, мощи преподобного были освидетельствованы и найдены нетленными; в то же время было составлено его житие и сочинена ему служба (есть и акафист).

Патриарх Иоаким, рассмотрев житие и службу преподобному, повелел праздновать па­мять его в храмовый праздник обители (т. е. на праздник Благовещения), а также 24 сентября — в день кончины его. При перестройке собора монастыря были обретены мощи прп. Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с прп. Никандром, ко­торого глубоко чтят на Псковской земле.