Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Страница юриста ‹  Ювенальная юстиция в России ‹ Ювенальная юстиция

Последствия развития ювенальной юстиции в России

Огромным толчком в развитии ювенальной юстиции в России послужило ратификация ряда статей принятой в 1961 году, и вступившей в силу в 1965 году Европейской социальной хартии (далее Хартия) - конвенцией Совета Европы, закрепляющей ряд социальных прав человека.

Россия ратифицировала Хартию в октябре 2009 года, признав обязательными для себя из положений части II Хартии статьи 1—3, 5—11, 14, 16, 17, 20—22, 24, 27—29 полностью, 4, 12, 15, 18, 19 частично (всего 68 пунктов).

Одни из самых «опасных» для нашего общества статей Хартии являются статьи 11 и 17, в которых указывается:

Статья 11 "Право на охрану здоровья"

В целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Стороны обязуются принять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, соответствующие меры, направленные, в частности на:

1. устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья;

2. предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье;

3. предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев.


Внешне положительный пункт 2 ст. 11, на самом деле, по сути требует введение в школах сексуального просвещения, более того страна ратифицировавшая хартию, регулярно предоставляет в Совет Европы доклад, в котором сказано, что страны, ратифицировавшие пункт 2 статьи 11, отчитываются тем, что внедряют через учебные программы обязательное сексуальное просвещение в школе.

К сведению, в европейских странах уже с детского сада осуществляется обязательное сексуальное просвещение!

Таким образом, так называемое сексуальное просвещение нарушает права религиозных семей, которые имеют свой взгляд на подобные вещи.

Внедрение подобного рода «просвещения» в российскую систему образования грозит разрушением нравственности среди и без того «трудных» в наше время подростков, что приведёт к искажению истинного значения и понимания важнейшего института в стране брака и семьи. Получится так, что то, от чего родители уберегают ребёнка, будет (и к сожалению уже есть) целенаправленно преподноситься школой как необходимый элемент в жизни.

В информационном документе Секретариата Европейской социальной Хартии «Права детей в Европейской социальной Хартии» указывается, что положения ст. 11 Хартии в области здоровья должны иметь приоритет в политике здорового общества и обеспечиваться через школу и быть частью учебного плана. В нем должно быть уделено внимание курению, наркотикам, злоупотреблению алкоголем, здоровому питанию и сексуальному просвещению, что в свою очередь объединило антинаркотическую, антиалкогольную профилактику и профилактику табакокурения с сексуальным просвещением.

Ещё одна статья Хартии с «подводными» камнями:

Статья 17 "Право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту."

В целях обеспечения эффективного осуществления права детей и молодежи воспитываться в обстановке, способствующей полному развитию их личности, а также их физических и умственных способностей, Стороны обязуются, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, принимать все надлежащие и необходимые меры для того, чтобы:

1. a) обеспечить, чтобы дети и молодежь, с учетом прав и обязанностей их родителей, получали необходимые для них уход, помощь, образование и профессиональную подготовку, в частности путем создания или поддержания в этих целях достаточных и адекватных для этого учреждений и служб;

b) защищать детей и молодежь от безнадзорности, насилия и эксплуатации;

c) обеспечивать защиту и специальную помощь со стороны государства детям и молодежи, временно или постоянно лишенным семейной поддержки;

2. обеспечивать детям и молодежи бесплатное начальное и среднее образование, а также содействовать стабильной посещаемости в школах.


В этой статье речь идёт о службах ювенальной юстиции, которые выполняют ряд родительских функций, тем самым замещающих собой родителей.

Конечно, российское законодательство активно, ещё с 2000 годов начало реформирование в сторону развития института ювенальной юстиции, и поворотным моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса РФ, предусматривающей «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим».

Также принятая в 2008 году 22 глава Семейного кодекса РФ, предусматривает изъятие из семей детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи.

Понятие «ювенальная юстиция» связывается с судом по делам несовершеннолетних, что позволяет рассматривать её как систему законодательства, регулирующую правоотношения в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, механизма защиты и соблюдения прав несовершеннолетних правонарушителей в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства.

Система ювенальной юстиции представляет совокупность таких органов, как «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, ювенальные органы следствия и дознания, суды по делам семьи и несовершеннолетних, ювенальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, приемные семьи, кураторские центры, реабилитационные службы для несовершеннолетних, коллегии адвокатов, правозащитные общественные организации, занимающиеся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних»

В феврале 2011 года утверждено Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел.

С позиции ювенальной юстиции большое значение придаётся п. 44 настоящего Постановления, в соответствии с которым «судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств».

Казалось бы, благие намерения, однако, так называемая забота о детях со стороны государства, «выливается» в опасные последствия для страны.

Получается, что, по нашему законодательству семье с «неблагополучным» статусом, (а это половина России) вместо материальной помощи со стороны государства, проще и выгоднее, занести такую семью в «чёрный список» для изъятия детей ювенальными службами.

80 тысяч семей в России уже занесены в черный список «неблагополучных». Такие данные привела руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Ольга Леткова.

А в Псковской области, как сообщили ПАИ в пресс-службе администрации региона, в 2010 году отобраны 40 детей, в 2011 году — 7 детей.

К сожалению, сейчас у органов опеки созданных при муниципалитетах есть большие полномочия. Поводом для проверки семьи комиссии из опеки могут быть, если ребенку не были своевременно сделаны прививки, жилье в аварийном состоянии, квартира требует ремонта, наличие в доме домашних животных, несвоевременное прохождение врачей в поликлинике, на полу разбросаны игрушки и мусор, в холодильнике присутствует не весь ассортимент необходимых ребенку продуктов, жалобы соседей на жестокое обращение с ребенком о том, что ребенок часто кричит и плачет и т.д.

Такое право предоставляется ст. 77 Семейного кодекса РФ, поэтому если орган опеки посчитает что есть непосредственная угроза жизни или здоровью ребёнку, его заберут из семьи до суда, где будет решаться вопрос о лишении или ограничении родительских прав.

Правовым основанием такого отобрания служит постановление (распоряжение) органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления (распоряжения) должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Теоретически сотрудники опеки могут прийти с проверкой в любую семью, в отношении которой поступил «сигнал» от врача, из образовательного учреждения или от соседей, ‑ с тем, чтобы убедиться, что с ребенком всё в порядке.

В России складывается тенденция изъятия детей из неблагополучных семей.

К примеру, в Нижегородской области вышло Постановление Правительства от 3 сентября 2010 года № 574 «Об утверждении Положения о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

И в итоге многие семьи уже лишаются своих детей из-за трудного финансового положения.

Беда ещё и в том, что в России нет единого федерального органа государственной власти, который бы контролировал ситуацию в семьях. В результате вопроса «отнимать – не отнимать» решается на уровне органов опеки по территориальности. Ситуация всякий раз трактуется конкретным специалистом из конкретного региона.

Из выше перечисленного следует то, что на сегодняшний день в «группе риска» оказываются не только неблагополучные, но и многодетные семьи, что почти одно и тоже в нашей стране.

Таким образом, сейчас действует «закон отнятия детей у бедных родителей», а ювенальная юстиция это оружие, разрушающие семью.