На главную ‹ Святыни Псковской земли ‹ О воспитании детей ‹ Дети пишут Богу
Дети пишут Богу
Книга «Дети пишут Богу» Михаила Дымова вышла в издательстве «Вайделоте» (Рига) еще в 1997 году, но из-за небольшого тиража так и не дошла до российского читателя. Идея автора была проста как все гениальное: спросить детей, что они думают о Боге, как относятся к Нему, что хотели бы у Него спросить или попросить. В результате было получено более трех тысяч обжигающе искренних и пронзительно доверчивых ответов, которые заставляют взрослых смеяться и плакать, но главное ― вновь задумываться о том, что же все-таки самое главное в человеческой жизни...
Свою вторую жизнь книга М. Дымова обрела в Интернете. Она стала очень популярной, но об ее авторе читателю, к сожалению, мало что известно. Михаил Гаврилович Дымов, рижский писатель и кинодраматург, умер в октябре 2004 года, в возрасте 65 лет. Последние слова, которые он произнес в своей жизни, были такими: «Здравствуй, Господи, навсегда!». Кажется, их мог бы произнести кто-то из маленьких соавторов его книги… Бог особенно близок не только детям, но и тем взрослым, которые всем сердцем восприняли Его заповедь: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).
ОТ АВТОРА
Эта книга родилась не случайно. Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем непонятнее становится нам эта страна - страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве ; у них свои критерии - они на "ты " с вечностью. Будучи в Израиле, в центральной газете "Вести" я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло - вот оно. Захотелось поскорей домой.
Нетерпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема. Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. "О чем бы ты хотел спросить у Бога?", "Что бы ты хотел попросить у Бога?" и "Что бы ты хотел рассказать Богу?" - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы.
В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы. Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми, детская эмоциональность и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразностью, тонкостью, непосредственностью. Книга "Дети пишут Богу" адресована всем - взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит - к душе человека. Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит есть у вас душа. И слав Богу. Ну а дети - как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое.
ГОСПОДИ, EСЛИ ТЫ УСТРОИШЬ КОНЕЦ СВЕТА, КТО Ж НА ТЕБЯ БУДЕТ МОЛИТСЯ?
Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги М. Дымова «Дети пишут Богу».
Господи, кто я?
Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?
Женя, 2 кл.
Господи, а где сейчас Христос, чем Он занимается?
Стелла, 2 кл.
Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?
Гриша, 4 кл.
Может, я могу Тебе чем-то помочь?
Света, 2 кл.
Господи, а вообще-то Ты есть?
Александр, 2 кл.
А я есть на самом деле?
Люба, 3 кл.
Для чего я родился?
Марик, 3кл.
Ну, почему меня так легко провести?
Яша, 2 кл.
Боженька, что у меня было позади?
Алик, 1кл.
Почему со мной никто не дружит?
Антон, 4 кл.
Скажи по секрету, любит меня кто-нибудь?
Анзор, 3 кл.
Почему у меня все-все дела плохи?
Юра, 2 кл.
Почему мы стареем?
Шурик, 3 кл.
Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?
Паша, 3 кл.
Почему я плохо сижу?
Андрей, 3 кл.
Ты добрый, но зачем надо, чтоб люди умоляли Тебя: сделай то, пошли это.
Наташа, 4 кл.
Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?
Ираклий, 4 кл.
Всех людей Ты видишь?
Валентин, 2 кл.
Чего мне не хватает, чтоб Ты гордился мной?
Алеша, 4 кл.
Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?
Олег, 3 кл.
Господи, давай дружить?
Федя, 1 кл.
Какие бы Ты поставил мне оценки за жизнь?
Аркадий, 2 кл.
Ах, Господи, ну почему я так устроена?
Алла, 3 кл.
Болезни Ты дал людям для уколов?
Ося, 2 кл.
Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?
Лиза, 2 кл.
А что если люди Тебя не любят, а боятся?
Руслан, 2 кл.
Кто Тебя надоумил так себя вести с людьми?
Таня, 3 кл.
Зачем я нужен на планете Земля?
Олег, 2 кл.
Когда я поумнею?
Боря, 3 кл.
Почему люди осваивают жестокость?
Саша, 2 кл.
Как бы добожиться до тебя?
Юра, 2 кл.
Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.
Андрей, 4 кл.
Что Тебе не нравится в нашей жизни?
Славик, 2 кл.
Может, Вам там печально?
Софа, 1 кл.
Зачем Ты сделал человека главным на Земле?
Олег, 4 кл.
А если все люди попадут в рай, места там всем хватит?
Андрей, 3 кл.
Чужая душа потемки? Для Тебя тоже?
Яша, 2 кл.
Почему, когда кого-то обидишь, настроение портится, а когда кого-то прощаешь, становится радостно?
Алла, 3 кл.
Какая беда докричится до Тебя?
Наташа, 2 кл.
Для чего нужен человек?
Алик, 3 кл.
А мы не игрушки Твои?
Саша, 2 кл.
Почему человек не вылупляется из яйца?
Тима, 2 кл.
Так кто же создал человека: труд или Ты?
Рафик, 3 кл.
Почему многие люди такие несолнечные?
Арина, 3 кл.
Насколько хорошо я закончу свою жизнь?
Никита, 2 кл.
Кто Тебя надоумил так вести себя с людьми?
Настя, 4 кл.
На каком языке говорят души?
Рая, 4 кл.
Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься?
Гога, 4 кл.
Почему Ты наказываешь добрых людей?
Федор, 4 кл.
За что я родилась некрасивой?
Катя, 4 кл.
Сколько верующих среди верующих?
Зоя, 4 кл.
За что Ты от меня отвернулся?
Аня, 3 кл.
Зачем мы приходим в эту жизнь из другой жизни?
Руслан, 2 кл.
Как стать воспоминанием?
Миша, 4 кл.
Я сильно позорю Тебя?
Вова, 4 кл.
Может ли хватить детства на всю жизнь?
Марк, 1 кл.
Покажи, пожалуйста, меня всему миру.
Алла, 2 кл.
Покажи, как Ты меня любишь.
Эрна, 2 кл.
Открой нам нас.
Вова, 4 кл.
Раздай всем людям доброту.
Катя, 2 кл.
Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты - в меня.
Ляля, 2 кл.
Следи за мной внимательнее, чтоб я чего-нибудь не вытворил.
Алик, 1 кл.
Я пишу Пушкина.
Стасик, 3 кл.
Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе, Боженька, я покажу. Вот они.
Взрослые плачут слезами.
Взрослые плачут глазами.
Маленькие плачут сердцем,
Маленькие плачут жизнью.
Но если взрослый плачет, как маленький,
Значит, он и правда плачет.
Марик, 4 кл.
Ах, если бы Ты знал меня раньше. В садике. Сейчас я немного сдала.
Света, 2 кл.
Господи, мне так не везет, что же я - не люди?
Михаил, 3 кл.
С Тобой я бы пошел в разведку.
Гарик, 1 кл.
Человека Ты придумал здорово, а вот с зубами его Ты недоработал. Это же надо, 32 раза ходить к врачу!
Вася, 2 кл.
Всего Тебе в жизни наилучшего.
Степа, 1 кл.
Боженька, приглашаю Тебя на мой день рождения, который состоится 4 августа в 14 часов. Буду ждать. Если нет денег, приходи без подарка.
Миша, 2 кл.
Цветы у Тебя получились лучше, чем человек.
Галя, 4 кл.
Правда ли, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель? Если да, то кто мой ангел? Я бы с ним хотел подружиться.
Эдик, 4 кл.
Господи, в те разы когда я не молюсь, не сердись - я весь в любви.
Яша, 4 кл.
Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни.
Ольга, 3 кл.
Ты послал мня в жизнь, которой сам недоволен.
Ярик, 4 кл.
Я плохой, но пусть бросит в меня камень, кто хороший. Только, чур, Ты не швыряйся!
Вячеслав, 3 кл.
Если бы Ты знал, как меня взрослые затаскали по будням.
Лелик, 3 кл.
Я Тебя уважаю за веру в человека.
Игорь, 3 кл.
А я ведь Тебе тоже многое прощаю.
Натан, 4 кл.
Мы Тебя понимаем светлее, чем взрослые.
Гарик, 2 кл.
Я пишу Тебе, а ответа все нет. Ленив Ты.
Ларик, 2 кл.
Ученье - свет
А учеба - это хорошо, плохо или средне?
Валя, 3 кл.
Сколько я кончу классов и как буду жить дальше?
Анатолий, 4 кл.
Вы бы не могли дать мне преуспевания в учебе?
Аня, 3 кл.
Почему я так плохо учусь? Может, из-за учителей?
Гена, 3 кл.
Почему Ты людям все прощаешь, а учителя - нет?
Костя, 2 кл.
Помоги мне после окончания школы поступить в высшее образование.
Костя, 4 кл.
Сделай так, чтоб наша школа стояла долго и упорно.
Ираклий, 2 кл.
Помоги мне, пожалуйста, хорошо учиться в школе всю жизнь.
Верочка, 1 кл.
Сделай, чтоб у меня был хороший почерк, тогда я напишу нормально контрольную, да и Тебе же легче читать мои письма.
Соня, 2 кл.
Боженька, я бы очень хотела хорошо учиться и не плакать.
Уля, 4 кл.
Устрой так, чтоб я училась на блестяще.
Рая, 4 кл.
Вообще-то я у Тебя хотел попросить много чего. Ну, например, не учится.
Максим, 4 кл.
Милый Боженька, забери меня обратно, здесь так скучно.
Вася, 2 кл.
Сделай так, чтоб я был одаренным во всех направлениях.
Саша, 3 кл.
Мне очень надо хороших оценок.
Аркадий, 4 кл.
Пусть моя учительница учит меня вечно.
Радик, 3 кл.
Придумай так, чтоб я нравилась учителям.
Ира, 3 кл.
А можно, чтоб в классе каждый день был цирк?
Юра, 2 кл.
Отпусти меня на час в детство, там живет Катя из нашего садика.
Артем, 1 кл.
А Ты знаешь, я написал сочинение по математике.
Люсик, 4 кл.
А знаешь, с тех пор как я узнала Тебя, я никогда не списываю.
Инна, 2 кл.
Я Тебя не просил, а Ты взял и отменил контрольную. Классно!
Руслан, 1 кл.
На родительском собрании учительница говорила про меня так много хорошего, будто я умер.
Олаф, 3 кл.
Вчера учительница велела, чтоб мы написали Тебе письмо. Кто о чем хочет.
Так вот, то письмо, что я написал в классе, не считается. А если считается, то не обращай внимания на ошибки. Будто их нет.
Сережа, 2 кл.
А "двойка" в школе - это мой грех? Если "да", тогда можно и прогулять занятия. В смысле - подальше от греха.
Костя, 3 кл.
Ну вот, смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы все равно умрем и знания наши пропадут.
Федя, 4 кл.
Я так устал от жизни: учишься, учишься, учишься. Как дурак!
Сеня, 3 кл.
В мире животных
Почему у нас дома такая собачья жизнь, что ни одна кошка не приживается?
Андрей, 4 кл.
Долго ли будет жить моя кошка Пума?
Стасик, 2 кл.
Почему звери раньше говорили, а сейчас не умеют? Ну, вспомни, даже Змей беседовал с Евой.
Ева, 3 кл.
Что нужно сделать с животным, чтоб они попали в рай вместе с нами?
Эгон, 3 кл.
Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты.
Тоня, 2 кл.
Пошли мне, милый Бог, кошечку. И чтоб все называли ее кот Вася.
Нелли, 3 кл.
Знаешь, Боженька, я бы хотел иметь друга в облике кошки.
Дима, 3 кл.
Сделай так, чтоб у меня была белка. Я бы с ней выступал в цирке перед детишками.
Максим, 4 кл.
Когда моя собака уйдет с Земли, возьми ее себе. Ты будешь иметь настоящего друга. Писать и какать выводи ее в семь часов, ест она все, не кричи на нее, она может цапнуть.
Жора, 2 кл.
Чтоб были здоровы я, попугай и мама с папой.
Тося, 2 кл.
Я бы хотел у Тебя попросить аквариум с рыбкой-ангелом.
Родион, 3 кл.
Я бы попросил у Вас какое-нибудь животное, только чтоб домашнее. Если Вам тяжело, я не против и мягкой игрушки. Всегда Ваш.
Сема, 3 кл.
Говорят, кошка всегда ложится на больное место хозяина. Поэтому, когда папа укладывается отдыхать, наш кот Леопольд сходу прыгает ему на голову. Папа сердится, а мы смеемся.
Роберт, 3 кл.
Тебе не кажется, что зря на Земле нет церквей для собак. Ведь любовь к собаке не бывает безответной.
Роберт, 4 кл.
Собака - это друг человека, кроме тех случаев, когда кусается.
Сеня, 3 кл.